1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
1.1. Основные понятия и сущность расчетов с поставщиками и подрядчиками
В процессе функционирования каждое предприятие, осуществляя различные операции как внутри, так и за своими пределами, взаимодействует со множеством экономических субъектов. В целях поддержания эффективности основной деятельности предприятия необходимо четкое понимание сущности таких терминов, как поставщики и подрядчики.
Различными авторами предложено множество трактовок понятия «поставщик» и «подрядчик». Рассмотрим некоторые из них в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Определение понятия «поставщик» и подрядчик»*
Автор или источник Трактовка понятия
1 2
Оценка бизнеса. Словарь-справочник
Поставщик – это «любое юридическое или физическое лицо, а также объединение этих лиц, способное на законных основаниях поставить требуемую продукцию организации, производящей закупки товаров»
Подрядчик – это «сторона договора подряда, которая принимает на себя обязанность выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику» [28]
Экономический словарь для предпринимателей Поставщик – это «предприятие, осуществляющее поставку товаров, комплектующих изделий, отгружающее свою продукцию покупателям»
Подрядчик – это «физическое или юридическое лицо, выполняющее в соответствии с договором подряда, заключенным с заказчиком, определенную работу» [38]
Современный экономический словарь Поставщик – это «фирма, осуществляющая поставку товара в адрес потребителя»
Подрядчик – это «сторона, работающая по договору подряда» [30]
Продолжение таблицы 1.1
1 2
Словарь терминов по экономике и экономическому анализу производственно-финансовой деятельности предприятий АПК Поставщик – это «физическое или юридическое лицо, обеспечивающее поставку товарно-материальных ценностей для производства продукции (работ, услуг)»
Подрядчик – это «сторона по договору подряда, которая обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) конкретную, оговоренную в договоре подряда работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его» [25]
Большой бухгалтерский словарь Поставщик – это «фирма, осуществляющая поставку товаров. Поставщик отражает сумму, на которую покупателям предъявлены расчетные документы, по кредиту счета «Реализация продукции (работ, услуг)» и дебету счета «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно с этой проводкой осуществляют проводку по дебету счета «Реализация продукции (работ, услуг)» и кредиту счетов «Готовая продукция». «Товары отгруженные», «Основные средства», «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Подрядчик – это «физическое или юридическое лицо подрядившееся на свой страх и риск выполнить для заказчика определенную работу или оказать услуги к оговоренному сроку за согласованную подрядчиком и заказчиком оплату. Расчеты с подрядчиком учитываются по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который кредитуется на стоимость фактически принятых работ в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или соответствующих затрат» [18]
Бабаев Ю.А. Поставщики и подрядчиками – это «организации, поставляющие товарно-материальные ценности (сырье и другие материалы, товары), оказывающие услуги (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги), выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы)» [16]
Керимов В.Э. Поставщики – это «организации, поставляющие по договору (заказу) материальные ценности, выполняющие различные виды работ и оказывающие услуги. Ими могут быть и подрядчики по строительству и ремонту средств труда» [24]
*Составлено автором
Таким образом, поставщиком является юридическое или физическое лицо, которое на основе договора купли-продажи передает в собственность какое-либо имущество (товары, материалы, основные средства и т. д.) покупателю, который обязуется оплатить это имущество. А подрядчик – это юридическое или физическое лицо, которое обязуется выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором подряда.
Роль расчетов с поставщиками и подрядчиками как нельзя лучше определяется с помощью его задач, которые представлены на рисунке 1.1.
На рисунке 1.1 представлена основные задачи расчетов с поставщиками и подрядчиками
Рисунок 1.1 – Основные задачи расчетов с поставщиками и подрядчиками*
*Составлено автором по [37]
Каждое предприятие в праве самостоятельно устанавливать форму расчетов с поставщиками и подрядчиками. Существуют следующие виды расчетов, которые классифицируются таким образом:
1) денежная форма расчетов;
2) безденежная форма расчетов.
К безденежной форме расчетов относятся бартерные сделки, которые характеризуются обменом товара на услугу. Такие сделки оформляются единым договором, в котором содержится оценка поставленных товаров или выполненных услуг, необходимая для правильной эквивалентности обмена, а также определения страховых сумм, оценки претензий или начисление санкций.
Все остальные расчеты с поставщиками и подрядчиками относятся к денежной форме.
Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью других форм платежей, которые заменяют наличные деньги.
Предприятие самостоятельно выбирает ту или иную форму расчета с поставщиками и подрядчиками. Правильно выбранная форма расчетов позволит сделать наиболее успешной экономическую деятельность, платежеспособность предприятия.
Основную долю в структуре расчетных операций составляют расчеты с поставщиками и подрядчиками, а также расчеты с покупателями и заказчиками.
Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи и поставки. Несовпадение моментов исполнения сторонами договора своих обязательств в зависимости от условий договора у экономического субъекта при расчетах с поставщиками и подрядчиками вызывает образование как кредиторской задолженности, так и дебиторской.
Выполнение договорных обязательств организациями в результате совершения сделки выступает следствием возникновения кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками. По окончании сделки поставщик получает право требования на платеж от своего покупателя.
Если оплата продукции, работ или услуг покупателем и заказчиками происходит до того, как продавец исполнит свои обязательства по договору, то возникает дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете выделен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут быть открыты субсчета:
- «Расчеты по авансам выданным»;
- «Расчеты по векселям выданным» и др.
Количество субсчетов, их названия организация должна определить и закрепить это в учетной политике самостоятельно.
Информация которая координируется на счете 60 представлена на рисунке 1.2 [36].
Рисунок 1.2 – Информация, собираемая на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»*
*Составлено автором [36]
По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и покупателями» отражается задолженность перед поставщиками и подрядчиками. По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается погашение задолженности перед поставщиками и покупателями.
1.2. Теоретический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности для приобретения различных материальных ценностей (к которым относятся товары, материалы, услуги сторонних организаций) используются расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Правильная система организации расчетов ведет к улучшению финансовой дисциплины на предприятии – к своевременному погашению дебиторской и кредиторской задолженности, а также сокращению расчетов с отсрочкой платежа.
Правильное ведение бухгалтерского учета, включая расчеты с поставщиками и подрядчиками, влияет на определение величины налоговой базы и корректности предоставленных сведений в налоговые органы, уплаты необходимых налогов.
Существуют следующие основные этапы организации расчетов: подготовка документов, синтетический учет, аналитический учет и инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Для сотрудничества организации заключают между собой договор, который содержат такую информацию, как реквизиты обеих сторон, срок действия договора или сумму, предмет данного договора, порядок предоставления товаров или услуг и сроки, порядок расчетов между организациями, документооборота и сверки, порядок урегулирования спорных ситуаций и конфликтов, а также последующие штрафные санкции.
Основными документами, учитывающими взаимодействие с поставщиками, являются следующие:
- товарно-транспортные накладные;
- акты о получении товара (сырья, материальных ценностей);
- акты о наличии или отсутствии претензий по поводу полученного товара;
- расчётная документация (счета, счета-фактуры).
В России большинство расчетов между организацией и ее поставщиками и подрядчиками осуществляется в безналичной форме.
Бухгалтерские сверки осуществляются на основе данных, предоставляемых банками заказчика и поставщика (подрядчика).
За необоснованное затягивание расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также за отказ от расчетов, организация несет ответственность согласно договору и действующему законодательству [21, с. 66].
Синтетический учет. Все действия операции, совершаемые с поставщиками и подрядчиками за поставляемые товары, оказанные услуги или выполненные работы в соответствии с расчетными документами, в бухгалтерском учёте отражаются на активно-пассивном счете 60, который называется «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету данного счета отражается образовавшаяся кредиторская задолженность, а по кредиту этого счета – погашается данная задолженность.
Денежные средства играют большую роль при данных расчетах. Поэтому, чтобы наиболее тщательно проконтролировать движение денежных средств, отрывается субсчет «Авансы выданные» к данному счету 60. Если поставщику был произведен аванс за поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы, то в этом случае счёт 60 может быть активным. При выявлении расхождений цен, недостачи или порчи товара, а также при найденных арифметических ошибках, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуют на сумму расхождений с данным договором в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».
Синтетический учет по данному счету ведется как по отдельно взятому поставщику, так и по отдельно взятой претензии (недостаче, расхождению). По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» происходит ликвидация долга перед поставщиками. По кредиту этот счет корреспондирует со счетами учета денежных средств.
На то, в каком порядке будут выстраиваться бухгалтерские записи влияет то, какие формы учета будут использоваться при погашении долга перед поставщиками.
В таблице 1.2 представлена типовые проводки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Таблица 1.2 - Типовые проводки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.*
N п/п Содержание операции Корреспондирующий счет
1 2 3
По дебету счета
1 Списание возвращенных поставщикам ранее оприходованных материальных ценностей при несоответствии их качества договорным условиям 07, 10
2 Оплата счетов поставщиков и подрядчиков, выдача авансов и предварительная оплата 50, 51, 52, 55
3 Зачет предварительно выданных авансов по предъявлению счетов-фактур и других документов 60
4 Оплата счетов поставщиков и подрядчиков за счет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов. Выдача авансов за счет кредитов 66, 67
5 Оплата счетов поставщиков и подрядчиков за счет подотчетных сумм 71
Продолжение таблицы 1.2
1 2 3
6 Погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками путем зачета взаимных требований. Оплата задолженности поставщикам и подрядчикам членами группы взаимосвязанных организаций (дочерними, зависимыми и т. п.) 76
7 Зачисление в доходы невостребованной поставщиками и подрядчиками задолженности 91
8 Начисление задолженности поставщикам за принятое к учету оборудование 07
9 Начисление задолженности поставщикам по приобретению оборудования, машин, инструментов, инвентаря, земельных участков, объектов природопользования, взрослых животных и др. основных средств, а также нематериальных активов. Отражение задолженности подрядчикам за работы по возведению зданий, сооружений, монтажу оборудования и услуги по доставке основных средств, строительству объектов, посадке многолетних насаждений и т. п. 08
10 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, принятым работам и услугам 19
11 Начисление задолженности к уплате за выполненные работы и услуги по текущей деятельности 20,23,25,26,
28,29,44
12 Начисление задолженности поставщикам за принятые к учету товары 41
13 Возврат излишне оплаченных сумм или ранее полученных авансов 50,51,52,55
14 Зачет предварительно выданных авансов по мере предъявления расчетных документов 60
15 Предъявление претензии поставщикам (по акцептованным счетам) при обнаружении недостач, несоответствии цен, арифметических ошибок и т. п. 76
16 Списание сумм дебиторской задолженности по выданным авансам, по которым не были осуществлены поставки и выполнение работ (при истекшем сроке исковой давности). 91
18 Отражение недостач при принятии на учет материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли или по вине организации 94
19 Начисление задолженности за выполненные работы в отчетном периоде, но расходы по которым относятся к будущим периодам. Отражение процента по выданным векселям за принятые работы и услуги 97
*Составлено автором [18]
Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по каждому предъявленному счету, а в части расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику.
Основанием для ведения счета 60 выступают правильно оформленные первичные документы.
Рассмотрим основную корреспонденцию счетов по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [42].
Таблица 1.3 – Корреспонденция счетов по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»*
Факты хозяйственной жизни Дебет счета Кредит счета
1 2 3
Погашение задолженности перед поставщиком из кассы 60 50
Погашение задолженности перед поставщиком с расчетного счета 60 51
Списание суммы использованного аккредитива на расчеты с поставщиком 60 55
Отражен зачет встречных однородных требований 60 62
Переоформление долга перед поставщиком в краткосрочный заем 60 66
Удержание суммы признанной претензии из средств, подлежащих уплате поставщику 60 76
Непогашенная кредиторская задолженность, включенная в состав прочих доходов, в связи истечением срока исковой давности 60 91.1
*составлено автором [42]
Организации самостоятельно выбирают формы расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривают их в договорах, заключаемых с поставщиками на определенный промежуток времени.
Оплата материалов (продукции, работ, услуг) денежными средствами в соответствии с условиями договора может производиться либо после получения и принятия на учет материалов (работ, услуг) – последующая оплата, либо до поступления материалов (работ, услуг) – предварительная оплата [37].
Таким образом, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует по дебету со счетами учета денежных средств.
Далее рассмотрим порядок корреспонденции счетов по кредиту счета 60. В таблице 1.4 представлена корреспонденция счетов.
Таблица 1.4 – Корреспонденция счетов по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»*
Факты хозяйственной жизни Дебет счета Кредит счета
1 2 3
Оприходовано оборудование, требующее монтажа 07 60
Счета поставщиков, принятые к оплате за приобретенные внеоборотные активы 08 60
Оприходованы поступившие от поставщиков материалы 10 60
НДС по оприходованным материальным ценностям 19 60
Учтена в затратах стоимость выполненных подрядчиками работ (услуг) 20 60
В составе общепроизводственных расходов учтена стоимость выполненных подрядчиками работ (услуг) 25 60
В составе общехозяйственных расходов учтена стоимость выполненных подрядчиками работ (услуг) 26 60
Оприходованы поступившие от поставщиков товары 41 60
Отражена сумма претензии к поставщику 76 60
Отражение недостачи при приемке ценностей, поступивших от поставщика 94 60
*Составлено автором [37]
К первичным документам, которые подтверждают произведенные расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести счета, счета-фактуры, накладные, акты приемки работ (услуг), платежные поручения и др.
Таким образом, для учета расчетов с поставщиками применяется счет 60. По кредиту счета 60 отражается кредиторская задолженность организации перед поставщиком или подрядчиком. Дебет счета 60 показывает уменьшение этой задолженности, то есть оплату согласно документам поставщика. Аналитический учет с поставщиками и подрядчиками может вестись любым удобным способом.
1.3. Нормативное-правовое регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками в РФ
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ выполняется указами Президента РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ и других органов управления с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований государственных органов является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.