Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Организация исследовательской деятельности при реализации метапредметного подхода на уроках русского языка в 10 классе

Workhard 700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2022
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Исследование как метод познания и обучения 7 1.1 Сущность и понятия терминов «исследование», «исследовательская деятельность» 7 1.2 Психологический аспект формирования навыков исследовательской деятельности школьников 10 Глава 2 Организация исследовательской деятельности обучающихся при изучении русского языка в школе 12 2.2 Исследовательская работа в процессе изучения русского языка 19 2.3. Метапредметный подход на уроках русского языка 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Введение

В настоящее время задача обновления содержания образования стала необходимой во всем педагогическом мире. Современный образ жизни, с его скоростью и бесконечным потоком информации, предъявляет высокие требования к молодому поколению. И если раньше содержание образования было связано с устно - учебным материалом, то сегодня с введением новых стандартов общего образования как нового методологического подхода выдвигается требование к результатам метапредметного обучения, что, в общих чертах, означает способность к обучению. От прежнего потребления учеником информации, выдававшейся ему преподавателем, учебником, техническими средствами обучения происходит поворот к обучению тому, как самостоятельно добывать нужную информацию, как выражать к ней свое отношение. Поиск, понимание, умение видеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока русского языка. Специфика учебного содержания школьной дисциплины сопряжена в том числе с осмыслением ценностей духовной, нравственной и культурной жизни народа и мира в целом. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) впервые целью обучения становятся не только предметные, но и метапредметные результаты, которые способствуют решению проблемы разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных дисциплин и предметов. В работе над такими результатами ФГОС обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению, основанного на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся их индивидуальным особенностям и возрасту. Поэтому уроки должны быть направлены на активную учебно-познавательную деятельность учащихся. В связи с этим должно быть стимулирование учащихся к личностному восприятию родного языка. Все это требует альтернативных форм, методов, технологий в образовательном процессе. И исследовательская деятельность является важнейшим средством формирования метапредметных умений и навыков. Главной ее целью является не получение научных результатов, а развитие личности, приобретение учащимися практических навыков исследования как способа освоения действительности, активизация самостоятельной деятельности, направленной на приобретение новых, личностно ориентированных и значимых знаний для конкретного учащегося. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход, все общеобразовательные программы школьных предметов ориентированы именно на данный вид деятельности. Основные положения, изложенные в проекте Концепции филологического образования в современной школе, свидетельствуют о том, что русский язык как школьная дисциплина не является исключением в данном вопросе. Исходя из этого, следует, что сегодня каждый школьник, вовлеченный в процесс обучения, должен быть научен различным способам этой деятельности. Проектная и исследовательская (проектно-исследовательская) виды деятельности являются частью самостоятельной работы школьников и направлены на получение уникального результата. Качественно выполненный проект или проведённое исследование - это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий. Роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом или исследованием: каждый ученик становится субъектом деятельности, выступает активным участником, а не пассивным статистом. При этом школьники свободны в выборе способов и методов деятельности для достижения поставленной цели. В связи с вышесказанным, можно определить цель данной работы: изучить эволюцию исследования как метода дидактики, выявить основные условия, необходимые для организации исследовательской деятельности в процессе обучения и обосновать практическую значимость такого вида деятельности для развития у обучающихся универсальных учебных действий при изучении литературы. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: 1. Провести изучение литературы, связанной с историей возникновения метода исследования и развития опыта организации исследовательской деятельности; 2. Определить и систематизировать теоретические положения об особенностях деятельности учителя по развитию исследовательских способностей и универсальных учебных действий обучающихся; 3. Предложить практические приемы организации исследовательской работы в процессе изучения русского языка. Таким образом, тема работы предполагает решение задач, связанных с изучением вопроса о возникновении, развитии и использовании в дидактике исследования как метода обучения, а также осмысление практического опыта по организации исследовательской деятельности школьников при изучении русского языка в школе. Теоретическое изучение и осмысление проблемы организации исследовательской деятельности в школе позволяет выдвинуть гипотезу, что необходимо обновление методического мастерства учителя русского языка и литературы, которое заключается в умении организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе исследований, проводимых как на уроке, так и во внеурочное время.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Исследование как метод познания и обучения 7 1.1 Сущность и понятия терминов «исследование», «исследовательская деятельность» 7 1.2 Психологический аспект формирования навыков исследовательской деятельности школьников 10 Глава 2 Организация исследовательской деятельности обучающихся при изучении русского языка в школе 12 2.2 Исследовательская работа в процессе изучения русского языка 19 2.3. Метапредметный подход на уроках русского языка 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Список литературы

1. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников по русскому языку // РЯШ. – 2007. - № 2. 2. Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий «Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 94-100. 3. . Алексеев, Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - Москва, 2010. – С. 5 4. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34. 5. Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - № 2. - С. 7-10. 6. Бельфер, М.А. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М.А. Бельфер // Литература: Первое сентября. - 2006. - № 17. - С. 13-15. 7. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.80-88. 8. Брейтер М.А. Англицизмы в русском языке: история и перспективы: Пособие для иностранных студентов-русистов. Владивосток, 1997. 9. Бреховских, Л.М. Как делаются открытия: Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» / Л.М. Бреховских.- Москва, 2011. - 529 с. 10. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии// «Исследовательская работа школьников».- М «Народное образование, № 3, 2004.-С.-21-32. 11. Всествятский, Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни: учебное пособие / Б.В. Всествятский. – Москва: Перспектива, 1926.- 326 с 12. Глаголев В.В. Гастарбайтеры языка // Итоги. 2000. № 27. С. 9–10. 13. Григорьян, И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. - Москва: НИИ школьных технологий, 2011. – 457 с. 14. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников (поисковая деятельность) // РЯШ. – 2007. - № 3. 15. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. // Литература в школе. - 2008. - № 11. 16. Евдокимов, А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы: учебное пособие / А.К. Евдокимов. -Москва: НТА «АПФН», 2013. – 532 с. 17. Завьялова Е.М. Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства. // Литература в школе. - 2007. - № 9. 18. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001, 234с. 19. Избасарова Р.Ш. Повышение результативности современного урока // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3. С. 20–24. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие. СПб., 2002. 20. Карпенко, К.А. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности / Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. //Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2012.С.130-134 17. 21. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., Арена, 1994, 222с. 22. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение. 2008. 23. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 2011. - 84 с. 24. Кропанева, Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г.Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2013. т.1,С.124-135 25. Кудрова , И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21. 26. Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001. 27. Лернер, Г.И. Курс "Педагогическая теория - современному учителю": лекция N 3. Методы обучения, их специфика / Г. И. Лернер // Биология: изд.дом Первое сентября. – 2004. - №37. - С. 22-24. 28. Леонтович, А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2013, Издание МГДД(Ю)Т - 322 с. 29. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.33-37. 30. Литература 10-11 классы. Текущий контроль знаний. Тесты, зачеты, задания. – М.: Учитель, 2008. – 176 с. 31. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. – 2002. - № 2. 32. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006, 224 с. 33. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»– Волгоград ж. «Учитель»- 2011. – 325 с. 34. Прищепа Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе. // Литература в школе. – 2004. - № 12. 35. Рогов, А.А., Рогова О.Б., Клюкина Е.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -Москва: НТА «АПФН», 2003. т.1 С.118-124 36. Русский язык. 10 класс. Поурочные планы по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. – М.: Учитель, 2013. – 224 с. 37. Русский язык. 11 класс. Поурочные планы по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. – М.: Учитель, 2012. – 200 с. 38. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с. 39. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2006, 480 с. 40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 41. Стандарты второго поколения. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010. 42. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 43. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010. 44. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4 изд., дораб. М., 2011. 45. Худякова Л.А. Уроки русского языка в форме лабораторной работы. // РЯШ. - 2005. – 46. Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. – 24 с. 47. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование. – М.: Академия, 2005. – 240 с.. 48. Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины // Щерба Л.В. Избр. работы по рус. языку. М., 1957. С. 56–62.
Отрывок из работы

Глава 1. Исследование как метод познания и обучения 1.1 Сущность и понятия терминов «исследование», «исследовательская деятельность» Согласно Энциклопедическому словарю под термином «исследование» понимается научный процесс по выработке новых знаний. Этот процесс является одним из познавательных видов деятельности и характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Исследование как процесс имеет два уровня: эмпирический и теоретический. Наиболее распространено деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. Значение слова «исследование» в книге «Толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушакова трактуется так: 1. Действие (по глаг. исследовать); 2. Научное сочинение, в котором исследуется какой-нибудь вопрос. Разъяснение термина в «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой также содержит значения: 1. Процесс действия по значению глаг. несов. вида – исследовать; 2. Научное сочинение по исследованию какого-либо вопроса. Для уточнения значения слова в словарях синонимов находим пояснения: изыскание, разыскание. Применительно к исследованию научному как виду деятельности понимается строящийся на индивидуальном или коллективном взаимодействии ученых процесс по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности. В ходе научного исследования открытия учёного (ученых) не подготовлены специальным содержанием, результат предположителен, но неизвестен. Исследовательская деятельность как образовательная технология предполагает решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя и «определяется как деятельность по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся» [1, С. 23-25]. При учебном исследовании педагогом подбирается такое учебное содержание, которое ведёт обучающегося к открытию не для науки, а для самого исследователя. При этом учителю известен конечный результат. Исследовательская деятельность обучающихся ориентирована на приобретение новых знаний путём развития познавательной активности, мыслительных способностей и направлена на их творческое применение. Такого рода деятельность даёт простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить» [2, С. 12]. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg