1 Теоретические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики
1.1 Учебно-исследовательские задачи как средство организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики
Учебно-исследовательская деятельность школьников в сегодняшних реалиях является приоритетной, общественно и персонально значимым видом активной личной познавательной работы, что помогает воплотить в учебной практике различные пути совершенствования образования, что способствует быстрому достижению личностных, практических, предметных результатов обучения, рекомендуемых Федеральными государственными стандартами образования.
Но, осуществление учебно-исследовательской деятельности в современной школе, особенно, при изучении математики в силу специфики самого предмета, особенностей его содержания, различных умений учащихся, отсутствия необходимого методического обеспечения является трудной, не решенной проблемой. Вот поэтому возникает необходимость разработки комплексной современной методики формирования учебно-исследовательской деятельности школьников при изучении математики. Как правило, эта методика отвечает на три основных вопроса: зачем? что? как? Вследствие этого определяются целевой, содержательный и организационный цели. При организации учебно-исследовательской деятельности школьников главенствующую роль несет организационный компонент. Потому что:
– необходимо осуществление практического доступа;
– законами психологии формируют готовность в таких учебных ситуациях, которые и определяют соответствующую деятельность;
– в постановке той или иной задачи для осуществления исследования, например, экспериментальной работы, необходимых параметров содержания.
Одним из существенных признаков данной работы есть внутренняя мотивация знания, заинтересованность в опытной деятельности. Очень важным для участия школьников в учебно-исследовательской деятельности является мотивационный компонент. Он дает стимул для всего исследования. Истинное стремление к познанию, любознательность, переживание от ожидания, непонимания, потребность в преодолении парадоксов определяют стремление ребенка к поиску знаний. Именно от увлекательности и актуальности, ценности изучаемого вопроса зависит степень активности ученика. Развитие его самостоятельности, устремленности, ответственности, сопричастности в учебно-творческом исследовании. Психологи утверждают: каждый ребенок рождается экспериментатором. Познавательное поведение — естественное состояние ребенка, главный источник получения представлений о мире. Младшие ученики отличаются стремлением к творчеству, живой познавательной деятельностью. Для сохранения и развития подобного стремление детей и в более старшем возрасте, не ослабить интерес к познанию нового, мотивируя к труду, не ослабевающее желание к учебе, к самостоятельному познанию, конечно требуется умное и умелое руководство со стороны учителей. Сейчас исследование представляется как специфическая профессиональная деятельность педагогических работников, а также как необходимая составляющая любой познавательной и профессиональной деятельности. Наиболее важно, чтобы эти цели проявлялись и в ближайшем окружении школьников, например, в образовательной среде школы. Главную роль при этом играет создание в школе креативной исследовательской атмосферы, ценностного отношения к подобной работе учителей и учащихся, поддержание их настроя, поднятие значения учебно-исследовательской деятельности и результата учебного исследования, поднятие духа одноклассников, родителей, администрации школы, социальных партнеров, развитие стремления к творчеству, поощрение исследовательской активности посредством различных конкурсов проектов учащихся, конференций, наград, работы школьного или межшкольного научного общества, сотрудничества с вузами и производствами. Учет индивидуальных интересов обучающихся при выборе проблем исследования также повышает для них ценность обучения, делает его организацию значимой и нужной, создает хорошие условия для самоорганизации. Практика показывает, что число школьников, заинтересованных и способных осуществить такие исследования, весьма немного. Наибольшее желание для детей представляет исследовательские вопросы вне предметного характера. Что позволяет применить законы математики в других сферах жизни. Например, исследование свойств числовых последовательностей позволяет установить связь математики и стихотворных размеров в литературе, выявить математическую основу в музыкальных ладах, интервалах, аккордах. А наличие такого понятия, как симметрия, золотое сечение в живописи и архитектуре, позволяет трактовать математические закономерности как один из факторов красоты и гармонии и выявить эмоциональное воздействие на психику человека. В отдельных случаях стимулировать учебное исследование поможет технология его выполнения. Благодаря возможности применения компьютерных технологий преобразуется изучение традиционных математических заданий в исследовательскую деятельность. Для примера, это изучение замечательных кривых, графического решения уравнений, неравенств, систем. Значимым фактором развития стремления к исследовательскому типу познания является учет возрастных особенностей школьников: для старшеклассников мотивационным стимулом в исследовании может выступать его практическая значимость в дальнейшем обучении в вузе. В качестве примера: использование современных технических средств, создание электронного ресурса по отдельным математическим темам. Полезны для развития мотивации детей к развитию являются различные средства и формы учебного обучения. На основании вышеизложенного можно прийти к выводу: темы обучения целесообразно отбирать в соответствии с важностью математического учебного исследования, соблюдая логику математического объекта. Новые веяния в подходе к школьной математике побуждают школьников к выполнению поставленного задания. В отдельных случаях, применяемые педагогом формы, средства, приемы организации процесса обучения могут как усиливать, так и ослаблять исследовательский потенциал ученика. Из этого вытекает, что важным компонентом методики обучения детей является организационный компонент. Наполнение его определенными методами, средствами и формами обусловлено возможностью моделировать отдельные элементы учебно-исследовательской деятельности или полного цикла исследования.
Исследовательский метод направлен на решение учениками выявленной ими проблемы, включает в себя самостоятельное обнаружение или уточнение проблемы, осознание условий учебного исследования, планирование последующей работы, самоконтроль в процессе деятельности и при его завершении, объяснение полученных результатов. Среди написанных в учебниках в основном преобладают исследовательские задачи на нахождение определенных свойств математических объектов, задачи типа «существует ли», «верно ли», «может ли». По ходу нашего исследования мы убеждаемся, что большинство учебно-исследовательских задач может быть получено учителем из привычных школьных математических задач. Например, учебники по геометрии содержат множество задач на доказательство определенного признака некого математического объекта. Изменение условия «доказать» в таких задачах на просьбу «найти, отыскать» свойство или признак математического объекта позволяет преобразовать традиционную математическую задачу в исследовательскую.
1.2 Роль учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики
В настоящее время, которое характеризуется активизацией творческой деятельности всех слоев нашего общества, проблема усиления творческих начал в обучении учащихся стоит особенно остро. От того, как личность человека сформирована в школе, в процессе обучения различным дисциплинам, зависит будущая роль этой личности в обществе. Именно сейчас, учитывая происходящие радикальные перемены в политической и экономической структуре, общество более, чем когда бы то ни было, заинтересовано в развитии творческой деятельности человека во всех сферах жизни, расширении реальных возможностей для применения способностей и дарований каждого члена общества, формировании всесторонне развитой, социально активной личности. Все это ставит перед современной российской школой задачу формирования творческой личности каждого учащегося.