ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Дидактическая игра как категория педагогического знания
Чтобы повысить познавательный интерес на уроках стимулирует подумать как сохранить у учащихся заинтересованности и активности к изучаемому материалу всего урока. Поэтому постоянно осуществляются поиски новых методов, средств обучения и методических приемов, чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, мотивировали их к самостоятельному получению знаний.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [28].
Предметом нашего обсуждения являются дидактические игры, «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения»[25, с. 412].
Рассмотрим несколько разных вариантов определений понятия «дидактическая игра».
«Дидактическая игра – составная часть урока, которая служит углублению и закреплению знаний» [26, с.53.].
«Дидактическая игра – действенное средство умственного развития, уточняющее знания о предметах и явлениях жизни» [15, с.37].
«Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов» [5, с.12].
«Дидактическая игра – вид деятельности, включающий в себя два начала игровое, когда центр тяжести перемещается с результата на процесс деятельности, и познавательное» [16,с. 47].
Подкасистый П.И. и Хайдаров Ж.С. высказали, «игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения – вполне самостоятельной дидактической категорией, а именно взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности» [21, с.215].
В Российской педагогической энциклопедии представлено следующее определение этого понятия: «Дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями».
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой (в том числе и народной) в целях обучения и воспитания [20, с.34].
Дидактические игры как средство обучения детей в младшем школьном возрасте при применении предрасполагают следующие причины:
1. Игровая деятельность самый важный в дошкольном детстве не потеряла своего значения (многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С. Выготским, отмечал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и воспитании».
Из высказываний говорится о том, что опора на игровую деятельность, игровые средства и приемы – это важный и непосредственный путь непринужденностью детей в учебную работу.
2. Освоение учебной деятельности, включение в нее идет медленно.
3. Имеются возрастные особенности младших школьников, связанные с недостаточной устойчивостью и внимания. Дидактические игры способствуют развитию психических процессов.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не способствуют, не соответствуют друг другу [2, с. 60].
Дидактическая игра содержит три компонента:
1. дидактическую цель – что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить;
2. игровое правило – это условия игры, которые формулируются словами «если, то…». Правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя делать и за что игрок получает штрафное очко;
3. игровое действие – это основная стержень игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (поймать, передать, добежать, взять предмет и произвести с ним какие-то манипуляции), соревнование и т.п.[10, c.60].
В отличие от игр, дидактическая игра обладает значительным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и целесообразного педагогического результата, которые обоснованы, выделены в чистом виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий, и поведение учащихся в процессе игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
Главной задачей дидактической игры являются игровые действия, они регламентируются правилами игры, дают учащимся возможность проявлять свои способности, применить имеющиеся знания для достижения целей игры [18, c. 21].
Оборудование дидактической игры – это наличие технических средств обучения, различные средства наглядности и дидактические раздаточные материалы. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность.
Структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие одного из элементов нарушает игру. Сочетание и взаимодействие всех элементов приводит к повышению организованности и к желаемому результату игры.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий [27, c. 67].
Цель дидактических игр – облегчает переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Они позволяют сформировать основные функции дидактических игр:
1. Формирует познавательный интерес к новым знаниям, снимает напряжение, при адаптации ребенка к школьному режиму.
2. Формирует самостоятельность учебной деятельности.
3. Формирует умения, навыки к самостоятельным работам.
4. Формирует навыки самоконтроля и самооценки.
5. Формирует связь и освоение социальных ролей [14, c. 190].
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками [30].
С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, – это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру» [30].
Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям.
В литературе приводятся различные системы и классификации игр.
Наиболее интересной нам показалась классификация игр, развивающих интеллект, познавательную активность детей младшего школьного возраста [10, с.62]:
1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
3 группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
4 группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
5 группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учителя, которые используют в своей работе все эти 5 вида игровой деятельности, имеют огромные запасные способы в организации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо учителю для правильной оценки эффективности игры.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы которые вызывают интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.
На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы важных качеств, это честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником [18, c. 22].
Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии учитель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии его роль заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Таким образом, дидактические игры – это вид игр с определенными правилами, специально формируемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они целенаправленны на решение определенных задач обучения детей, и в то же время указывается на воспитательное и развивающее воздействие игровой деятельности.
1.2. Роль дидактических игр как средство формирования познавательного интереса младших школьников
Младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального и познавательного развития. Происходит развитие всех психических процессов, их осознание, произвольность и познание.
По словам Л.С.Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который сам себя не знает.
Младший школьный возраст – это период поглощения и накопления знаний, усвоения по преимуществу, подражательность многих действий и высказываний, повышенная впечатлительность, внушаемость, направленность умственной активности и познания окружающего мира.
В учебном процессе для повышения знаний у детей младшего школьного возраста используется большое количество разнообразных игр, некоторые им очень знакомы, их только видоизменяют, это приводит к цели обучения и условиям педагогического процесса, есть и новые игры которые, ребята не знают, они разрабатываются педагогами.
Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащегося для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [23, c. 52].
Как считал В.А. Сухомлинский, без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности [5, c.12].
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Известные ученые-дидакты считают, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв.
По изучению психолого-педагогической литературы дидактические игры ориентируются как умышленно создаваемые или адаптированные для цели обучения игры. Как считает З.М. Богуславская, основным звеном в дидактической игре, считается: «единая система воздействий, направленных на формирование самой потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться новым источником, а также на формирование более совершенных познавательных навыков и умений» [8, c.59].
Дидактическая игра является ценным средством воспитания познавательного интереса у учащихся. Она вызывает у детей живой познавательный интерес и помогает усвоить любой даже самый сложный учебный материал.
Игры активизируют мышление и познание учащихся, помогают сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Дидактические игры создают чувство радости и бодрости, вдохновляют учащихся, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает у школьников атмосферу дружелюбия. На уроках дидактические игры не должны быть однообразными и скучными, и надо постоянно разнообразить к дополнению знаний. Дидактическая игра это средство всестороннего развития, его способностей, вызывает радостные эмоции, наполняет жизнь младшего школьника интересным содержанием [12, c.109].
С помощью дидактических игр можно решать разные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие построены на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Дидактические игры стимулируют очень слабых, стеснительных детей, помогают снятию языкового барьера. Игровые занятия повышают познавательный интерес детей, способствуют развитию их деятельности.