ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образование важный этап жизни детей дошкольного возраста, именно дошкольное учреждение формирует первые навыки взаимодействия со сверстниками, взрослыми, неблизкими людьми и обществом. В возрасте 3-7лет формируется индивидуальность человека, а именно: самооценка, интеллект, нравственные культурные ценности, проявляется способность к общению.
Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия [13].
Наблюдение и контроль за поведением ребенка, его психологическим и психическим развитием необходим с раннего возраста. Целью этого является выявление и коррекция отклонений в развитии ребенка с помощью индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на устранение недостатков психического развития.
Согласно ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Исходя из требований законодательства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися. Учитывая эту особенность, а также необходимость обследования и понимания возникновения проблем в развитии и обучении ребенка , для определения его резервных возможностей разработано большое количество методик, методов для коррекционной работы, диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка. Одной из приоритетных задач дошкольного развития является охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников. Поэтому создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, является приоритетным направлением в профессиональной деятельности педагогов в дошкольных учреждений.
Решение указанных задач возможно при проведении обследования ребенка, которые содержит в себе : сбор данных , обработка результатов обследования, установления диагноза и выбора способов для корректировки уровня развития ребенка, при необходимости. Указанные задачи решаются комплексно или каждая в отдельности, в зависимости от того, какие цели стоят перед проводимым исследованием.
Обследование детей возможно проводить на основе учений об общей педагогике и организационно методического обеспечения, которое является относительно самостоятельной категорией, имеющая свою сущность, состав и функции. Заключает в себе деятельность по структурированию педагогического процесса направленного на взаимодействие педагога с учащимися ( дошкольников) по средствам теоретического и практического опыта внедренного в методические рекомендации, с использованием нормативно-программной документации, а также материально-технического обеспечения.
Объект исследования: порядок проведения обследования детей дошкольного возраста и выявления отклонений в развитии.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение для проведения обследования детей дошкольного возраста и выявления отклонений в развитии.
Задачи исследования:
- изучить научную литературу, мнение учёных, определить, что входит в понятия: « отклонения в развитии», « обследования ребенка», «организационно методическое обеспечение»;
- изучить методики, направленные на диагностику психического развития, нормы развития для детей дошкольного возраста. Определить положительные и отрицательные стороны методик;
- показать применения методик на практике.
Теоретической основой работы являются труды известных отечественных исследователей в области психологии:
- специальные принципы психологического изучения детей (комплексность, системность, динамичность, качественно-количественный подход к оценке результатов обследования) А.Р. Лурии, В.И. Лубовского, С.Д. Забрамной, И.А. Коробейникова, У.В. Ульенковой; положения о деятельностном подходе к диагностике психического развития ребенка Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн;
- требования к разработке стандартизированных психодиагностических методик, отраженные в работах А. Анастази, Л.А. Венгера, А.Г. Шмелева, К.М. Гуревича.
Основными методами исследования явились: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов), диагностические метод анализа полученных данных.
Результаты, полученные исследований можно учитывать при обследовании детей с отклонениями в развитии, проанализированные понятия можно использовать для дальнейшей работы с понятийным аппаратом.