Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

Трансформация туристического рынка республики беларусь в условиях пандемии COVID-19

baby_devochka 2775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 111 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2022
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа ситуации, связанной с пандемией коронавируса (COVID-19), и с учетом различных итоговых сценариев последствий пандемии выработать алгоритм действий, необходимых для стремительного восстановления белорусской туристической отрасли, а также ее дальнейшего эффективного развития. Достижение указанной цели потребовало решения следующих основных задач: – изучить влияние пандемии (COVID-19) на динамику туристического рынка и общее состояние туристической индустрии Республики Беларусь по сравнению с 2019 г., а также стран из числа основных конкурентов (Россия, Польша, страны Балтии); – оценить влияние COVID-19 на изменение потребительских предпочтений туристов из числа жителей Республики Беларусь и стран из числа целевых рынков (Германия, Израиль, Россия, Велико-британия, Китай, Литва, Латвия, Эстония, Польша); определить пути переориентации выездного туристического потока жителей Республики Беларусь на внутренний туризм; – осуществить прогноз времени открытия стран из числа основных целевых рынков для выездного туристического потока; –сформулировать и обосновать меры, направленные на быстрое восстановление въездного и внутреннего туристических потоков; –определить меры, позволяющие минимизировать потери для субъектов туристической индустрии на современном этапе, а также в будущем при возможном возникновении глобальной эпидемиологической угрозы. Объектом исследования является региональная сфера туризма, как особый сектор экономики. Предметом исследования являются особенности и тенденции развития я туристического рынка Республики Беларусь в условиях пандемии COVID-19. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа. В процессе исследования также использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение, аналогия. Необходимо отметить, что нестандартная ситуация, сложившаяся в сфере туризма, потребовала и нестандартных подходов к исследованию. Метод экстраполяции, широко используемый в маркетинговых исследованиях, сущность которого заключается в применении инструментов статистики, теории вероятности и обработки больших данных, может быть применим только ограниченн. Информационной базой исследования послужили данные статистических и таможенных органов, научная литература по выбранной тематике. В последние годы отмечается возросший интерес ученых и специалистов к исследованию проблем развития туризма. При написании данной работы были изучены работы таких авторов, как. В.Ф. Буйленко [3], В.Г. Гуляев [7], Г.М. Дехтярь [8], А.П. Дурович [9], Н.И. Кабушкин [12], С.В. Шахнович [46] и др. Региональные аспекты развития туристской сферы и оценки туристско-рекреационных ресурсов рассмотрены в работах А. В. Кулакова, Н. А. Кумовой, М. С. Безугловой, А. А. Вараввы, А. П. Потапова, Н. Н. Лысенко, И. Г. Морозовой, В. В. Лихолетова, А. В. Лебедева и др. Макро- и микроэкономике туризма, анализу экономических аспектов туристской деятельности, вопросам социально-экономической оценки туристско-рекреационных ресурсов и туристической привлекательности регионов посвящены работы В. И. Азара, А. А. Минца, А. И. Тарасова, Н. С. Мироненко, О. П. Бедного, М. О. Беляевой, А. В. Гидбута, А. Г. Мезенцева, И. В. Зорина, М. М. Амирханова, В. А. Квартального, С. Н. Бобылева, Е. П. Ушакова, М. А. Данченко. Большой вклад в развитие научных основ экономики, управления и организации туристской деятельности и исследование туристско-рекреационных ресурсов внесли такие ученые и специалисты, как В.И. Азар, О.Н. Быкова, М.В. Виноградова, В.Г. Гуляев, Е.А. Джандждугазова, H.А. Зайцева, А.Б. Здоров, О.В. Каурова, В.А. Квартальное, М.Ю. Лайко, B.С. Преображенский, Н.Ф. Реймерс, Т.П. Розанова, B.С. Сенин, А.А. Федулин, А.Д. Чудновский и другие. Таким образом, теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов в области туризма. Известный специалист по маркетингу Ф. Котлер определяет маркетинг как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Саевец А. Н. определяет маркетинг «как комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю» [36, с. 40]. Основными источниками информации послужили первичные статистические, справочные, картографические и литературные материалы о природных и культурно- исторических ресурсах, инфраструктуре территории Брестского и Гродненского района, данные Национального статистического комитета Республики Беларусь. В работе туристическая привлекательность исследуется с точки зрения его воздействия на экономику и рассматривается, преимущественно, как система взаимосвязанных факторов, характеризующих способность туристской отрасли являться источником развития экономики. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Пандемия нового коронавируса и введенные разными странами строгие противоэпидемические меры ускорили трансформацию мирового туризма. Отрасль теряет сотни миллиардов долларов и миллионы рабочих мест. Но одновременно на рынок выходят цифровые стартапы travel tech, появляются новые возможности для индивидуальных туров и форматы международного сотрудничества. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уверены, что нынешний кризис – это возможность создать более устойчивую туристическую экономику [19]. Актуальность темы дипломной работы обусловлена масштабными изменениями, связанными с адаптацией туристических фирм к современным реалиям в условиях пандемии COVID-19, требованиями научно-технического прогресса, темпами роста экономики и степенью ее интегрированности. Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные. В настоящее время в Республике Беларусь обеспечение устойчивого экономического роста является одной из основных и приоритетных задач. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года необходимо разработать новые механизмы, стимулирующие создание малых инновационных фирм на базе объектов промышленной собственности и их функционирование на период становления.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА И ОЦЕНКИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19… 1.1 Понятие и состояние туристического рынка и туристической привлекательности региона его структура и значение ……………………... 1.2 Современные тенденции в использовании туристского потенциала Беларуси………………………………………………………………………… 1.3 Состояние туристического рынка в условиях пандемии COVID-19…… ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19……………………………………... 2.1 Анализ влияния и эффективности мер, направленных на преодоление негативных последствий распространения коронавирусной инфекции для туристического рынка…………………………………………………………. 2.2 Оценка состояния и тенденций развития туристического рынка Республики Беларусь в условиях пандемии COVID-19……………………... 2.3 Современные особенности в использовании информационных технологий в повышении туристической привлекательности Беларуси в условиях пандемии коронавирусной инфекции……………………………... ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19………………………………………………………………………. 3.1Основные направления развития туристической привлекательности Беларуси в условиях пандемии COVID-19…………………………………… 3.2Разработка и обоснование плана мероприятий по развитию туристического рынка Республики Беларусь в условиях пандемии COVID-19……………………………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

1 Акопян, М. Государственное регулирование въездного туризма и туристского потенциала/ М. Акопян // Вестник БГУ. – 2017. – № 16. – С. 31 2 Барышев, А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве. учеб. пособие /А.Ф. Барышев – М.: Финансы и статистика, 2020. – С. 51–66. 3 Буйленко, В.Ф. Туризм. учебник / В.Ф.Буйленко. – М.: издательство «Феникс», 2018. – 398 с. 4 Волянюк, В. Положительная динамика в развитии индустрии туризма и туристского потенциаладостигнута в Беларуси // В. Волянюк. – Советская Белоруссия. – 2018 – № 21. – 18.01.2018.– С. 3. 5 Голова, О.Б. Менеджмент туризма: практический курс / О.Б. Голова– М..: Финансы и статистика, 2020. – 291 с. 6 Гуляев, В. Г. Новые информационные технологии в туризме: учеб. пособие / В.Г. Гуляев. – М.: Проспект, 2016. – 307 с. 7 Гуляев, В. Г. Организация туристической деятельности: учеб. пособие / В.Г. Гуляев –М.,: КноРус, 2016. – 221 с. 8 Дехтярь, Г.М. Индустрия туризма: Правовые основы социально–культурного сервиса и туризма. Справочное пособие / Г.М. Дехтярь – М.: Финансы и статистика, 2021. – 315 с. 9 Дурович, А.П. Организация туризма и туристского потенциала/ А.П. Дурович. – Издательский дом «Питер», 2012. – 318 с. 10 Жданова, Т.П. Менеджмент в туризме / Т.П. Жданова. – М: Инфра-М– 2021. – 587 с. 11 Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25.11.1999г. № 326–З в редакции Закона от 09.01.2007г. № 206–З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 15, 2/1303) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: httр://рrаvo.by – Дата доступа: 14.03.2022. 12 Кабушкин, Н.И. Организация туризма: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин, А.П. Дурович, Т.М. Сергеева; под ред. Н.И. Кабушкина. – Минск.: Новое знание, 2019. – 632 с. 13 Калюжная, Н.Я. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. – 3–е изд., стер. – М. : Омега–Л, 2019. – 476 с. 14 Лашкова, Е. Г. Маркетинг: практика проведения исследований : учеб. пособие для вузов / Е. Г. Лашкова, А. И. Куценко. – М. : Академия, 2019. – 240 с. 15 Лученок, С.А. Агротуризм: мировой опыт и развитие и повышение эффективности в Республике Беларусь: монография / С.А.Лученок. – Минск: БГЭУ, 2011–418 с. 16 Мак–Куэрри, Э. Ф. Методы маркетингового исследования: учеб. пособие / Э. Ф. Мак–Куэрри. – СПб.: Питер, 2021. – 176 с. 17 Малхотра, Н. К. Маркетинговые исследования. / Н. К. Малхотра – 4–е изд. – М.: Вильямс, 2016. – 1200 с. 18 Маркетинг: активные методы обучения: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Парамонова [и др.]. – Москва: Кнорус, 2018. – 416 с. 19 Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. - 3-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2020. – 476 с. 20 Маркетинг: учебник / Н. Д. Эриашвили [и др.]. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 631 с. 21 Маркетинг: учебник / Т. Д. Маслова, [и др.]. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург: Питер, 2020 – 400 с. 22 Мартене, М. Менеджмент малых и средних предприятий / М. Мартене, К. Фаркад. – Минск.: Тэхналогая, БГЭУ, 2016. – 411 с. 23 Маслова, Т.Д. Маркетинг: учебник / Т. Д. Маслова, [и др.] – 2–е изд., доп. – СПб.: Питер, 2016. – 400 с. 24 Мельникова И.Г. Маркетинг в туризме: текст лекций / И.Г. Мельникова; Яросл. гос. ун–т. – Ярославль: ЯрГУ, 2016. – 79 с. 25 Михарева, В. А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов / В. А. Михарева. – Минск: Изд–во Гревцова, 2016. – 208 с. 26 Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SРSS : учеб. пособие для вузов / Г. Моосмюллер, Н. Н. Ребик. – М. : ИНФРА–М, 2020. – 160 с. 27 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.bеlstаt.gov.by.– Дата доступа: 03.01.2022. 28 Неруш, Ю.М. Логистика: учеб. для вузов / Ю.М. Неруш. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2021. – 389 с. 29 Обучающее предпринимательство: управление развитие и повышение эффективностим и изменениями на предприятии / М.М. Колонтай; под общ. ред. П. Ройши. – М.: Тэхналомя, БГЭУ, 2015. – 299 с. 30 Овечкина, О. М. Международный маркетинг: учеб.–методич. комплекс / О. М. Овечкина. – Минск.: Амалфея, 2018. – 136 с. 31 Панкрухин, А. П. Маркетинг: учебник для вузов / А. П. Панкрухин. – 6–е изд., стер. – М.: Омега–Л, 2018. – 656 с. 32 Парамонова, Т.Н. Маркетинг: активные методы обучения: учеб. пособие для вузов / Т.Н. Парамонова [и др.]. – М.: Кнорус, 2017. – 416 с. 33 Платонова, Л. А. Теория и практика потребительского поведения: учеб. пособие для вузов / Л. А. Платонова. – Минск: Изд–во Гревцова, 2019. – 200 с. 34 Попков, М.В. Развитие и повышение эффективности малого и среднего предпринимательства / М. В. Попков // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – C. 51 35 Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия: производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг / В.Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 536 с. 36 Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: учеб. пособие для вузов / Л.В. Прыкина. – 2–е изд. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2011.– 407 с. 37 Реструктуризация предприятий и компаний / И.И. Мазур; под ред. В.Д. Шапиро. – М.: Асар, 2021. – 317 с. 38 Риполь–Сараюси, Ф.Б. Основы финансового анализа и управленческого анализа / Ф.Б. Риполь–Сараюси. – М.: Приор, 2016. – 360с. 39 Родионова, В.М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции / В.М. Родионова, М.А. Федотова. – М.: Перспектива, 2021.– 217 с. 40 Романовский, М.В. Финансы предприятий / М.В. Романовский. – М.: , Феникс, 2020. – 528 с. 41 Саевец, А. Н. Поведение покупателей / А. Н. Саевец. – Минск: БГЭУ, 2016. – 201 с. 42 Светуньков, С. Г. Методы маркетинговых исследований: учеб. пособие / С. Г. Светуньков. – СПб.: ДНК, 2017 – 352 с. 43 Ульяновский, А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума./ А.В, Ульяновский – М.: ЭКСМО, 2017– 423с. 44 Фролова,Т.А. Экономика и управление в сфере социально–культурного сервиса и туризма: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: Изд–во ТТИ ЮФУ, 2016. – 325 с. 45 Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие / В. Е. Хруцкий, И. Н. Корнеева. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 560 с. 46 Шахнович, С.В. Экономика и организация туризма: курс лекций / С.В. Шахнович, А.Б. Козлова, Е.С. Шахнович; под ред. С.В. Шахновича. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2016. – 48 с. 47 Шкутник, И. Агротуризм в Республике Беларусь / И. Шкутник // Экономическая газета. – 2017. –№ 69. – С. 7- 11. 48 [Электронный ресурс] – АR и VR технологии / Режим доступа: httрs://thеаррsolutions.сom/blog/dеvеloрmеnt/аr-bеnеfits-for-businеss.–Дата доступа: 25.02.2022. 49 Негативные последствия пандемии COVID - 19 для белорусского туристического рынка / С.А. Демьянов Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь 50 Якубовская, Н. Туризм в ВВП / Н. Якубовская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2020. – № 9. – С. 18 51 Ятманова, А. А. Инновационный маркетинг. Понятие и функции / А.А. Ятманова. – М.: Финстатиформ, 2018 г.– 205 с. 52 Bеrnекеr, Р. Fundаmеntаls of tourism / Р. Bеrnекеr. – Gеnеvа: Реаrson Еduсаtion, – 1963.– 291 с. 53 Biеlsкi, I. Е. Loсаl Tourist Imаgе of Businеss Strаtеgy in thе Globаl Есonomy / I. Е. Biеlsкi – Rеgionаl Есonomy: thеory аnd рrасtiсе. –2021. –№ 8. Р. 62-67. 54 Bogomаzovа, I. V. Formаtion аnd Dеvеloрmеnt of Tourism in thе Rеgion in Modеrn Сonditions (on thе ехаmрlе of Bеlgorod rеgion). / I.V. Bogomаzovа. –Bеlgorod: Рublishing Housе «Bеlgorod», 2020.– 228 р. 55 Broudеr, Р. Tourism Dеvеloрmеnt in Реriрhеrаl Аrеаs: Рroсеssеs of Loсаl Innovаtion аnd Сhаngе in Northеrn Swеdеn. Doсtorаl thеsis thеsis / Р. Broudеr. – Mid Swеdеn Univеrsity.– 2021. – 275 р. 56 R. Аzumа, “А Survеу of Аugmеntеd Rеаlitу,” Рrеsеnсе: Tеlеoреrаtors аnd Virtuаl Еnvironmеnts. vol. 6, no. 4, Аug. 2019, рр. 355-385. 57 Рhаn V. T., Сhoo S. У. Intеrior Dеsign in Аugmеntеd Rеаlitу Еnvironmеnt //Intеrnаtionаl Journаl of Сomрutеr Аррliсаtions (0975-8887) Volumе. - 2018. - Т. 5.-р. 58 International Tourism and COVID-19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/international-tourism- and-covid-19. - Дата доступа: 10.02.2022. 59 UNWTO Tourism Recovery Tracкer [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/unwto-tourism- recovery-tracкer. - Дата доступа:10.02.2022. 60 Official Journal of The World Medical Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wma.net/publications/world-medical-journal. - Дата доступа: 10.03.2022. 61 Pirozhnik I. Geography of Tourism of the Republic of Belarus// The Geography of Tourism of Central and Eastern European Countries. Edit. K.Widawski, J. Wyrzykowski. Cham, Switzerland: Springer International Publishing AG. 2017, p. 19-70
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА И ОЦЕНКИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 1.1 Понятие и состояние туристического рынка и туристической привлекательности региона его структура и значение Туристский рынок – самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления [15, с. 81]. Typистический pынoк – этo сфеpa экoнoмическиx отношeний мeждy пpoизвoдитeлями и пoтpeбитeлями тypистическoгo продукта, где сoвеpшaется пpoцесс пpевpaщeния тypистическиx yслyг в дeнежные средства и oбpатно [19, с. 117]. Субъекты туристического рынка – юридические и физические лица, являющиеся производителями и потребителями тypистическoгo продукта. Пoтpебители тypистическoгo продукта – туристы, т. е. граждане, которые путешествуют. Пpoизвoдитeли тypистическoгo продукта – туристические предприятия (туроператоры и турагенты), которые работают с целью получить прибыль и удовлетворить потребности туристов. Сущность туристического рынка проявляется во взаимосвязи понятий туристического спроса и предложения, имеющих основополагающее значение для понимания туризма как экономической системы и механизма его функционирования. Спрос в туризме представляет собой форму проявления потребностей населения в туристическом продукте, обеспеченную денежными средствами (платежеспособный спрос). Спрос – это идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара. Предложение на туристическом рынке – количественный объем и разнообразный ассортимент туристического продукта, обусловленные уровнем развития туристической индустрии и объемом туристических ресурсов. Предложение – это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество данного товара [4]. Туристическая привлекательность региона, по утверждению Т.П. Жданова, это «совокупность его объективных и субъективных характеристик, материальных и нематериальных факторов, влияющих на результаты туристической деятельности и определяющих положение региона для туристов и субъектов туристической деятельности, включающая в себя ресурсноинфраструктурный потенциал туристической деятельности и социальноинституциональные риски ее осуществления на данной территории» [10, с. 71]. В целом нам близка позиция автора, связывающего привлекательность с объективными и субъективными характеристиками, потенциалом и рисками; однако, в силу объема определения, сложно выделить ключевые категории понятия. Определяя экономическое содержание понятия «туристическая привлекательность региона», О. Л. Тетенькина ставит задачу отграничить его от туристической привлекательности, туристического потенциала и туристического предложения [13]. В.Г. Гуляев считает, что туристическая привлекательность – это «наличие такого туристического потенциала территории, при эксплуатации которого обеспечиваются оптимальная туристско-рекреационная нагрузка и полное сохранение туристических ресурсов и возможность получения соответствующего социально-экономического эффекта без нарушения экологического равновесия окружающей среды» [7]. Автор считает субъектами оценки туристской привлекательности инвесторов и руководителей территории (мы не разделяем эту точку зрения). Интересной представляется позиция Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона, предлагающих определять туристскую привлекательность региона через ресурсы развития туризма – совокупность природно-климатических, историкокультурных и социально-экономических объектов и условий, необходимых для организации обслуживания туристов в регионе, создания и продвижения конкурентоспособного туристского продукта, способного обеспечить значительный вклад в социально-экономическое развитие региона (страны) [13]. Понимая туризм как «временные выезды (путешествия) людей с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [7], считаем возможным трактовать туристскую привлекательность региона через оценку потенциальными туристами возможности региона удовлетворить их потребности. Поскольку в нашей концепции важным критерием маркетинговой деятельности выступает удовлетворенность клиента, привлекательность региона понимается как оценочная категория, при этом субъектами оценки являются потребители – туристы. В туристике используется термин «дестинация», понимаемый часто как территория (место, страна, регион, город, парк аттракционов), обладающая привлекательность для туристов. Можно сказать, что туристская привлекательность региона связана с отношением туристов к нему как к дестинации. Н.И. Кабушкин в работе «Организация туризма» указывает, что туристский потенциал определяется объемом используемых ресурсов, их структурой и возможностями реализации. Он характеризуется наличием природных и климатических ресурсов (ресурсный потенциал), количеством квалифицированных кадров, качеством их подготовки, количеством и качеством необходимой информации, уровнем технической оснащенности [12, с. 38]. Ф. Котлер, Э. Боуэн, М. Майкенд. [19] в работе «Маркетинг: гостеприимство, туризм» рассматривают особенности комплекса маркетинга организаций гостиничного бизнеса. В работе Ван Дер Ваген Линн] рассмотрены особенности организации гостиничного бизнеса. В работах Ю.Ф. Волкова, А.JI. Лесника и др. рассматриваются механизмы и обосновываются основные направления развития инфраструктурных отраслей сферы услуг и отдыха в современных экономических условиях, а также раскрыты теоретические и методические аспекты оценки эффективности предприятий гостиничного бизнеса. Близким к понятию «туристская (туристическая) привлекательность» выступает понятие «имидж территории» – «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, а также собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа территории; отражение реальности территориального развития» [8, с. 114]; «набор значений и впечатлений, благодаря которым достигается дифференциация региона в человеческом сознании, предполагающая формирование ориентированного на перспективу позитивного отношения к носителю имидж [2]. Итак, туристская привлекательность региона характеризуется туристским потенциалом и туристскими рисками. Осознавая теоретическое и практическое значение четкой трактовки указанных терминов, в настоящей статье эту задачу решать не будем. Понимая потенциал как совокупность возможностей, средств, туристский потенциал определим как совокупность природных, культурных, кадровых туристских ресурсов, объектов туристской индустрии (средств размещений, транспортных средств, торговых организаций, системы общественного питания, развлекательных, оздоровительных, спортивных и деловых центров), уровня гостеприимства, лояльности местного населения и субъектов экономической деятельности и уровня безопасности. Важным условием развития туризма является наличие туристского потенциал региона. По мнению В.Г. Гуляева туристский потенциал региона – «это совокупность природных, историко-культурных объектов и явлений, а также социально-экономических и технологических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории» [7, с. 63]. Прежде чем осуществлять количественную и качественную оценку туристского потенциал региона, необходимо определить, из каких компонентов он складывается. Туристский потенциал региона формируется под воздействием целого ряда факторов, таких как: – развития теории и методологии туризма; – формирования и развития рыночных отношений; – инноваций в технологии и организации управления туризмом; – развития системы информационного и технического обеспечения; повышения творческой активности и квалификации персонала [7, с. 93]. В.Ф.Буйленко считает, что «туристский потенциал региона как абстрактно взятое целое включает следующие составные элементы: ресурсный, материально- технический, кадровый, законодательно-правовой, информационный, организационный, научно-технический потенциал регионаы» [3]. По мнению А.Ф. Барышева «важнейшим элементом туристского потенциал региона являются туристские ресурсы» [2, с. 59]. Основным элементом туристского потенциал региона, определяющим его уровень и эффективность использования, является кадровый потенциал региона. «Кадровый потенциал региона управления представляет собой располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем возможности, характеризуемые количеством управленческого персонала, его профессионально-образовательным уровнем, совокупностью способностей и возможностей управленческих кадров обеспечивать эффективное функционирование туристского комплекса» [3]. Туристские ресурсы можно разделить на следующие основные группы: 1) природно-географические; 2) культурно-исторические; 3) социально-экономические; 4) материально-технические. К первой группе следует относить собственно туристские территории, памятники природы, водные и воздушные ресурсы, флору и фауну. Ко второй группе ресурсов относятся объекты культурного и исторического наследия, музеи, памятники истории и архитектуры и пр. «В группу социально-экономических ресурсов включаются средства и условия осуществления туристической деятельности, в том числе - финансовые ресурсы. Материально-технические ресурсы включают в себя транспортные возможности, в том числе и инфраструктуру, средства размещения, индустрию питания и развлечений, розничную торговлю и т.д.» [7] Трудовые ресурсы являются необходимым и важнейшим условием осуществления туристической деятельности и включают в себя как кадры, работающие в туризме, так и возможности их подготовки. Первоначальной основой развития туризма являются, бесспорно, природные и географические условия. «Не случайно туризм на ранней стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками» [12]. «Историко-культурные ресурсы региона приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности населения. Трудовые ресурсы региона создают возможность обеспечения туристических потребностей обслуживающим персоналом. Однако без развитой материально-технической базы туризма нормальное функционирование сферы туризма невозможно. Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально рационально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы региона» [38, с. 74]. Туристские ресурсы региона динамичны и способны приобретать новые качества путем преобразований, проводимых организаторами туризма с целью их обустройства и приспособления для использования в новых видах туристической деятельности. «Чем большим ассортиментом различных туристических ресурсов располагает территория, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов и для увеличения продолжительности их пребывания» [8]. Следует отметить, что потребление туристических ресурсов происходит в месте их непосредственного размещения, поэтому вопросы сохранения и воспроизводства туристических ресурсов, принимающих территорий играют важную роль. Принципиальным моментом в исследовании состава совокупного туристского потенциал региона региона является рассмотрение его как системы. «Как известно, система - это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и составляющих целостное образование» [17]. Исследователь А.П. Дурович [9] «предлагает в составе совокупного туристского потенциал региона региона выделять две основные группы: 1) природные и культурные ландшафты и их компоненты; 2) средства и условия осуществления туров (программ, экскурсий)» [9]. Историко-культурный потенциал страны является одним из главных факторов туризма, потому что он: ? является важным средством для привлечения туристов, поскольку знакомство с историко-культурным наследием – это сильнейший побудительный туристический мотив; ? объекты культурного и исторического наследия являются важным активом современных городов, который может приносит прибыль и существенно влияет на их экономическое развитие; ? имеет большое значение в социальной сфере, выравнивая сезонные колебания и равномерно распределяя туристские потоки по территории; ? создает благоприятный имидж региона, «брендирование» историко-культурного наследия, которое используется в качестве эффективного инструмента утверждения лидерства на туристической арене. И наконец, культурно-исторические центры не только приносят доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историко-культурными объектами – сильнейший побудительный туристский мотив. Являясь сильнейшим побудительным туристическим мотивом, историко-культурный туризм также способствует расширению ресурсов для привлечения туристов. Благодаря туристским расходам в экономику города поступают дополнительные денежные средства. Растущие прибытия туристов в регион несомненно вызывают рост производства туристического продукта, созданием активного потребительского рынка в туристическом центре и ростом инвестиционной привлекательности местной туристической индустрии. Рост производства и объемов продаж туристического продукта, возможный при наличии спроса среди туристов, приводит к созданию новых объектов туристической индустрии (отелей, предприятий общественного питания, досуга и развлечений), модернизации и повышению эффективности производства существующих объектов туристической инфраструктуры и супраструктуры (транспортных узлов, коммунальных служб)[3] . Увеличение количества предприятий местной туристической индустрии потребует увеличения количества занятых в сфере туризма людей, что создает возможность для трудоустройства большого числа женщин и молодежи. Выравнивая сезонные колебания и равномерно распределяя туристские потоки по территории, историко-культурный туризм решает неравномерность экономического развития отдельных частей территории, являясь незаменимым компенсатором. Он содействует возникновению и расширению хозяйственных, транспортных, коммунальных и других видов деятельности, которые позволяют отсталым районам достигать уровня передовых индустриальных регионов. Благодаря историко-культурному наследию, регион может получить благоприятный имидж на рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, но и от уникальности историко-культурного наследия. Многие области Беларуси богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, исторические постройки, историко-культурные памятники и другие. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы [1]. На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Специфические особенности туристического рынка проявляются в следующем: теppитopиальная pазoбщеннocть мeжду пoтpeбителем и пpoизвoдителем; специфичность товара – туристических продуктов и туpистичеcких услуг; наличие вpeменного интервала мeжду пpиoбpeтeниeм пpoдукта и егo пoтpeблением; влияние на туpиcтичеcкий cпpoc ceзoнных кoлебaний и неpавнoмepнocти туpиcтcкoгo пoтoка. Таким образом, туристская привлекательность региона – это оценка потенциальными туристами возможности региона удовлетворить их потребности. Туристская привлекательность как оценочное понятие характеризуется совокупностью показателей, находящихся во взаимосвязи и имеющих неодинаковую степень важности для общей оценки. В структурном плане совокупный потенциал региона представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих потенциал регионов: природно-ресурсного, историко-культурного, экономического и социального. В связи с тем, что туристский потенциал региона является системой, можно выделить его основные особенности: динамичность, иерархичность, способность к трансформации, инверсии, развитию и т.д. 1.2 Современные тенденции в использовании туристского потенциала Беларуси Пандемия коронавируса COVID-19 стала для туристической отрасли самым серьезным вызовом за все время ее существования. По итогам 2020 г. экономика международного туризма сократится примерно на 80%, отмечается в октябрьском докладе ОЭСР «Восстановление туризма для будущего». Всемирная туристская организация (UNWTO) прогнозирует, что к концу 2021 года потери этого сектора экономики превысят $1 трлн, более 100 млн человек могут потерять работу. Нынешний кризис выявил давние структурные слабости в экономике туризма (это фрагментированный сектор, представленный в основном малым и средним бизнесом, чрезмерно зависимый от сезонности), а также пробелы в готовности правительств и бизнеса оперативно реагировать на новые вызовы и изменения, подчеркивают эксперты ОЭСР. В 2020 году под влиянием пандемии, вызванной коронавирусом COVID-19, на внутреннем рынке сформировались следующие тенденции: – рост интереса к низкобюджетным предложениям путешествий при ожидании высокого качества услуг; –выстраивание прямых связей между потребителями (туристами) и субъектами туристической индустрии; –отложенный и сдержанный спрос, который не трансформируется в реальные путешествия; –популярность краткосрочных самодеятельных поездок (семья или небольшие группы туристов на личном транспорте) к туристическим объектам с соблюдением мер социального дистанцирования; –активный отдых выходного дня (водные, пешие и велопоходы), отдых в агроэкоусадьбах, программы реабилитации и восстановления после перенесенных вирусных заболеваний. В туристическом плане Беларусь имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них: близость к Западной Европе, Скандинавии, древняя история и самобытная культура, сохранившийся природный потенциал региона и многое другое. В то же время активное развитие и повышение эффективности туристической сферы и туристических услуг невозможно без разветвленной инфраструктуры и туристких объектов, включающей в себя гостиницы и другие средства размещения, санаторно–курортные и оздоровительные организации, различные объекты культуры, искусства и физкультурно–спортивного сооружения. Относительно новым для Беларуси стал агроэкотуризм. Сегодня гостей принимают в более чем 2 тыс. агроусадеб, расположенных в живописных уголках нашей страны. По данным Минспорта, в 2020 году белорусские агроэкоусадьбы посетило свыше 300 тыс. чел., что на 2,5% больше, чем в 2019 году. Развитию охотничьего туризма и туристского потенциаласпособствует богатство флоры и фауны Беларуси. Охота разрешена на 50 видов диких животных, в том числе на 21 вид млекопитающих и 29 видов птиц. В стране функционирует 196 охотничьих домиков. Также становится все более востребованным среди иностранных граждан медицинский и лечебно–оздоровительный туризм. Среди пациентов, получивших медицинскую помощь в Беларуси, отмечены граждане 128 стран мира. За январь–март 2020 г. было пролечено более 32 тыс. иностранцев. В Беларуси рост доходов от медицинского туризма и туристского потенциалаожидается на уровне 3–10% ежегодно в зависимости от экономической ситуации в соседних странах и, как следствие, доходов потенциал регионаьных пациентов. На территории нашей страны активно развиваются образовательный, кулинарный, промышленный, военно–исторический, религиозный и автотуризм. Развитию туристической индустрии способствует рост протяженности и разветвленности сети автомобильных дорог, а также развитие и повышение эффективности придорожного сервиса. По данным Минспорта, в настоящее время осуществляется поиск инвесторов по 89 инвестиционным предложениям по строительству объектов придорожного сервиса и гостиниц. Особое значение в продвижении туристических услуг на рынке имеет рекламная деятельность, которая в туристическом бизнесе имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой отрасли, что накладывает отпечаток на выбор рекламных инструментов. Так, А. П. Дурович выделяет основные виды рекламной деятельности в сфере туризма: рекламу в прессе, аудиовизуальную рекламу, радио- и телерекламу, рекламные сувениры, прямую и почтовую рекламу, наружную рекламу, рекламу в Интернете и выставочные мероприятия [9]. Как показывает практика, реклама в прессе до настоящего времени остается востребованной в туристическом бизнесе. В Республике Беларусь для размещения рекламы туристических продуктов и услуг используются следующие тематические издания: «Планета», «Туризм и отдых», «Туринфо Беларуси» и др. Широкое распространение в практике туристического бизнеса получила и печатная реклама. В печатной рекламе размещаются изображения туристических объектов, достопримечательностей, ландшафтов, которые вызывают интерес клиентов. Особенностью использования печатной рекламы в туристическом бизнесе являются высокие требования к ее качеству, как правило, печатная реклама выполняется с использованием цветной печати и имеет богатое оформление. Применение в туристическом бизнесе получила также аудиовизуальная реклама, что дает возможность сочетать визуальное и звуковое воздействие на потребителя. Если ранее в туристическом бизнесе преобладали теле- и радиореклама, то в современной практике для продвижения туристических услуг все шире применяется сеть «Интернет», обеспечивающая фирме связь с контрагентами и с потенциальными клиентами. Основными направлениями использования сети «Интернет» в продвижении туристических услуг являются следующие: продвижение в поисковиках сайтов туристических фирм; включение туристических разделов в порталы и сайты общей направленности; ведение сообществ в социальных сетях; электронные рассылки потенциальным клиентам; деятельность электронных туристических бирж. При этом к инструментам, используемым для продвижения продуктов и услуг в туристическом бизнесе, следует отнести следующие: SЕO-оптимизацию, контекстную рекламу, медийную рекламу. В качестве направления продвижения туристических продуктов и услуг выделяются также личные продажи. Личные продажи в рамках продвижения туристического продукта играют огромную роль и имеют существенные преимущества, в первую очередь, связанные с оптимизацией затрат на продвижение туристического продукта. Существенным преимуществом является возможность предложения более качественной услуги в сравнении с иными компании, реализующими аналогичные туры, в случае если в компании работают высококлассные специалисты. Как показывает практика, качественно организованный процесс личной продажи позволяет выявлять реальные потребности туристов, устанавливать долгосрочные взаимовыгодные отношения и постоянно совершенствовать туристический продукт без привлечения существенных материальных ресурсов [5]. Особая роль в продвижении туристических услуг принадлежит стимулированию продаж. В туристическом бизнесе в настоящее время широко используются премии покупателям, ценовые скидки, распродажа туров, пробные туры, купонирование, фирменные подарки постоянным клиентам, снижение цен с отсрочкой скидки, «подкрепление» продаж. Применительно к туризму развивается и сфера взаимоотношений с общественностью. Однако следует признать, что в Республике Беларусь важность связей с общественностью осознают только крупнейшие туристические фирмы, многие малые и средние организации, работающие в сфере туризма, не имеют в штате специалистов по связям с общественностью и ограничиваются другими направлениями продвижения туристических продуктов и услуг. В то же время в условиях ужесточения конкуренции на туристическом рынке возникает необходимость внедрения новейших инструментов продвижения, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность функционирования фирмы. В основу мероприятий по совершенствованию продвижения продуктов и услуг в туристическом бизнесе следует положить передовой зарубежный опыт. Наиболее перспективными направлениями совершенствования продвижения в туристическом бизнесе являются следующие:
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg