ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС - АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «БИЗНЕС - АНАЛИЗ», «ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»
В условиях рыночной экономики целью деятельности любого предприятия, работающего по принципу самофинансирования, в итоге является получение прибыли в объеме, достаточном для дальнейшего развития. Финансовые результаты деятельности предприятий зависят от наличия и эффективного использования финансовых ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансовых результатах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия [3, с.56].
Бизнес-анализ – это набор задач и методов, используемых в работе для установления и дальнейшего поддержания взаимосвязей между стэйкхолдерами, регламентными документами и операционной деятельностью организации. Бизнес – анализ предлагает решение, которое позволит организации достичь её целей.
Бизнес-анализ включает в себя понимание того, как организации функционируют для достижения своих результатов, определяет возможности организаций для обеспечения продуктами и услугами внешних стэйкхолдеров. Это включает в себя определение организационных целей, как эти цели связаны с специфическими объектами, определяющими курс развития и действия организаций, которые необходимо принять для достижения этих целей. Бизнес - анализ определяет насколько вариативными/универсальными должны быть организационные единицы и стэйкхолдеры, которые взаимодействуют с организацией «внутри» и «снаружи».
Бизнес-анализ может быть применен, чтобы понять текущее состояние организации или послужить в качестве основы для последующей идентификации потребностей бизнеса. В большинстве случаев, однако, бизнес-анализ выполняется для определения и проверки решений, отвечающих бизнес потребностям, задачам или целям.
Итак, в финансовых результатах находят прямое отражение все стороны деятельности предприятия:
? уровень его технологии и организации производства,
? эффективность системы управления, контроля за уровнем затрат и уровнем реализованных цен,
? особенности хозяйственного механизма и государственном регулировании развития определенной отрасли с учетом ее значение для развития экономики страны [8, с.156].
Таблица 1 – Определение понятия «финансовые результаты», приведены различными учеными
Авторы Определение понятия «финансовый результат»
1. Ефимов О.Н. Прирост (уменьшение) стоимости собственного капитала предприятия, образовавшийся в процессе его предпринимательской деятельности за отчетный период [20]
2 Воробьева А. Сводным (интегрирующим) показателем, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, является балансовая (валовая) прибыль или убыток [18]
3 Соцкая А. Конечный финансовый результат деятельности предприятия выражается в показателе прибыли и убытке[21]
4Воробьева О Конечный результат финансово-хозяйственной деятельности правильнее было бы назвать балансовой прибылью, а доход по балансу - балансовым доходом, поскольку название показателя должна отражать его экономическую сущность [19]
5 Стоуп Д., Хетчинг Х. Финансовый результат определяется как прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода [12]
6Сысоева Т.П. Конечный результат деятельности предприятия, характеризуется суммой прибыли или убытка [22]
7Красильникова Л. Е., Сысуева Э. Г., Фаренюк М. С. Финансовый результат предприятия – это выраженные в денежной форме экономические результаты хозяйственной деятельности коммерческих организаций всех форм собственности в целом и в разрезе подразделений [11, с. 132]
9 Уласевич Ю.М. Финансовый результат деятельности организации (прибыль или убыток) определяется как прирост (или уменьшение) собственного капитала, появившийся в процессе ее предпринимательской деятельности за период [23]
Результаты исследования указывают на достаточно противоречивые подходы к определению исследуемой дефиниции. Экономическую категорию «финансовый результат», различные ученые трактуют по-разному, однако вкладывают одинаковый смысл в свою трактовку. Итак, обобщая все рассмотренные определения, следует отметить, что финансовый результат – это экономический результат производственной деятельности субъектов хозяйствования, выражается в стоимостной (денежной) форме.
Важной категорией экономики в целом и главной целью осуществления предпринимательской деятельности, одним из показателей финансовых результатов выступает прибыль. Она играет ведущую роль, освещая разносторонние экономические взаимосвязи в процессе воспроизведения и обеспечивает социальное развитие предприятия.
Понятие прибыли является дискуссионной категорией. Исследование экономической сущности берет начало еще с XVII в. и продолжается до сих пор. Среди большого количества экономических теорий, теорию прибыли экономисты характеризуют как одну из самых сложных. Поэтому проблема ее обоснования принадлежит к важнейшим проблемам экономики и хозяйственной практики.
Без преувеличения можно утверждать, что прибыль является одной из самых сложных экономических категорий. На протяжении нескольких веков экономистами-классиками исследовалась сущность понятия «прибыль» и высказывались различные концепции ее формирования. В экономической литературе одни авторы рассматривают прибыль в виде заработной платы, процента и ренты, другие утверждают, что – это процент на капитал. В марксистской литературе прибыль рассматривается в виде превращенной формы прибавочной стоимости, созданной наемным трудом. В США и других странах с развитой рыночной экономикой распространена концепция, согласно которой прибыль является вознаграждением за предпринимательские способности. При этом, по мнению большинства авторов, главным источником прибыли является капитал. Исходя из этого, нами обобщены основные концепции экономической сущности прибыли, которые приведены на рис. 1.
Рисунок 1– Основные концепции экономической сущности прибыли[13, 14]
Эволюция взглядов на сущность прибыли начинается со времен возникновения меркантилизма, выдающимся представителем которого в Англии был Т. Мэн. Источником прибыли меркантилисты считали внешнюю торговлю. Они утверждали, что прибыль образуется в сфере обращения, и определяли ее как разность между продажной и покупной стоимостью товара.
С возникновением в XVII в. в Англии классической школы политической экономии, основателем которой был Уильям Петти возникает утверждение о «производственном» происхождении прибыли, источником которой является не сфера обращения, а труд, производство. Исходя из того, что рабочий в процессе труда получает не всю созданную им стоимость, а лишь минимум средств существования, Пэтти рассматривает вопрос о дополнительном продукт, который его владельцыобращают в свою пользу. У. Петти не исследовал прибыль как самостоятельную категорию, но связывал ее с рентой, которая рассматривалась в двух ее проявлениях: рента с земли и рента из денег (процент), составлявших основную форму прибавочного продукта.
Таким образом, У. Петти и его ближайшие последователи приходят к выводу, что доход в виде ренты и процента возникает в результате создания трудом прибавочного продукта[14, c.125].
Самым выдающимся представителем классической экономической теории XVIII в. является Адам Смит. Рассматривая теорию прибыли А. Смита, необходимо подчеркнуть, что в отличие от меркантилистов, которые считали, что прибыль образуется в сфере обращения и физиократов, которые связывали ее с сельским хозяйством, А. Смит первоисточником прибыли определяет только производство.
Рикардо, представитель классической политической экономии XVIII и начала XIX в. был сторонником и продолжателем теории трудовой стоимости А. Смита. Как и А. Смит Д. Рикардо утверждал, что прибыль создает только труд. По мнению Рикардо прибыль и заработная плата является не источниками, а составными частями стоимости, создаваемой трудом. Анализируя соотношение прибыли с заработной платой, он приходит к выводу, что рост заработной платы приводит к уменьшению прибыли, и наоборот, увеличение прибыли происходит вследствие снижения заработной платы [14, c.95].
Взгляды А. Смита и Д. Рикардо стали основой создания концепции производительности капитала, по которой прибыль является результатом замены человеческого труда капиталом и осуществления им таких задач, которые не могут быть выполнены человеческим трудом.
В середине XIX в. получило развитие теория прибавочной стоимости
К. Маркса. В виде превращенной формы прибавочной стоимости выступает прибыль, является мотивом деятельности капиталиста и показателем эффективности развития капиталистического производства. Прибыль образуется как избыток выручки над расходами капитала, который безвозмездно присваивается владельцами средств производства. Источником прибыли К. Маркс считал прибавочный продукт, созданный в сфере производства и реализован в сфере обращения.
Относительно теории прибылиЙ. Шумпетера, в своей работе «Теория экономического развития» была разработана теория прибыли как результата осуществления нововведений. В научной концепции Й. Шумпетера впервые вводятся понятия новатора, изобретателя, осуществляет внедрение новых сочетаний различных факторов производства, т.е. инноваций. При этом инновации рассматривались им как изменения в коммерческой и финансовой деятельности, то есть открытие новых рынков сбыта и освоение новых источников сырья, создание нового продукта, а также революционные изменения в организации и технологии производства.
Несмотря на это, прибыль, по мнению Й. Шумпетера является вознаграждением за предпринимательскую деятельность, то есть – это «стоимостное выражение того, что создает или внедряет предприниматель» [14, C.68].
В странах с развитой рыночной экономикой прибыль не связывают с расходами только живого труда. Так, П. Самуэльсон определяет прибыль как «чрезвычайно разностороннюю категорию». Он считает, что источником прибыли является доход от факторов производства, вознаграждение за предпринимательскую деятельность и внедрение технических новшеств. К прибыли также относится расхождение между ожидаемым и фактическим доходом в связи с неопределенностью (риском), монопольный доход и т.д. [13, с.216].
Приведенные определения характеризуют только количественный аспект прибыли, основанной на сопоставлении доходов и расходов, однако
недостаточно внимания уделяется ее экономическому содержанию.
Таким образом, можно сделать вывод, что категории «прибыль» в экономической литературе уделяется повышенное внимание, но на данный момент единого определения прибыли нет, поскольку оно прежде всего зависит от поставленных его пользователями целей, в т.ч. ее определяют как финансовую категорию отвечающую за результат финансовой деятельности предприятия.
1.2 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС - АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Систематический анализ финансового состояния предприятия, его ликвидности и финансовой устойчивости необходим еще и потому, что доходность любого предприятия, размер его прибыли во многом зависит от его платежеспособности. Также, учитывают финансовое состояние предприятия и банки, рассматривая режим его кредитования и дифференциацию процентных ставок. Финансовая деятельность предприятия должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффективного использования финансовых ресурсов, соблюдение расчетной дисциплины, достижение рационального соотношения собственных и привлеченных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования предприятия. Именно этим обусловливается необходимость и практическая значимость систематической оценки финансового состояния предприятия, которой принадлежит существенная роль в обеспечении его устойчивого финансового состояния.
Развитие рыночных отношений в России способствовал трансформации бухгалтерского учета, его разделения на финансовый и управленческий учет. Новая экономическая политика, новые субъекты хозяйственной деятельности, новые горизонтальные связи хозяйственных отношений между ними, новые пользователи финансовой отчетности способствовали воспроизводству такого элемента аналитической работы, как финансовый анализ.
Поскольку элементы аналитической функции присущи любой хозяйственной деятельности, то содержание финансового анализа можно определить такими составляющими:
? функция управления, благодаря чему определяется конкурентоспособность предприятия. (Вспомним при этом, что под субъектом хозяйствования – понимают предприятия, организации, банковские учреждения, страховые компании, аудиторские организации и другие субъекты хозяйствования, являющихся юридическими лицами);
? информационная система, выполняющая функции накопления, трансформации и использования информации финансового характера с целью обеспечения жизнедеятельности предприятия. В системе информационного обеспечения особое значение имеют данные финансовой отчетности. Отчетность является основным средством коммуникации, обеспечивает достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия. Основные качественные характеристики информации в финансовых отчетах даны в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) [2]и в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ [1];
? метод исследования, а именно метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основании его финансовой отчетности.
Финансовое состояние предприятия рассматривается как совокупность показателей, характеризующих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.
Современный финансовый анализ имеет свои особенности, связанные с переходом отечественной экономики к рыночным отношениям, с внедрением РСБУ, основанные на МСФО, с растущим влиянием внешней среды на
внутреннюю экономику.
Как известно, предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы предприятий, объединений, финансовые результаты их деятельности, формируются под действием объективных факторов и получают отражение через систему экономической информации. Объектом финансового анализа предприятия являются финансовые ресурсы предприятия, их формирование и использование [4, с. 24].
Главная роль принадлежит финансовым ресурсам, поскольку это единственный вид ресурсов, который трансформируется непосредственно и с минимальным лагом в любой другой вид ресурсов. Финансовые ресурсы – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия. Поэтому эффективность управления именно финансовыми ресурсами является оптимизацией ресурсного потенциала предприятия. Количество, состав, структура финансовых ресурсов определяются отраслевой принадлежностью, организационно-правовой формой, объемом производства, его эффективностью и тому подобное.
Основными задачами финансового анализа являются:
? общая оценка финансового состояния предприятия (финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, рентабельность, денежные потоки, эффективность использования капитала, обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, кредитоспособность предприятия, ливеридж, оценка позиций предприятия на финансовом рынке и количественное оценивание его конкурентоспособности);
? выявление изменений в финансовом состоянии в пространстве и времени, выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;
? прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.
Переход РФ к рыночной экономике обнаружил, что качественно изменились связи между субъектами хозяйственной деятельности и требования к бухгалтерской отчетности, появились новые пользователи
финансово-экономической информации (внешние и внутренние).
Внешние пользователи информации в зависимости от финансовой заинтересованности делятся на пользователей:
? с прямой финансовой заинтересованностью: действительные инвесторы, потенциальные инвесторы, кредитующие банки;
? с побочной финансовой заинтересованностью: налоговые органы, банки обслуживающие их страховые компании, заказчики, профсоюзы;
? без финансовой заинтересованности: органы статистики, арбитраж, аудиторскиефирмы.
Внутренними пользователями информации является управленческий персонал предприятия.
Исходя из выше изложенного, следует необходимость в выделении внешнего и внутреннего финансового анализа.
Внешний финансовый анализ раскрывает содержание финансовых показателей в их связи с производством, опираясь на периодическую публичную (регламентированную государством) отчетность предприятия. Основной его целью является оценка и экономическая диагностика финансового состояния предприятия по данным финансовой отчетности.
Внутренний финансовый анализ использует все существующие источники информации. Основная его цель – определение финансового состояния предприятия, оценка эффективности использования необоротных и оборотных активов, собственных и заемных средств, выявление финансовой структуры и тому подобное. Основное назначение результатов этого анализа – принять правильные управленческие решения, спланировать финансовое состояние предприятия, обеспечивает планомерное поступление денежных средств, получить максимально возможную прибыль, избежать риска банкротства и т.д. [8, с. 79].
То есть, финансовый анализ является методом оценки и прогнозирования процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов.
Финансовый анализ на предприятии осуществляется по следующим направлениям: анализ финансового состояния; анализ финансовых результатов деятельности; анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовое состояние предприятия – это комплексное понятие, которое является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия, определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Задачами анализа является общая оценка финансового состояния, проверка расходов средств по целевому назначению, выявление причин финансовых затруднений, возможностей улучшения использования финансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения [10, с. 31].
Итак, к основным задачам анализа финансового состояния относятся: исследования рентабельности и финансовой устойчивости предприятия; исследования эффективности использования имущества (капитала) предприятия, обеспечения предприятия собственными оборотными средствами; объективная оценка динамики и состояния ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия; оценка положения предприятия на финансовом рынке и количественная оценка его конкурентоспособности; определение эффективности использования финансовых ресурсов.
1.3. МЕТОДОЛОГИЯ БИЗНЕС - АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Методологические и прикладные аспекты анализа финансовых
результатов деятельности субъектов хозяйствования достаточно широко освещены в нормативных документах, а также научной и учебно-методической литературе. Исследование литературных источников показали отсутствие единства подходов к анализу финансовых результатов деятельности предприятий в отечественной практике.
Метод анализа финансовых результатов – это прием, подход, способ изучения финансовых результатов в их динамике и статике. Методика анализа финансовых результатов – это алгоритм, последовательность выполнения методов. Инструменты анализа позволяют установить и оценить общее финансовое состояние предприятия путем определения системы последовательности проведения расчетов финансовых результатов.
Основным информационным источником для анализа формирования, динамики и структуры показателей финансовых результатов по видам деятельности является финансовая отчетность. Основная методикаанализа финансовых результатов предприятия приведена в таблице2.
Таблица 2 –Методика анализа финансовых результатов предприятия
Этапы Инструментарий Полученные результаты
Анализ основных показателей эффективности финансовой сферы Коэффициентный метод, сравнительный метод, методы горизонтального и вертикального сравнительного анализа Состояние финансовой деятельности и финансовые возможности предприятия
Анализ основных показателей производственной сферы Степень годности основных производственных фондов, уровень использования основных средств и материалов в доходности предприятия
Анализ основных показателей развития предприятия Состояние производства и финансовых результатов, определение перспектив для развития и закрепления позиций на рынке
Анализ себестоимости по элементам операционных расходов Методы вертикального и горизонтального сравнительного анализа Изменение за период величины затрат на производство, которые включаются в себестоимость продукции
Анализ структуры бухгалтерского баланса Методы вертикального и горизонтального Размер изменений, которые произошли за
Продолжение таблицы 2
Этапы Инструментарий Полученные результаты
сравнительного анализа рассматриваемый период и определение последствий
Анализ финансового состояния предприятия Коэффициентный метод, горизонтальный сравнительный анализ Уровень финансовых результатов, которые обусловливают возможности предприятия
Анализ расходов от брака Метод относительных разниц Уровень понесенных расходов от брака на производстве
Анализ рентабельности продукции Метод базисных подстановок Оценка эффективности и рациональности использования вложенных средств
Построение экономико-математических моделей
Построение линейной многофакторной регрессионной экономико-математической модели Методы корреляционного и регрессионного анализа Выявление общих закономерностей, связей и зависимости между чистой прибылью и влияющих на него факторов
Формирование выводов об общем состоянии предприятия, выделение значимых показателей влияния на доходы и целесообразность принятия соответствующих управленческих решений
Эта методика основана на применении коэффициентного, сравнительного метода, методов горизонтального и вертикального сравнительного анализа, метода относительных разниц, метода базисных подстановок, а также методов корреляционного и регрессионного анализа. В ней отражаются сразу инструменты, которые использовались на каждом этапе (подэтапе) анализа, и результаты, которые будут получены после этого. Эта технология анализа позволяет предприятию получить результаты, по которым руководство предприятия сможет сделать выводы для принятия эффективных управленческих решений [5, с.102].
Кроме традиционных математико-статистических методов исследования финансовых результатов выделяют экономические методы, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, методы исследования операций и теории принятия решений. Для глубокой оценки финансовых результатов и точного обоснования рекомендаций для улучшения работы предприятия также используется CVP-анализ и концепция финансовогорычага [4, с. 58]. Однако не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку для эффективного проведения анализа следует опираться только на основные финансовые инструменты.
Сложность и разнообразие методик зависит от уровня управления: чем ниже по иерархии уровень управления, тем более упрощенные проблемы и методики анализа, и наоборот, чем выше уровень управления, тем сложнее возникают проблемы, соответственно, требуют применения наиболее совершенной методики анализа финансовых результатов деятельности предприятий.
Правильно выбранная методика анализа финансовых результатов может стать основой для получения достоверных показателей, а значит, максимально эффективного использования финансовых ресурсов предприятия, соблюдение расчетной и кредитной дисциплины, достижение рационального соотношения собственных и привлеченных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования предприятия.
Таким образом, до настоящего времени объектами бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа как экономических наук и как видов практической профессиональной деятельности продолжают считаться предприятия (коммерческие организации, фирмы). Это не меняется даже в тех случаях, когда в названии какой-либо книги по анализу появляется слово «бизнес», зачастую применяемое лишь для того, чтобы подчеркнуть актуальность такого издания. Так, в некоторых в целом добротных и интересных учебниках, посвященных бизнес-анализу деятельности предприятий, речь в основном по-прежнему идет об анализе экономики организации, об обосновании бизнес-планов и оценке их выполнения, об анализе «бизнеса организации». При этом, по сути, не делается различий между понятиями «бизнес» и «хозяйственная деятельность организации».
?
2 БИЗНЕС - АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПАО «УРАЛХИМПЛАСТ»
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ПАО «УРАЛХИМПЛАСТ»
Объектом анализа является Публичное акционерное общество «Уралхимпласт». Организационно-правовая форма: публичное акционерное общество.
Краткое наименование: ПАО «УХП».
Деятельность ПАО "УРАЛХИМПЛАСТ" отнесена к отрасли "Производство химических веществ и химических продуктов" (класс по ОКВЭД 2 – 20).
Адрес: 622012, Россия, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Северное шоссе, 21.