ЧАСТЬ ВВЕДЕНИЯ
Степень разработанности проблемы. Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы содержатся в работах, И.В. Гребенникова [37], Т.А. Куликовой [65]. Они выявили содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни в современных условиях.
Исследуются формы и пути реализации опыта нравственных взаимоотношений и подготовки подрастающего поколения к. самостоятельной семейной жизни (О.Н. Гноевая [33], И.В. Гребенников [37], P.P. Мухаметзянов [77], Г.А. Сатаева [95]). Е.И. Зритневой разработана концепция воспитания будущего семьянина [52].
Различные направления воспитания семьянина (медицинские, гигиенические, психологические) показаны в работах В.Е. Кагана [54], И.С. Кона [60], А.Г. Харчева [116], А.Г. Хрипковой [117] и др. Особую ценность в подготовке старшеклассников к семейной жизни представляют работы этнопсихологов B.C. Кукушкина, B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой и др [64,78, 86].
Однако, несмотря на широкий круг исследований проблемы готовности к семейной жизни, вопросы формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению, не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существует ряд устойчивых противоречий между: потребностью общества в формировании социально компетентных молодых людях, готовых к семейной жизни и недостаточно разработанными условиями формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению?
Цель исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект: процесс формирования готовности к семейной жизни у подростков.
Предмет: педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: процесс формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению, будет успешным, если:
? опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «готовность к семейной жизни»;
? выделить структурные компоненты готовности к семейной жизни;
? учитывать особенности формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению;
? реализовать соответствующие педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению: 1) учет витагенного опыта подростков, склонных к девиантному поведению; 2) применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Путь во взрослую жизнь».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Определить содержание и сущностные характеристики понятий: «семья», «семейная жизнь», «готовность к семейной жизни».
2) Определить особенности формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
3) Выявить и обосновать педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
4) Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности педагогических условий формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения современной теории семьи (А. Адлер [2], A. И. Антонов [11], В. А. Борисов [22], С. И. Голод [35], В. Б. Голофаст [36], И. С. Кон [60], В. Сатир [96], А. Б. Синельников [102]); психология семейных отношений и психологические особенности семьи (Т. М. Афанасьева [13], А. А. Бодалев [19], Я. Л. Коломинский [59], Н. Н. Обозов [83], Э. Г. Эйдемиллер [122]); педагогические основы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни (В. И. Барский [14], С. Т. Шацкий [120], Т. И. Юферёва [124]); концепция витагенного обучения с голографическим методом проекций (А. С. Белкин) [16]; идеи, подходы и механизмы формирования ценностных отношений, личностного опыта и субъектной позиции учащихся (А.Г. Асмолов [12], Е.В. Бондаревская [21]); концепция воспитания будущего семьянина Е.И. Зритневой [52].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
? теоретические: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, систематизация, сравнение и обобщение;
? эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
? методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа №88». Всего в исследование приняло участие 78 подростков, из которых 34 подростка, склонных к девиантному поведению, в возрасте 14-16 лет составили выборку исследования.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
Описываются