Глава 1 Организация Аварийно - спасательного обеспечения полетов ВС на территории и в районе ответственности аэродрома АО «МАК» им Габдуллы Тукая
1.1. Краткая характеристика аэропорта и района аэродрома.
Аэродром «Казань» к юго-востоку от центра г. Казань на расстоянии 28 км. Высота аэродрома над уровнем моря 126,3 м, направление взлётно-посадочной полосы МКпос 111°-291°. Аэродром «Казань» класса Б (совместного базирования с авиацией МВД по Республике Татарстан (распоряжение Правительства РФ №696 от 10.05.2010г.)), относится к аэропорту 1 класса, допущен к круглосуточной эксплуатации по установленным минимумам. Является федеральной собственностью, находится в хозяйственном ведении АО «Международный аэропорт «Казань». Аэродром «Казань» имеет взлётно-посадочную полосу с искусственным покрытием (далее ИВПП) класса Б, размер 3750х45м, посадочный курс Мкп=111° и Мкп=291° Аэродром пригоден к эксплуатации следующих типов воздушных судов: Ан-225 «Мрия», -124 «Руслан», -22 «Антей», -148, -72 (74), -12, -30, -28, -26, -24, -3, Ил-96, -86, -76, -62, -18, -114, Ту-334, -214 (204), -154, -134, Як-42, -40, Boeing 787, 777, 767, 757, 747, 737, 727, 707, Airbus 310, 319, 320, 321, 330, 340, 350, 380, Embraer 135, 170, 190, 195, CRJ 100, 200, 700, 900, BAe 146, SSJ -100, MD -80, MD -81, MD -82, MD -83, MD -87, MD -88, MD -90, Falcon 7Х и др. ВС, в т.ч. вертолёты всех типов . Днём и ночью, круглый год. Количество движений наибольших ВС на аэродроме в течение трёх самых интенсивных по движению месяцев года составляет менее 700. Категория ИВПП по уровню требуемой пожарной защиты (УТПЗ) установлена - 8 ( восьмая). Район аэродрома «Казань» - восемь километров от контрольной точки аэродрома . Водоснабжение комплекса аэропорта осуществляется водопроводным узлом в составе артезианских скважин, накопительных резервуаров, насосной станции 2-го подъёма, водопроводных сетей. Количество рабочих артскважин - 4. На них установлены насосы марки ЭЦВ8-25-100. Фактическая общая производительность артскважин - 1863,4 м ? в сутки. В насосной станции 2-го подъёма установлены насосные агрегаты марки Grunfus NB-8—200/188 4 шт(противопожарные) с характеристикой Q=250м ? /час. H=4атм. Водонапорные сети выполнены по закольцованной схеме из труб диаметром 225 мм, способ прокладки сетей-траншейный, с глубиной заложения 2,3 м. Вода питьевого качества. Используется потребителями аэропорта на хозяйственные, производственные (подпитка систем оборотного водоснабжения, системы котельной установки) и противопожарные нужды. Пожарное водоснабжение аэропорта, используемое для тушения пожаров на ВС и объектах аэропорта, включает: - 3 резервуара по 500 м 3 , расположенных на территории водозаборных сооружений; - 1 ПВ 2 0 м 3 , расположенный в районе РД F ( основная АСС СПАСОП); - 50 пожарных гидрантов, расположенных на территории аэропорта и привокзальной площади. Пожарное водоснабжение в районе аэродрома в 8 км зоне в населенных пунктах (Большие Кабаны, Малые Кабаны, Столбище, Кирби, Сокуры, Сапуголи), имеется 63 пожарных гидрантов, 16 пожарных водоёма и 8 водонапорных башен приспособленных для забора воды ПА. Место сбора аварийно-спасательной команды (далее-АСК) - место сосредоточения аварийно- спасательной команды с аварийно-спасательными средствами для ожидания аварийной (вынужденной) посадки ВС и определено на грузовом перроне.
1.2 Характеристика самолета АН-124-100
Ан-124 «Руслан» – советский тяжелый транспортный самолет для выполнения перевозок на дальние расстояния. На нем поставили 21 мировой рекорд, также он стал самым грузоподъемным транспортником на планете. До сих пор остается в эксплуатации в войсковых частях и у гражданских авиакомпаний, занимающихся воздушными грузоперевозками.
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 был разработан в ОКБ О. К. Антонова и на сегодняшний день является самым большим из серийных военно-транспортных самолетов в мире. «Руслан» предназначен для перевозки на большие расстояния штатной боевой и обслуживающей техники воздушно-десантной или мотострелковой дивизии (бригады), парашютного десантирования боевой техники (с экипажами и расчетами) и грузов, а также перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов народно-хозяйственного назначения.
Ан-124-100 – является гражданская модификацией самолета Ан-124, была сертифицирована в 1992 году.
Ан-124-100М – модифицированная версия самолета с экипажем из 4 человек и зарубежной авионикой. Самолет не имеет мировых аналогов по максимальной грузоподъемности (100-120 тонн), дальности полета и габаритам грузовой кабины. В ряде случаев может совершать полеты с максимальной коммерческой нагрузкой до 150 тонн. В этом случае решение о полете принимается после анализа характеристик аэродромов взлета и посадки, наличия запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль всей трассы перелета.
В настоящее время Ан-124-100 эксплуатируется 6 авиакомпаниями из Украины и России. Стоимость данного самолета оценивается примерно в 70-100 млн. долларов. В 2000 году на самолетах авиакомпании «Волга-Днепр» была произведена модернизация авионики (установлены система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins, система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II, а также инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 производства фирмы Litton). Грузоподъемность бортовых кранов была доведена до 30 тонн, а экипаж уменьшен до четырех человек. Гондолы двигателей были оснащены звукопоглощающими элементами, что позволило самолету соответствовать международным требованиям по шумности звука
Ан-124-102 – модификация, обладающая новым информационно-управляющим полем кабины экипажа в составе 3 человек.
В настоящее время «Руслан» прочно занял свое место в достаточно небольшом списке самолетов, которые не просто хорошо проявили себя на рынке авиаперевозок, но и сами создали новый сектор на данном рынке. В первые 5 лет с начала коммерческой эксплуатации «Русланов» среднегодовой рост авиаперевозок уникальных грузов составлял 26%. Число только компаний из США, которые прибегали к услугам АН-124-100, удваивалось каждые 4 года. Все это было свидетельством огромно