Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Философия государства и права И.А. Ильина

baby_devochka 2750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 110 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2022
Проблемой исследования явилось выявление источников и движущих сил формирования права и государства в работах И. А. Ильина. Объект исследования - государство и право, отраженные в работах ведущих теоретиков философии права Запада и России, и особенность под¬хода к проблеме у И.А. Ильина. Предметом исследования является диалектика взаимодействия госу¬дарства и права, их взаимосвязь и взаимовлияние в философском наследии И. А. Ильина. Цель исследования - охарактеризовать сущность и процесс формиро¬вания нравственных ориентиров в государственно-правовой теории поли¬тической философии И.А. Ильина. Задачи исследования - выявить философские основания концепции государства и права И. А. Ильина, проанализировав наиболее существенные моменты его политичес¬кой философии: учение о правосознании, о духовно-органической природе государства, о формах государственного устройства о крушении государст-венности в октябре 1917 г. и способах возрождения России; - раскрыть соотношение права и морали, выявив, что понимается под сво¬бодой вообще и какое она имеет отношение к праву и нравственности; - исследовать представленную в работах Ильина концепцию различных форм государственного устройства. В этой связи охарактеризовать воззре¬ния Ильина на формальную демократию как определяющую предпосылку возникновения тоталитарных режимов в современном обществе, на сущ¬ность монархии и республики; раскрыть идеи Ильина относительно разви¬тия общества и государства в посттоталитарный период и пути построения гражданского общества и правового государства; - показать актуальность идей Ильина для современной политической ситу¬ации в России. В исследовании автор опирался на труды отечественных специалистов в области философии права А. Г. Гузнова, В. И. Ковалева, Ю.Т. Лисицы, Н. К. Симакова, И. Н. Смирнова, С. А. Федорова, Д. Е. Цыганкова и работы биографа И. А. Ильина Н. П. Полторацкого (США). В осмыслении теоретических положений, закономерностей истории развития правовой мысли автору оказали большую помощь труды отечест-венных юристов С. С. Алексеева, Н. Э. Баумана, А. Б. Венгерова, Ю. А. Дмитриева, В. П. Желтовой, Н. М. Коркунова, Д. А. Керимова, С. А. Кома¬рова, Э. В. Кузнецова, Г. Н. Манова, М. Н. Марченко, В. О. Мушинского, В. С. Нерсесянца, Э. А. Позднякова, Н. Н. Разумовича, О. В. Тарановского, Ю. В. Тихонравова, В. А. Туманова, В. Н. Хропанюка, Г. Ф. Шершеневича, Л. С. Явича. Методология работы. При подготовке к написанию диссертации ис¬ходным для автора был принцип сравнительно-исторического анализа. При этом, по мере последовательного раскрытия темы автор, руководству¬ясь этим принципом, переносил акцент с исторического исследования конк¬ретного эмпирического материала, прежде всего текстов Ильина в их хро¬нологической последовательности (методы описания и анализа), на теоре¬тическое осмысление и интерпретацию данных текстов. Здесь основным приемом анализа материала выступал метод исторической реконструкции философских воззрений мыслителя, взятых в их системе и синтезе. Метод компаративного анализа позволил нам выявить ряд существенных отли¬чий в построениях модели государства и права у западных теоретиков философии права и у изучаемого нами автора. Метод интерпретации использован в данной работе при анализе содер-жания основных понятий политической философии И. А. Ильина. Здесь диссертант следовал установке самого философа, считавшего, что понятия политологии, государствоведения, правоведения имеют в то же время и философский характер. Этот принцип Ильин сформулировал в своем исследовании «О монархии»: «Сущность монархии, как и сама сущность права, имеет природу сверхюридическую. Это означает, что для разреше¬ния вопроса об отличии монархии от республики необходимо, не выходя из разделов науки, выйти за пределы юриспруденции. Надо, не порывая с науч¬ным материалом государственных законов, политических явлений и исто¬рических фактов, проникнуть в их философский, религиозный, нравствен¬ный и художественный смысл и постигнуть их как состояния человеческой души, человеческого духа». Поэтому, такие понятия, как государство, правосознание, право, сво¬бода, самодержавие, демократия и др., имеют как у И. А. Ильина, так и в тексте данной диссертации статус понятий не только юриспруденции, поли¬тологии, истории, но и собственно философии. Источники исследования: произведения И.А. Ильина, философские и правовые публикации, печатные труды по теории философии права, исто¬рии государства и права, законы и подзаконные акты, кодификационные сборники и распоряжения государственной власти, юридическая и периоди¬ческая печать, методическая литература по философии права, учебные программы и учебники для юридических вузов. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые пред-ложена целостная характеристика оригинальной концепции государства и права Ильина в контексте его политической философии. В этой связи, дис¬сертантом особо выделяются следующие аспекты политической философии И.А. Ильина: 1. Государство - не только материальный, хозяйственный, экономичес¬кий, политический, но и духовный организм, в жизни которого каждый индивид в меру своего правосознания принимает непосредственное участие, а различные формы этого организма должны быть естественным органи¬ческим порождением, исходящим из материальной и духовной жизни наро¬да. Политическая сфера не просто связана с духовной, она есть необходимая форма духа (всего народа в целом и каждого отдельного гражданина). Раз-личные формы государственного устройства и власти, при условии их при-емлемое в тех или иных обстоятельствах, непосредственно связаны с на- родным,« правосознанием, которое, в конечном счете, является основой их жизнеспособности. 2. Христианское государство, по Ильину, является также социальным, т.е. основанным на духе народа и не противостоящем гражданам, но служащим необходимым условием их самореализации, творчества, свободы в различных сферах. Эту особенность политической философии Ильина, которую сам философ явным образом не акцентировал, необходимо, на наш взгляд, учитывать при исследовании его творчества. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоб-щенный и систематизированный опыт формирования правосознания и гражданственности нравственно-целостной личности в философии госу¬дарства и права представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих юридическую и философскую системы правового воспитания. Эти системы включают в себя идеалы, цель и задачи граждан¬ского воспитания, его процесс, средства и методы правового воздействия, характеризуются присвоением отдельным индивидуумом нравственно- правовых норм в процессе гражданского правотворчества и норм социаль¬но-этических отношений и во многом базируются на творчестве таких мыс¬лителей России начала XX в., как И.А. Ильин. Практическая значимость исследования определяется тем, что его положения и выводы могут послужить дальнейшему комплексному изуче¬нию творческого наследия И. А. Ильина, интерпретации его идей в контек¬сте современной политической, культурной, духовной ситуации как в Рос¬сии, так и в мире, поскольку проблемы осознания правового государства не утратили своей актуальности. Факты, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в учебники и учебные пособия по философии права и по теории государства и права для юридических учебных заведений, явиться основой спецкурса по истории философии права в России, а также использоваться в учебной и воспитательной работе. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена широким кругом источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов и внедрением их в вузовскую практику. Основные этапы исследования. На первом этапе (1995-1997гг.) разра-батывались теоретико-методологические подходы к исследованию, однов-ременно проводился сбор, анализ и систематизация материалов. На втором этапе (1997-1999гг.) обобщался полученный материал, выявлялись основ¬ные результаты исследования, проверялись возможности использования правовых идей И.А. Ильина в подготовке будущих государствоведов в Мос¬ковском открытом социальном университете. На защиту выносятся следующие положения: 1. Учение Г. В. Ф. Гегеля о государстве как философское обоснование аналогичной концепции И. А. Ильина; 2. Правосознание как обязательное условие при создании норм права и внешний фактор развития законодательства, стабильности, правопорядка, реальности прав и свобод граждан; 3. Легитимная власть как власть, соответствующая праву, установ¬ленному предыдущей властью, и обычаю, признанная общественностью и выражающая доминирующий общественный интерес, действующая в рам¬ках наличного права (позитивного или естественного); 4. Прямая связь правосознания с моралью через волевой акт (как долг) и совесть; 5. Государство как духовно-правовая община с устройством, основан¬ном на двух общих принципах: принципе корпорации и принципе учрежде¬ния; 6. Возможность гетерономии, не противоречащей личной свободе. Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследо¬вания обсуждались на заседаниях кафедры философии Пятигорского госу-дарственного лингвистического университета с 1996 по 1999 гг., на конфе-ренциях по итогам научной работы в том же университете в 1997-1998 гг., на Всероссийских научно-практических конференциях «Русская философия на исходе XX в.: итоги и перспективы» (1996-1998 гг.). Опубликованные материалы использовались кафедрой философии Московского открытого социального университета в учебно-воспитательной работе со студентами. Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора: 1. Рутковская М. В. Понятие правового государства в философском наследии И.А. Ильина// Русская философия на исходе XX века: Итоги и перспективы (тезисы VI конференции по русской философии 19-21 сентяб¬ря 1996г.). - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - С. 96 - 98. 2. Рутковская М. В. Интеллигенция и правосознание// Вопросы обще-гуманитарного знания. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997. - С. 108 - 112. 3. Рутковская М. В. К проблеме добра и зла в работе И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой»// Вестник ПГЛУ (выпуск 3 - 4) - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997г. - С. 43 - 45. 4. Рутковская М. В. Философия права Гегеля в творчестве И. А. Иль¬ина// Вопросы общегуманитарного знания. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997г.-С. 112-120. 5. Рутковская М. В. О сущности государства по философии И. А. Иль¬ина// Аспекты общегуманитарного знания. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998г. - С. 85 - 90.
Введение

Возрождение духовной жизни России с необходимостью обращает наше внимание к философско-правовому осмыс¬лению таких проблем, как проблема правового государства, гражданского общества, народного представительства. В настоящее время мы активно осваиваем западный интеллектуальный потенциал в области философии права, политики, социологии, психологии. Совершенно очевидно, что без этого освоения невозможно выйти на общий цивилизованный уровень мирового развития, но также очевидно, что этот магистральный выход невозможен без глубокого изучения русской правовой мысли. В процессе становления новых политических отношений между тради-ционно сильным Российским государством и нарождающимся гражданс¬ким обществом иногда возникают острые коллизии, вызывающие глубо¬кую рефлексию в русской духовной жизни. Без анализа природы и истори¬ческих корней этих коллизий невозможно понять многие проблемы совре¬менности. Если на Западе идея личности с самого начала вступает в противоре¬чие с общественным (человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы), и в этом состоит смысл классического кантовского либерализма, являющегося основой гражданского общества, то в России идеи свободной личности долгое время просто не существовало, и в конечном итоге не личность, а государство стало преобразовывать тради¬ционное русское общество в гражданское. Процесс формирования граждан¬ского общества под началом государства нашел свое отражение в русском либерализме, составляя ту характерную особенность, которая отличала его от классического западного варианта. Традиция развития гражданского общества не вопреки государству, а совместно с ним, при его активном вмешательстве имеет место и сегодня. Одним из выразителей этой тради¬ционной идеи был выдающийся русский философ и правовед И.А. Ильин. Творчество И. А. Ильина совпало с величайшими для России катас-трофами: крушением многовекового монархического строя, при котором сложилось и окрепло Российское государство, большевистской революцией, гражданской войной, сталинским режимом. Но не одна Россия переживала кризис: на Западе также сложилась критическая ситуация в области госу-дарственных институтов, избирательной системы, парламентаризма, таким образом, обнаружился кризис всей буржуазной демократии. В подходе Ильина к проблеме государства и права и в предлагаемом им способе ее решения раскрываются фундаментальные положения его философско-политической концепции. Будучи свидетелем мировых катак-лизмов и потрясений, И.А. Ильин напряженно размышлял о предпосылках нормальной государственности, о сущности и механизмах государственной власти, о праве и правосознании, о правопорядке, о возможных путях выхо¬да общества из кризисных состояний. Значительное место в его творчестве занимают идеи о возрождении нации в постреволюционной России. Эти положения приобретают особый смысл в контексте современной политической ситуации в России. Показательно, что И.А. Ильин считал неприемлемым для будущей России как путь социализма, так и путь капитализма в том его виде, в котором последний традиционно сложился на Западе. В современной политической борьбе решается вопрос о судьбе буду¬щего российского государства. В условиях противостояния блоков, партий, фракций как теоретикам, так и практическим политикам необходимо пони¬мание истинных целей и механизмов политической деятельности, стремле¬ние к согласию, национальному единству и укреплению начал государст¬венности, правопорядка; необходима политическая культура, т. е. способ¬ность ради интересов целого отказаться от узко партийных интересов; строя свою, деятельность исходить в первую очередь из общенародных и общегосударственных целей и задач. В свете сказанного, нам представляется, что идеи философии госу¬дарства и права у русского философа и правоведа начала XX в. И. А. Ильи¬на являются исключительно актуальными для разработки проблемы пост¬роения гражданского и правового государства в современной России. Степень изученности проблемы. Вообще говоря, в оценках Ильина- философа существует большая разноголосица. Творчество Ильина анали-зировали такие признанные историки русской философии, как В. Зеньков- ский (он видел в Ильине прежде всего гегельянца и указывал при этом на его трансцендентализм и имманентизм) и И.О. Лосский, в высшей степени оценивший произведение Ильина «О сопротивлении злу силой». Неоднок¬ратно ссылался на работы Ильина С. И. Булгаков. Он признавал, в частно¬сти, что книга Ильина о Гегеле заслуживает «полного внимания» и имеет «выдающиеся достоинства». В то же время, Ильин подвергался сильней¬шей критике со стороны И. А. Бердяева и 3. Гиппиус. Большое внимание уделяли творчеству Ильина служители церкви (например, архиепископ Иерусалимский Анастасий, митрополит Антоний, священник В. Свенциц- кий). Если говорить о советской историографии, то в ней Ильин оценивался преимущественно негативно. Так, И. Баммель характеризует его как «нео-гегельянца с ярко выраженной идеологией черной сотни и поповщины», монархиста, реакционно-поповского идеалиста, полагая при этом, что неко-торые его положения могут служить прообразом философских обоснований современного фашизма. Сходным образом А. Поляков увидел в Ильине прежде всего «объективного идеалиста с ярко выраженными чертами мис¬тицизма», «монархиста» и «шовиниста». Куда взвешеннее подошел к твор¬честву Ильина Ю. Попов, оценивший его труд о Гегеле как «наиболее зна¬чительный в истории русского идеализма». Также как и Попов, В. А. Ма- линин признал, что «не только в русской, но и мировой философской лите¬ратуре произведение Ильина является одним из фундаментальных и по- своему глубоких исследований гегелевского идеализма». В отечественной печати последних лет появились многочисленные публикации, посвященные Ильину. В них достаточно основательно изуча¬ются различные вопросы творчества Ильина. Это касается и различных ас¬пектов его политической философии, трактовок природы и сущности госу¬дарства и права, правосознания, политической власти, проблем демокра¬тии и диктатуры (Ю. Т. Лисица, В. В. Ковалев, А. Г. Гузнов, Д. Е. Цыган¬ков). Однако, в большинстве из них внимание обращается на какую-либо из отдельных сторон его творчества, причем по общему правилу Ильин оценивается как выразитель идей религиозной философии. Например, Вл. Левченко считает, что Ильин является «выдающимся мыслителем, ярчай¬шим представителем русской религиозной философии». Впрочем, разброс конкретных оценок Ильина достаточно широк. Приведем некоторые из них. Анализируя концепцию права и политическо¬го устройства И. Ильина, А. Гузнов видит в нем представителя этико- нормативной теории права, последователя П. И. Новгородцева; он полага¬ет, что в «категориальном противопоставлении реальности и ценности» Ильин следует одному из направлений неокантианства (в частности, нап¬равлению Риккерта). Б. Любимов отзывается об Ильине как о «яркой, своеобразной и оди¬нокой фигуре среди сверстников, выдающихся русских философов, несмот¬ря на многие черты сходства». А. Тимофеев критикует Ильина за «проти¬воречивость решения» им проблемы добра и зла в книге «О сопротивлении злу силой», за неудачную попытку мыслителя «адаптировать моральные догмы православия к новой ситуации». А. Ковалев пытается доказать принадлежность Ильина к школе естественного права. И. Ребенщикова подчеркивает в наследии Ильина прежде всего идею формирования буду¬щего русской нации и анализирует представления философа о «русском национальном духе». Подобно ей, Е. Чубукова убеждена, что центральное место в философских размышлениях Ильина занимает тема России, ее прошлого, настоящего и будущего, рассматриваемая в аспектах ее истори¬ческой, социальной и культурной экзистенциальной идентичности. И. П. Полторацкий (США) анализировал развитие идей Ильина с уче¬том историко-философского, историко-культурного и историко-политичес- кого контекстов. В поле исследования И. П. Полторацкого находились не только философские, правоведческие идеи И.А. Ильина, его сочинения по вопросам литературы и духовно-религиозным основам жизни, но также и работы И. А. Ильина по фундаментальным вопросам философии теории и политики. Такие авторы, как Ю.С. Пивоваров, В.И. Семенов специально посвя¬щают свои публикации вопросу о монархии у И.А. Ильина.3 Несмотря на немалое число публикаций о И. А. Ильине, многое в его творчестве предстоит еще проанализировать под углом зрения современ¬ных проблем. Ряд статей посвящен мыслям Ильина о возрождении России (С.А. Федоров, Н.К. Симаков, И.Н. Смирнов). К тому же, в некоторых работах прослеживается тенденция с катего-ричностью которой, на наш взгляд, никак нельзя согласиться. Так, напри¬мер, даже такой серьезный автор, как Полторацкий писал, что «И. А. Иль¬ин был и в самом деле мыслителем религиозным, христианским, правос¬лавным, церковным». Определять характер мышления Ильина таким об¬разом - можно только с очень серьезными оговорками. Дело в том, что, признавая духовно-руководящую роль церкви в общественно-политическ¬ой, государственной жизни, И. Ильин четко разделял церковь и государст¬во как организации, настаивая на относительной самостоятельности этих сфер по отношению друг к другу: «Церковь не есть «все во всем», она не поглощает нации, государства, науки, искусства, хозяйства, семьи и быта... Церковь не есть начало тоталитарное и всевластное». Кроме того, понятия религиозности, духовности и нравственности И. Ильиным, по сути, отож¬дествляются, когда он говорит о религиозных основах правосознания, то речь у него идет о духовных основах государства и общественной жизни. Ильин не просто религиозный философ, он прежде всего крупнейший политический мыслитель; право, государство являются у него необходимой формой духовного бытия, вне которой невозможно осуществление в инди¬видуальной и общественной жизни людей высших религиозных, духовных ценностей. Анализ литературы о философском наследии Ильина позволил выя¬вить ее пробелы и недостатки: 1. Недостаточно разработаны вопросы общей теории государства и права И. А. Ильина; 2. Не рассмотрена сущность соотношения права и морали в общей философии права. Выявленные противоречия и недостатки современных трактовок творчества философа-правоведа И.А. Ильина свидетельствуют о необходи-мости исследования рассматриваемой проблемы общей теории философии государства и права. Таким образом, теоретическая и практическая значи¬мость рассматриваемого вопроса для современной философско-правовой теории, отсутствие специальных работ, посвященных данной проблеме, а также необходимость использования наследия русской философской мысли в целях возрождения духовной жизни России определили тему настоящей диссертационной работы - «Философия государства и права в фило-софском наследии И. А. Ильина (историко-критический ана¬лиз)».
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В РАБОТАХ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ИЛЬИНА ………………………………………………....14 1.1. Естественное право у И.А. Ильина…………………………………………...17 1.2. Роль религии в формировании естественного права………………………...24 1.3. Взаимоотношения права и власти…………………………………………….28 ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА У И.А.ИЛЬИНА……………………………………………………………………….33 2.1. Интерпретация гегелевской концепции государства……………………….36 2.2. Разработка идеи "органически-духовной природы" государства………….54 2.3. Кризис российской государственности, его причины и пути выхода из него………………………………………………………………………………….65 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ФИЛОСОФИИ И.А.ИЛЬИНА…………………………………………………….75 3.1. Соотношение морали и права………………………………………………...75 3.2. Понятие о морали в ранней правовой философии И.А.Ильина……………82 3.3.Совесть и свобода как основные категории нравственной философии И.А.Ильина………………………………………………………………………….87
Список литературы

1. Алексеев А. Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940. СПб.: Слово, 1993. - 167 с. 2. Алексеев С. С. Лекции по общей теории права. М.: Прогресс, 1960. - С. 24 -108 3. Аскольдов С. А. Религиозный смысл русской революции// Из глуби¬ны. М.: Правда, 1991. - С. 210 - 250. 4. Аристотель. О государстве. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. - С. 212-264. 5. Бабаев В. К. Общая теория права. \1.: Юрист, 1994. - С. 76 - 284. 6. Баммель И. Философ Ильин И.А.// БСЭ. 1-е изд. - М.: Советская энцик-лопедия, 1930. 7. Батко С. Н. Теория государства и права. Л.: Наука, 1997. - 420 с. 8. Бердяев Н. А. Духи русской революции// Литературная учеба, 1990 9. Бердяев Н. А. Кошмар злого добра// Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 5. - С. 378 - 392. 10. Бердяев Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX - начала XX в. // Мыслители русского зарубежья. СПб., 1942. 11. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Правда, 1990. - 273 с. 12. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: Мысль, 1989. - С. 123 - 192. 13. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Соч.: В 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. - С. 58 - 62. 14. Булгаков С. Трагедия философии. Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 1. - С. 488 - 489. 15. Введенский А. И. Судьба философии в России. СПб.: Вече, 1901. 16. Вебер М. Избранные произведения. М.: Республика, 1990. - 694 с. 17. Вопросы философии. М., 1990. №1. - С. 102 - 144. 18. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М.: Мысль, 1978. - С. 276-367. 19. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 3 т. М.: Мысль, 1970. Т. I. - С. 285 - 385. 20. Гегель Г. В. Ф. Система наук. М.: Мысль, 1969. - С. 233 - 361. 21. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Собр. соч.: В 8 т. М.; JL: Наука, 1955. Т. 8. 22. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Республика, 1977. - С. 247 - 361. 23. Гиппиус 3. Н. Меч и крест// Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Рус¬ская книга, 1993. Т. 5. - С. 403 - 423. 24. Грузенберг С. Очерки современной русской философии. СПб.: Вече, 1911. 25. Гузнов А.Г. Ильин о государстве и демократии// Советское государст¬во и право, 1991, № П. - С. 131 - 134. 26. Деборин A.M. Гегель и диалектический материализм // Гегель Г. В. Ф. Соч.: В 4 т. М.;Л.: Наука, 1929. Т. 1. - С. 3 - 17. 27. Декларация прав человека и гражданина // Сб. нормативных актов международного права. М.: Юрист, 1993. - С. 77 - 83. 28. Дигесты Юстиниана. М.: Юрист, 1984. - С. 19 - 37. 29. Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников// Летопись занятий археографической комиссии. Л., 1929. Вып. 21. -108 с. 30. Евангелие от Матфея. - Гл. 21. Стих. 22. 31. Евлампиев И. Н. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина// Правоведение, 1992, № 3. - С. 81 - 83. 32. Желтова В.И. Энциклопедия философии права// БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1969. - С. 47 - 95. 33. Законы Ману (выпуск 7). М.: Юрист, 1963. - С. 14. 34. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995. - С. 163 -164. 35. Зеньковский В. История русской философии. Лондон: с^го, 1991. - С. 129 -133. 36. Изгоев A.C. Социализм, культура и Сэдлыпевизм. М.: Правда, 1991. - С. 361- 383. 37. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М.: Юрист, 1961.- 60 с. 38. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX - начало XX в. М.: Республика, 1991. 39. Кавелин К. Д. Избранные работы. М.: Правда, 1989. - С. 54 - 72. 40. Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1. - С. 260 - 357. 41. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. - 19 с. 42. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Искусство, 1977. - С. 196 - 197. 43. Ковалев В. И. Ильин о правовом характере, будущей российское госу-дарственности// Сб. «Социальная философия И. Ильина»:в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 1. - С. 22 - 30. 44. Ковалев В. И. Послесловие к работе Ильина «Сущность государст¬ва»// Научный альманах «Рубеж». Сыктывкар, 1992. № 2. - С. 63 - 68. 45. Комаров С. А. Некоторые вопросы теории права. Л.: Наука, 1994. 46. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М.: Юрист, 198^. - С. 48 - 125. 47. Левченко В. Духовный наставник русского народа// Ильин И. А. Что сулит миру расчленение России. М.: Изд-во МГУ, 1992. - С. 57 - 62. 48. Лившиц Р.З. Современная теория права. М.: Высшая школа, 1992. 49. Лисица Ю.Т. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы филосо-фии, 1991, № 5. - С. 21- 42. 50. Лисица Ю. Т. Ильин. Историко-биографический очерк// Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. - С. 5 - 36. 51. Лисица Ю. Т. Философия Ильина и проблема правосознания граждан в России // Русь державная, 1994, № 5. - С. 54 - 75. 52. Лосев А. Ф. Русская философия// Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления. М.: Республика, 1990. - С. 74 - 85. 53. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. М.: Республика, 1994. - С. 11 - 241. 54. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. - 516 с. 55. Любимов Б. Н. Поющее сердце// Театральная жизнь, 1989, № 19. - С. 24 - 25. 56. Малинин В. А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Высшая школа, 1993. 57. Малинин В. А. Рационализм и иррационализм в русском неоканти¬анстве и неогегельянстве. М.: Мысль, 1971. - С. 112 - 125. 58. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 56 т. М., 1977. Т. 21. - С. 289 - 299. 59. Марченко А. М. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Выс¬шая школа, 1994. - 288 с. 60. Михайловский Н. К. Собр. соч.: В 4 т. М.: Прогресс, 1972. Т. 3. 61. Нерсесянц В. С. Теория государства и права. М.: Изд. группа ИНФРА* М - НОРМА, 1997. - 570 с. 62. Нерсесянц В. С. История политических учений. М.: Юрист, 1998. - 640 с. 63. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое (Взгляд на государст¬во). Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. - С. 736 - 740. 64. Новгородцев П. И. Демократия на распутье. М.: Правда, 1991. - С. 540 - 559. 65. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Правда, 1991. - С. 102 - 139. 66. Первое Послание Петра. - Гл. 2. Стих. 15-16. 67. Пивоваров Ю. С. Может ли спасти Россию самодержавная монар¬хия?// Вопросы философии, 1991, № 6. - С. 13 - 24. 68. Поляков А. А. Ильин И. А.// Философская энциклопедия: в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т. 2. - С. 252. 69. Поляков А .А. Ильин: историко-биографический очерк// Философия права. М.: Юрист, 1992. - С. 3 - 8. 70. Полторацкий Н. П. Иван Ильин: жизнь, труды, мировоззрение. Лон¬дон, 1989. - С. 255 - 408. 71. Попов Ю. В. Ильин И. А.// Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - С. 209. 72. Послание к римлянам. - Гл. 13. Стих. 1. 73. Постников К. Р. Концепция тоталитаризма в политической филосо¬фии И. Ильина//Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996. - С. 11-25. 74. Радлов Э. Л. Очерк истории русской философии. 2-е изд. - Пермь: Изд- во университета, 1920. 75. Раев М. И. Россия за рубежом// История культуры русской эмиграции 1919- 1939 гг. М., 1994. 76. Ребенщикова И. Г. И. Ильин о национальных особенностях русского способа постижения мира//Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. СПб., 1993.4. 2. - С. 35 - 40. 77. Самохина А. А. Проблема человека в произведениях И. Ильина доэми-грантского периода// Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996. - С. 13 - 25. 78. Семенов В. И. Право и государственность в работе Ильина «Монар¬хия и республика». СПб.: Наука, 1993. - С. 41 - 65. 79. Симаков Н. К. Ильин о путях возрождения национального государст¬ва в России// Сб. «Социальная философия И. Ильина»:в 2 ч. Спб., 1993. Ч. 2. - С. 9 -13. 80. Смирнов И. Н. О путях возрождения России // Московский литератор, 1991, №7. - С. 64. 81. Сохряков И. Ильин И.А. // Писатели русского зарубежья. М., 1993. Вып. 1. - С. 230 - 238. 82. Струве П. Б. Из истории русской зарубежной печати// Русская литера¬тура в эмиграции. Питсбург, 1972. - С. 339 - 402. 83. Струве П. Б. Исторический смысл русской революции и националь¬ные задачи // Из глубины. М.: Правда, 1991. - С. 459 - 478. 84. Сысуев Д. А. Проблема насилия и справедливости в нравственной философии И.А. Ильина// Автореф. дисс. канд. филос. наук. Саранск, 1997. - С. 7 - 19. 85. Тимофеев А. И. И. Ильин: право, сила, мораль// Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 2. - С. 3 - 6. 86. Тихомиров Н. П. Основы философии права. М.: Юрист, 1993. - С. 53 - 102. 87. Тихонравов Ю. В. Основы права. М.: Юрист, 1987. - С. 105 - 261. 88. Толстой JI. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. - 400 с. 89. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М.: Юридическая мысль, 1913. 90. Трубецкой Е. И. Смысл жизни. М.: Юридическая мысль, 1918. - С. 78 - 81. 91. Устами Буниных// Литературное наследие: в 2 т. Франкфурт-на-Май- не, 1981. Т. 2. 92. Федоров С. А. Необходимость авторитарного правления в посткомму-нистической России по Ильину// Сб. «Социальная философия И. Ильина»: в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 2. - С. 21- 24. 93. Федотов Г. Г. Судьба и грехи России. Собр. соч.: В 2 т. М.: Прогресс, 1992. Т. 1. - 289 с. 94. Франк С. Л. Из размышлений о русской революции// Новый мир, 1990, № 4. - С. 238 - 252. 95. Хейфе О. Политика, право, справедливость: основоположение крити-ческой философии права и государства. М.: Юрист, 1994. - С. 73 - 127. 96. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. СПб.: Юрист, 1991. - 362 с. 97. Цицерон. Политические философские трактаты. М.: Наука, 1996. - 335 с. 98. Цыганков Д. Б. Политическое завещание Ильина// Сб. «Социальная философия И. Ильина»:в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 2. - С. 16 -19 99. Чубукова Е. Н. Проблема государственного устройства в учении И. Ильина// Сб. «Социальная философия И. Ильина»:в 2 ч. СПб., 1993. Ч. 2. - С. 40 - 46. Источники 1. Ильин И. А. Введение в философию права. СПб.: Юрист, 1912. - 24 с. 2. Ильин И. А. Возрождение русской государственности// Новый путь, 1968, №7. - С. 63 - 69. 3. Ильин И. А. Духовный кризис русской интеллигенции. Берлин, 1934. - 56 с. 4. Ильин И. А. Духовная культура и ее национальные вожди. Памяти Кн. Евгения Трубецкого. Прага: Русская мысль, 1923. - С. 262 - 274. 5. Ильин И. А. Духовный смысл войны. Собр. соч: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 6. - 48 с. 6. Ильин И. А. Идея личности в учении Штирнера: опыт по истории индивидуализма// Вопросы философии и психологии, 1911, №22. - С. 55 - 93. 7. Ильин И. А. Кризис субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа. М.: Медиум, 1977. - С. 290 - 344. 8. Ильин И. А. Лекции по праву. СПб.: Наука, 1911. 9. Ильин И. А. Мировые причины русской революции. Кризис правосоз-нания. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 8. - С. 96 - 102. 10. Ильин И. А. Наши задачи. Соч.: в 2 т. М.: Русская мысль, 1993. Т. 1. - С. 287 - 346. 11. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве// Правоведение, 1992, №3. -106 с. 12. Ильин И. А. О возрождении гегельянства. Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1977. - С. 46 – 53. 14. Ильин И.А. О принятии права. СПб.: Юрист, 1925. - 213 с. 15. Ильин И. А. О причинах русской революции. Внутренние причины, природа и влияние. Берлин: Вече, 1929. 16. Ильин И. А. О путях России// Юрист. Рига, 1977. Лр 32. - С. 10 - 13. 17. Ильин И. А. О революции// Русское возрождение, 1983. № 23. - С. 45 - 119. 18. Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России. Прага: Русская мысль, 1922. - С. 162 - 188. 19. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1993. - С. 301 - 479. 20. Ильин И. А. О сущности правосознания. Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1993. - С. 73 - 300. 21. Ильин И. А. Памяти Врангеля. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 2. - С. 289 - 296. 22. Ильин И. А. Понятие права и силы. Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1993. - С. И - 43. 23. Ильин И. А. Причины русской революции// Русское возрождение, 1983, № 23. - С. 33 - 44. 24. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: В 10 т. М.: Рус¬ская книга, 1993. Т. 1. - С. 39 - 284. 25. Ильин И. А. Религиозный смысл революции. М., 1987. - С. 39. 26. Ильин И. А. Уроки революции. М.: Слово, 1968. - С. 57 - 62. 27. Ильин И. А. Учение о смысле человеческой жизни. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 7. - С. 332 - 364. 28. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. - С. 3 - 356. 29. Ильин И. А. Философия Фихте как религия совести.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В РАБОТАХ И. А. ИЛЬИНА. Формирование теории государства и права как науки было сложным и противоречивым, ведь общенаучные взгляды на государство и право строились на реалиях общественной жизни определенных исторических периодов - поэтому научные прогнозы о настоящем и будущем государст¬венно-правовом устройстве общества и о закономерностях его развития столь многоплановы. Человек как личность, государство как организация, объединяющая и охраняющая своей властью интересы людей, проживаю¬щих на его территории, общество, воплощающее в себе интересы и личнос¬ти, и государства (в их разнообразном сочетании и взаимодействии), посто¬янно совершенствуются, что вносит и будет вносить существенные коррек¬тивы в разработку научных представлений о наиболее целесообразном раз¬витии государственно-правовой жизни общества. Идея правовой государственности и правовой жизни общества как наиболее справедливого устройства впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, представлявшего собой объеди¬нение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону, города- государства, в котором благополучие граждан зависит от качества государ¬ственного управления. Так, Демокрит, известный своей энциклопедичностью, утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого, по самой природе управлять свойственно лучшему . Лишь со временем в системе философских знаний обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государст¬венно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею о формировании философии права и концепции естественного права Н.М. Коркунов писал: «Выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии, но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием». Общая философская наука о праве образуется не ранее XVII в. На становление философии права, как отмечает русский правовед Г.Ф. Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство: историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь вопросом о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное пра¬во, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы :«Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше». Эта разобщенность существует и ныне, хотя и в меньшей степени, потому что современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания и научная деятельность, результаты ее практи¬ческого воплощения и реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством, т. е. философия права является методологической базой юриспруденции. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общена-учные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человечес¬кого знания, при этом считается, что основной и высшей научной катего¬рией юриспруденции является «право», которое составляет явления общественные, а затем государственные. Русская юридическая наука конца XIX - начала XX вв. сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые (П. И. Новгородцев), социологические (П. А. Сорокин), материалистические (Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен), либе¬рально-нормативные (К. Д. Кавелин, П. Г. Виноградов, М. М. Ковалевс¬кий), социально-психологические (Н. М. Коркунов), социальные (Л. И. Петражицкий). При всем своем разнообразии они едины в основном: и государство, и право - социальные инструменты, призванные обеспечить благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности. На наш взгляд, право как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости человеческих отношений сформировалось гораз¬до раньше, чем государство. С возникновением государства право приобре¬тает лишь новое качество: становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой ( в современном обществе основным источником » права является нормативно-правовой акт - продукт деятельности компе¬тентных органов государства). В последнее время российскими юристами опубликованы значитель¬ные работы, посвященные общетеоретическим проблемам государства и права. Некоторые авторы на первый план выдвигают вопросы теории права, и это нашло свое отражение в названиях опубликованных ими работ. Наша же цель - изложить основные вопросы теории права (в традиционной последовательности) в той мере, в какой они получили отражение в работах русского философа-юриста И. А. Ильина (1883 - 1954), выявившего еще в начале XX в. четкие, категориальные характеристики развития права. В качестве виднейшего идеолога либерально-консервативного направ-ления Ильин оставил огромное литературное наследие, охватывающее едва ли не все разделы гуманитарных знаний. Из его политологических трудов первостепенное значение имеет трактат «О сопротивлении злу силой» (1925г.) - попытка восстановить древнее русское православное учение о мече. Наиболее полно взгляды Ильина представлены в сборнике «Наши задачи» ( 1956г. ), выходившем на протяжении последних шести лет его жизни в виде отдельных выпусков. Также необходимо упомянуть трактат мыслителя «О сущности правосознания», вчерне написанный еще в 1919г., но изданный только в 1956, и книгу «О монархии и республике» (1935 г.) (итог исследований о монархическом идеале). §1.1. Естественное право у И.А. Ильина Смысл чего-то - это то, что позволяет этому чему-то существовать, функционировать и развиваться; таким образом, задача философии права - выяснить, благодаря чему право существует, функционирует и развивает¬ся. Смысл права выражает отношение идеи права к реальности и включает в себя - в качестве элементов - происхождение, сущность и назначение права. И. А. Ильин, рассматривая механизм осуществления права, выдвига¬ет на первый план правовой стимул, т.е. правовое побуждение к законопос- слушному поведению, которое включает в себя побуждение к совершению предписываемых правом и к воздержанию от запрещенных им действий. В своей деятельности люди учитывают определенность условий воз-никновения их прав и обязанностей, льгот и запретов, желаемых или не желаемых ими правовых последствий конкретными юридическими факта¬ми, поэтому в одних случаях субъекты стремятся к возникновению юриди¬ческих фактов, в других - наоборот - препятствуют их появлению. Таким образом, юридические факты (и тем более фактические составы) способны выполнить функцию «предварительного стимулятора», что особенно замет¬но в том случае, когда правовым последствием выступает предоставление определенного блага ( жилья, условно-досрочного освобождения от наказа¬ния и т.п.). На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъек-тивное право. Это подтверждается, на наш взгляд, тем, что субъективные права связаны с удовлетворением прежде всего собственных интересов, выступающих движущей силой правовых связей. «Субъективное право, - отмечает И. А. Ильин, - участвует как в механизме прямого юридического регулирования, так и в общем механизме воздействия, но роль его при этом неодинакова». В первом случае эта категория определяет меру конкретно¬го поведения субъектов, а во втором - может оказывать лишь общее стиму¬лирующее и мотивирующее влияние. Наряду с субъективным правом, стимулирующим средством в диспо¬зиции Ильин считает законный интерес, являющийся определенной разно¬видностью дозволения. Законный интерес, так же, как и субъективное пра¬во, несет регулятивную нагрузку, направлен на удовлетворение собствен¬ных интересов человека, содействует развитию общественных отношений. Вместе с тем, законный интерес и субъективное право - это различные правовые дозволенности: - субъективное право есть такое дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юридической необходимостью; - законный интерес также можно назвать возможностью, но возмож-ностью в большинстве своем социальной. Это лишь разрешенность дейст¬вий. Следовательно, законный интерес у Ильина есть простая правовая дозволенность, имеющая характер стремления, где отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, где отсутствует гарантирован- ность со стороны конкретных юридических обязанностей. Поощрительные меры, как и меры принуждения, считает Ильин, обеспечивают следование устанавливаемой государством модели правомер¬ного поведения. Таким образом, кроме субъективного права и законного интереса, стимулом на уровне диспозиции могут выступать льготы. Льгота выражается или в предоставлении каких-либо преимуществ, или в час¬тичном освобождении от выполнения обязанностей, или в облегчении усло¬вий их выполнения. Стимулирующая сила льгот все же несколько больше, чем у субъективных прав, так как льгота есть дополнительная возмож¬ность, преимущество, которое дается сверх какого-то права. Самый дейст¬венный правовой стимул при соответствующих условиях - поощрение. Такие различия в силе воздействия поощрительных мер важно учитывать законодателю при использовании стимулирующих средств для организации общественных отношений. Разумеется, кроме своей основной и сугубо специфической функции (развития социальных связей) правовые стимулы выполняют и иные функ¬ции: социального контроля, мотивационную, воспитательную и коммуни¬кативную. Так, осуществляя функцию социального контроля, правовые стимулы выступают одним из средств, с помощью которых законодатель и правоприменитель координирует деятельность физических и юридических лиц, например, путем обозначения этих стимулов в нормативных и право-применительных актах-действиях, в которых заинтересовано общество и государство. Причем, для Ильина, правовые стимулы - мягкий способ кор-рекции правоотклоняющегося поведения и приведения его в активную форму. Функция социального контроля правовых стимулов тесно переплета¬ется с воспитательной функцией. Последняя носит характер стимулирова¬ния правосознания и формирования высокой правовой культуры граждан. Воспитательное воздействие правовых стимулов проявляется в виде своеобразного профилактического, предупредительного влияния. Коммуни-кативная функция заключается в том, что правостимулирующие средства выражают собой определенную юридическую информацию, содержат конк-ретные сообщения, поступающие от субъекта управления к объекту, и слу¬жат тем самым особого рода способом связи между ними. Рассматривая ограничительную функцию правовых стимулов И. А. Ильин, на наш взгляд, смешивает запреты и ограниченные дозволения, называя их ограничениями: например, «убийство запрещено под страхом смертной казни» - это, видимо, ограничение, вместе с тем ограничение на пользование сельскохозяйственными угодьями стоит с ним в одном ряду. В то же время автор не всегда учитывает, что наказание может служить прекрасным активизирующим фактором (запрет на бездействие: «действуй - а не то накажем»), тогда как поощрение - фактором ограни¬чивающим (побуждение сдерживаться: «если не будешь ничего делать - наградим»): например, предусмотренное законом наказание за недонесение свидетеля об известном ему преступлении, или за преступное бездействие, благодаря которому и совершилось преступление. В этом пункте И. А. Иль¬ин вновь смешивает значения заперта и ограниченного дозволения. Существуют ограничения активности, прав, запретов и предписаний, - все это совершенно разные ограничения, причем последние три противос¬тоят первому, поскольку относятся только к форме правовой нормы, а не к характеру воздействия. И. А. Ильин выделяет следующие общие признаки правовых ограничений: 1. Правовые ограничения могут быть «связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществле¬ния собственных интересов субъекта, поскольку направлены на их сдер¬живание и, одновременно, на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении»; 2. Правовые ограничения могут «сообщать об уменьшении объема возможностей свободы, а значит и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т. п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного «предель-ного» состояния»; 3. Правовые ограничения могут «выражать собой отрицательную правовую мотивацию»; 4. Правовые ограничения могут быть «направлены на защиту общест-венных отношений, выполняют охранительную функцию, предполагают снижение негативной активности». Такой подход к правовым ограничениям вызывает, на наш взгляд, неоднозначные оценки. Существует мнение (Хропанюк В.Н., Алексеев М.А.), согласно которому, правовые ограничения есть установленные зако¬ном изъятия из правового статуса гражданина, носящие превентивный характер, остерегающие от возможных неблагоприятных последствий как субъектов, относительно которых действует ограничение, так и иных лиц. Другая точка зрения исходит из того, что ограничения есть самостоятель¬ный способ правового регулирования, существующий наряду с запретом. «Запреты и ограничения, - считает юрист А. Г. Батко, - два различных способа правового регулирования. Основное различие их состоит в том, что запреты по своему содержанию указывают на юридическую невозможность определенного поведения, которое фактически возможно, в то время как правовое ограничение представляет собой не только юридически, но и фактически невозможный вариант поведения». Говоря о правовых ограничениях, Ильин выделяет в них несколько уровней, различных по целям: 1. Ограничения для всех субъектов права. Данные правовые ограничения есть общепризнанные установления, необходимые для функционирования систем и структурных подразделений, правовых организаций жизни в любом цивилизованном обществе, для упорядочения отношений между всеми субъектами права с целью обеспече¬ния общего блага и нормального развития. 2. Ограничения для государства. Их цель состоит в уменьшении злоупотреблений со стороны чиновни¬ков и достигается при помощи связывания государственной власти правом, что является обязательным признаком правового государства. 3. Ограничения свобод человека. Ильин считал данные ограничения важнейшими ввиду особого беспо-койства о них со стороны общества. Разумеется, право ограничивать свобо¬ду, возможность отнимать у людей часть их прав должна быть только у соответствующих государственных органов (как у легитимных представи¬телей всего общества). Вместе с тем, необходима целая система гарантий законного и обоснованного установления и действия правовых ограниче¬ний, ведь «возможность ограничений основных прав и свобод личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом, или прав и свобод других лиц всегда таит угрозу, если даже не злоупотреблений, то во всяком случае принятия несоразмерных охранительных мер». Говоря о смысле права у И.А. Ильина, невозможно обойти вопрос о сущности наказания. В древности социальная значимость наказания и его польза для общества не вызывали сомнения, а его мера определялась принципами, близкими к законам талиона. Отношение более ранних обществ к наказанию с исчерпывающей полнотой выражено в законах Ману, где говорится, что «именно боязнь наказания позволяет всем движущимся и не движущимся созданиям наслаждаться тем, что им принадлежит, она же мешает им уйти от своих обязанностей. Наказание управляет человеческим родом, наказание его охраняет; оно бодрствует, когда все спит, это высшая справедливость, мир превратился бы в хаос, если бы наказание не исполняло свои обязанности». Американский юрист М. Коуэн полагает, что если мы смотрим на преступника как на лицо, создающее угрозу обществу, то не только наше право, но и наш долг защитить если не себя, то по меньшей мере тех, кто от нас зависит. Ильин, не возражая против этой позиции, добавляет, что «необходимо помешать преступнику в нанесении дальнейшего ущерба обществу и предотвратить совершение подобного же преступления другими лицами». Поэтому, считает он, «должен быть выбран такой род наказания, который произвел бы наиболее сильное и наиболее длительное воздействие на сознание других, и в тоже время причинил бы минимальные физические страдания для преступника» (задача в общем-то непосильная и до сей поры неразрешимая). Преступления множатся, делаются более изощренными по мере разви¬тия средств борьбы с ними, тюрьмы растут и полнятся и, естественно, вновь и вновь встает вопрос о цели, функциях, назначении и эффективнос¬ти наказаний. Ильин писал: «Лишь там, где национальное правосознание достигло непреоборимой силы, право гарантировано от всякого покушения на него, и на такой гарантии основана в последней инстанции полная прочность, обеспеченность права. Таким образом прочность, обеспечен¬ность права зависит исключительно от энергии народного правосознания, сила и значение законов всегда стоят на одном уровне с моральной силой правосознания». Естественное наказание за совершенное преступное деяние смыкается у Ильина, в работе «О сущности правосознания», с уголовной виной, причем виновность устанавливается уголовным судом и определяется состоянием правосознания, т. е. руководившей им воли к цели права. Согласно сказанному, правонарушитель будет виновным в том случае, если он нарушил норму положительного права по недостаточной воле к цели права, и будет невиновен в том случае, если верный правопоря¬док был его целью и мотивом. Давая подобную оценку, Ильин убежден, что не все уголовные правонарушения совершаются виновным образом. В результате ответст-венность за вердикт целиком ложится на присяжных, которые обязаны решить вопрос о виновности «по внутреннему убеждению». Субъективные условия, подталкивающие к оформлению определенных «внутренних убеждений», создаются как за счет наблюдения личности преступника, так и за счет разбора предложенного состава преступления, хотя ключевую роль в правосудии призвано играть душевно-духовное состояние подсуди¬мого, которое рассматривается на суде со стороны «сознания и воли». Подсудимый должен быть осужден, если его деяние проистекает из полного сознания и преступной воли. К тому же, в мотивации выделяется не только умысел, но глубокая и всесторонняя продуманность поступка. Приговор присяжных зачастую зависит не от того, знал ли подсудимый, что нарушает норму положительного права и хотел ли он ее нарушить, но от того, что именно заставило его поступить так и какую цель он преследовал. Итак, «уголовная виновность определяется расхождением субъектив¬ной воли, породившей правонарушение, с единой объективной целью всякого права, а степень виновности определяется степенью и сознатель¬ностью этого расхождения. Человек виновен в том случае, когда его воля, создавшая правонарушение, попирает цель права».1 Иными словами, подсудимый виновен, если он нарушает норму положительного^ нрава ради такой своей частной цели,-которая несовместима со свободным, справедли¬вым общежитием людей. Таким образом, сущность права видится нам в обеспечении и разграничении жизненных интересов людей, в установлении пределов человеческой воле, в создании и поддержании определенного обществен¬ного порядка. §1.2. Роль религии в формировании естественного права. Современная теория права, изучая соответствующие источники, выделяет религию как необходимую ступень (в ряду: религия - мораль - обычай) в формировании юридических правоотношений. Однако право возникает непосредственно из требований религиозной идеи лишь тогда, когда группа людей, одержимых этой идеей, силой подчиняет себе группу других людей, не разделяющих данных религиозных убеждений. Так, носители исламской идеи, исходя из своих убеждений, рассматривают обращение неверных в правоверие силой (так называемый джихад меча) как возможное, если исчерпаны все иные пути обращения. Носители религиозной идеи, устанавливающие правовую систему, естественно, вкладывают в нее прежде всего свои религиозные ценности, придающие ей сакральный характер (именно эти представления порожда¬ют теологические школы права, возводящие правовые установки непосред¬ственно к высшим основам мироздания. В языческой древности, когда господствующей формой объяснения мира был политеизм, источник, из которого проистекает позитивное право, видели в воле богов. Особенно сильное влияние религия оказала на законодательства Древнего Востока (Законы Моисея, древнее право персов, Законы Хаммурапи и др.). В Египте и Вавилоне существовало ярко выраженное обожествление власти и закона, центральное место занимает идея небесного происхождения власти и в священной китайской книге «Шу дзин» («Книга истории). При этом, в Китае ступенчатая эволюция духа проявила себя в трех учениях - даосизме, конфуцианстве и легизме. И если основатель даосизма Лао Цзы призывал следовать исключительно внутреннему смыслу (дао) и отрицал значение моральных и правовых норм, усматривая в этом признак деградации духа, то Конфуций главную роль отводил отвлеченным требованиям морали, главным из которых считалось требование гуманности (жень); легисты же (например, Хань Фэй, Шэнь Бу-хай), констатируя утрату общего смысла и бессилие морали, единственным реальным рычагом регуляции поведения людей считали позитивный закон (фа). В Древнем Риме признавалось влияние как божественных, так и человеческих дел на власть законов и отсюда выводилось естественное право, которому природа научила все живое.1 В период поздней римской империи христианство стало государственной религией, религиозная принадлежность оказывала прямое влияние на правоспособность и дееспособность лица: не христианам запрещалось вступать в некоторые правоотношения (например, в сделки с землей). Переплетение права и религии проявило себя не только в сакрализа¬ции многих правовых правил, но и в появлении на рубеже XI - XII вв. такого феномена, как каноническое право, и в создании в XIII в. Corpus Juris Cannonica. Семейно-брачные отношения, право наследования, так называемая «десятина» (отчуждение в пользу церкви наследственной массы) и иные правила имели религиозно-мирские формы в том смысле, что некоторые декреты вселенских соборов и декретарии папской курии регулировали вполне светские отношения. Это касается и России, где со времен Петра Великого до 1917г. (синодальный период) источниками права признавались уставы духовных консисторий и Книга правил Священного Синода. Излагая правовое учение Ильина, следует учитывать вышеизло¬женный материал. Для Ильина, как и для Гегеля, основу права составляет душевно- духовная сущность, при этом право только проявляется «во внешнем пространственно-телесном мире, сферой же его настоящей жизни остается человеческая душа, в которой оно выступает с силой объективной ценности» , а бытие государства рассматривается через призму духовного истолкования, принимающего вид божественного откровения. Думается, что религия, для Ильина, есть высшая и последняя инстанция в формировании правоотношений: «Это верховное, руководя¬щее значение религии можно было бы выразить так: то, что ведет человека в жизни в качестве высшего и наиболее ценного содержания - Бог». На обыденном уровне правосознание не имеет духовных корней: оно может быть безразличным и к религии и к праву, однако подлинная религиоз¬ность не может пройти мимо права и государства. Понимая различный характер двух царств, «кесарева» и «Божьего», Ильин убежден, что их противостояние не носит абсолютного характера и разрешимо в личной душе. Человек имеет право на восприятие Божества (иметь религию есть право человека), и это право (право быть Духом) лежит в основе всех других прав. Для Ильина, потребность в религии порождает потребность в духовной свободе и, следовательно, в правопоряд¬ке. При этом, Ильин утверждает, что право есть необходимая форма духов¬ного бытия человека, а так как религиозное бытие есть бытие духовное, «вне права не может быть и религии». Ильин обосновывает тезис об искажении права и господстве зла в реальном историческом государстве, в котором добро и зло смешиваются - и по природе, и по действию, и по результатам (вследствие чего возникают «дурное право и дурное государство»). Изжить зло, по Ильину, возможно через религиозное созерцание, указывающее государству его идейное назна¬чение: «установить в земной жизни людей посредством гетерономного регулирования строй, наиболее благоприятный духовному расцвету народа и человечества и воспитывающий граждан к постепенному облагоражива¬нию положительного права силами братства и автономного правосозна¬ния». Для Ильина важно именно религиозное осмысление государства - «оправдание перед лицом Божьим». Истинная религия не враждебна истин¬ной государственности, она не уводит от нее, но ведет к ее расцвету: «Чело¬вечество должно возобновить свою тысячелетнюю работу над органичес¬ким примирением «царства Божия» с политическим строительством. Но обрести это примирение нельзя ни посредством новой идеологии, ни посредством внешнего соединения государства и ц
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Философия, 60 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Философия, 67 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Философия, 70 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Философия, 64 страницы
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg