1. Гражданские правоотношения
1.1. Субъекты и объекты гражданского правоотношения
Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства.
Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских правоотношений могут участвовать и организации, которые называются юридическими лицами. В отличие от граждан юридические лица являются коллективными субъектами гражданских правоотношений. За юридическим лицом как субъектом гражданского правоотношения всегда стоит определенным образом, организованный коллектив людей. В гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но и иностранные юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (п. 1 ст. 2 ГК).
Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:
1. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Российские и иностранные юридические лица.
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в ГК и других актах гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.
Под объектом правоотношения обычно понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Как общественная связь между людьми, устанавливающаяся в результате их взаимодействия, гражданское правоотношение может воздействовать только на поведение человека. Поэтому в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага.
Специфика гражданского имущественного правоотношения заключается в том, что его участники своим поведением воздействуют не только друг на друга, но и на определенные материальные блага. Поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различные рода материальные блага, и составляет объект гражданского имущественного правоотношения. При этом необходимо различать поведение субъектов гражданского правоотношения в процессе их взаимодействия между собой и их поведение, направленное на материальное благо. Первое образует содержание гражданского имущественного правоотношения, а второе - его объект.
В отличие от имущественного, в личном неимущественном правоотношении в качестве объекта выступает поведение сторон, направленное на различные рода нематериальные блага, такие, как честь, достоинство и деловая репутация, имя человека, наименование юридического лица и т.д. Однако в любом гражданском правоотношении объект представлен поведением его участников, направленным на какие-либо блага, способные удовлетворять потребности человека.
1.2. Виды гражданских правоотношений
Классификация гражданских правоотношений преследует не только теоретические, но и практические цели, заключающиеся в правильном уяснении прав и обязанностей сторон, определении круга правовых норм, подлежащих применению в процессе возникновения, реализации и прекращения правоотношения.
По характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного субъектов различаются абсолютные и относительные правоотношения; по объекту разделяются правоотношения имущественного и неимущественного характера; по способу удовлетворения интересов управомоченного лица разграничиваются вещные и обязательственные правоотношения.
Абсолютные правоотношения - это такие, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных субъектов. Например, правоотношения собственности, авторства на произведения науки, литературы и искусства, на изобретения и промышленные образцы. В них управомочен собственник (автор), а ему противостоят все остальные субъекты, обязанные не нарушать правомочия собственника (автора).
Абсолютные правоотношения возникают из связи абсолютных субъективных гражданских прав и общерегулятивных обязанностей каждого правосубъектноголица не нарушать законов и принципов морали. Вместе с тем в абсолютном правоотношении и сам управомоченный субъект связан обязанностями, вытекающими из запретов, устанавливающих пределы осуществления абсолютного субъективного права.
Относительными называются гражданские правоотношения, в которых управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное управомоченное лицо (лица). Круг относительных гражданских правоотношений весьма широк. Он включает в себя обязательственные правоотношения; правоотношения, возникающие в результате использования произведений, изобретений; правоотношения по реализации мер гражданско-правовой защиты и т.п.
Для относительных отношений характерна сложная системная структура содержания. Во-первых, в них ядро содержания составляют основные права и обязанности сторон. Например, обязанность продавца передать вещь и право покупателя требовать передачи вещи; право продавца требовать уплаты покупной цены и обязанность покупателя внести ее. Во-вторых, наряду с основными правами и обязанностями существуют права и обязанности, обеспечивающие порядок осуществления основных прав и обязанностей. Например, права и обязанности по способу и формам передачи вещи, упаковке и обеспечению сохранности вещи, по сообщению информации о правах третьих лиц на вещь и т.д.
Неопределенность круга обязанных лиц, противостоящих обладателю абсолютного субъективного права, породила теоретическую позицию, согласно которой субъективное право собственности и ему подобные существуют вне правоотношений.
Практическое разграничение абсолютных и относительных правоотношений состоит в том, что при нарушении абсолютного права меры защиты и ответственности могут быть применены к любому нарушителю, а при нарушении относительного права может отвечать только строго определенное лицо, обязанное своими действиями удовлетворить интересы управомоченного.
Правоотношения имущественного характера имеют своим объектом материальные блага (имущество) и отражают либо принадлежность имущества определенному лицу (правоотношения собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления и т.п.), либо переход имущества (по договору, в порядке наследования, возмещения вреда и т.п.). Правоотношения, имеющие в качестве объектов личные неимущественные блага: авторство на произведения, изобретения; личное имя, товарный знак; честь и достоинство и т.п., именуются личными неимущественными.
Практическое разграничение данных правоотношений состоит, в частности, в том, что при нарушении прав и обязанностей, вытекающих из имущественных правоотношений, к нарушителю применяются санкции имущественного характера, тогда как при нарушении неимущественных прав и обязанностей обычно применяются иные меры правоохранительного характера (например, признание права авторства за определенным лицом, опровержение сведений, порочащих честь и достоинство, и т.п.).
Вещные правоотношения - правоотношения, фиксирующие статику имущественного положения субъектов. Они отражают нахождение вещей (имущества) в собственности, в полном хозяйственном ведении, оперативном управлении, ограниченном пользовании, залоге и т.п.
Обязательственные правоотношения - правоотношения, опосредующие динамику имущественных отношений по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, созданию и использованию продуктов творческой деятельности.
Практическое значение разграничения вещных и обязательственных правоотношений состоит в следующем. Вещные правоотношения реализуются непосредственными действиями самого управомоченного лица, а обязательственные - через исполнение обязанностей должником. Иначе говоря, носитель вещного права имеет возможность непосредственно без содействия обязанных лиц удовлетворить свои интересы, в то время как лицо, обладающее обязательственным правом, может удовлетворить свой интерес через действия обязанного лица. Такое положение объясняется тем, что вещные правоотношения - абсолютны, а обязательственные - относительны.
2. Банк - как субъект гражданского права
2.1. Банк и его признаки
Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
В определении банка выделены следующие главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.
Об особом статусе такого вида кредитной организации, как банк, говорит и специальное определение «банка» данное законодателем в подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», где банк определен как «кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Как видно, базисным критерием, позволяющим отличить банки от иных кредитных организаций, является наличие лицензии (разрешения) на привлечении денежных средств от физических лиц. Понятия закрепленное в ФЗ «О страховании вкладов…» - является «узким», ориентированным законодателем к специальным правоотношениям, регулируемым ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», при этом данное понятие нельзя рассматривать как заменяющее понятие банка данное в ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Для того, чтобы стать банком, кредитная организация должна получить соответствующую лицензию и «войти» в систему страхования вкладов, что является обязательным условием для всех банков.
Законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» определены четыре критерия для вхождения банка в систему страхования вкладов. Банк может вступить в систему страхования вкладов, если он одновременно отвечает следующим критериям (ст. 44 Закона):
а) учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными.
б) банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;
в) финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной. Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов действует Указание ЦБР от 16 января 2004 г. №1379-У
Оценка показателей также регулируется Инструкцией ЦБР от 16 января 2004 г. №110-И О показателях оценки ликвидности кредитной организации.
г) меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России, ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности, к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной согласно требованиям, ч. 4 ст. 45 Закона о страховании вкладов.
Банки, участвующие в системе страхования вкладов, обязаны (п. 3 ст. 6 Закона «О страховании вкладов…» обязаны:
1) уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Порядок уплаты, ставка страховых взносов, порядок расчетов страховых взносов урегулированы актами Агентства.
Страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.
Если банк более одного месяца не исполняет обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов Агентство вправе обратиться в Банк России с предложением об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций (п. 29 Порядка уплаты взносов).
2) представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам. О порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов действуют Рекомендации Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 30 июня 2005 г., протокол №48.
3) размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
4) вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства. О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками действует Указание ЦБР от 1 апреля 2004 г. №1417-У.
5) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, правовой статус Банка регламентируется не только ФЗ «О банках и банковской деятельности», но и специальным ФЗ «О страховании вкладов», где закреплены особенности функционирования данной формы кредитной организации.
2.2. Гражданско-правовой статус Банка
Общим признаком, характеризующим гражданско-правовое положение Банка России, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является приданный ему статус юридического лица, основанного на федеральной собственности. Поэтому закрепленный в Федеральном законе гражданско-правовой статус Банка России, как и статус других юридических лиц, должен соответствовать нормам Гражданского кодекса РФ, регулирующим общие положения о юридических лицах с учетом того, что Банк России конституционный федеральный государственный орган, на которого Конституцией России и федеральным законодательством возложены публично-правовые функции по управлению (регулированию) денежно-кредитной сферы России.
Согласно статье 2 Федерального закона Банк России является юридическим лицом. Однако эта норма не устанавливает организационно-правовую форму Банка России как юридического лица и не определяет его место в системе органов государственной власти и управления РФ. Этот пробел в действующем законодательстве оказывает негативное воздействие на функционирование всей денежно-кредитной системы государства, затрудняет полноценное взаимодействие Банка России с органами государственной власти, кредитными и иными организациями. Поэтому определение юридического статуса Банка России имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
В соответствии с ГК РФ юридические лица создаются в установленном законом порядке и в различных, но обязательно в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах. Только в этом случае в момент своего создания юридические лица приобретают правоспособность. «Придумывать нечто не предусмотренное законом их создатели (учредители) не вправе.» «Поэтому в учредительных документах юридических лиц, а также в законодательных и иных правовых актах органов государственной власти, на основании которых создаются и действуют юридические лица, в обязательном порядке должно быть отражено их наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.»
Решающее значение для определения вида и организационно-правовой формы Банка России, как и любого другого юридического лица, являются цели и характер его деятельности, а также особенности осуществляемых им функций.
Вопрос об организационно-правовой форме юридических лиц предмет гражданского законодательства. В связи с этим установлению организационно-правовой формы Банка России в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» должно предшествовать закрепление соответствующих положений в Гражданском кодексе РФ применительно ко всем государственным органам. Именно гражданское законодательство должно ответить на вопрос, признаются ли государственные органы юридическими лицами.
Документом, которым создан Банк России, является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому закону получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст. 3 Федерального закона). Организации, в том числе Банк России, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), признаются некоммерческими организациями.
Основными целями деятельности Банка России, непосредственно связанными с его юридическим статусом, являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов (ст. 3 Федерального закона). Указанные цели Банка России связаны с управлением денежно-кредитной и банковской системами, повышением их эффективности и надежности и, безусловно, включают защиту прав и законных интересов всех участников экономических отношений. Поэтому они, несомненно, нацелены на достижение общественных благ и в этом смысле полностью соответствуют целям некоммерческих организаций. Согласно закону некоммерческие организации могут создаваться, в частности, для достижения управленческих целей, для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Состав участников, имеющих право создавать (учреждать) предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовые формы некоммерческих организаций, определен в ст. 116-123 ГК РФ, ст. 6-12 Федерального закона «О некоммерческих организациях». При этом Российской Федерацией, как собственником федерального имущества, некоммерческая организация может быть создана только в форме учреждения (ст. 120 ГК РФ).
В соответствии с действующим законодательством Банк России также создан собственником - Российской Федерацией. Решение РФ о создании Банка России как некоммерческой организации сформулировано в Федеральном законе. Создавая Банк России, собственник, Российская Федерация, наделил его уставным капиталом в размере 3 млрд. рублей (ст. 9 Федерального закона).
Определяя организационно-правовую форму Банка России, к нему нельзя подходить как к обычному юридическому лицу, статус которого целиком и полностью основывается на положениях гражданского законодательства. Правовое положение Банка России имеет конституционно-правовой характер, он наделен государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере, является органом государства, а не просто юридическим лицом. Поэтому при определении в гражданском законодательстве организационно-правовой формы государственных органов, включая Банк России, требуется единый подход. Ранее уже высказывалось мнение, что государственные органы могли бы иметь форму государственных учреждений. Но в юридической литературе имеются и другие точки зрения. Например, утверждается, будто Центральный банк РФ нельзя в полной мере отнести к государственному учреждению, поскольку в силу ст. 50, 120 ГК РФ учреждение определяется как организация, финансируемая собственником полностью или частично, а Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Высказывалось мнение, что Банк России является государственной корпорацией и, даже, государственным унитарным предприятием.
Между тем, осуществление Банком России своих расходов за счет собственных доходов вовсе не противоречит ст. 50, 120 ГК РФ, так как, согласно ст. 298 этого же Кодекса, «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Поэтому осуществление Банком России расходов за счет собственных доходов вовсе не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне существующих организационно-правовых форм юридических лиц ему, как и другим государственным органам, более всего соответствует «государственное учреждение».
«Некоторыми авторами высказываются предложения о придании Банку России статуса обычного юридического лица, правовое положение которого регулируется исключительно гражданским и банковским законодательством. Например, внесено предложение установить для Банка России особую организационно-правовую» форму «федерального юридического лица публичного права», сочетающего в себе черты коммерческой организации и административного органа. Но такого рода организации не известны ни Конституции РФ, ни действующему гражданскому законодательству России. Более того, реализация данного предложения на практике будет означать, что, вопреки Конституции РФ, правовое регулирование юридического статуса Банка России с более высокого, конституционно-правового уровня произвольно переводится на уровень гражданского законодательства. Поэтому высказанное в печати предложение требует более внимательного анализа. Необходимо в первую очередь уяснить содержание термина «федеральное юридическое лицо публичного права». Само название свидетельствует о том, что «федеральное юридическое лицо публичного права» это организация, создаваемая в целях реализации на федеральном уровне функций и полномочий в интересах всего общества. Применительно к Банку России это означало бы осуществление «федеральным юридическим лицом публичного права» государственных полномочий. Но допускает ли действующая Конституция РФ, чтобы функции Российской Федерации, ее государственные полномочия в денежно-кредитной сфере были переданы не государственному органу, а юридическому лицу, имеющему исключительно гражданско-правовой статус? Полагаю, что нет.