1. Общие положения о договоре купли – продажи, заключенного дистанционным способом
1.1. История возникновения и развития дистанционного способа продажи товаров
Дистанционныи? способ продаж родился давно. Начиная с Древнего Египта, сер. 4 тыс. до н. э. — 4-7 вв. н. э, где заключение договоров на расстоянии осуществлялось посредством обмена письмами, - таким образом начали заключаться первые сделки без непосредственного присутствия сторон.
Основное формирование дистанционного способа заключения договоров, путем обмена письмами, произошло в XIX в., и к концу того же века дистанционные сделки носили массовыи? характер в развитых странах, к числу которых относилась и Россия: основная доля продажи товаров осуществлялась посредством размещения объявлений в газетах, каталогах, а также практиковалась продажа по телефону и телеграфу. Стоит привести в пример США, где данныи? вид торговли символизировал один из принципов демократии: индивид имеет право покупать любые товары вне зависимости от его места проживания и наличия данного товара в магазинах, где покупка возможна лишь при встрече продавца и покупателя лицом к лицу.
Статистика приводит данные, согласно которым уже к 1913 году каждыи? третии? житель России систематически приобретал товары по почте, а на рынке дистанционнои? торговли насчитывалось свыше 300 предприятии?. Дистанционными продажами с помощью почтовои? пересылки занимались торговые дома, основным средством демонстрации товаров потребителю были печатные каталоги. В то же время значительное число организации? уже начали предлагать такои? вид дистанционнои? продажи, как курьерская доставка на дом. Жителям больших городов стал доступен заказ по телефону или по почте любых товаров, как непродовольственного, так и продовольственного назначения. Не менее интенсивно развивалась дистанционная торговля в зарубежных странах.
В период появления новых технологий, а именно в 1970 – 1990-е гг. понятие дистанционнои? торговли приобрело новое значение, такое расширение значения было вызвано предоставлением дополнительных каналов передачи информации, включая телевидение, интернет и мобильную связь.
С распространением дистанционного способа продажи товаров начали возрастать дискуссии среди ученых-цивилистов. В первую очередь они обращали внимание на определение волеизъявления сторон. Доктринальные положения цивилистическои? науки содержат понимание гражданско-правового договора как осознанно согласованного волеизъявления лиц. Данное понимание договора предполагало наличие в договоре встречных согласованных волеизъявлении? участников. Соответственно, при заключении договора посредством выражения волеизъявлении?, которые осуществляются не единовременно и в различных местах, возникли определенные затруднения, как для ученых - цивилистов, так и для законодателеи?.
В связи с этим законодатель четко сформулировал требования к предложению лица, имеющему намерение заключить договор. Несоблюдение условий, установленных законом, не превращает предложение лица в оферту и, соответственно, не создает правовых обязанностеи?.
В исследованиях проблем заключения договоров были рассмотрены различные критерии к признанию договора заключенным:
1. в момент совершения (оформления) согласия;
2. в момент направления согласия лицу, выразившему намерение совершить договор;
3. в момент получения (непосредственного восприятия) согласия оферентом.
Все позиции воспринимались неоднозначно, но все-таки одна из них получила законодательное закрепление, согласно которому оферта создает обязанности заключить договор для лица, ее направившего, с момента получения ее контрагентом. У акцептанта появлялись обязанности с момента выражения намерения принять предложение на заключение договора, а не с момента получения акцепта оферентом.
Исследователями была также затронута и публичная оферта. Публичная оферта представляет собой обезличенное предложение, которое содержит в себе определенные конкретно данные о предмете сделки, и отсутствие таких данных означает отсутствие предложения. Высказывалось также мнение о том, что предложение о продаже, адресованное неопределенному кругу лиц, в частности посредством преи?скурантов, каталогов, проб или образцов, которое сформулировано без подробнои? идентификации товара, его стоимости и количества, не представляет собои? оферту. Отсутствие конкретизации предмета договора и других его условии? лишает такое предложение обязывающеи? силы.
Если рассматривать исследования эволюции правового регулирования договорных обязательств в целом и специфики дистанционнои? торговли , то заслуживают особого внимания принципы, которые были разработаны П.П. Цитовичем. Указанные им принципы уравнивали процедуру заключения договора отсутствующими субъектами с договорами, заключаемыми лицами по результатам непосредственного восприятия ими согласованных волеизъявлении?. Относительно возможности восприятия такого способа заключения договора как выставления товара в местах продажи в качестве публичнои? оферты, его позиция была отрицательнои?. Такое поведение, по мнению Цитовича, не более, чем уведомление о наличии определенных товаров, сходных по стоимости с представленными. Соответственно, данное представление имеет схожие признаки с продажеи? товаров по образцам.
Также стоит добавить, что проблему заключения договоров дистанционным способом подробно исследовал В. Д. Катков. Его позиция основывалась на анализе правовых норм и изучении практики заключения договоров, которые подтверждают легальность дистанционных договоров. Кроме того, русскии? публицист говорил о необходимости оценки договора, заключаемого посредством телефонных переговоров, в качестве договора, заключаемого между присутствующими. Но и у такой позиции были свои противники, которые выступали против данного восприятия применения технических средств при заключении договоров. Их позиция в свою очередь строилась на тезисе, согласно которому «существует невозможность визуализации сторонами друг друга, что все? же не исключает заблуждения относительно личности». Помимо этого добавлялось, что применение лицами технических средств в процессе согласования условии? договора может повлиять на восприятие доводов контрагента: образовать неверное представление об условиях заключаемого договора.
17 ноября 2004 года в Москве был подписан договор о создании Национальнои? ассоциации дистанционнои? торговли (НАДТ), которая сменила России?скую Гильдию предприятии? торговли по почте, созданную в 1999 году в целях формирования цивилизованного рынка услуг в сфере дистанционнои? торговли.
Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли (НАДТ), является старейшей российской профессиональной некоммерческой организацией, представляющей интересы участников рынка дистанционной торговли и предприятий, образующих экосистему отрасли.
В настоящее время продажа товаров дистанционным способом регламентируется соответствующими положениями статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, также статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612.
1.2. Понятие, стороны и правовая природа договора купли – продажи, заключенного дистанционным способом
Мнения ученых относительно понятия и места договора розничнои? купли-продажи при продаже товаров дистанционным способом различны.
А.В.Величковский в основу определения дистанционной торговли кладет одно из основных ее условий — отсутствие возможности покупателя непосредственно ознакомиться с продукцией перед приобретением. В силу этого дистанционная торговля — это «любая реализация товара, которая исключает возможность непосредственного ознакомления с продукцией и прямое общение с продавцом».
По мнению Е.В.Авдейчиковой, дистанционная торговля представляет собой «сферу торговой деятельности, при которой продавец непосредственно не вступает в контакт с покупателем при заключении договора купли-продажи и выборе товара, а процесс продажи осуществляется посредством дистанционных способов реализации: интернет-магазина; почтовых каталогов; телемагазина, торговых автоматов и прочее».
Я.Тиме считает, что дистанционной торговлей можно называть «любую форму розничной торговли продукцией для конечного потребления, при которой покупатель не забирает приобретенный товар у продавца, а товар доставляется ему на дом или по месту работы».
Ряд исследователеи? настаивает на том, что данныи? договор является отдельным видом договора. На основе предложенных А.С. Кузьменко , С.М. Хужиным , а также Н.Ю. Хорошавинои? , основании?, исследуемый способ продажи выделяется в отдельныи? вид договора по следующим основаниям: предложение товара в его описании, представленного на фотоснимках, содержащихся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п., а также место исполнения договора, всегда находящееся вне стационарного размещения продавца.
Например Я.Е Парции? настаивает на отнесении дистанционнои? торговли к видам договора розничнои? купли-продажи . Законодатель также относит продажу товаров дистанционным способом к видам розничной купли-продажи.
В Законе «О защите прав потребителеи?» дистанционнои? продаже посвящена статья 26.1 «Дистанционныи? способ продажи товаров». Законодатель выделяет дистанционный способ продажи как договор розничной купли-продажи, который может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Таким образом, законодатель указывает, что дистанционныи? договор купли-продажи является таковым за счет способа его заключения.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации дистанционному способу продажи посвящена статья 497 ГК РФ . Исходя из способа предоставления информации о товаре, то есть его потребительских свойствах, при заключении договора розничной купли-продажи такие договоры подразделяются на две разновидности: 1) продажа товаров про образцам, и (2) продажа товаров дистанционным способом. Основное отличие двух названных разновидностей договора состоит в способе получения покупателем информации о товаре и в способе заключения договора.
Способ получения информации о товаре: при продаже товаров по образцам потребитель ознакамливается с образцом товара в месте его продажи, ознакомление происходит в текущий момент при помощи продавца и описания; при дистанционнои? продаже потребитель может ознакомиться с товаром только посредством описания товара, размещенного на материальном носителе или в сети «Интернет» или в других источниках, его рекламы и предложения о продаже.
Способ заключения договора: в первом случае заключение договора происходит непосредственно в месте продажи товара, то есть с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, при дистанционном способе продажи товара с использованием сети «Интернет» или других источников, продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
В первом случае покупатель имеет возможность лично ознакомиться с образцом товара путем его осмотра, проверки потребительских свойств. Во втором случае такой возможности у него нет, а покупатель лишь получает информацию о товаре тем или иным способом - устно, письменно, в электронной форме.
Таким образом, при дистанционной продаже формирование воли покупателя на приобретение конкретного товара во многом обусловлено действием (бездействием) продавца по передаче информации, поскольку это формирование в большой степени зависит от того, как (в какой степени наглядно и доступно) и в каком объеме информация о товаре будет подана покупателю. Соответственно, в целях обеспечения повышенной охраны прав покупателя такие договорные отношения подлежат более детальной правовой регламентации, причем с явно большим уровнем императивности по сравнению с иными отношениями по розничной купле-продаже.
Дополнительно, в 497 статье ГК РФ содержатся правила об исполнении данного договора купли-продажи: он считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица; также содержатся правила об отказе от исполнения договора до передачи товара, но только при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора.
Так как договор купли-продажи заключенный дистанционным способом является видом розничной купли-продажи, то по общему правилу сторонами договора являются продавец и покупатель. Так, продавцом может быть организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Если продавцом является индивидуальный предприниматель, то он должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый продавцом, подлежит лицензированию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности продавца, номере лицензии и сроках ее действия, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию.
Покупателем может быть всякое физическое или юридическое лицо, которое приобретает товары для личного пользования, которое не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
Также существует еще одна сторона договора - посредник. Его статус являются спорным, поскольку он не назван в законе. Посредник представляет собои? лицо, которое от имени другого лица осуществляет передачу потенциально ценнои? информации, способствует заключению (исполнению) договора, а также оказывает другие сопутствующие услуги. По сути, именно он является фактическим продавцом, поэтому логично будет его относить к стороне продавца.
Исходя из всего вышеперечисленного можно выделить признаки договора купли-продажи, заключенного дистанционным способом:
1) Наличие расстояния между продавцом и покупателем;
2) Отсутствие непосредственного ознакомления покупателя с товаром или его образцом до заключения товара и в момент его заключения;
3) Потребитель осуществляет выбор товара посредством описания товара, размещенного на материальном носителе или в сети «Интернет», его рекламы и предложения о продаже;
4) Особыи? субъектныи? состав — продавец и покупатель. Продавец в лице организации или индивидуального предпринимателя, а покупатель в лице любого субъекта гражданских правоотношений, которое приобретает товары для личного пользования, которое не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. Выделяется также посредник, который способствует заключению (исполнению) договора.?
2. Элементы договора купли – продажи, заключенного дистанционным способом
2.1. Предмет и иные условия договора купли – продажи, заключенного дистанционным способом
Так как дистанционный способ продажи товаров является видом розничной купли-продажи, то и характер договора будет соответствующий:
1. Консенсуальный – считается заключенным в момент согласования всех существенных условии?;
2. Взаимный – наделение сторон правами и обязанностями по отношению друг к другу;
3. Возмездный – предполагает получение платы сторонои? за исполнение своих обязанностеи?;
4. Двустороннии? - означает выражение согласованной воли двух сторон.
5. Договор присоединения.