Глава 1. Понятие, предмет и место в российской правовой системе предпринимательского права
1.1 Понятие предпринимательской деятельности
«Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.»
В гражданском кодексе чётко прописаны основы предпринимательской деятельности, где разъясняется базис, с которым в первую очередь стоит ознакомиться.
«1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
3. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
4. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.»
Социальные условия развития предпринимательства – это отношение членов общества к труду, величине заработной платы, условиям труда, предпринимательству, стремление к приобретению товаров, услуг, отвечающих определенному образу жизни. Важную социальную роль в развитии предпринимательства играют профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации предпринимателей, а также их социальная ответственность.
Правовые условия – это законодательные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, которые создают наиболее благоприятные условия для ее развития, упрощенная процедура открытия и регистрации предприятий, налоговое законодательство и др.
«Система российского права структурно состоит из различных
отраслей, что обусловлено многообразием общественных отношений, регулируемых данными отраслями права, т. е. система российского права соотносится со структурой регулируемых правом общественных отношений. Необходимо обратить внимание, что публичные и частные отрасли используют различные способы воздействия на регулируемые отношения.
1.2 Предпринимательское право, его предмет и место в российской правовой системе
«Предпринимательское право является неотъемлемой составной частью системы российского права как права рыночной экономики.
Выделение отраслей права возможно по различным основаниям. В доктрине права наиболее часто отрасли права выделяются исходя из двух основных критериев: предмета правового регулирования и метода (юридического режима) правового регулирования.»
Что такое предмет правового регулирования? Под этим понятием понимается круг общественных отношений, которые регулируются этой отраслью права. Очевидно, что он обязан дифференцироваться некоторыми особенностями, быть относительно самостоятельным.
Методом, или так называемым (юридическим режимом) правового регулирования считается совокупность способов и приёмов ( дозволения, запрещения, обязывания) юр. воздействия на общественные отношения, которые составляют предмет этой отрасли права, для достижения нужного результата.
« Понимание предпринимательского права в качестве самостоятельной комплексной интегрированной отрасли российского права, тем более с тенденцией его перерастания в основную отрасль права, в российской правовой науке разделяется далеко не всеми. Наиболее последовательно точка зрения, согласно которой предпринимательское право не может обособляться в специальную, самостоятельную отрасль права, отстаивается в работах Е. А. Суханова. В то же время он признает « обособление соответствующего законодательного массива либо также выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности. И законодательство о предпринимательстве, и учебный курс предпринимательского права имеют комплексный характер, охватывая как частноправовые, так и публично-правовые правила, и конструкции. С учетом прикладных целей их выделения это вполне допустимо»'. Но ведь право и существует для прикладных целей, а не ради самого права.»
Торговая деятельность, или выражаясь другим языком товарное обращение, в общих чертах представляет собой совокупность действий людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям.
Самым главным и неоспоримым плюсом данной позиции является проводимая автором дифференциация между коммерческой и предпринимательской деятельностью.
« Предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров.
Итак, разработчики ГК РФ сознавали различие между коммерцией как торговлей и предпринимательством как любой деятельностью, нацеленной на получение прибыли»" .
Стоит сказать, что полемика об объективных критериях выделения отраслей права не закончена на данный период времени. При эволюции общества и правовой системы вероятно создание новых критериев выделения отраслей в системе права.
«На мой взгляд, обоснованно предложение о выделении основных сфер жизни общества в качестве системообразующего критерия деления права на отрасли, к которым относятся экономическая, социальная, культурная и др. Названным сферам жизнедеятельности общества должны соответствовать самостоятельные отрасли права, опосредующие существующие в рамках указанных сфер единые отношения, например предпринимательское право, экологическое право, энергетическое право, право социального обеспечения и т. д.»
Вышеизложенный подход к выделению отраслей права не исключает целесообразности, а в некоторых случаях и необходимости научного осмысления особенностей таких однородных групп отношений, как имущественные, административные и т. д.
Глава 2 Функции, принципы и правовое регулирование предпринимательской деятельности
2.1 Функции и принципы предпринимательской деятельности
Государство в начале создания предпринимательства выполняет несколько важных функций.
Первая функция - государственная подготовка субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности для инновационной и рискованной деятельности людей во всех сферах экономики. Государство имеет для этого различные возможности и средства. Он гарантирует экономическую свободу предпринимательства, создает четкие и равные « правила игры» на всем экономическом пространстве России, является экономическим механизмом стимулирования предпринимательства, а также систем налогообложения, кредита, страхования, амортизации и других научно обоснованных регуляторные системы. Государство обязано создать эффективную систему образования, обучения, переподготовки и развития предпринимателей и т.д.
Вторая функция – формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической конкурентоспособности, где конкурентные преимущества обеспечиваются непрерывным обновлением технологий и технологий, основанных на высших достижениях науки, внедрением инновационного менеджмента и маркетинга, полноценным реализация инновационной и рисковой возможностей предпринимателей, рациональное разгосударствление и приватизация, отлаженный и действенный механизм антимонопольной политики, регулирование уровня « открытости российского рынка для иностранных конкурентов», рациональный протекционизм наукоемких экспортировать конкурирующую продукцию.
Третья функция заключается в создании условий для устойчивого увеличения предложения качественных товаров и услуг, произведенных на инновационной основе. Эти условия создаются путем стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей государственной инновационной политики, направленности предпринимательской стратегии и предпринимательских структур во всем инновационном цикле. Речь идет об ориентации фундаментальных и прикладных наук из сферы воспроизводства на макро-, мезо - и микроэкономический уровни.
Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может стимулироваться государством с помощью фискальной, финансово-кредитной политики, страховой, амортизационной и других составляющих инновационной и экономической политики в целом. Государство своей экономической политикой может стимулировать рационализацию процесса специализации в каждом регионе и структуре компаний в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местных, региональных, национальных и международных рынках.
Четвертая функция – стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. В первую очередь необходимо развивать систему государственного заказа наукоемкой продукции. Государственный заказ должен формироваться в первую очередь по соответствующим программам производства необходимой обществу наукоемкой продукции. Это продукция в интересах обороны, обеспечение государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на основе высших достижений науки и техники, вмешательство в сбыт конкурентоспособной продукции с целью снижения цен, доведение их до социально уровне допустимого уровня, а также для создания запаса наукоемкой продукции на всякий непредвиденный случай с задачей воздействия на рыночную конъюнктуру и т.д.
Госзаказ— это не только заказ федерального правительства. Также необходима система региональных заказов на международном уровне. Государство может поддерживать постоянный спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговых систем и кредитов, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя создание эффективной организационно-хозяйственной инфраструктуры.
Пятая функция – формирование организационно-рыночной инфраструктуры предпринимательства.
В настоящее время возникает и в какой-то степени решается проблема государственной поддержки в целях создания инфраструктуры для малого бизнеса. Инфраструктура малого бизнеса должна быть интегрирована в общую систему инфраструктуры поддержки предпринимательства независимо от масштабов предпринимательской деятельности (малые, средние, крупные предприятия). Реализация этой функции требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, внутри СНГ. При этом государство призвано оказать поддержку в создании системы учреждений, предприятий и структур, обеспечивающих процесс обучения, развития и поддержки всех форм предпринимательства ( центры информационно-консультационного, научного сопровождения, обучения и развитие предпринимательских кадров, арендные и маркетинговые службы, инновационные центры и союзы предпринимателей и т. д.).
Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если будет построена на определенных принципах. Поэтому требуется научное осмысление экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении общества. Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей, программно-целевое регулирование. Особое значение имеют государственная поддержка различных форм предпринимательства, где она мотивирована и гарантирована, а также гибкий, дифференцированный подход. Должны быть обеспечены разделение властей и сотрудничество между властями штатов, федеральными властями, властями штатов и местными властями.