Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическая профилактика буллинга у младших школьников

baby_devochka 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2022
Проблему исследования – каковы направления деятельности педагога по профилактике буллинга в младшем школьном возрасте. Данная проблема повлияла на выбор темы исследования «Профилактика буллинга в младшем школьном возрасте». Цель исследования – разработать методические рекомендации, направленные на психологическую профилактику буллинга в младшем школьном возрасте. Объект исследования: буллинг в школе. Предмет исследования: психологическая профилактика буллинга в младшем школьном возрасте. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические аспекты темы исследования. 2. Проанализировать факторы возникновения буллинга в школьной среде. 3. Проанализировать специфику профилактики буллинга в младшем школьном возрасте. 4. На основе экспериментального исследования разработать методические рекомендации, нацеленные на профилактику буллинга в младшем школьном возрасте. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, разбор и обобщение материала, тестирование, технологии математической обработки результатов. Практическая значимость заключается в полученные материала, который в дальнейшем поможет выявлять причин буллинга и послужит средством профилактики буллинга в младшем школьном возрасте в образовательных организациях. Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день, насилие и агрессия в отношениях между людьми остаются актуальными проблемами российского общества. Данные явления часто прослеживаются в социуме и обуславливаются рвением к излишней индивидуализации, ростом конкуренции, общественной напряженностью в повседневности, распространением всевозможных вариантов конфликтного взаимодействия. Приведенные тенденции свойственны и для образовательной среды. В настоящее время проблема буллинга как демонстрация агрессии в образовательной сфере становится все более значимой. Обстоятельства в современном обществе способствуют формированию и развитию безжалостности и насилия в отношениях между людьми. Школьная травля различается с понятиями «конфликт», «принуждение», поскольку определяется как объективно имеющиеся на протяжении довольно долгого времени, систематические (например, несколько раз в неделю) издевательства над обучающимся с целью отделения и запугивания школьника. О буллинге заговорили только к началу 20-го века, в 1905 году К. Дьюкс разместил свою работу о буллинге, которая положила начало изучанию данной проблемы. Люди заговорили о существовании этой проблемы, ученые из европейских стран, такие как Д. Олвеус, Д. Лэйн, Тату и многие другие, приступили к её изучению. В последнее время энтузиазм к изучению проблемы буллинга, в отечественной психологии- возрастает и приобретает более устойчивый характер. К отечественным исследователям, занимающимся данным вопросом, относятся: И.А. Александрова, Т.О. Арчакова, И.А. Баева, С.А. Богомаз (факторы возникновения буллинга), Е.В. Бородкина, И.В. Дробинина, И.А. Кузьмин, О.А. Кузнецова (проблема буллинга в подростковой среде), Д.А. Леонтьев, С.Р. Мадди, Т.В. Наливайко, Е.И. Рассказова, И.А. Регуш, Р.И. Стетишина и др. (способы профилактики и предотвращения буллинга в подростковой среде). Явление «буллинга», остаётся актуальным в наше время, его необходимо исследовать, в тесной взаимосвязи с проблемой психологического климата в среде образования. От данного явления страдают все участники процесса. Жертва- от чувства беспомощности. Сторонние наблюдатели- от чувства вины, невозможности предотвратить конфликт в виду боязни смещения буллинга на себя. А так же, страдает и сам агрессор, ведь агрессивное поведение- лишь средство защиты и вымещения внутренней боли. А на педагогический состав учреждения ложится дополнительная ответственность и задачи: предотвращения данного явления и его регулирование. Несмотря на то, что в целом, факты насильственных действий в школах, отмечаются уже длительное время, на сегодняшний момент, в образовательной системе еще нет общепризнанных и конкретных профилактирующих, констатирующих, регулирующих, и корректирующих программ. Однако, подобные программы всё же должны найти применение на начальных этапах формирования коллектива, с самых младших классов и должны базироваться на системном подходе, а именно: в программы должна быть вхожа работа не только с детьми, но и с педагогическим составом школы, административным, а также с родителями. Программы, которые помогут достичь результативный и качественный результат, должны опираться на факторы возникновения буллинга. Отсюда, можно выделить:
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА...6 1.1 Понятие «буллинг» в психолого-педагогической литературе………………..6 1.2 Причины возникновения буллинга в младшей школьной среде…………….9 1.3 Особенности профилактики буллинга в младшем школьном возрасте…12 Выводы по главе 1…………………………………………………………………………18 Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………...19 2.1 Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных диагностики…………………………………………………………………………………..19 2.2 Формулировка рекомендаций, направленных на профилактику буллинга в младшем школьном возрасте ……………………………………………………………23 Выводы по главе 2………………………………………………………………………… 31 Заключение………………………………………………………………………………… 32 Список литературных источников……………………………………………………...34 Приложения………………………………………………………………………………….37
Список литературы

1. Аверьянов, А.И. Буллинг как вызов современной школе [Электронный ресурс] / А.И.Аверьянов. ? Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer30/531.pdf 2. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – М.: Генезис, 2016. – 256 с. 3. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Известия российского государственного университета им. А.И.Герцена. –2017. – № 128. –27-39 с. 4. Бердышев, И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева. – СПб., 2015. – 104 с. 5. Бондарь, В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности / В. Бондарь // Социальная педагогика в России. – 2018. – № 4. – С. 42–44. 6. Бочавер, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149–159. 7. Быкова, Е.А. Проблема профилактики буллинга в образовательной организации / Е.А. Быкова, С.В. Истомина. – М.: Апрель-Пресс, 2016. - 76 с. 8. Вишневская, В.И. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографической обозрение. – 2019. – № 2. – С. 55–68. 9. Волкова, Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под. ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2018. - 240 с. 10. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ? 2009. ? № 105. ? С. 159-165. 11. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 157 с. 12. Гришаева, Н.А. Буллинг в школе [Электронный ресурс] / Н.А. Гришаева. ? Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive . 13. Еремеева, Л.Ю. Как бороться с буллингом в школе [Электронный ресурс] / Л.Ю. Еремеева. ? Режим доступа: http//tutknow.ru/psicologia/5646-kak-borotsya-s-bullingom-v 14. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. –208 с. 15. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. – СПб.: Речь, 2005. – 248 с. 16. Илларионова Е.С. Проблема буллинга в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Е.С. Илларионова, К.С. Шалагинова. ? Режим доступа // http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003 17. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин: учеб, пособие. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с. 18. Кон, И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон // Семья и школа. – 2016. – № 11. – С. 15–18. 19. Кривцова, С.В. Воспитание: наука хороших привычек / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. – М.: Глобус, 2017. – 289 с. 20. Кутузова, Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д.А. Кутузова // Журнал практического психолога. Вып. 1. – 2017. – С. 72-90 21. Лэйн, Д.А. Школьная травля (буллинг) / Д.А. Лэйн // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – С. 240–274. 22. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. – 2017. – № 4. – С. 90-92. 23. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2016. – 1008 с. 24. Мерцалова, Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т. Мерцалова // Директор школы. – 2018. – № 3. – С. 25–32. 25. Ожиева, Е.Н. Буллинг как разновидностьнасилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] / Е.Н. Ожиева. ? Режим доступа: http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm 26. Педагогическая психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика / [Баева И. А. и др.] ; под ред. Л. Регуш, А. Орловой. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. - 414 с. 27. Петросянц, В.Р. Психологические характеристики старшеклассников – участников буллинга в образовательной среде [Электронный ресурс] / В.Р. Петрсянц. – Режим доступа: http://www.emissia. org/offline/2010/1479.htm 28. Пронина, Е. Н. Детская жестокость: причины и следствия / Е.Н. Пронина. – М.: Академия, 2018. – 83 с. 29. Прудникова, М.С. Психолого-педагогические детерминанты безопасного поведения детей в образовательной среде / М.С. Прудникова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – № 1. – С. 87–92. 30. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2010. – 332 с. 31. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 3–18. 32. Руланн, Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга / Э.Г. Руланн. – М.: Генезис, 2012. – 264 с. 33. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – 81-87 с. 34. Селиванова, О.А. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении / О.А. Селиванова, Т.С. Шевцова. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. – 232 с. 35. Семенова, А.И. Каждый пятый случай школьной травли инициируют учителя [Электронный ресурс] / А.И. Семенова. – Режим доступа : https://www.gazeta.ru. 36. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – Москва-Воронеж., 2016. –107 с 37. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия. Часть третья. Личность в семейном социуме. Учебное пособие / Т.В. Сенько. – Минск., 2017. –53 с. 38. Слободчкив, В.И. Структура и состав образовательной сферы. Категориальный анализ / В.И. Слободчиков // Психология обучения. –2019. – № 1. –4-24 с. 39. Соловьев, Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста [Электронный ресурс]/ Д.Н. Соловьев Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/121PVN314.pdf 40. Стрельбицкая, A.A. Динамика школьного буллинга в коллективах старшего звена / А.А. Стрельбицкая // Педагогическая диагностика. – 2019. – № 2. – С. 104–124. 41. Сулимова, Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов / Т. С. Сулимова – М., 2016. – 199 с. 42. Ушакова, Е. Н. Буллинг – новый термин для старого явления / Е. Н. Ушакова // Директор школы. – 2019. – № 6. – С. 84-87. 43. Файнштейн, Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними / Е.И. Файнштейн // Директор школы. – 2020. – № 7. – С. 72-76. 44. Яруллина, Г.Р. Актуальность проблемы профилактики школьного насилия среди обучающихся подросткового возраста [Электронный ресурс] / Г.Р. Яруллина. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Понятие «буллинг» в психолого-педагогической литературе Термин «Буллинг», в психолого-педагогической литературе возник не так давно. По причине этого, проблема буллинга не достаточно исследована и наука, до сих пор не имеет точного определения, его характеризующего. Но несмотря на новизну данного понятия, само явление, которое оно описывает, достаточно старое и известно всем нам. Впервые термин «буллинг» ввел английский журналист Эндрю Адамс в начале девяностых годов XХ века. Английское слово буллинг (bullying, от bully –хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, психологический или физический террор, направленный на то, чтобы вызвать у оппонента страх, подчинив его себе [22]. Как отмечает А. И. Аверьянова, буллинг – это особенный вид насилия, когда один человек (или группа) угрожает или физически нападает на другого человека (группу), последний из которых слабее и не может себя защитить ни морально, ни физически [1] . E. Н. Ушакoва под буллингом рассматривает психологическую или физическую агрессию (нападение), с целью нанести вред жертве, запугать ее и подвергнуть стрессу [42] . По мнению Е.Н. Ожиева, буллинг – это относительно новое понятие в современном обществе. Из повседневного термина это слово преобразовалось в международный и теперь содержит в себе основу из чётко поставленных проблем: социальных, юридических, психологических, педагогических [25]. Е.С. Илларионова трактует буллинг, как запугивание, психологический или физический террор, агрессиию, целью которой является подчинение другого человека, путём вызывание у него ощущения страха [16]. Д.Н. Соловьев, на основе проведённых исследований, отмечает, что буллинг имеет основу, граничащую с понятием: конфликт. Однако обладает специфическими закономерностями, отличающими его от конфликта. Одним из примеров таких отличий, является дисбаланс сил обидчика и жертвы. Обидчик имеет физическую и (или) психологическую силу, а жертва не имеет и нуждается в поддержке/помощи со стороны. Помимо прочего, характерным отличием служит преднамеренность и систематичность оказания психологического или физиологического страдания жертве [39]. Л.А. Регуш, в определениях буллинга, ссылается на ситуативную или формальную власть агрессора, обращая внимание на то, что это неоднократное проявление травли по отношению к более слабому оппоненту [26]. С.В Кривцова считает, что буллинг- это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет свойство повторяться. И выделяет, что неравенство сил и повторяемость являются двумя существенными признаками буллинга [19] Типы Булинга бывают следующими [43]: 1) социальное исключение – изолирование, отказ, отделение, отклонение общения с жертвой (отказ сидеть с жертвой за одной партой, воздержание от словесной и физической коммуникации, отказ от совместной работы с жертвой и др) ; 2) физическое насилие – рукоприкладство, шлепки, подзатыльники, причинение физической боли, телесные повреждение, отбирание предметов и тд. 3) вербальный тип (словестный) – издевки, обзывательства, критика, различные упреки, надменное отношение, оскорбление и др.; Д. Роланд выдвигает следующие типы буллинга [10]: – физический– намеренное нанесение телесных повреждений, путём толчов, пинков, ударов, побоев. – скрытый–объявление бойкота, завершение отношений, игнорирование, применение манипуляций, распускание ложной информации (слухи, чаще всего характерные для девочек); – психологический–воздействие на психику, ведущее к психологической травме. Наносится путем словесных оскорблений, запугиваний и угроз, преследования, наносящего эмоциональные страдания. – прямой буллинг, включающий в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое давление; – сексуальный–действия сексуального характера, причинённые в насильственной форме; И. Бердышева говорит о следующей типологии буллинга [4]: 1) «косвенный тип» – социальная агрессия: отказ, отделение, изолирование, полное отклонение контакта и коммуникации с жертвой 2) «словесный тип» (вербальный) – издевки, обзывательства, нескончаемые упреки и предвзятое отношение, критика, оскорбление и пр.; 3) «физический или непосредственный тип» – проявление агрессии с применением физического насилия: причинение боли, шлепки, подзатыльники, рукоприкладство, повреждение и отбирание предметов и тд.). А так же, относительно недавно появилась новая разновидность школьного буллинга – кибербуллинг – при котором жертва получает издёвки, оскорбления, критику и упрёки в социальных сетях, на электронный адрес или другие электронные носители/площадки. Буллинг – это, в первую очередь, индивидуальное насилие, когда инициатором является один человек, «bully», но также он может имеет помощников, осуществляющих ему поддержку и помощь. А если агрессия направлена на несколько человек/группу, то это называется групповым буллингом. При взаимодействии жертвы и буллера, возникают деструктивные взаимоотношения, приводящие к большому стрессу, так как менее доминирующий субъект («жертва») не может защититься- отмечает Р.Дж. Хазлер [43]. Л.М. Семенюк отмечает, что в процессе такого взаимодействия происходит обесценивание того, на которого направлен буллинг, а буллер, в свою очередь, получает удовлетворение от своего превосходства и заручается желанием чаще применять действия, приводящие к физическому или психическому ущербу [36]. О.Л. Глазман обращает внимание, что для лучшего понимания индивидуальних, психологических характеристик участников буллинга, следует понимать, какие роли каждый из них играет и какие занимает позиции, т.е. определить «буллинг-структуру». «Буллинг-структура» состоит из ролей [10]: 1. Инициатор (те, кто обижает, агрессоры). Это индивиды, с высоким потенциалом агрессивности, осуществляющие «нападения» не только на жертв, но и на педагогов, близких. 2. Помощники инициатора имеют тенденцию помогать и подражать «обидчику». Пользуются прямым буллингом (оскорбления, физическое воздействие). 3. Защитники. Индивиды, оказывающие защиту жертве буллинга и пользующиеся авторитетом у одноклассников. Они в «нейтральной зоне». Не являются распространителями тенденции буллинга и реже всего становятся жертвами. 4. Жертва. Те, на кого направлено психологическое или физическое насилие. На них направлена изолированность. Они испытывают одиночество, ощущение опасности и тревоги. «Жертвам» буллинга свойственны симптомы депрессии, повышенная тревожность и прочие деструктивные эмоциональные переживания. 5. Наблюдатели (свидетели). Как правило, это подавляющее большинство группы, выбирающее позицию: наблюдать. В исследованиях проблемы буллинга, многими учеными разных стран выдвигались свои определения понятия буллинга, многие склоняются к тому, что буллинг является насилием, некоторые ученые говорят о том, что это травля, кто-то говорит о том, что это действие, агрессия или модель поведения. Множество учёных из разных стран исследуют проблему буллинга, выдвигая свои определения данному понятию. Но не смотря на различные описания данного термина, все исследователи едины в понимании, что буллинг- это актуальная, серьёзная имеющаяся проблема современного общества, включающая в себя психологические, социальные и педагогические проблемы. Проанализировав все вышеупомянутые мнения различных авторов, мы смогли определить общие характеристики буллинга: – насилие (психологическое,физическое); –буллинг направляется на психологически/физически слабого человека, не способного дать себе качественную защиту; – буллинг реализуется группой людей, либо в одиночку; – буллинг носит систематичный и длительный характер. В дальнейшем мы предлагаем опираться на понятие, которое дал T.R. Heald: Буллинг – это физическое или психологическое насилие, длительно осуществляемое группой лиц или одним человеком и направленное против индивида, который не в состоянии защититься [22]. Представленное понятие наиболее точно и полно описывает явление «Буллинг», объединяя в себя все характеристики, которые мы нашли. Таким образом, можно резюмировать, что Буллинг – это сложный феномен, который возникает в относительно устойчивой группе и вовлекает других в этот процесс. Травля ведет к негативным последствиям и к тому, что жертва не может защититься из-за несоответствия силы и власти. 1.2 Причины возникновения буллинга в младшей школьной среде Феномен буллинга в современных школах широко распространен. Агрессивное отношение к учителям и персоналу, жестокость учащихся во взаимоотношениях друг с другом, кражи, унизительное отбирание денег у младших школьников, оскорбления и порча имущества – начинают проявляться с самых начальных классов. А школьный буллинг в целом, представляет собой одну из наиболее видимых форм насилия в отношении детей [7]. При этом, буллинг имеет 2 стороны– это не только физическая агрессия, но и психологическая, которая встречается куда чаще, ведь физические инциденты явно заметны и вскоре будут остановлены взрослыми. В отличие от психологической, которая долгое время может оставаться незамеченной [12]. Агрессивное поведение у ребенка можно отследить уже с раннего детства. В дошкольном же возрасте в таком поведение начинает преобладать физическая агрессия, а к периоду младшего школьного возраста, в силу начинает вступать еще и вербальная агрессия [6]. Е.Н. Пронина отмечает, что уровень жестокости в школах, основываясь на статистике, становится всё выше, с самых первых классов. С каждым годом, дети становятся жестче. И как раз в начальных классах, в коллективе детей начинает формироваться основная «Буллинг-структура», в которой дети делятся на тех, кто поддерживает агрессора в его действиях, тех, кто равнодушен к происходящему и тех, кто против подобного поведения [28]. Д.Н. Соловьев выделил определённые, базовые факторы возникновения буллинга [39]: 1. Индивидуальные – агрессия (девиантное поведение), виктимность, конформность; 2. Групповые – несформированное ценностно-ориентационное единство группы, низкая сплоченность и отсутствие самоопределения личности в группе, неблагоприятный социально-психологический климат. Виды девиантного поведения, проявляющиеся в буллинге (агрессивное, виктимное, конформное), создают благоприятную «почву» для появления буллинга в классе. Ученик, в истории буллинга может занять позицию: жертвы, обидчика или наблюдателя, в зависимости от вида девиантного поведения. И, как правило, модель позиции, которую ребенок выбирает в младших классах, в дальнейшем, проецируется и на последующие ступни обучения. Буллер (агрессор, обидчик) является инициатором агрессивного поведения, руководствуется целью – достижение престижного статуса в группе, получение материальных благ, желаемых услуг от выбранной жертвы. Жертва находится в виктимном положении, является объектом насилия буллера, ради сохранения социального статуса, который является удовлетворительным для жертвы и избегание насилия. Позиция: свидетель, руководствуется конформным поведением, негласно соглашаясь и подкрепляя насильственные проявления буллера. Свидетели представлены в классе в большинстве, они наблюдают за инцидентами, знают о существовании насилия в группе, но не проявляют никаких действий для устранения проблемы, кроме наблюдения, несмотря на то, что они могут считать действия буллера неправильными- пишет Г.Р. Яруллина [44]. Причины возникновения буллинга, к которым мы пришли, изучая данный феномен: 1. На индивидуальные факторы возникновения издевательств в начальной школе, влияют взаимоотношения ребенка в семье. Выделяются следующие семейные факторы: • отсутствие доверительных отношений у ребенка с родителями, • отсутствие взаимной поддержки, • низкий уровень сплоченности, • социально-психологическое неблагополучие, • наблюдение ребенка за насильственными действиями внутри семьи, • низкий уровень контроля над жизнью и здоровьем ребенка. Наличие одного или нескольких критериев, положительно влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребенка. Поскольку семейные отношения формируют основную модель поведения ребенка, которую он бессознательно запоминает и начинает проецировать на межличностные взаимоотношения, оказываясь на начальной стадии обучения, в новом коллективе, где так же как и в семье, начинает формироваться определенная новая иерархия. Так, младший школьник, позволяющий себе издеваться над детьми, мог наблюдать насилие в своей же семье, например между родителями, или отмечать насилие родителей по отношению к себе или сиблингам. Так же, младший школьный возраст, это период, когда от нового большого коллектива можно получить компенсацию, в виде, например, внимания, которого ребенок не получает в домашней среде от родителей. И приходя в учебное заведение, подсознательно требует обратить на себя взгляды всех окружающих, выбирая способ агрессивного действия [40]. 2. Не менее важная причина, по которой младший школьник начинает оказывать на коллектив всевозможные формы и виды издевательств- это социальные факторы, которые он наблюдает через гаджеты и переносит на себя модели социальных взаимоотношений, увиденные на просторах медиа-источников. Т.С. Сулимова пишет, что насилие в школе часто отражает ситуацию, связанную с насилием в обществе, а насилие в социальной сфере связано с политическими и социально-экономическими условиями, например, травля по национальному признаку, травлю, связанную с культурными нормами, традициями и ценностями общества, законами и их соблюдением. В нынешнее время, множество детей дошкольников имеют доступ к интернет-пространству, что позволяет начинать отмечать, видеть, слышать, впитывать информацию, связанную с насильственным поведением, гендерными стериотипами, социально-экономическим неравенством. А к младшему школьному возрасту, доступ к подобной информации имеется уже у большинства, если не у всех детей [41]. 3. Т.Г. Румянцева полагает, что предпосылкой к групповым факторам развития буллинга являются средовые факторы, которые начинаются в младших классах, способствуют проявлению единичных случаев насилия, а в дальнейшем приводят к их систематическому характеру. Такими факторами являются: стресс, вызванный учебой и периодом адаптации к школе, взаимоотношениями с новыми одноклассниками и учителями; равнодушие и низкий уровень контроля со стороны педагогов, на протяжении всего младшего школьного возраста, а так же равнодушие родителей, к ситуации в классе и в целом, неблагоприятный социально-психологический климат [33]. Преподаватели школы, не редко, могут самостоятельно провоцировать проявление агрессии и зарождению буллинга. И.А. Баева отмечает: учитель, выделяющий кого-либо из учеников, формирует конкурентную среду, ведущую к расслаиванию класса, с последующим проявлением агрессии, насилия или психологического давления, среди детей [3]. Сложная и тяжелая ситуация возникает тогда, когда руководство и педагогический состав стараются не замечать имеющейся проблемы травли, и не содействуют в её решении, перекладывая вину на жертву. В данной ситуации, буллер, чувствуя свою безнаказанность, продолжает совершать агрессивные поступки, закрепляя за собой позицию «булль» на все оставшиеся ступени школьного образования, а пострадавший чувствует себя в еще большем отчаянии и ощущает беспомощность и безнадежность, что часто приводит к трагическому исходу, поскольку в дальнейшем, данная позиция «жертвы» будет так же закреплена и выйти из нее будет достаточно кропотливой работой, требующей серьёзной и глубокой терапии [3]. Таким образом, можно подвести итог, что в большинстве случаев, причиной буллинга становится расхождение внутренней и внешней жизни - стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат. На возникновение ситуации буллинга может повлиять социальное и экономическое неравенство между детьми, демонстрация насилия в СМИ, так как подростки очень восприимчивы, и внушаемы, также на детей влияет окружающая среда, личностные факторы. А само явление Буллинга и пути его преодоления должны рассматриваться с самого младшего школьного возраста, в каждом образовательном учреждении, поскольку по статистике, пострадавшими, от постоянной или периодической травли в образовательных учреждениях, становятся около 20-25?% школьников, а по результатам некоторых исследований - до 50%. 1.3 Особенности профилактики буллинга в младшем школьном возрасте Говоря о проблеме профилактики буллинга в начальной школе, вероятно, невозможно прийти к итогу, чтобы никто из детей на протяжении школьного обучения, ни разу не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Однако, заручившись желанием исправить объективно распространённое и серьёзное в масштабе и частоте эпизодов,положение, и объединив усилия специалистов, можно значительно снизить проявление школьного насилия. Понятие «профилактики» является достаточно разработанным в психолого-педагогической литературе. В.И. Загвязинский рассматривает психолого-педагогическую профилактику как систему «предупредительных мер, построенных на устранение внешних причин и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей, начиная с младшего школьного возраста. Реализуется данный подход путём общей гуманизации педагогического процесса. Успешность этой системы связана со всеми участниками педагогического процесса. Но довольно часто нарушаются элементарные, базовые права ребенка, что подразумевает включение в профилактическую работу мер по социальной защите детства. Профилактика подразумевает под собой решение еще не возникших проблем. Поэтому, ряд мер принимается задолго до их возникновения» [14]. Профилактическая работа подразумевает изменение социальной, семейной, личностной ситуации учеников, путем применения специальных воспитательных и педагогических мер, позволяющих повысить качество жизни и поведенческих аспекторв ребенка, при помощи изменения личностных ориентаций. Главной целью профилактических мероприятий эпизодов буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией. Мы выделили основные задачи профилактики буллинга [9]: – содействие улучшению социального самочувствия обучающихся; – развитие толерантности и социальной компетентности у обучающихся; – подготовка педагогического состава для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга; – психолого-педагогическое просвещение родителей; –ликвидация психотравмирующих и социально- опасных ситуаций; –изменение представлений обучающихся о самом себе и об отношениях с окружающими. Мероприятия по профилактике буллинга среди младших школьников, начинаются с первых дней обучения в начальном звене. Центральной задачей является устранении основных и второстепенных факторов появления острых, враждебных, конфликтных ситуаций с применением различных форм насилия, в том числе буллинга в коллективе. На данный момент в системе образования, существует несколько моделей профилактики девиантного поведения: психолого-педагогическая, социально-педагогическая, социальная и медико-психологическая модели [12]. Психолого-педагогическая модель формирует по принципу: основным важным субъектом профилактического характера в работе со школьниками, является само образовательное учреждение. Специально подготовленные профилактические образовательные мероприятия, основанные на организации групп внеклассной и внешкольной деятельности школьников и их родителей, ведутся в учреждении. Такая модель подразумевает коррекцию учеников «группы риска», путём индивидуальных, семейных и групповых консультаций, а также психологическую помощь педагогам. Социальная модель представляет собой организации, включающие в себя упор на профилактическую работу для школьников, путём создания нравственных ценностей и развитию добровольных начал у школьников. Социально-педагогическая модель выстроена на организации образовательных учреждений разных типов с усилением коррекционного воздействия в процессе воспитательной и учебной деятельности. Медико-психологическая модель представляет собой организацию медицинских служб в образовательных учреждениях на плановой основе для проведения профилактики раннего девиантного поведения [6]. А так же (в зависимости от целевых групп воздействия), выделяют два этапа профилактики: – первичная профилактика –перечень мер, созданных для формирования духовно-нравственных ценностей и добровольного поведения всех учащихся, родителей и обеспечения нормативного развития личности в целом; – вторичная профилактика, которая имеет цель вторичной социальной адаптации и реабилитации учащихся. Данный этап подразумевает системную работу с детьми из «группы риска» по буллингу. В этом случае в задачи образовательного учреждения включается определение типов «группы риска», актуальных для каждого конкретного учреждения, и планирование работы именно в этом направлении воздействия [12]. Чаще всего, жертвами буллинга становятся дети, имеющие тревожные ощущения, высокую склонность к депрессиям, суицидальные наклонности, замкнутость, пугливость, высокую чувствительность, низкую самооценку и заниженную уверенность в себе; склонные к одиночеству и не имеющие близких друзей (часто, близким кругом таких детей являются взрослые индивиды); часто такие дети из социально неблагополучных семей, в которых сталкивались с физическим насилием в семье, не имеющие базового ощущения защищённости, предпочитающие умалчивать о насилии и травле в свой адрес, поскольку считают, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидают издевательств [17]. Е.П. Ильин выделил 3 основных фактора, помогающих выявить детей, входящих в группу риска по буллингу: 1. «Стигматизация» — национальные и физические особенности ребенка. 2. «Провоцирующие агрессию особенности жертвы» — виктимность поведения. 3. «Множественный стресс» – дети, обладающие множеством проблем, основанных на социального неблагополучной, конфликтной атмосфере в семье, имеющие отклонения по здоровью, затруднения во взаимодействии со сверстниками, терпящие отвержение или даже изгнание. Выявлению буллинга в школе способствует проведение анонимных анкет, обращений через сайт школы. Агрессорами практически всегда выступают дети, обладающие нарциссическими чертами личности. Они стремятся к властвованию, привыкли, что за них делают их же работы, и «идут по головам» слабых детей, не имеющих склонности постоять за себя [2]. Е.П. Ильин выделяет качества характерные для детей буллеров: желание стать лидерами коллектива или же быть в центре внимания, за счёт самоутверждения за счёт слабых, уверенность в том, что подчиняя окружающих, им проще добиваться личных целей; не умеющие находить компромиссы, не обладающие эмпатией (отсутствие качества сочувствовать жертвам), легковозбудимые, импульсивные и в целом, обладающие низким уровнем эмоционального интеллекта [17]. Так же, проведённый нами анализ научной психолого-педагогической литературы, позволил определить следующие методы основных профилактикических мероприятий по проблеме буллинга в младшей школе: – информирование и консультирование обучающихся, родителей, учителей, сотрудников школы о проблеме буллинга, способах ее решения и правовых последствиях (мер наказания агрессоров); – общие для образовательного учреждения правила, в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по его профилактике и преодолению (с участием родителей и смежных специалистов, например, инспектора по делам несовершеннолетних); – занятия с обучающимися, направленные на развитие навыков конструктивного общения, разрешение конфликтных ситуаций, повышение эмоционального интеллекта [32]. Мероприятия по профилактике буллинга обхватывают разного рода формы: – развитие коммуникативных умений и навыков устойчивости, бесконфликтного общения, волевых качеств, эмоционального интеллекта, и др.; – дискуссионный клуб; – семинары – тематические беседы; – сказочный тренинг; – совместные поездки в кино, музеи, на природу, в театры и др.; – сказкотерапия; – классные часы; – психологические тренинги по сплочению коллектива; – родительские собрания; – диспуты; – волонтерский проект; – игротерапия. В табл. 1 представлены зарекомендовавшие себя образовательне методы борьбы со школьным буллингом, подтвердившие свою эффективность как в отечественной, так и зарубежной практике. Таблица 1 Методы борьбы с буллингом в школе Наименование метода Краткое описание метода «Правило школы» Родители, приводят своего ребенка в начальную школу, получают яркую, оформленную картинками, интересную брошюру, которую необходимо прочесть и изучить. На данном буклете представлены основные правила данного образовательного учреждения (в среднем, от 5 до 10). В них прописаны самое основное - правила в отношении школьной формы, гаджетов, этикета, и основное: правила поведения и буллинга. Позиция заявляется четко - буллинг недопустим. Санкции и последствия- такие-то. Внизу листка - место для подписи родителей. «Метод Фарста»
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 44 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg