Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Роль РФ в Урегулировании Конфликтов на Постсоветском Пространстве (на примере Южного Кавказа)

baby_devochka 3690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 123 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2022
Цель исследования. Целью исследования является изучение роли России на постсоветском пространстве, в частности, в процессе урегулирования конфликтов на Южном Кавказе. Задачи исследования. Достижение высшесказанной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: — представить роль Южного Кавказа в международных отношениях, — изучить политику России на Южном Кавказе, — представить карабахский конфликт и посредническую деятельность России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ, — изучить 44-дневную войну, нынешний этап конфликта и действия России по его разрешению, — представить грузино-абхазский, грузино-осетинский конфликты и постконфликтный переговорный процесс, — изучить российско-грузинскую войну, выявить причины и особенности позиции России? Объект исследования. Объектом исследования являются конфликты на постсоветском пространстве, в частности на Южном Кавказе. Предмет исследования. Предметом исследования является роль Российской Федерации в их регулировании. Методы исследования. Данная тема является неотъемлемой частью истоиографического анализа, в рамках которого используются историографический, хронологический, проблемно-хронологический методы для исследования роли РФ в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе. Также, в ходе анализа принимается метод кейс стади (case study), контент анализ и ретроспективного анализ для изучения роли Южношо Кавказа в международных отношених выявление причин и изучения карабахского, грузино-абхазского, грузино-осетинского конфликтов. Источниковая база исследования. В процессе работы над диссертационным исследованием автором были использованы источники различных видов, среди которых можно выделить несколько основных групп: монографии, научные статьи, нормативно-законодательные, делопроизводственные документы. Тема исследования обусловила привлечение широкого круга источников на русском и английском языках. Для достижения цели исследования были проанализированы документы как национального, так и международного значения. Первую группу источников составляют монографии и научные статьи . Вторую группу источников представляют публицистические документы: официальные выступления руководителей , занимающих высокие посты, сообщения , статистические данные и справки информационных агентств . Данная группа источников представляет особый интерес для автора исследования. Третью группу источников составляют официальные нормативные и законодательно-правовые акты. Во-первых, это договоры и декларации:Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения , Договор Между Российской Федерацией и Республикой Армения о Статусе Пограничных Войск Российской Федерации, Находящихся на Территории Республики Армения, и Условиях их Функционирования (Ереван, 30 Сентября 1992 Г.) , Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения , Agreement on a Cease-Fire in Abkhazia and Arrangements to Monitor its Observance, UN Allana Leckie C., The Nagorno-Karabakh Conflict: Obstacles and Opportunities for a Settlement , Бакинская декларация . Степень научной разработанности проблемы. Находясь на перекрестке Европы, Средней Азии и Ближнего Востока, Кавказский регион находился под властью различных империй, включая Османскую империю, Персию, Российскую империю и Советский Союз. После распада Советского Союза и окончания холодной войны Кавказский регион приобрел новое стратегическое значение. Региональные великие державы – Турция, Иран, Россия – снова соревнуются за политическое влияние в регионе, который также богат энергоресурсами и представляет собой важный транзитный коридор для нефти и газа из Каспийского бассейна на западные рынки. Новые внешние акторы, особенно США и ЕС, соревнуются с «традиционными» региональными державами за политическое влияние в кавказском регионе и за контроль над его стратегически важными энергетическими ресурсами и маршрутами трубопроводов. Все это делает регион одним из популярных направлений современных исследователей. Таким образом конфликты на Южном Кавказе рассматривались не только в работах российских, но и зарубежных ученых Среди российских авторов наибольший интерес представляют работы Захаров В?, Арешев А. , Дугин А. , Денисов А., Савкин Н., Гусейнов В?, Гончаренко А? , в которых были предприняты попытки изучения геополитической роли и геостратегическая значимости Южного Кавказа. В рамках исследования особый вклад для изучении роли РФ на Южном Кавказе внесли работы Аглян В. ,Аксененок А. , Маркедонов С. , Марабян К . В изучении конфликтов на Южном Кавказе, особый вклад вносили и работы авторов ИМЭМО РАН, таких как Иванов С. , Крылов А. , Аветикян Г. Зарубежная историография. Кофликты на Южном Кавказе затрагиваются в работах таких западых исследователей, как Уэббер М? , Шаффер Б. , Какачия К. , де Ваал Т. , Бекиарова Н. , Блэнди, К. , Баран З? , Янсиз А., Хоясте М. ?
Введение

Тема магистерской диссертации: Роль РФ в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве (на примере Южного Кавказа) Актуальность темы. Во-первых, актуальность данной темы обусловлена тем, что географическое положение Южного Кавказа имеет важное значение, так как он находится между Европой, Азией, Ближним Востоком и Россией, из-за чего Кавказ регулярно становился объектом территориальных конфликтов, в частности, между Персидской, Османской и Российской империями. Регион также выделяется рядом особенностей: здесь пересекаются разные религиозные, культурные и политические системы. Во-вторых, после распада СССР усиление интеграционных процессов на постсоветском пространстве оставалось одной из важнейших задач внешней политики России. В некоторых региональных организациях Россия является основным учредителем и ключевым игроком (СНГ, ЕАЭС,ОДКБ). Однако установление окончательного мира и стабильности в регионе позволит в полной мере использовать экономический и энергетический потенциал Южно-Кавказского региона. В-третьих, Заявление о прекращении огня, подписанное 9 ноября 2020 года после 44-дневной войны между армянскими силами и азербайджанской стороной при непосредственном посредничестве России, усилило роль и значение России в регионе. Основными темами трехсторонних переговоров при посредничестве России после окончания войны являются гуманитарные вопросы, перспективы и возможности возобновления коммуникаций в регионе, а также будущий статус Нагорного Карабаха. От подъема транспортно-экономических связей на Южном Кавказе выиграют не только Армения, Азербайджан и Грузия, но и Иран, Россия и Турция. Россия по-прежнему прилагает очень активные усилия для поддержания мира в карабахском регионе и выполнения обязательств соответствующих сторон. В четвёртых, после того, как Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии после проведения в 2008 году специальной военной операции по принуждению Грузии к миру международное сообщество и Тбилиси продолжают не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, заявляя, что это является нарушением суверенитета и территориальной целостности Грузии. Несмотря на все это, 5 апреля этого года президент Южной Осетии Анатолий Бибилов заявил, что проведет референдум о присоединении к России. Он также не исключил возможности проведения двух референдумов. Один о присоединении Южной Осетии к России, другой об объединении Южной Осетии и Северной Осетии. По мнению грузинской стороны, «предпринимается попытка повторить ужасные последствия 2008 года, чего они не допустят», и что в условиях оккупации референдум не может иметь юридической силы. Объединение однозначно приведет к дальнейшей эскалации российско-грузинских отношений, что негативно скажется на регионе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. РОЛЬ ЮЖНОГО КАВКАЗА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ..10 1.1 Общая характеристика Южно-Кавказского региона……………………………………11 1.2 Политика РФ на Южном Кавказе…………………………………………………………23 ГЛАВА 2. НАГОРНО-КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ. ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА…………………………………………………………………………………41 2.1 Первая карабахская война. Деятельность России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ…………………………………………………………………………………………….42 2.2 Вторая карабахская 44-дневная война. Посредническая миссия России по прекращению огня и усилия по разрешению конфликта………………………………………………………………………........................55 ГЛАВА 3. КОНФЛИКТЫ В АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ. ПЯТИДНЕВНАЯ РОССИЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ К МИРУ…………………………………………………………………………………………70 3.1 Южная Осетия и Абхазия. Вооружённый конфликт и Переговорный процесс (1993-2008)……………………………………………………………………………………………..71 3.2 Российская операция по принуждению к миру . Роль России в грузино-осетинском и грузино-абхазском конфликте……………………………………………………………………………………….85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………....100 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………...104
Список литературы

1. Baran Z., ‘The Caucasus: Ten Years after Independence’, Washington Quarterly, 25(1), Winter 2002, p. 221; ‘Fact box: Caspian Sea Hydrocarbons’, RFE/RL, 25 October 2005; Caspian Oil and Gas, International Energy Agency, 1998, 221p. 2. Bebler A., Frozen Conflicts in Europe, Markedonov S., The conflict in and over Abkhazia, Georgia vs Abkhazia and South Ossetia, Berlin, Toronto 2015, 216p. 3. Blandy, C. W. (1998). The Caucasus Region and Caspian Basin: Change Competition and Challenge. Conflict Studies research, 110p. 4. Bournoutian G. A., Two Chronicles on the History of Karabagh : Mirza Jamal Javanshir's Tarikh-e Karabagh and Mirza Adigozal Beg's Karabagh-name, Mazda Pub (August 1, 2004), 297p. 5. Chufrin G., The Security of the Caspian Sea Region (SIPRI Monograph Series), Stockholm International Peace Research Institute; 1st edition (February 6, 2002), 392p. 6. Cohen A., Hamilton R., The Russian Military And The Georgia War: Lessons And Implications, Strategic Studies Institute, US Army War College (2011), 114p. 7. Coppieters B., ‘Federal Practice, Exploring alternatives for Georgia and Abkhazia’, 281p. 8. de Haas M., Russian-Chinese security cooperation’, in House of Commons Foreign Affairs Committee, East Asia, Seventh Report of Session 2005-06, London: The Stationery Office Limited (13 August 2006), Volume II Evidence, 197p. 9. Francis C., Conflict Resolution and Status: The Case of Georgia and Abkhazia (1989–2008), ASP/VUBPRESS, 2011, 320p. 10. Hewitt G., Discordant Neighbours: A Reassessment of the Georgian-Abkhazian and Georgian-South Ossetian Conflict, Brill, Illustrated edition (March 21, 2013), 422p. 11. Iskandaryan A., Palonkorpi M., Armenia’s Foreign and Domestic Politics: Development Trends, Yerevan, Caucasus Institute and Aleksanteri Institute, 2013, 94p. 12. Pukhov, R. (ed.). The tanks of August (2010). Center for Analysis of Strategies and Technologies, Moscow, 144p. 13. Abkhazia and South Ossetia: Time to talk trade, Report No 249, International Crisis Group, Europe and Central Asia. 14. Aras B., Ozbay F., Turkish-Armenian Relations: Will Football Diplomacy Work?, SETA Foundation for Political, Economic and Social Research, September 2008, NO 24. 15. Bekiarova N., South Caucasus As A Region Of Strategic Importance, IJASOS- International E-Journal of Advances in Social Sciences, Vol. V, Issue 14, August 2019. 16. Cheterian V., The August 2008 war in Georgia: from ethnic conflict to border wars, Central Asian Survey, Vol. 28, No. 2, June 2009. 17. de Waal T., The Nagorny Karabakh Conflict in Its Fourth Decade, CEPS Working Document, No. WD 2021-02 / September 2021. 18. Djalili M., Iran and the Caucasus: Maintaining Some Pragmatism, The Quarterly Journal, No.3, September 02. 19. Dov L., ‘Why Georgia Matters?’, Chaillot Paper no. 86 (February 2006), Institute for Security Studies. 20. Ehrmann M., Kraus J., Souleimanov E., The Iran-Israel-Azerbaijan Triangle: Implications on Regional Security, REVISTA ESTUDOS POLITICOSN.6 | 2013/01 ISSN 2177-2851. 21. George A., J., Minority Political Inclusion in Micheil Saakashvili's Georgia, Europe-Asia Studies, Vol. 60, No. 7 (Sep., 2008), pp. 1151-1175. 22. George A., J., Minority Political Inclusion in Micheil Saakashvili's Georgia, Europe-Asia Studies, Vol. 60, No. 7 (Sep., 2008). 23. Georgia And Russia: Clashing Over Abkhazia, Europe Report N°193 – 5 June 2008, International Crisis Group. 24. Georgia and Russia: Clashing over Abkhazia,” Crisis Group Europe Report No. 193, June 5, 2008. 25. Georgia and Russia: Clashing over Abkhazia,” Crisis Group Europe Report No. 193, June 5, 2008. 26. German T., Abkhazia and South Ossetia: Collision of Georgian and Russian Interests, Vol. 11, IFRI. 27. International Crisis Group, Georgia: Avoiding War in South-Ossetia, Europe Report No. 159, 26 November 2004, at 4. 28. Jarosiewicz A., Falkowski M., The four-day war in Nagorno-Karabakh, Centre for Eastern Studies, analyses, 2016-04-06? 29. Kolosov, V. F., Zotova M. V., Multiple Borders Of Nagorno-Karabakh. Geography, Environment, Sustainability. 2020;13(1). 30. Kraus J. & Souleimanov E., A Failed Comeback? Understanding Iranian Policies in the South Caucasus, Journal of Balkan and Near Eastern Studies, 2016, VOL. 18, NO. 5 31. Markedonov S., Regional Conflicts Reloaded, Russia In Global Affairs, No4, 2008, October/December. 32. Roy A., Russia Resurgent? Moscow's Campaign to 'Coerce Georgia to Peace', International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-) Vol. 84, No. 6 (Nov., 2008). 33. Sammut D., After Kazan, a Defining Moment for the OSCE Minsk Process, Istituto Affari Internazionali, IAI WORKING PAPERS 11 | 30 – November 2011. 34. Shaffer B., The Geopolitics of the Caucasus, The Brown Journal of World Affairs, Vol. 15, No. 2 (SPRING/SUMMER 2009). 35. The August war and beyond, European Neighborhood Watch, Issue 41, September 2008. 36. Warlords, Sovereignty and State Failure. Chapter Three: Lessons from Post-Soviet Georgia (2009). In Saltzman, Working Paper, no. 12 – November. 37. Гриневецкий С. Р., Жильцов С. С., Зонн И. С., Геополитическое казино Причерноморья. – М.: Восток-Запад, 2009, 352c. 38. Кейзен К., Коппитерс Б., Государственность и безопасность: Грузия после "революции роз", 490с. 39. Парвин, Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века. – М.: Весь Мир, 2010, 216c. 40. Шакарянц С., Политика постсоветской России на Кавказе и ее перспективы. Ереван. Армянский центр стратегических и национальных исследований, 262с. 41. Кочарян Ш., Почему до Сих Пор Не Урегулирован Нагорно-Карабахский Конфликт?, Ереван 2016, 38с. 42. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики, Грузия: Особенности Экономического Роста Выпуск № 46, Июль 2019. 43. Гогия Г., Грузиа-Южная Осетия: Прелюдия к войне, Центральная Азия и Кавказ, No6(66) 2009. 44. Диалоговый процесс по гарантиям безопасности в контексте грузиноабхазского конфликта, Сентябрь 2009 г., International Alert. 45. Иванов С. М., Южный Кавказ В Региональной Геополитике, Дипломатическая Служба № 2–2019 . 46. Внешнеторговый Оборот: Что Продает И Покупает Грузия, №13. 47. Марабян К.П., Современная Политика России На Южном Кавказе, Вестник МГИМО-Университета, 2014;(4(37)):92-100. 48. Маркедонов С., Региональные конфликты: перезагрузка, Россия в Глобальной Политике, №5 2008 Сентябрь/Октябрь? 49. Окунев И., Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 9 №2/2, 2017. 50. Паин Э. А., Грузино-российский вооруженный конфликт: острая форма отравления имперскими иллюзиями, «Вестник Института Кеннана в России», Выпуск 14, Москва 2008. 51. Рамишвили В., Армяно-грузинский спор: Джавахети или Джавахк?, Кавказ и Глобализация, Том 1(5), 2007. 52. 110th Congress (2007-2008), https://www.congress.gov/bill/110th-congress/house-resolution/997/text, (09.03.2022). 53. Abkhazia rejects Georgia's offer of autonomy, https://reliefweb.int/report/georgia/abkhazia-rejects-georgias-offer-autonomy, (10.03.2022). 54. Abkhazia: Sukhumi Closes Georgian Border, https://unpo.org/article/8357, (10.03.2022). 55. Agreement on a Cease-Fire in Abkhazia and Arrangements to Monitor its Observance, UN Allana Leckie C., The Nagorno-Karabakh Conflict: Obstacles and Opportunities for a Settlement, https://vtechworks.lib.vt.edu/bitstream/handle/10919/32800/ChandaFinal.pdf?sequence=1&isAllowed=y, (01.02.2022). 56. An Azeri presidential aide said on Saturday that Russia has been supplying Armenia with weapons since a clash between the two former Soviet republics in July, https://english.alarabiya.net/News/world/2020/08/29/Azerbaijan-accuses-Russia-of-arming-Armenia-since-July-clashes, (05.02.2022). 57. Background: Six-point peace plan for the Georgia-Russia conflict, https://reliefweb.int/report/georgia/background-six-point-peace-plan-georgia-russia-conflict, (10.03.2022). 58. Bilateral Relations, Russia, https://www.mfa.am/en/bilateral-relations/ru, (07.01.2022). 59. Blank S., Azerbaijan’s Security Azerbaijan’s Security and U.S. Interests: and U.S. Interests: Time for a Reassessment, Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies, A Joint Transatlantic Research and Policy Center, https://www.silkroadstudies.org/resources/pdf/SilkRoadPapers/2013_12_SRP_Blank_Azerbaijan_US.pdf, (08.01.2022). doc S/26250, 27 July 1993, https://peacemaker.un.org/georgia-ceasefireobservance93, (08.03.2022). 60. Faucon B., Solomon J. and Fassihi F., As Sanctions Bite, Iranians Invest Big in Georgia, https://www.wsj.com/articles/SB10001424127887323864304578320754133982778, (08.01.2022). 61. Foreign policy, https://www.mfa.am/en/foreign-policy/, (07.01.2022). 62. Georgia calls ceasefire; ready for talks, https://www.reuters.com/article/us-georgia-ossetia-ceasefire-idUSLA54871420080810, (10.03.2022). 63. Georgia says it has withdrawn troops from breakaway South Ossetia, https://www.theguardian.com/world/2008/aug/10/georgia.russia, (10.03.2022). 64. Georgia: Impacted by Russian sanctions, https://www.eulerhermes.com/en_global/news-insights/economic-insights/georgia--impacted-by-russian-sanctions.html, (20.01.2022). 65. Goshgarian R., Breaking The Stalemate: Turkish – Armenian Relations In The 21st Century, https://www.esiweb.org/pdf/esi_turkey_tpq_id_46.pdf, (05.01.2022). 66. Human Rights Watch, Georgia/Abkhazia: Violations of the Laws of War and Russia’s Role in the Conflict, March 1997, https://www.hrw.org/reports/1995/Georgia2.htm, (08.03.2022). 67. Ismailzade F., Turkey-Azerbaijan: The Honeymoon Is Over, http://turkishpolicy.com/images/stories/2005-04-neighbors/TPQ2005-4-ismailzade.pdf, (09.01.2022). 68. Karabakh in 1988: The beginning of the modern stage of national-liberation struggle, http://www.nkr.am/en/karabakh-national-liberation-movement, (25.01.2022). 69. Looking back in 2008. August 7, https://cominf.org/en/node/1166499054, (10.03.2022). 70. Nagorno-Karabakh Consultations, https://www.securitycouncilreport.org/whatsinblue/2020/10/nagorno-karabakh-consultations.php, (06.02.2022). 71. Nichol J., Georgia [Republic] and NATO Enlargement: Issues and Implications, https://www.everycrsreport.com/files/20080307_RS22829_b4438141b0d960796929537746800b39ec02c48f.pdf, (01.01.2022). 72. Nichol J., Russia Georgia Conflict in August 2008: Context and Implications for U.S. Interests, Congressional Research Service, March 2009, https://sgp.fas.org/crs/row/RL34618.pdf, (10.03.2022). 73. Nicol J., Russia-Georgia Conflict in South Ossetia: Context and Implications for U.S. Interests, CRS Report for Congress, https://www.everycrsreport.com/files/20081007_RL34618_7a49ec31c6f41408bfff89caee39990c1821245a.pdf, (10.03.2022). 74. Nikol Pashinyan had a telephone conversation with Antonio Guterres, https://www.1lurer.am/en/2020/09/29/Nikol-Pashinyan-had-a-telephone-conversation-with-Antonio-Guterres/321704, (06.02.2022). 75. OSCE Minsk Group, Madrid Document, https://www.legal-tools.org/doc/0b80bb/pdf/, (12.01.2022). 76. President Ilham Aliyev met with UN Secretary General Antonio Guterres through videoconferencing, https://azertag.az/en/xeber/President_Ilham_Aliyev_met_with_UN_Secretary_General_Antonio_Guterres_through_videoconferencing_VIDEO-1598009, (06.02.2022). 77. President Saakashvili's Inauguration Speech, https://old.civil.ge/eng/article.php?id=26694, (10.03.2022). 78. Russia admits flying jets over breakaway Georgian republic, https://www.theguardian.com/world/2008/jul/10/georgia.russia, (10.03.2022). 79. Russia signals troop withdrawal in Georgia: Merkel, https://www.reuters.com/article/us-georgia-ossetia-merkel-russia-idUKL155443720080901, (10.03.2022). 80. Russia-Georgia Conflict in August 2008: Context and Implications for U.S. Interests, https://www.everycrsreport.com/reports/RL34618.html, (09.03.2022). 81. Russian MFA Information and Press Department Commentary Certain Facts about Tbilisi’s Policy, https://russiaun.ru/en/news/200804293133, (08.03.2022). 82. Security Council Hears Conflicting Russian, Georgian Views Of Worsening Crisis As Members Seek End To Violence In Day’s Second Meeting On South Ossetia, https://www.un.org/press/en/2008/sc9418.doc.htm, (10.03.2022). 83. Seskuria N., Targeting Turkish–Georgian Relations: Russian Disinformation is Taking a Local Turn, https://www.rusi.org/explore-our-research/publications/commentary/targeting-turkish-georgian-relations-russian-disinformation-taking-local-turn, (10.01.2022). 84. Spencer J., Ghoorhoo H., The Battle Of Shusha City And The Missed Lessons Of The 2020 Nagorno-Karabakh War, https://mwi.usma.edu/the-battle-of-shusha-city-and-the-missed-lessons-of-the-2020-nagorno-karabakh-war/, (06.02.2022). 85. The August war- who is guilty?, https://humanrightshouse.org/articles/the-august-war-who-is-guilty/, (10.03.2022). 86. The Republic of Armenia In the Eurasian Economic Union, http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/Armenia_eng.pdf, (15.01.2022). 87. Turkey, Armenia on way to change fate of long-time broken ties, https://www.dailysabah.com/politics/diplomacy/turkey-armenia-on-way-to-change-fate-of-long-time-broken-ties, (18.01.2022). 88. U.S.-Armenia-Azerbaijan Joint Statement (26 October 2020), https://reliefweb.int/report/armenia/us-armenia-azerbaijan-joint-statement-26-october-2020, (06.02.2022). 89. Up in Flames, Humanitarian Law Violations and Civilian Victims in the Conflict over South Ossetia, Human Rights Watch, January 23, 2009, https://www.hrw.org/report/2009/01/23/flames/humanitarian-law-violations-and-civilian-victims-conflict-over-south, (10.03.2022). 90. Who we are, https://www.osce.org/minsk-group/108306, (01.02.2022). 91. «Газпром» и SOCAR обсудили вопросы поставок газа в Азербайджан, https://www.gazprom.ru/press/news/2018/october/article463792/, (15.01.2022). 92. «Дайте оружие»: азербайджанцы митингуют в поддержку армии, https://www.gazeta.ru/army/2020/07/15/13152919.shtml, (05.02.2022). 93. «Известия» / Учредитель – журналистский коллектив «Известий». – 1991. – 23 сентября, понедельник. – № 227 (23493). – 8 полос, http://www.yeltsincenter.ru/digest/release/den-za-dnem-23-sentyabrya-1991-goda, (22.01.2022). 94. «Извиваясь как змея»: 30 лет назад на Цхинвал двинулась колонна звиадистов, https://eadaily.com/ru/news/2019/11/23/izvivayas-kak-zmeya-30-let-nazad-na-chinval-dvinulas-kolonna-zviadistov, (08.03.2022). 95. 102-ая Российская военная база, Генеральное Консульство России В Гюмри, Республика Армения, https://gyumri.mid.ru/ru/sootechestvenniki/102_aya_rossiyskaya_voennaya_baza/, (15.01.2022). 96. 26 Ноября – День Конституции Республики Абхазия, http://abkhazinform.com/item/6745-26-noyabrya-den-konstitutsii-respubliki-abkhaziya, (08.03.2022). 97. 35-е (СПЕЦИАЛЬНОЕ) Совместное Заседание Форума По Сотрудничеству В Области Безопасности И Постоянного Совета, https://www.osce.org/files/f/documents/3/9/32445.pdf, (10.03.2022). 98. Аббасов Ш., Азербайджано-турецкий военный договор свидетельствует о растущей неудовлетворенности переговорами при посредничестве Минской группы – Аналитики, https://russian.eurasianet.org/node/58511, (09.01.2022). 99. Аветисян А. А., Перспективы Развития Экономических Отношений Армении И России, http://projects.fa.ru/MKNRS1/source/International%20economic%20relations/Avetisyan.pdf, (15.01.2022). 100. Азербайджан в январе-ноябре увеличил экспорт товаров в РФ на 24%, http://interfax.az/view/853484#:~:text=%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%20%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B5%D0%B9,%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B5%20(%D0%93%D0%A2%D0%9A)%20%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B0, (15.01.2022). 101. Азербайджан сделал новые заявки на закупку оружия в России, https://ria.ru/20210924/oruzhie-1751552797.html, (15.01.2022). 102. Акопян Т., Проваленная футбольная дипломатия: Хроника, https://www.civilnet.am/news/177401/%D5%B1%D5%A1%D5%AD%D5%B8%D5%B2%D5%BE%D5%A1%D5%AE-%D6%86%D5%B8%D6%82%D5%BF%D5%A2%D5%B8%D5%AC%D5%A1%D5%B5%D5%AB%D5%B6-%D5%A4%D5%AB%D5%BE%D5%A1%D5%B6%D5%A1%D5%A3%D5%AB%D5%BF%D5%B8%D6%82%D5%A9%D5%B5%D5%B8%D6%82%D5%B6%D5%A8%E2%80%A4%D5%AA%D5%A1%D5%B4%D5%A1%D5%B6%D5%A1%D5%AF%D5%A1%D5%A3%D6%80%D5%B8%D6%82%D5%A9%D5%B5%D5%B8%D6%82%D5%B6/, (09.01.2022). 103. Александров И., Россия-Закавказье: обзор торговли, https://russian.eurasianet.org/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8C%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B8, (15.01.2022). 104. Алиев обещает остановить военные действия в Карабахе, если ВС Армении покинут регион, https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9593049, (06.02.2022). 105. Алиев поздравил Путина с днем рождения, лидеры обсудили ситуацию в Карабахе, http://interfax.az/view/815589, (06.02.2022). 106. Бакинская декларация, http://www.kremlin.ru/supplement/3263, (15.01.2022). 107. В октябре 2020 года Азербайджан закупил у Турции вооружение на 101 млн долларов, https://armenpress.am/rus/news/1033658.html, (05.02.2022). 108. Вновь против России: Беспорядки в Грузии, https://regnum.ru/news/polit/2652020.html, (20.01.2022). 109. Военно-техническое сотрудничество Азербайджана и России: что на очереди?, https://az.sputniknews.ru/20191004/Voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-Azerbaydzhana-i-Rossii-chto-na-ocheredi-421937021.html, (15.01.2022). 110. Встреча с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном, http://kremlin.ru/events/president/news/64877, (06.02.2022). 111. Встреча с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном, http://kremlin.ru/events/president/news/67200, (10.03.2022). 112. Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась выражает серьезную обеспокоенность и озабоченность в связи с возобновлением вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, https://e-cis.info/news/568/88604/, (06.02.2022). 113. Глава Абхазии просит парламент одобрить его просьбу к России признать независимость республики, https://www.interfax.ru/russia/28249, (10.03.2022). 114. Госдума готова способствовать миру в Нагорном Карабахе, https://www.pnp.ru/politics/gosduma-gotova-sposobstvovat-miru-v-nagornom-karabakhe.html, (06.02.2022). 115. Госдума приняла обращение к Президенту РФ о необходимости признания Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, http://duma.gov.ru/news/1703/, (10.03.2022). 116. Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, https://www.kommersant.ru/doc/1019698, (20.01.2022). 117. Двустороннее сотрудничество с Азербайджаном, Министерство экономического развития Российской Федерации, https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/dvustoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/sotrudnichestvo_so_stranami_sng/dvustoronnee_sotrudnichestvo_s_azerbaydzhanom/, (15.01.2022). 118. Двусторонние отношения, Россия, https://www.mfa.am/ru/bilateral-relations/ru, (10.01.2022). 119. Декларация Верховного Совета Азербайджанской Республики о Восстановлении Государственной Независимости Азербайджанской Республики, https://files.preslib.az/projects/remz/pdf_ru/atr_kons.pdf, (22.01.2022). 120. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век, http://kremlin.ru/supplement/3210, (10.01.2022). 121. Дмитрий Медведев принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру, http://kremlin.ru/events/president/news/1070, (10.03.2022). 122. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения, https://docs.cntd.ru/document/901933348, (15.01.2022). 123. Договор Между Российской Федерацией и Республикой Армения о Статусе Пограничных Войск Российской Федерации, Находящихся на Территории Республики Армения, и Условиях их Функционирования (Ереван, 30 Сентября 1992 Г.), http://ps.fsb.ru/fps/international/agreement/text.htm%21id%3D10320710%40fsbArticle.html, (15.01.2022). 124. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения, https://docs.cntd.ru/document/8306454, (10.01.2022). 125. За десять лет инвестиции в железнодорожную сферу Армении превысили $230 млн – замглавы РЖД, http://nv.am/za-desyat-let-investitsii-v-zheleznodorozhnuyu-sferu-armenii-prevysili-230-mln-zamglavy-rzhd/, (15.01.2022). 126. Иванов В., Мухин В., Каспийский страж примеряет американскую форму, https://nvo.ng.ru/wars/2005-04-22/1_kaspiy.html, (07.01.2022). 127. Ильхаам Алиев уволил Эльмара Мамедъярова с поста главы МИД, https://fanat.az/ru/read/64949/ilhaam-aliev-uvolil-elmara-mamedyarova-s-posta-glavy-mid/, (05.02.2022). 128. Информационная война в Кодори, https://www.interfax.ru/russia/11162, (10.03.2022). 129. Источник: российскую авиабазу в Армении перевооружат на Су-30СМ, https://tass.ru/armiya-i-opk/6364084, (15.01.2022). 130. Казимиров В., Альтернативы Урегулирования Карабахского Конфликта, http://www.vn.kazimirov.ru/k090.htm, (01.02.2022). 131. Карабах в 1988: начало современного этапа национально-освободительной борьбы, http://www.nkr.am/hy/karabakh-national-liberation-movement, (25.01.2022). 132. Кондолиза Райс в Тбилиси, http://www1.rfi.fr/acturu/articles/104/article_1046.asp, (10.03.2022). 133. Концепция национальной безопасности Грузии, https://constitutions.ru/?p=5249, (15.01.2022). 134. КРОУ РА одобрила инвестиционную программу «Газпром Армения» на 2021–2025 гг., https://armenia.gazprom.ru/press/news/2020/12/1413/, (15.01.2022). 135. Московская Декларация Российской Федерации и Азербайджанской Республики, https://docs.cntd.ru/document/901916409, (15.01.2022). 136. На войне как на войне? Нарушения гуманитарного права и жертвы среди гражданского населения в связи с конфликтом вокруг Южной Осетии, Human Rights Watch, https://www.hrw.org/sites/default/files/reports/georgia0109ruwebwcover_0.pdf, (10.03.2022). 137. На войне как на войне? Нарушения гуманитарного права и жертвы среди гражданского населения в связи с конфликтом вокруг Южной Осетии, Human Rights Watch, January 23, 2009, https://www.hrw.org/ru/report/2009/01/23/255838, (10.03.2022). 138. Нодия Г., Политическая смута и этнотерриториальные конфликты в Грузии, https://www.vub.be/sites/vub/files/nieuws/users/bcoppiet/140glava_ii.pdf, (08.03.2022). 139. О поручениях Президента России Правительству Российской Федерации в отношении Абхазии и Южной Осетии, https://russiaun.ru/ru/news/200804160419, (10.03.2022). 140. Общий объём накопленных российских инвестиций в реальном секторе экономики Армении превышает 4,5 млрд долларов, https://armenpress.am/rus/news/882692.html, (13.01.2022). 141. Освобождена важная высота в хребте Муровдаг, https://mod.gov.az/ru/news/osvobozhdena-vazhnaya-vysota-v-hrebte-murovdag-32367.html, (06.02.2022). 142. Ось Москва-Баку-Тегеран [Директива Дугина], https://www.youtube.com/watch?v=4VCtCxv0TXk, (15.01.2022). 143. Пакетное Урегулирование Карабахского Вопроса, https://docs.rferl.org/Infographics/2019/2019_04/2019_04_Armenian_Timeline/images/PDF/Package_solution1997.pdf, (01.02.2022). 144. Пашинян позвонил Путину обсудить обострение в Карабахе, http://kremlin.ru/events/president/news/64384, (06.02.2022). 145. Подписан Указ об отдельных мерах по обеспечению нацбезопасности России и её граждан, http://www.kremlin.ru/events/president/news/60805, (20.01.2022). 146. Послание Президента Федеральному Собранию, http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418, (06.02.2022). 147. Президент Азербайджана заявил, что Армения готовится к новой войне, https://www.kommersant.ru/doc/4500387, (05.02.2022). 148. Президент Азербайджана заявил, что Армения готовится к новой войне, https://www.kommersant.ru/doc/4500387, (05.02.2022). 149. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан Алиева посетили Аллею почетного захоронения и Шехидляр хиябаны Глава государства, Победоносный Верховный главнокомандующий обратился на Шехидляр хиябаны к азербайджанскому народу, https://azertag.az/ru/xeber/Prezident_Azerbaidzhana_Ilham_Aliev_i_pervaya_ledi_Mehriban_Alieva_posetili_Alleyu_pochetnogo_zahoroneniya_i_SHehidlyar_hiyabany_Glava_gosudarstva_Pobedonosnyi_Verhovnyi_glavnokomanduyushchii_obratilsya_na_SHehidlyar_hiyabany_k_azerbaidzhanskomu_narodu_OBNOVLENO_VIDEO-1636821, (06.02.2022). 150. Премьер-министр РА Никол Пашинян направил письмо президенту РФ Владимиру Путину, https://www.mfa.am/ru/press-releases/2020/10/31/let/10617, (06.02.2022). 151. Пять дней в августе: хроника войны в Южной Осетии, https://sputnik-abkhazia.ru/20210808/xronika-avgustovskoj-vojny-2008-go-goda-1021608662.html, (10.03.2022). 152. Республика Южная Осетия, http://tskhinval.ru/history_tskhinval/, (08.03.2022). 153. Референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики, http://www.nkr.am/ru/independence-referendum-in-karabakh, (22.01.2022). 154. Российско-Азербайджанские Отношения, https://mid.ru/ru/detail-material-page/1103742/, (15.01.2022). 155. Российско-Грузинские Отношения, https://www.mid.ru/print-country/?id=16882&lang-aside=ru&position=aside&COUNTRY_CODE=ge, (08.03.2022). 156. Россия уходит из Грузии, но остается на Кавказе, https://ria.ru/20060515/48171191.html, (15.01.2022). 157. Саакашвили: В Абхазию возвращается легитимное правительство, https://regnum.ru/news/680582.html, (09.03.2022). 158. Силаев Н.Ю., Политический контекст противостояния вокруг Абхазии и Южной Осетии в 2008 г., https://mgimo.ru/upload/iblock/610/61032c522d560b3f805e5c896f1fa0fd.pdf, (08.03.2022). 159. Совместное заявление министров иностранных дел РФ и Грузии, https://civil.ge/ru/archives/164152, (20.01.2022). 160. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами, https://docs.cntd.ru/document/902335806, (17.01.2022). 161. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности, https://docs.cntd.ru/document/420388541, (15.01.2022). 162. Соглашение о принципах урегулирования грузинско-осетинского конфликта, https://docs.cntd.ru/document/1902246, (08.03.2022). 163. Соглашения между правительствами государств – участников СНГ, https://e-cis.info/cooperation/3753/86900%20/%20(%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B0, (15.01.2022). 164. Состоялась встреча Дмитрия Медведева и Президента Франции Николя Саркози, http://kremlin.ru/events/president/news/1332, (10.03.2022). 165. Столкновения 15-16 июля 1989 года в Сухуми. Первая кровь, https://www.cyxymu.info/2018/07/15-16-July-1989-abkhazia.html, (08.03.2022). 166. США вошли в пятерку внешнеторговых партнеров Азербайджана, https://1news.az/%D1%83economy/20100624111841120.html, (15.01.2022). 167. Товарооборот России с Грузией, Отчёт о внешней торговле между Россией и Грузией в 2018 году: товарооборот, экспорт, импорт, структура, товары, динамика, https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-gruziey-v-2018-g/, (20.01.2022). 168. Турция и Азербайджан проводят совместные военные учения, https://www.aa.com.tr/ru/%D0%BC%D0%B8%D1%80/%D1%82%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%82-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-/1929496, (05.02.2022). 169. Указ Президента Азербайджанской Республики oб объявлении военного положения, https://president.az/ru/articles/view/40979, (06.02.2022). 170. Чечня. Как это было. Абхазский рейд Гелаева в 2001 году ,http://www.checheninfo.ru/293460-chechnja-kak-razvivalis-sobytija.html, (08.03.2022). 171. Что такое «План Лаврова» по Карабаху, https://vesti.az/politika/chto-takoe-plan-lavrova-po-karabakhu-i-s-chem-ego-edyat-raz_yasnyaet-rauf-mirkadyrov-391085, (05.02.2022). 172. «?????????». ??????????? ?????????? ???????????? (???????). 1997-? ??????, http://www.aniarc.am/2020/01/25/nk-package-1997-july/, (01.02.2022). 173. 2018 ?.-?? ??????? ?????? ? ??????? 4 ???? ?????? ????? ??????. ???–? ????????? ??–??, https://armeniasputnik.am/20181227/armenia-haravkovkasyan-erkatuxi-16468154.html, (15.01.2022). 174. ???????? ??, ?????????? ?????? ??????????? ?????????? ???????????, https://uic.am/wp-content/uploads/2020/07/%D4%BC%D5%A5%D5%BC%D5%B6%D5%A1%D5%B5%D5%AB%D5%B6-%D5%82%D5%A1%D6%80%D5%A1%D5%A2%D5%A1%D5%B2.pdf, (01.02.2022). 175. ?????????? ??????????? ???? ?, ???????????` ??????. ???, https://armeniasputnik.am/20181228/armenia-erkatuxi-16491539.html, (15.01.2022). 176. ????????? F-16 ????????? ????? ? ?? ??? ???-25 ???????. ??????? ?????? ?, https://razm.info/146557, (06.02.2022). 177. ?????? ?????????? (???????????? ????????), http://www.aniarc.am/2016/06/23/kazan-document-23-june/, (05.02.2022). 178. ????????? ??????? ????? ??????, ?? ????????? ??? ???? ?? ????? ???? ? ?????????? ??????. ????????? ???????? ? ?????? ?? ???????????????, https://www.primeminister.am/hy/press-release/item/2020/09/25/Nikol-Pashinyan-meeting, (05.02.2022). 179. ??????? ????????? ?????????????????? ???????? ????????? ???????????? ?????, https://www.e-gov.am/gov-decrees/item/34842/, (05.02.2022). 180. ??-? ?????????? ? ?????? 11 ??????????? ?????, https://lurer.com/?p=392620&l=am, (06.02.2022). 181. ?????????? ????????? ???????????????????, http://www.nkr.am/hy/russian-mediation, (01.02.2022).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РОЛЬ ЮЖНОГО КАВКАЗА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Южный Кавказ исторически известен как перекресток торговых путей из Средиземноморья в Китай и из Балтийского моря в арабский мир включает в себя три бывшие советские республики - Армению, Азербайджан и Грузию. Эта территория площадью около 186 000 квадратных километров и почти 16 миллионов человек включает три непризнанных сепаратистских образования (Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах), имеет три закрытые границы (российско-грузинская, турецко-армянская и армяно–азербайджанская) и является домом для более чем 15 различных меньшинств, около 10 различных языков и по меньшей мере пяти различных религий. Существуют важные культурные, языковые и религиозные различия, пересекающие регион и усиливающие линии разлома, которые влияют на его экономическое, социальное и политическое развитие. Из-за своего стратегического положения Кавказ регулярно становился объектом территориальных конфликтов, в частности, между Персидской, Османской и Российской империями. Кроме того, на Кавказе много природных ресурсов, таких как металлы, полезные ископаемые и уголь. С геополитической точки зрения три государства Южного Кавказа представляли собой естественный мост, четко ограниченный на севере Кавказским хребтом, а на юго-западе Персидской и Османской империями. Несмотря на стратегическое значение для соседних держав, субрегиональное сотрудничество (и интеграция) всегда было проблематичным. На протяжении большей части 1990-х годов каждое из государств Южного Кавказа сосредоточивало внимание на своих внутренних проблемах и проводило активную внешнюю политику с Россией и другими внешними державами, уделяя мало внимания потенциалу внутрирегионального сотрудничества. Текущий и растущий интерес к региону со стороны местных, региональных и глобальных акторов связан, в частности, с возможными запасами нефти и природного газа в Каспийском море. После распада Советского Союза дремлющие межэтнические настроения вырвались на волю и переросли в ожесточенные конфликты. Впоследствии слабость государственных структур и напряженные отношения между этническими группами вызвали нестабильность, политические разногласия, конфликты и экономический спад. Кроме того, в дополнение к локальным причинам конфликтов, политико-стратегическое и экономическое значение Южного Кавказа послужило основанием для (попыток) вовлечения в эту сферу государств и организаций, таких как Иран, Турция, Россия, США, НАТО и ЕС. 1.1 Общая характеристика Южно-Кавказского региона Как географический объект Кавказ представляет собой горный хребет длиной 1280 км и шириной 225 км, простирающийся от побережья Черного моря до Каспийского моря. Концептуализированный как регион, он разделен на Северный Кавказ, часть Российской Федерации, включающую автономные республики, такие как Чечня, Ингушетия и Северная Осетия, и Южный Кавказ, включающий бывшие советские республики Грузию, Армению и Азербайджан, которые стали независимыми в 1991 году. Расположенный между Черным, Азовским и Каспийским морями, Кавказ всегда играл важную роль в мировой истории. С древнейших исторических времен он рассматривался как важный геополитический узел, позволяющий людям путешествовать вглубь евразийского континента, контролировать обширные территории и транспортные сети. Это было хорошо известно еще во 2 веке до н.э., когда Шелковый путь проходил через северные и южные территории Большого Кавказского хребта, соединяя Северное побережье Черного моря с Китаем, Ближний и Средний Восток с Европой. Одна из важнейших геополитических особенностей региона возникла после изменения геополитической ситуации после распада Советского Союза. Южный Кавказ является жизненно важным регионом из-за своего геополитического положения, особенно как пункт пересечения между Ближним Востоком, Европой и Азией. Стратегическое значение Кавказского региона огромно для России и других держав. Кавказ не только примыкает к южной границе России, но и является важным выходом Каспийского региона, не имеющего выхода к морю, в открытое море. Кавказ также является местом физической встречи ряда держав: России, Турции и Ирана. Кроме того, он служит важным воздушным коридором из Соединенных Штатов и Европы в пункты назначения на Ближнем Востоке и в Азии, включая Афганистан. Державы-гегемоны использовали этот регион в качестве базы, с которой они могли влиять на соседние районы. В прошлом такая геостратегия проводилась Османской и Персидской империями. В современную эпоху Россия и США занимаются реализацией такой стратегии. Россия рассматривает Южный Кавказ как свою традиционную зону влияния и противодействует растущему вмешательству Запада в этот регион . Уникальное географическое положение трех государств Кавказа (Армении, Азербайджана и Грузии) оказало значительное влияние на их собственные внешнеполитические ограничения и возможности. Армения и Азербайджан как государства, не имеющие выхода к морю, и Грузия как ключевое транзитное государство для Кавказа и Центральной Азии. В постсоветский период три независимых государства Кавказа придерживались различных внешнеполитических ориентиров. Все бывшие советские республики столкнулись с политическими и социально-экономическими трудностями в переходный период после распада СССР в 1991 году. Однако Армении также пришлось столкнуться с конкретными проблемами, которые оказали огромное влияние на последующее развитие вновь созданного государства. В результате конфликта и войны из-за Нагорного Карабаха Армения имеет политические связи только с двумя из четырех своих соседей. Армяно-азербайджанские отношения до 2020г. представляли собой холодную войну, которая не прекращалась с момента прекращения огня в 1994 году, в то время как Турция закрыла свою границу с Арменией еще в 1993 году в знак солидарности с Азербайджаном. В политической реальности у Армении есть только два функциональных соседа, Иран и Грузия, с которыми она поддерживает в целом позитивные отношения и от которых она полностью зависит в плане общения и торговли с внешним миром. Примерно треть коммуникаций Армении проходит через Иран и около двух третей - через Грузию, через которую проходят единственные маршруты Армении в Россию и европейские страны . Армения является крупным импортером нефти и газа и сильно зависит от импорта из России. Его продолжающийся конфликт с Азербайджаном делает маловероятным, что он сыграет роль в развитии каспийской энергетики в качестве транзитного государства, хотя транзит через Армению будет короче и, возможно, менее опасным, чем планируемый транзит через Грузию. Армения последовательна в стремлении к укреплению и углублению стратегического партнерства и союзнических взаимоотношений с Россией, важной областью чего является взаимодействие в сфере энергетики. Газ от "Газпром-Армения" продается по самым низким ценам — 150 долларов. на 1000 кубических метров . Армяно-российское взаимодействие в военной области направлено на обеспечение безопасности обоих государств, стабильности на Южном Кавказе. На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. В 1992г. с 15 мая Армения является членом ОДКБ? В рамках реализации положений Договора между Республикой Армения и Российской Федерацией о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования от 30 сентября 1992 года, Пограничное управление ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками осуществляет охрану государственной границы с Ираном и Турцией. Между двумя странами заключено более 250 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, включая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года . Республика Армения в 2015 году со 2 января официально является членом Евразийского экономического союза ? Азербайджан обрел независимость почти в то же время, что и другие государства Южного Кавказа. Расположение страны делает ее геополитическим центром. Его можно охарактеризовать как жизненно важную "пробку", контролирующую доступ к "бутылке", содержащей богатства бассейна Каспийского моря и Центральной Азии. Как и Армения, она сильно пострадала от войны в Нагорном Карабахе. В середине девяностых годов он привлек внимание Запада, особенно США, благодаря своим значительным запасам нефти и газа и стратегическому расположению. Турция считается сильнейшим местным союзником Азербайджана, с которым он поддерживает прочные культурные и этнические связи. Азербайджан пытался проводить сбалансированную политику сотрудничества с Соединенными Штатами и Россией, сохраняя при этом стабильные отношения сотрудничества с Турцией и Ираном. В дополнение к важности Азербайджана как страны-производителя и транзитера энергии, он также является важным союзником США в "войне с терроризмом". После того, как Узбекистан потребовал от США покинуть свою военную базу в конце 2005 года, роль Азербайджана как регионального союзника возросла. Ранее, в апреле 2005 года, было достигнуто соглашение о размещении американских войск в Азербайджане . США поддерживают вооруженные силы Азербайджана в рамках Мирной инициативы по Прикаспийской границе. Его главная цель – защита нефтепровода Баку–Тбилиси-Джейхан . Во время распада СССР Грузия была самой многонациональной страной Кавказа. Согласно переписи 1989 года, грузины составляли 69% населения страны. Армяне, крупнейшее меньшинство, составлявшее 9%, а русские – 7%, в основном были сосредоточены в Тбилиси . После распада Советского Союза в 1990-х годах новая независимая Грузия столкнулась с внутренней борьбой за власть, а также конфликтами в Абхазии, Южной Осетии и Аджарии . Внутренние вооруженные конфликты, которые разрушили значительную часть инфраструктуры (дороги, железные дороги, трубопроводы, промышленность), а также нехватка источников энергии и отсутствие иностранной поддержки привели к серьезному экономическому кризису в первой половине 1990-х годов. С 1995 года политическая ситуация стабилизировалась, что способствовало привлечению иностранной помощи и инвестиций и улучшению экономических условий. Тем не менее, коррупция и организованная преступность далеко не исключены, а безработица по-прежнему высока. Грузия, особенно после прихода к власти президента Саакашвили в 2003 году, решила вступить в союз с Соединенными Штатами и их партнерами по НАТО и следует прозападному курсу, стремясь войти в западные институты. Например, в рамках глобальной войны с терроризмом Грузия вступила в американскую программу обучения и оснащения для укрепления своих вооруженных сил. Кроме того, у Грузии есть четкое намерение вступить в НАТО и ЕС. В феврале 2006 года президент Саакашвили предсказал, что Грузия получит официальное приглашение вступить в НАТО к концу 2006 года . После "Революции роз" в Грузии в ноябре 2003 года президент Михаил Саакашвили объявил восстановление территориальной целостности Грузии одним из своих ключевых приоритетов . До сих пор эта цель была достигнута только в случае региона Аджария. Аджария расположена в юго-западной части Грузии, граничит с Черным морем на западе и Турцией на юге. Его население составляет около 400 000 жителей. В советское время регион имел автономный статус в составе Грузинской Социалистической Советской Республики. Население Аджарии состоит в основном из этнических грузин, но отличается тем, что большинство составляют мусульмане-сунниты, хотя в последние годы произошло массовое обращение в христианство . Следующим проблемным регионом в Грузии с сепаратистскими тенденциями является преимущественно армянский регион Джавахети. Он граничит с Турцией и Арменией, и примерно 90% населения состоит из армян . Абхазия и Южная Осетия, по-прежнему остаются де-факто независимыми. Расположенный в точке пересечения двух континентов и пограничного региона трех держав — России, Ирана и Турции — и служащий важным глобальным воздушным коридором, Кавказ был центром геополитической активности в постсоветский период. Кроме того, нефтегазовые богатства Азербайджана и потенциальная роль региона в качестве транзитного пункта для экспорта энергоносителей из Центральной Азии усилили геополитическое значение региона. Политика Ирана в отношении Южного Кавказа по сути является прагматичной, сформированной реальной политикой, историческим опытом и расчетами баланса сил. Таким образом, хотя Тегеран, возможно, и стремится заявить о себе как о региональной державе, он способен признать ограниченность своих собственных возможностей и сдерживание внешних вызовов. Поэтому его региональная политика относительно осторожна и сбалансирована. Региональная стабильность и безопасность имеют особое значение при выборе политики Ирана на Южном Кавказе, присущими революционному и религиозному режиму. В Иране проживают многочисленные меньшинства (азербайджанцы, туркмены, армяне, евреи), но, хотя долговечность и преобладание персидской культуры способствовали интеграции меньшинств, Иран, тем не менее, по–прежнему обеспокоен сепаратистскими тенденциями. Опасаясь, что создание сильного и независимого азербайджанского государства может привести к росту националистических устремлений среди собственного азербайджанского меньшинства Ирана, насчитывающего около 25 миллионов человек (в три раза больше населения Азербайджана и половины населения Ирана), вместе с тогдашним президентом Азербайджана Абдульфазом Эльчибеем, заигрывающим с пантюркскими идеями, исходящими из Анкары, Тегеран принял политику тесного сотрудничества с Арменией во время конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха в начале 1990-х годов, несмотря на то, что Азербайджан был шиитским государством. Это привело к тому, что было определено как две региональные оси: незападная ось, включающая Россию, Армению и Иран, и западная ось, состоящая из Турции, Грузии, ЕС и Азербайджана . Самые тесные отношения у Ирана сложились с Арменией. Также наблюдается высокая степень сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, связи, сельского хозяйства и здравоохранения. Армения является крупнейшим прямым потребителем газа в Иране, особенно с мая 2009 года, когда Иран и Армения запустили транснациональный газопровод, построенный "Газпромом". Армения и Иран имеют систему обмена энергией, согласно которой Иран предоставляет Армении природный газ, за который Армения платит электроэнергией . Несмотря на то, что Азербайджан, страна с шиитским большинством, имеет тесные исторические и культурные связи с Ираном, эти страны сильно отличаются. В то время как Иран одержим попыткой Баку разжечь раскол среди этнических меньшинств Ирана, Азербайджан обеспокоен поддержкой Ираном исламских возрожденческих групп внутри Азербайджана. Вопрос о том, как определить правовой режим Каспийского моря, наряду со спорами о запасах углеводородов там, также мешает отношениям между Ираном и Азербайджаном с первых лет независимости последнего . Ирану пришлось наблюдать за быстрым развитием энергетического сектора Азербайджана, в то время как его собственный был ограничен международными санкциями. В результате Тегеран не смог развивать свой энергетический сектор и получать прибыль от прибыльного рынка ЕС. Азербайджан, с другой стороны, значительно выиграл от ослабления власти Ирана. В то время как Иран продолжает экспортировать нефть в некоторые страны, Азербайджан в настоящее время является единственной страной в регионе, которая может добывать, перерабатывать, транспортировать и продавать свои природные ресурсы на европейский рынок, что приводит к экономической и политической власти. Еще одним мешающим фактором для Тегерана являются тесные связи Азербайджана с Западом, особенно с США, НАТО и Израилем. Отношения с Иерусалимом являются особенно острым вопросом Хотя Иран не входит в первую десятку торговых партнеров Грузии, доступ Грузии к западным рынкам через Черное море делает ее привлекательным рынком для иранских инвесторов. Это привело к тому, что Грузия попала под пристальное внимание Запада из-за возможных связей с иранскими организациями, находящимися под санкциями. Иранские власти также выразили заинтересованность в использовании грузинского черноморского порта Батуми для экспорта своей продукции на западные рынки, стремясь избежать доминирующего турецкого транзитного маршрута. В целом, участие Ирана — или иранских бизнесменов — в экономике Грузии значительно отстает от участия Турции и турецких бизнесменов. Несмотря на первоначальные ожидания, импорт Грузией иранской нефти и природного газа оставался низким из-за доминирования Азербайджана на энергетическом рынке Грузии . В феврале 2014 года Министерство финансов США ввело санкции против трех физических лиц и ряда их предприятий, как в Грузии, так и за рубежом. После этого грузинские власти, по-видимому, заморозили более ста счетов граждан Ирана и их компаний и отменили действующий с 2011 года безвизовый режим, который очень облегчил гражданам Ирана посещение Грузии и создание там бизнеса. Эти действия привели к сокращению иранских инвестиций. В 2014 году двусторонний товарооборот сократился на 15% до 150,83 миллиарда долларов, и новых иранских ПИИ в Грузию не поступало по сравнению с 2013 годом, когда он увеличился на 110% . После распада Советского Союза в 1991 году Турция стала крупным региональным игроком благодаря прямым инвестициям, а также торговым и транспортным связям, связывающим Каспийский бассейн с внешним миром через Грузию в обход российской территории, наиболее важным из которых является нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Однозначно проблемными отношениями Турции на Южном Кавказе являются отношения с Республикой Армения, отягощенные как историей, так и тесными этнокультурными связями между Анкарой и Баку. Хотя обе стороны признают друг друга, у них нет дипломатических отношений; их сухопутная граница остается закрытой с апреля 1993 года в ответ на военные действия Армении в Азербайджане. Турецкая сторона сформулировала три основных условия для установления официальных связей и открытия сухопутной границы: во–первых, четкое признание Ереваном нынешней сухопутной границы, очерченной Московским и Карским договорами; во-вторых, прекращение усилий Армении по признанию геноцида армянского меньшинства Османской Империи в 1915 году на международном уровне; и в-третьих, вывод армянских войск с территорий Азербайджана. Армения, с другой стороны, настаивала на дипломатических отношениях и открытии границ "без предварительных условий" . События августа 2008 года придали новый импульс усилиям обоих правительств по преодолению своих глубоких разногласий в до сих пор безуспешной попытке устранить одно из главных препятствий Анкары на пути к "нулевым проблемам" на Южном Кавказе. С одной стороны, Турции напомнили о геополитической уязвимости ее связей с Центральной Азией через территорию Грузии. С другой стороны, Армения болезненно осознала свою зависимость от грузинских транзитных маршрутов, на которые приходится 70% ее торговли с внешним миром. В рамках так называемой "футбольной дипломатии" президент Армении Саргсян пригласил своего турецкого коллегу на отборочный матч чемпионата мира между двумя странами в Ереване в сентябре того же года – первый визит главы турецкого государства в столицу Армении. Абдулла Гюль ответил взаимностью два месяца спустя, пригласив Саргсяна на ответный матч в турецкий город Сивас. Приглашения стали результатом нескольких лет закулисных переговоров между двумя сторонами при посредничестве Швейцарии и при решительной поддержке как России, так и Соединенных Штатов. В апреле 2009 года процесс завершился подписанием протоколов между правительствами двух стран: Армения признала нынешнюю границу, в то время как проблема Нагорного Карабаха осталась за рамками формального процесса нормализации . Окончательно убедившись, что Турция не ратифицирует протоколы, Саргсян в 2010г. 22 апреля процесс заморозил, заявив, что разумные сроки завершены, следовательно, нынешний этап нормализации отношений исчерпан . После войны из-за Нагорного Карабаха турецко-армянские отношения вступили в новую фазу, и Эрдоган заявил, что Турция готова к диалогу с Арменией. Выступая в парламенте Азербайджана 16 января 2021 года, Эрдоган заявил, что мир и стабильность на Кавказе принесут пользу всему миру, а не только странам региона. "Открытие границ Турции с Арменией принесет стране неисчислимые выгоды”, - добавил он. Армения признала "позитивные сигналы” президента Турции, а премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил: "Мы оценим эти жесты и ответим на позитивные сигналы позитивными сигналами” . Отношения между Турцией и Азербайджаном чрезвычайно близки, хотя иногда они не соответствуют чрезмерно используемому лозунгу "одна нация, два государства" – как во время недавних дипломатических споров по поводу ценообразования на поставки газа и усилий по армяно-турецкому сближению. Многочисленная азербайджанская диаспора в Турции усиливает межчеловеческие связи между двумя обществами, помимо того, что иногда сама выступает в качестве внешнеполитического лобби. В первые годы независимости – и, в частности, злополучного президентства покойного Абуфаза Эльчибея из Народного фронта Азербайджана – внешняя политика Азербайджана основывалась на явной приверженности принципам пантюркизма (идея о том, что этнические тюркские народы по всей евразийской территории должны были объединиться политически) и соответствующей протурецкой/западной позиции. С момента прихода к власти Алиевых Баку позаботился о том, чтобы проводить "сбалансированную и независимую" внешнюю политику . Обе страны также тесно связаны экономически: помимо Грузии, Турция является основным каналом экспорта азербайджанской нефти – по трубопроводу BTC – и, возможно, экспорта газа (по предлагаемому трубопроводу Nabucco). И последнее, но не менее важное: военное сотрудничество между Баку и Анкарой. В настоящее время военное сотрудничество расширен за счет оборонного пакта, предусматривающего взаимную военную помощь любой из сторон в случае нападения третьей стороны, совместное производство оружия, углубление военного сотрудничества посредством совместных программ подготовки и учений, а также сотрудничество в области материально-технического обеспечения . Партнерство между Турцией и Грузией остается одним из самых тесных в регионе, с прочными торгово-экономическими и дипломатическими связями. Грузия имеет соглашение о свободной торговле с Турцией, и Анкара является крупнейшим торговым партнером Грузии, с внешнеторговым оборотом в 1,6 миллиарда долларов в 2020 году. Кроме того, Тбилиси и Анкару связывают тесные партнерские отношения в энергетическом секторе с рядом совместных стратегических проектов, таких как нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, газопровод Баку–Тбилиси–Эрзурум и железная дорога Баку–Тбилиси-Карс. Стратегическое партнерство с Турцией жизненно важно не только для энергетической безопасности и экономической стабильности Грузии, но и для более широкой безопасности в Черном море. Турция открыто выступала за интеграцию Грузии в европейское и евроатлантическое пространство, поддерживала ее суверенитет и территориальную целостность и придерживалась политики непризнания оккупированных регионов Грузии . С геополитической точки зрения три государства Южного Кавказа представляли собой естественный мост, четко ограниченный на севере Кавказским хребтом, а на юго-западе Персидской и Османской империями. Несмотря на стратегическое значение для соседних держав, субрегиональное сотрудничество (и интеграция) всегда было проблематичным. Значение региона также возросло в результате энергетической политики государств-потребителей на Западе, целью которыч является уменьшение своей зависимостьи от ресурсов из России и Ближнего Востока. Напряженность и конфликты между местными, региональными и глобальными державами, руководством сепаратистских регионов и организованной преступностью являются причинами продолжения нестабильности на Южном Кавказе и, как следствие, влияют на геополитический статус местных (Армения, Азербайджан, Грузия) и региональных (Турция, Иран) субъектов международных отношений. Одна или несколько из этих причин могут привести к вооруженному конфликту, который – из–за переплетения интересов различных сторон - может легко перерасти в нестабильность в более широком масштабе, что повлияет как на политическую ситуацию, так и на ситуацию с энергетической безопасностью вовлеченных сторон. Более того, это может затронуть и другие государства, не участвующие непосредственно в этом процессе, таким образом, ситуация в области безопасности и энергетики на Южном Кавказе представляет интерес для многих местных, региональных и даже глобальных субъектов . Стабильность кавказского региона является жизненно важным требованием для бесперебойной транспортировки каспийской нефти и газа. Регион Каспийского моря (Южный Кавказ и Центральная Азия) содержит около 3-4 процентов мировых запасов нефти (Ближний Восток: 65 процентов) и 4-6 процентов мировых запасов газа (Ближний Восток: 34 процента). По факту доля Кавказа в мировых запасах нефти и газа невелика.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Международные отношения, 100 страниц
2800 руб.
Диссертация, Международные отношения, 200 страниц
200000 руб.
Диссертация, Международные отношения, 91 страница
1600 руб.
Диссертация, Международные отношения, 60 страниц
1500 руб.
Диссертация, Международные отношения, 105 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg