ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ
1.1 Развитие структуры древних городов
Первые города в Казахстане появились 2,5 тысячи лет назад. Но большинство из них остались в аварийном состоянии. Структура городов. Средневековые города Казахстана состояли из трех частей. Центральная часть города называлась цитаделью (ордой). Здесь расположены дворец правителя и административные и правительственные здания. Вторая часть города, окружающая цитадель, называлась Шахристан. Его обитателями были дворцовые слуги, то есть дворцовые люди, а также богатые и знатные люди города. Эти две части города снаружи окружены высокими оборонительными стенами. Рабатом называлась часть города, примыкающая к этой стене снаружи. Здесь жили трудящиеся люди — простые ремесленники, мелкие торговцы, скотоводы и земледельцы. В VIII-XII вв. Резко выросло количество поселений в Казахстане и Средней Азии. Были такие города, как Баскамыр, Жанкент, Карашокы, Койлык, Экиогыз, Ашнас, Баршинкент, Суяб, Испиджаб. Путешественники ал-Идриси и Гардизи писали, что многие города принадлежали огузам, карлукам и кимакам. Города Кимакского ханства - Калабалгасун, Имакия - окружены глубокими рвами, а городские ворота окружены железом. Городами владели ханы и султаны, а в каждом поселении были свои правители, которые были заинтересованы в строительстве в городах лавок и бань, так как они были важным источником дохода. В X-XII вв. Во многих крупных городах была водопроводная вода. В таких местах вода из горных источников поступала в каждый дом самотеком. В городах были и общественные бани. Пол вымощен каменными плитами для обогрева бани, а под ней проложены трубы горячего водоснабжения. Древние города Казахстана - древние и средневековые города и поселения Казахстана. Первые письменные сведения о древних поселениях, расположенных на территории современного Казахстана, до н.э. - I век. н. е. Древние авторы упоминают город Чигу, расположенный в бассейне озера Иссык-Куль или в Илийской долине, а также города вдоль реки Сырдарьи. , Городская жизнь на огромной территории Казахстана отличается от древнейших времен. . Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. При изучении этих территорий археологи выявили древние городища, из которых были обнаружены дворцовые постройки правителей города, сложенные из кирпича с помещениями, перекрытыми куполами. Наиболее крупные поселения находятся в Отрарском оазисе, в долине реки Арысь, на северных склонах Каратау, в низовьях Сырдарьи. Жители этих поселений занимались земледелием, применяя искусство, орошение, животноводство, ремесла и торговлю. Бурный рост городов на территории современного Казахстана в XII веке был обусловлен средневековыми тюркскими государствами: Тюркским, Западнотюркским, Тюргешским, Карлукским каганатами, Огузским, Кимакским, Кыпчакским и Караханским государствами. Археологические раскопки в Южном Казахстане выявили 25 поселений со слоями, датируемыми VI-IX веками, которые можно рассматривать как городские остатки. Известны имена некоторых из них: Исфиджаб (Сайрам), Шараб, Будухкет, Отырар (Фараб), Шавгар. Примечательны: ад (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). Города Тараз, Отырар (Фараб), Исфиджаб, Шавгар, Баласагун, Алмалык, Суяб, игравшие важную роль на международных торговых путях, стали резиденциями правителей, центрами крупных государственных объединений, получили известность за рубежом. Казахстана. . Кроме того, на территории современного Казахстана и сопредельных территорий находились такие города, как Барсхан, Арсубаникет, Кулан, Мерке, Аспара, Хамукат, Дех Нуджикес, Талгар (Талхиз). В IX - нач. 13 век был оседлой и городской жизнью в Центральном Казахстане. Города и поселки расположены в долинах Жезды, Кенгира, Сарысу, на склонах Улытау. Города появились и в Восточном Казахстане, в долине реки Иртыш. Писание говорит, что эти города принадлежали кимакам. Самым крупным был город Имакия - летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы стали известны города Дамурния, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Городские тарифы появляются также в Западном Казахстане и в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам. Археологические раскопки в Южном Казахстане выявили 25 поселений со слоями, датируемыми VI-IX веками, которые можно рассматривать как городские остатки. Известны имена некоторых из них: Исфиджаб (Сайрам), Шараб, Будухкет, Отырар (Фараб), Шавгар. Примечательны: ад (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). Города Тараз, Отырар (Фараб), Исфиджаб, Шавгар, Баласагун, Алмалык, Суяб, игравшие важную роль на международных торговых путях, стали резиденциями правителей, центрами крупных государственных объединений, получили известность за рубежом. Казахстана. . Кроме того, на территории современного Казахстана и сопредельных территорий находились такие города, как Барсхан, Арсубаникет, Кулан, Мерке, Аспара, Хамукат, Дех Нуджикес, Талгар (Талхиз). В IX - нач. 13 век был оседлой и городской жизнью в Центральном Казахстане. Города и поселки расположены в долинах Жезды, Кенгира, Сарысу, на склонах Улытау. Города появились и в Восточном Казахстане, в долине реки Иртыш. Писание говорит, что эти города принадлежали кимакам. Самым крупным был город Имакия - летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы стали известны города Дамурния, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Городские тарифы появляются также в Западном Казахстане и в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам. Первые сведения об археологических памятниках Казахстана принадлежат средневековым китайским, арабским, персидским историкам, географам и путешественникам. В своих сочинениях они называли руины и здания, которые видели или знали им по рассказам, необычным предметам и изображениям.
В новейшее время большую роль в научном изучении археологических памятников Казахстана сыграли указы Петра I, в которых излагались меры, предпринимаемые для изучения Сибири, а также тщательного рассмотрения, описания и сбора редких древних артефактов. и прилегающие к России территории Казахстана. В результате этих действий в 1701 г. появилась «Сибирская книжка с картинками», написанная С. Ремезовым, сыном тобольского боярина. Наряду с географическими данными содержит сведения об археологических памятниках казахской степи. [адсенс] В 1733 г. первая академическая экспедиция в Сибирь была организована выдающимся ученым Г.Ф. Миллер. Материалы этой экспедиции содержали интересные сведения об археологии Сибири и Казахстана. В состав экспедиции входили видные ученые того времени - профессора Г. Ф. Миллер, И. Гмелин, Л. Делакрур, геодезисты А. Красильников, А. Иванов, Н. Чекин, М. Ушаков. Позднее к ним присоединился известный сибирский историк И. Фишер. Маршрут экспедиции проходил через Тверь, Казань, Екатеринбург. Путешественники из Тобола шли в Усть-Каменогорск через крепости Тара, Железинская, Ямышевская, Семипалатинск, а затем в Сибирь через Барнаул и Кузнецк. В 1740 г. И. Гмелин посетил Северный Казахстан и достиг верховий Яика (Урала). Из работ И. Гмелина видно, что он собрал значительные материалы по археологии Казахстана, дал описания и зарисовки ряда памятников. Г.Ф. Миллер провел обширные археологические раскопки по Иртышу, организовал раскопки на территории Ямышевской крепости и близ Усть-Каменогорска в Ульбе, его сотрудники сделали обмеры и зарисовки древних построек в долине Иртыша: Калбасынской башни, Семи палат, дворца Абылайкит. Археологические исследования Казахстана были продолжены в 1768-1774 годах Второй Академической экспедицией, организованной для изучения истории, географии и этнографии народов Урала, Поволжья, Казахстана и Сибири. Видные ученые того времени П.С. Паллас, И.П. Фальк, И.Г.Георги, П.И. Рычков, X. Барданес. P.S. Паллас дал подробное описание мест, написанное И. Гмелиным и Г. Миллером, и сделал историко-культурный анализ. И.П. Фальк посетил Северный и Центральный Казахстан. Его архив содержит значительные материалы по истории исторической топографии, археологии и архитектуры Казахстана. Активный участник экспедиции И.П. Фалька был X. Барданес. Он был первым ученым, прошедшим через Центральный Казахстан от Петропавловска до Аягоза. Он сказал, что в последнее время в казахских степях разрушено много городов. «На берегу реки Аягоз, — писал он, — сохранились остатки большого каменного строения, которое киргизы называют Ксу-Корпеш (Козы-Корпеш)». П.И., внесшего значительный вклад в изучение географии, исторической топографии и археологии Казахстана. Рычков. Проблемы археологии нашли отражение в ряде его работ и, прежде всего, в топографии Оренбурга. Он одним из первых описал «руины древних городов и построек» под названием «Татагай, Жубан-Ана, Белян-Ана» и дал научную оценку Баянаульским пещерам. ПИ. Рычкова интересовали старинные работы, добыча и выплавка медных, свинцовых и оловянных руд. Дневник капитана Н. П. Рычкова, посетившего Тургайскую и Ишимскую степи в 1771 г., содержит очень интересный археологический материал. Н.П. Рычков описывает памятники Улытауского и Атбасарского районов, отмечает гигантские курганы вдоль реки. Ишим.
Он был поражен видом курганов в долине р. Кара-Тургай. Он писал: «…Огромное кладбище древних народов осыпано просто землей и поднято в вышину более 15, окружение же оного 135 саженей». Н.П. Рычков недоумевал, каким способом были сооружены эти насыпи, и восхищался: «Какое великое число народа должно быть созидателями сей громады». Он правильно датировал эти курганы, считая, что они воздвигнуты «в честь какого-нибудь скифского царя или героя». В верховьях р. Тургая и в районе гор Арганаты Н.П. Рычков открыл другие типы памятников, в том числе старинное городище и развалины древних строений. По его описанию, городище — это укрепление, окруженное валами и рвом. Оно сооружено «наподобие четырехугольного замка… С восточной стороны видимы поныне земляные ворота», открывающие ход внутрь укрепления. Оплывшие валы и рвы, прежней глубины своей лишенные, свидетельствуют о древности сего места. На поверхности городища всюду валялись черепицы и камни».
С конца XVIII в. путешественники чаще стали посещать Центральный Казахстан. Известны маршруты капитана И.Г. Андреева, горных чиновников М. Поспелова и Т.С. Бурнашева (1800), Ф. Назарова (1813), Н.И. Потанина (1829) и др. В своих записках они в той или иной степени затрагивали вопросы археологии Казахстана. В трудах капитана И.Г. Андреева, помимо сведений по этнографии, географии, истории Казахстана, содержится значительный материал по археологии и исторической топографии Семипалатинского, Чингизского и Каркаралинского районов, включая Семиречье.
В 1800 г. от Ямышевской крепости в Ташкент через Каркаралинские, Сарысуйские степи и низовья Чу прошли горные чиновники М. Поспелов и Н. Бурнашев. «Во многих местах Кайсацкой степи, — сообщали они, — особливо около речки Нуры, находятся курганы древних народов… По уверению кайсаков, в некоторых из них находятся и металлические вещи». Другим видом памятников, которые они описали, являются «большие гранитные камни [изваяния], врытые в землю, с грубыми изображениями человеческого лица — мужчины и женщины».
Некоторые данные по археологии Тургайской степи и северного Приаралья содержатся в наблюдениях Гавердовского, записанных им во время его поездки в Бухарское ханство (1803 — 1804).
Об археологических комплексах Цент¬рального Казахстана сообщает и Ф. Назаров — переводчик Отдельного сибирского корпуса, сопровождавший кокандских посланников. Он охарактеризовал памятники гор Каратау, описал город Чимкент.
Большой интерес представляют также наблюдения Н. И. Потанина, проехавшего от Семипалатинска до Сузака через Каркаралинские степи и Восточную Бетпакдалу. В районе Кокчетавских, Темирчинских и Кзыл-Арайских гор он осмотрел каменные изваяния, чудские могилы, или памятники эпохи бронзы, в том числе циклопические каменные ограды типа Бегазы.
В первой половине XIX в., в связи с образованием новых административных округов, возрос интерес к древностям окраин России, в частности Центрального Казахстана. Этими вопросами занялись в основном офицеры и чиновники, такие, как С.Б. Броневский, Л.Н. Герн, В. Старков, М. Красовский и др. Археологическое изучение Казахстана и Алтая было тесно связано с геологическими исследованиями этих районов. В работах горных инженеров и геологов Б.Ф. Германа, И.П. Шангина, Г. Розе, В. Ледебура, А. Гумбольдта можно найти большой материал по археологии Центрального Казахстана. Геологов интересовали древние рудники, отвалы медных и свинцовых выработок, каменоломни, пещеры, наскальные рисунки, древние оросительные системы.
Интерес представляют описания горным инженером И.П. Шангиным памятников Центрального Казахстана, где он видел большое количество разновременных археологических памятников.
Большое количество памятников эпохи бронзы И.П. Шангин обнаружил в нынешней Кокчетавской области, в горах Байкошкар. В горах Имантау он нашел «обширные чудские копи, произведенные в глинисто-сланцевой невысокой горе… Огромные отвалы, вмещающие множество различных видов медных и серебряных руд, свидетельствуют, что рудник сей составлял богатый источник промышленности трудившихся над разработкою его».
И.П. Шангин описывает крепостные сооружения и поселения, расположенные в бассейне р. Ишима. На р. Аккайрак, впадающей в Ишим, он видел остатки шести древних укреплений.
На р. Нуре он отметил «ряд древних архитектурных сооружений, в частности Ботакай [Ботагай] — развалины древнего города.
Одним из собирателей восточных древностей был Г.И. Спасский.
Им опубликовано много интересных статей по археологии Сибири и Казахстана, в которых высказано мнение о культуре степных племен, типах памятников, дана их классификация.
Итогом многолетней работы Г. И. Спасского является его труд «О достопримечательнейших памятниках сибирских древностей», в котором он изложил свою точку зрения о происхождении культуры степных племен и дал определение типов памятников: каменные изваяния и надписи на камнях. Одна из глав его известного труда, посвященная разбору древних надписей, обнаруженных на территории Казахстана и Сибири. В ней поднимался вопрос и об охране археологических памятников, надписей, наскальных рисунков, каменных изваяний и других древностей.
Г.И. Спасский открыл немало орхонских и уйгурских надписей, девять из них в пещере на Иртыше, в 12 км от Бухтарминской крепости и около Зыряновского рудника. О некоторых рунических надписях ему сообщали корреспонденты. Часть надписей для расшифровки он отправил к востоковеду Абелю Ремюзе. Об орхонском письме, найденном на Иртыше, Абель Ремюза говорил, что по начертанию оно сходно с северными рунами и, без сомнения, было в употреблении у того народа, который у китайцев известен «под именем усунь и который за 100 лет до Р. X. обитал на землях, лежащих к западу от Иртыша и оз. Зайсан».
В трудах другого востоковеда-археолога П.С. Савельева можно найти ряд интересных положений. По его замечанию, «Мангышлак когда-то был важным пунктом между Хорезмом и Итилем. На Мангышлаке сохранились развалины каменных укреплений, зданий и могильных памятников». П.С. Савельев занимался расшифровкой надписей и родовых тамг, относящихся к XII — XIII вв.
Ценный материал по историческим памятникам Центрального Казахстана был собран экспедицией академика А.И. Шренка, проводившего географические, ботанические и топографические исследования в 1840—1843 гг.
Много сведений по археологии Казахстана сохранили записки С.Б. Броневского. Особое внимание он обращал внимание на исторические памятники Каркаралинского и Аягузского округов.
С.Б. Броневский осмотрел знаменитый Кзылкенский замок и дал его обстоятельное описание. Это было двухэтажное здание, имеющее в плане крестообразную форму, сложенное из дикого камня на известковом растворе. Стены его были оштукатурены, на верхнем этаже находились обходная галерея и фронтон, поддерживаемый четырьмя деревянными колоннами. С.Б. Броневский нашел следы красной краски, которой была окрашена деревянная часть здания, в том числе колонны.
Первые сведения об археологических памятниках Казахстана принадлежат средневековым китайским, арабским, персидским историкам, географам, путешественникам. В своих трудах они упоминали увиденные ими лично или ставшие известными им по рассказам развалины и постройки, необыкновенные предметы, изображения.
В новое время важную роль в научном изучении археологических памятников Казахстана сыграли указы Петра I, предписывающие бережное отношение к древним раритетам, их описание и сбор, а также предпринятые по его инициативе мероприятия с целью изучения Сибири и прилегающих к России территорий Казахстана. В результате этих действий в 1701 г. появилась «Чертежная книга Сибири», написанная сыном тобольского боярина С. Ремезовым. В ней, наряду с географическими данными, есть сведения об археологических памятниках казахских степей.
Отметим, что важнейшие достижения археологической науки были сделаны, в основном, еще тогда, когда Казахстан являлся одной из республик советского тоталитарного государства, а археология входила в систему общественных исторических наук, призванных служить государственной идеологии. Однако специфика археологического материала, да и отдаленность самих археологических исследований от текущих сиюминутных проблем не повлияли на решение фундаментальных проблем этой науки. К исследовательскому процессу привлекались материалы, и сейчас занимающие важное место в общечеловеческой культуре. Археологии Казахстана удалось остаться верной идеям объективной науки, хотя и не без оглядки на догмы официальной идеологии, в особенности на постулат классовой борьбы как движущей силы исторического развития. Одной из сторон деятельности ученыхархеологов в бытность СССР были крупные полевые археологические экспедиции, организованные в связи с гигантскими государственными проектами по «преобразованию природы», «индустриальному строительству» — гидростанций, каналов, мелиоративных систем. Общеизвестны археологические открытия, связанные, например, со строительством Чардаринской и Шульбинской ГЭС, Капчагайского водохранилища, с освоением целинных и залежных земель, с проведением канала Иртыш — Караганда. Даже раскопки кургана «Иссык», где был обнаружен «Золотой воин», были проведены в ходе строительных работ. Однако для этого времени приходится констатировать низкий уровень технического обеспечения экспедиций и лабораторий, отставание в уровне извлечения информации из археологических материалов. Следует отметить и характер большинства научных публикаций, в которых значительное место занимают описания раскопок, публикация источников, а не результаты работы над ними. Отечественные археологи, по сравнению с их американскими, английскими, немецкими и французскими коллегами, мало работали за рубежом. Интеграция науки стала характерным явлением нашего времени, но она почти не коснулась советской науки, что было прямо связано с закрытостью нашего общества. Нельзя не отметить и еще одного существенного недостатка археологии. Советские археологи работали по схеме: открыл памятники, провел раскопки, опубликовал полученные материалы. При этом формировалось характерное для тоталитарного идеологизированного общества безразличное отношение к сохранению памятников археологии. В результате в Казахстане пока практически нет музеефицированных памятников. Сейчас, когда Казахстан стал независимой республикой, археология обрела новый общественный статус внутри нового социума, что открывает возможности для ее дальнейшего развития. Конечно, это происходит не сразу, надо было преодолеть трудности переходного периода, создать соответствующую законодательную базу, обеспечивающую деятельность науки вообще, сформировать кадровый потенциал, решить вопросы финансирования исследований. За годы независимости страна сделала рывок в политическом, экономическом и культурном развитии. Казахстан состоялся как демократическое государство с бурно развивающейся экономикой, социальной сферой, развитием научного и культурного потенциала. Сейчас уже можно говорить о разработке основных направлений, по которым развивается и будет развиваться археологическая наука независимой республики в будущем. В качестве приоритетных ориентиров в археологических и исторических исследованиях названо положение о принадлежности археологии Казахстана к Евразийской культуре и истории. Подчеркивается непрерывность истории Казахстана, преемственность существовавших на его территории культур. Думается, в связи с этим в качестве концептуальных основ развития археологической науки будут предложены научные направления, приоритеты и практические задачи, сгруппированные в следующие блоки. 1. Изучение археологических культур в эпоху камня, бронзового и железного веков, средневековья; изучение проблем типологии и классификации культуросодержащих отложений, археологического местонахождения культурных слоев, отдельных комплексов и категорий предметов; выделение локальных культур и их вариантов. 2. Исследование проблем построения хронологических систем, периодизации, относительной и абсолютной хронологии; разработка типологии хронологических банков данных; всеобщая и локальные периодизации: проблемы соотношения переходных этапов. 3. Разработка технического уровня и эволюции древних производств: скотоводства, земледелия и ирригации; изучение ремесел: древней металлургии и горного дела, керамического производства, ткачества; изучение строительного дела на основе анализа остатков организационных форм и адаптивных свойств древних технологий, особенностей их функционирования; изучение строения и классификация функциональных блоков и спецустройств для производства; экспериментально-трассологические исследования. 4. Анализ проблем происхождения человека (антропогенез), этапов развития человеческого общества (социогенез) и (политогенез), формирования племен и народов (этногенез); изучение урбанизации и номадизма, процессов взаимодействия кочевых и оседлых цивилизаций, древнего искусства и архитектуры, мировоззрения и идеологии древних обществ. 5. Изучение проблем палеоэкологии; картографии, топонимики, палеогеографии, палеозоологии и палеоэкологических и археологических реконструкций; вопросов моделирования различных содержательных смысловых характеристик, отраженных в археологических объектах; применения многомерных процедур и методик в моделировании; количественных и аналитических методов реконструкции археологических объектов; экспериментальной реконструкции. 6. Выяснение смысла и роли археологических понятий, построение их систем; семантический анализ; принципы интерпретации результатов; методы анализа: комбинаторные, статистические, нормативные, математического моделирования, формального языка. 7. Учет (паспортизация), реставрация и адаптация, консервация и охрана археологического культурного наследия памятников; теоретические принципы и технология, методологические направления; проблемы сохранения, регенерации археологических памятников; каталогизация фондовых коллекций и информатика; музеефикация археологических памятников и археологический туризм.
8. Из приоритетных задач выделены теоретическая разработка на современном уровне науки проблемы влияния Казахстана как социума на процесс исторического развития человечества; определение вклада автохтонных племен и народов региона, который они внесли в эволюцию материальной и духовной цивилизации в Евразии; выявление древнейших корней культуры, искусства и духовности казахского народа, исторические этапы сложения и развития его государственности и консолидации родоплеменных структур в единую общность. 9. Исследуются взаимодействие оседлых цивилизаций и кочевых культур в древности и средневековье на основе археологических данных, письменных и нумизматических источников, в частности, решение вопросов о начальном этапе протогородской цивилизации Казахстана в контактных зонах оседлости и кочевания и об оседании кочевников. 10. Предусматривается исследование городской структуры, строительства и архитектуры, функций города в разрезе ремесла, торговли и денежного обращения, сельского хозяйства, идеологии, демографии, социальных отношений. 11. Археологи примут участие в подготовке написания научной истории тюркских народов, одного из крупных этносов Евразии, игравшего и продолжающего играть важную роль в ее истории. Это обусловлено, в частности, тем, что, хотя достаточно хорошо изучена история казахов, узбеков, туркмен, татар и других народов, общая история тюркских народов до сих пор не написана. Думается, не состоявшаяся попытка в 70-е годы создания в СССР региональной истории народов Средней Азии и Казахстана требует своеобразной компенсации в современной ситуации — научных трудов, учебников. Одним из фундаментальных положений таких изданий должно стать доказательство того, что тюркские этносы — древние, хотя появились на исторической арене относительно поздно — в IV—VI вв. н. э. Существующие археологические материалы позволяют сопоставить их культуру с культурой протюрков Центральной Азии эпохи поздней бронзы, ранних кочевников, в том числе и сакской культурной общности. Не выяснен до конца вопрос об истоках древнетюркской письменности. 12.