ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
1.1 Интеллектуальный капитал: понятия, характеристика, структура
Интеллектуальный капитал - это ценность знаний, навыков, бизнес-обучения сотрудников компании или любой частной информации, которая может обеспечить компании конкурентное преимущество.
Интеллектуальный капитал - это знания о человеческих ресурсах организации, которые могут быть использованы для зарабатывания денег или других полезных целей, или любая другая информация или знания, которые обеспечивают организации конкурентное преимущество. Другими словами, это актив компании, поскольку это информационный ресурс, который компания может использовать в своем распоряжении для получения прибыли, привлечения клиентов, создания нового продукта, улучшения существующих продуктов или улучшения бизнеса .
Интеллектуальный капитал считается активом и может быть широко определен как совокупность всех информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении компании, которые могут быть использованы для получения прибыли, привлечения новых клиентов, создания новых продуктов или иного улучшения бизнеса. Это сумма знаний сотрудников, организационных процессов и других нематериальных активов, которые вносят вклад в прибыль компании
Интеллектуальный капитал считается бизнес-активом, поскольку любая организация вносит свой вклад в обучение сотрудников, улучшение отношений с клиентами, разработку продукта, гудвиллстроительство и др. он включает в себя человеческий капитал, реляционный капитал, структурный капитал, интеллектуальную собственность, ноу-хау, авторские права, патенты или любую другую информацию или ресурсы, которые дают конкурентное преимущество. Нелегко измерить только гудвилл, патенты и авторские права. Если он поддается количественной оценке, все остальные трудно измерить и, следовательно, не могут быть признаны на счетах .
В литературе можно проследить разнообразие подходов к измерению интеллектуального капитала, однако большинство из них опираются на стандартную модель из трех элементов – человеческого, структурного и отношенческого капиталов .
При анализе динамики капитализации компаний первоначально выделяются структурный и человеческий капитал.
Известны также альтернативные модели, выделяющие внешний (похожий на отношенческий) и внутренний (аналогичный структурному) интеллектуальный капитал, применяющийся при визуализации потоков создания ценности для стейкхолдеров, в том числе инвесторов или модели, выделяющие компоненты, относящиеся к стратегии компании или ее бизнес-процессам, например «зеленый» интеллектуальный капитал .
Элементы интеллектуального капитала.
1. Человеческий капитал.
Человеческий капитал включает в себя сотрудников, их знания и опыт, отношения организации с сотрудниками, обучение и оценку сотрудников, удовлетворенность сотрудников, обзор сотрудников организации, которые все вносят вклад в капитал организации. Если организация имеет более низкий уровень текучести кадров, есть шансы на высокий интеллектуальный капитал. Лидерские и управленческие навыки, ключевые сотрудники и их знания, профессиональные компетенции, трудовая этика и культура труда, обучение сотрудников и др.
2. Отношенческий капитал.
Отношенческий капитал включает в себя отношения организации с сотрудниками, инвесторами, клиентами, поставщиками и обзор всех инвесторов, клиентов, поставщиков и сотрудников. Обратная связь также имеет значение, и способы улучшения и развития способствуют реляционному капиталу. Например, организация с низкой текучестью кадров, честными клиентами имеет высокую базу интеллектуального капитала. Например, удовлетворенность клиентов, отношения с сотрудниками, клиентами и заинтересованными сторонами, контракты с поставщиками услуг, репутация в сообществе, рейтинг отзывов инвесторов .
3. Структурный капитал.
Именно организационные процессы, базы данных, политика, культура, видение, миссия и утверждение ценности. Вносят свой вклад в капитал организации. Например, если культура работы организации хорошая, она обеспечивает качественную продукцию, ее репутация на рынке, ее конкурентное преимущество, являются реальным интеллектуальным капиталом для организации. Видение, миссия, структуры, цели организации, ее культура работы, ее подход к обучению и предоставлению знаний сотрудникам, ее инструменты, программы, способы работы и лучшие практики. Для такой компании, как Infosys, ее сотрудники, работающие с ними, культура работы, отношения с клиентами, отношения с инвесторами, ключевые сотрудники, процесс обучения, ее репутация в отрасли, ее культура работы, видение, миссия и ценности, базы данных, опыт сотрудников и руководства. Являются интеллектуальным капиталом. Точно так же SONY известна своими качественными продуктами, поэтому основным интеллектуальным активом для Sony являются ее качественные услуги и репутация на рынке.
Структура интеллектуального капитала определена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура интеллектуального капитала
Измерение интеллектуального капитала сложно с финансовой точки зрения; следовательно, он не может быть распознан. Только гудвилл, ноу-хау, авторские права, патенты. Должны быть признаны в счетах, если они измеримы. Это нефинансовый капитал и очень важный для организации, и это реальное богатство организации. Хотя измерение в финансовых терминах сложно, он имеет большую ценность в нефинансовых терминах и реальном богатстве. Если организация удовлетворила сотрудников, инвесторов и клиентов, то это реальное богатство организации и показатель того, что ее интеллектуальный капитал высок .
Интеллектуальный капитал -это все, что организация имеет в своем распоряжении, т.е. Если организация ничего не имеет с финансовой точки зрения, ее нефинансовый капитал может оживить бизнес, применяя знания, разрабатывая новые продукты, создавая новых клиентов и всю другую информацию, которая может способствовать и давать конкурентное преимущество и дает сложение в терминах интеллектуального капитала. Это наиболее важно для любой организации, поскольку это реальный капитал и стоимость компании, через которую компания также может перезапустить с нуля.
Он добавляет репутации организации на рынке. Следовательно, он наиболее важен для выживания организации. Для создания организации на вершине существует вклад человеческих усилий, таких как сотрудники, руководство, поставщики, клиенты. Существует также вклад рабочей культуры, отношений организации с внутренними и внешними человеческими вкладчиками, отношений с инвесторами, целей и видения организации и т. Д. Если все эти факторы благоприятны, то организация может выжить на рынке в течение многих десятилетий, и, следовательно, она имеет очень высокий интеллектуальный капитал .
Итак, интеллектуальный капитал - это капитал, который добавляет к богатству организации. Он включает в себя реляционный капитал, человеческий капитал и структурный капитал. Все вещи или процедуры, которые добавляют конкурентное преимущество и могут быть использованы для создания денег, могут быть добавлены к интеллектуальному капиталу компании. Это реальное богатство организации с точки зрения имени, славы, ценностей.
Таким образом, интеллектуальный капитал относится к нематериальным активам, которые вносят вклад в прибыль компании. Эти активы включают опыт сотрудников, организационные процессы и сумму знаний, содержащихся в организации.
Не существует стандартного метода измерения интеллектуального капитала, и стандарты измерения различаются в разных организациях.
Интеллектуальный капитал включает человеческий капитал, информационный капитал, узнаваемость бренда и учебный капитал.
Предприятия могут увеличить интеллектуальный капитал, нанимая лучших сотрудников, проводя программы обучения для сотрудников и разрабатывая новые патенты.
1.2. Управление инвестициями в интеллектуальный капитал
С одной стороны, инвестиции в интеллектуальный капитал повышают результативность и эффективность работы компании, с другой стороны, создание новых инвестиционных ресурсов повышает ее инвестиционную привлекательность .
Стратегия инвестирования в интеллектуальный капитал – это подход к размещению капитала, имеющий концептуальную основу, подкрепленную видением, измеримыми целями и задачами, которые охватывают все ключевые области деятельности предприятия; она заключается в определении условий, ресурсных ограничений, приоритетных элементов интеллектуального капитала и направлений его развития на основе ожиданий в отношении эффективности вложений. Инвестиции в интеллектуальный капитал осуществляются для поддержания финансовой и нефинансовой результативности и конкурентоспособности компании в целом .
Для практического осуществления стратегии применяется управленческий инструментарий инвестирования в интеллектуальный капитал. На основе обзора теории для целей дальнейшего исследования определим управленческий инструментарий инвестирования в интеллектуальный капитал.
Управленческий инструментарий инвестирования в интеллектуальный капитал – это совокупность теоретико-методических подходов и методик планирования, оценки, организации и контроля инвестиций в структурный, человеческий и отношенческий капиталы, которые ориентированы на повышение уровня управленческой рефлексии в области «скрытых» процессов создания потребительской ценности и повышение конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе. Следовательно, компаниям необходимо адаптировать и развивать соответствующие подходы и методы инвестирования в интеллектуальный капитал на практике (о чем говорят третья и четвертая стадии развития теории), которые бы затрагивали все элементы инвестиционного процесса: планирование и оценку, организацию и контроль .
На этапе планирования важнейшим процессом является инвестиционный анализ или оценка инвестиций, то есть соотношение будущего потока доходов с необходимыми в течение инвестиционного периода затратами, формирование инвестиционного бюджета, а также перспективное сопоставление данных показателей с возможностями компании и реальной рыночной потребностью в будущем в продукте или услуге, которые формируются на основе «эксплуатируемого» интеллектуального ресурса.
С этой точки зрения необходимо разграничить две области исследования. В первую очередь необходимо рассмотреть внешние инвестиции – инвестиционная привлекательность для внешних инвесторов опирается на показатели отношенческого капитала, способности компании позиционировать себя на рынке инвестиционного капитала с помощью налаживания процесса коммуникации или демонстрации дополнительной отчетности, дающей инвесторам уверенность в потенциале компании.
Внешние инвесторы анализируют различную информацию о компании для принятия решения, принимая во внимание как финансовые, так и нефинансовые показатели.
С повышением популярности интеллектуального капитала в инвестиционном анализе постепенно появляется направление, связанное с изучением индикаторов интеллектуального капитала и поиском взаимосвязи между ними и рыночной стоимостью акций компании (рис. 2) .
Во вторую очередь нужно рассмотреть внутренние инвестиции, которые связаны с процессами планирования инвестиционной деятельности – распределения между различными инвестиционными альтернативами полученного или перспективного к получению финансового капитала.
Внутренний процесс основывается на разработке и анализе портфеля инвестиционных проектов, которые связаны между собой и различаются по уровню (масштабам) привлекаемого капитала, срокам реализации, приоритетности .
Этапами внутреннего инвестиционного планирования являются маркетинговый анализ и прогнозирование жизненного цикла, разработка дизайна продукта или услуги (в том числе производственного плана), внедрение и поддержка продукта или услуги на рынке.
Из вышеприведенного анализа мы можем заключить, что интеллектуальный капитал является одним из ключевых элементов стратегического менеджмента и, следовательно, может быть отнесен к категориям стратегического планирования в качестве ресурса, который является основой конкурентного преимущества компании .
Рисунок 2 – Две стороны планирования инвестиций – внутренние и внешние инвестиции
Очевидно, что каждая компания будет иметь свою специфику инвестиционного процесса, и именно на этапе стратегического планирования необходимо акцентировать внимание на модели создания ценности в организации, которая отражает внутреннюю логику формирования востребованного на рынке продукта или услуги, которые имеют явную пользу для покупателей и, возможно, как это принято в современной теории менеджмента, несут в себе дополнительный контент, порождающий скрытый спрос.
1.3. Эффективность инвестиций в интеллектуальный капитал
Основным индикатором инвестиций в человеческий капитал остается объем затрат в обучение сотрудников, а также внедрение систем управления человеческими ресурсами.
Во внимание менеджерами на практике берутся, как правило, только быстрые эффекты от инвестиций, а долгосрочное влияние не анализируется ввиду сложности расчетов. Ограниченное внимание также уделяется влиянию инвестиций в человеческий капитал на общую организационную результативность .
При исследовании мнения руководителей компаний, входящих в число успешных инвесторов в человеческий капитал среди американских представителей, 97% отметили, что обучение повлияет на повышение эффективности деятельности компании в будущем.
Однако только 44% компаний отметили, что измеряют эффективность обучения.
Организации сталкиваются с несколькими очевидными препятствиями в проведении таких оценок, которые заключаются в сложности разработки вопросников для оценки результатов обучения, а также простого отсутствии времени, которое требуется для их обработки .
Инвестиции в отношенческий капитал остаются наименее изученной сферой, поскольку последний является наиболее сложным для анализа элементом интеллектуального капитала. Закономерно предположить, что эффективность в клиентский капитал может оцениваться в пределах маркетингового анализа и при определении эффективности от инвестиций в продвижение и рекламу.
Отдельные исследования показывают, что инвестиции в отношенческий капитал в долгосрочной перспективе оказывают положительное влияние на результативность компании, однако превосходящим результатом обладают вложения в информационную инфраструктуру, исследования и разработки. Возможно, данные эффекты связаны с неэффективностью изолированного измерения инвестиций в данный элемент капитала без учета внимания его системного действия.
Положительно отдачу в течение короткого периода времени имеют инвестиции в структурный капитал. В сервисных отраслях экономики вложение в структурный капитал, как правило, не имеет однозначного положительного эффекта ни в долгосрочной, ни краткосрочной перспективе.
В них инвестиции в человеческий капитал показывают высокую отдачу при анализе экономической добавленной стоимости. В отраслях промышленности, таких как металлургия, отдача от инвестиций в интеллектуальный капитал имеет наиболее высокую степень «задержания» во времени – сроки окупаемости высоки. Компаниям необходим период более 5 лет для того, чтобы появилась устойчивая взаимосвязь между уровнем инвестированного капитала и экономической добавленной стоимостью .
Кроме того, могут использоваться определенные статические индикаторы, такие как количество пользователей и качество клиентской или экспертной базы.
На практике инвестиции направлены на обогащение контента, полезного для пользователей, и ускорение, расширение и оптимизацию процесса выработки соответствия (matching) потребностей.
Инвестиции в человеческий капитал играют меньшую роль в данных процессах, в большей степени компании вкладывают ресурсы в поддержку связей и продвижение сети, а также в структурный капитал – цифровую основу платформы и ее технологический уровень.
Срок окупаемости проектов может быть значительным, поскольку большинство сложных и масштабных сетей ориентированы на длительный срок эксплуатации всеми стейкхолдерами.
Для анализа такой модели создания ценностей необходимо выполнить определенную последовательность операций.
Во-первых, необходимо определить бизнес-единицы, которые являются ключевыми стратегическими подразделениями, формирущими добавленную стоимость, в этих подразделениях необходимо также выделить критически важные сферы деятельности, которые входящий поток ресурсов: материальных и интеллектуальных. Они создают конкурентное преимущество .
Во-вторых, необходимо определить набор продуктов или услуг, которые будут выпускаться компанией на рынок, а также последовательность бизнес-процессов и действий компании по созданию ценности. Цепочка ценности сфокусирована на анализе внутренней среды с точки зрения распределения затрат и жестких ресурсных ограничений между бизнес-единицами и сферами деятельности, а также продуктами и бизнес-процессами.
Контроль осуществляется в основном за счет финансовых показателей деятельности, но в такой среде также могут использоваться и некоторые нефинансовые индикаторы, относящиеся к человеческим ресурсам или эффективности логистических потоков .
В любом случае все нефинансовые индикаторы постепенно трансформируются в финансовые для принятия конечного управленческого решения. Основным драйвером добавленной потребительской ценности в цепочке создания ценностей является стоимость и ее трансформация в ходе производственного процесса.
С точки зрения управленческого анализа задача лежит в разложении производственного процесса на составляющие и поиск наиболее «уязвимых» компонентов.
Ценность управления интеллектуальным капиталом в данной модели организации бизнеса лежит в последовательном анализе внутренней среды и поиске потенциальных зон для технологического улучшения, чтобы компания могла сохранять свое конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.
Таким образом, ключевыми показателями эффективности в такой модели могут являться эффект от масштаба, использование производственной мощности, эффективность производственных и внешних взаимосвязей, акцентирование внимания на вертикальной интеграции и оптимизации временного распределения протекания бизнес-процессов .
С точки зрения поддерживающих управляющих процессов необходимо обращать внимание на процессы и формализации знаний сотрудников в эффективные виды интеллектуальных ресурсов для последующего их использования в производственном процессе.
В области маркетинга и продаж элементы вертикального капитала также могут играть существенную поддерживающую роль, обеспечивая не только необходимую информацию, но и развитие социального капитала за счет укрепления сетей распределения конечных продуктов и формирования стратегической и взаимосвязи между клиентом и поставщиком. Определенную поддержку элементы интеллектуального капитала оказывают также в послепродажном обслуживании товаров, например, компанией могут быть предложены инновационные схемы экологической, «чистой» утилизации товаров, что привлечет дополнительный поток клиентов, повысит имидж компании и увеличит конечный объем продаж .
Очевидно, что организации могут быть рассмотрены как субъекты, поддерживающие одновременно несколько различных моделей создания ценности. Например, металлургическая и нефтегазовая компании, кроме обработки сырья, могут организовать работу по исследованию и разработке новых месторождений, что потребует вложений в человеческий капитал команды, занимающейся подобными работами.
Также распределение полученных ресурсов может опираться на работу сетевых платформ. Компания будет вкладывать ресурсы в продвижение сетей распределения продукции и поддержки услуг. Например, производители продуктов стремятся укрепить отношения с сетями распределения, которые при этом не участвуют в капитале самих производственных компаний
. На практике острые разграничения, как правило, отсутствуют, хотя компании определенных ресурсно-ориентированных секторов имеют тенденцию к сохранению классических контролируемых, склонных к монополизации своего положения цепочек ценности, которые оставляют за интеллектуальным капиталом только поддерживающую роль .
Отметим, что практическое внедрение подходов к управлению интеллектуальным капиталом потребует от менеджеров применения смешанных стратегий в зависимости от логики работы бизнес-моделей в их стремлении поддержать процессы создания ценности. При этом важно учитывать баланс инвестиций в различные ресурсы, анализировать показатели эффективности проектов и их влияние на общую стратегию работы компании.
Определенную сетевую поддержку элементы интеллектуального капитала оказывают также в послепродажном обслуживании товаров, например, производственной компанией могут быть предложены инновационные схемы экологической, «чистой» утилизации товаров, что привлечет дополнительный поток клиентов, повысит имидж компании и увеличит конечный объем продаж .
Инвестиции в отношенческий капитал остаются наименее изученной сферой, поскольку последний является наиболее сложным для анализа элементом интеллектуального капитала. Закономерно предположить, что эффективность инвестиций в клиентский капитал может оцениваться в пределах маркетингового анализа и при определении эффективности от вложений в продвижение и рекламу .
Отдельные исследования показывают, что инвестиции в отношенческий капитал в долгосрочной перспективе оказывают положительное влияние на результативность компании, однако превосходящим результатом обладают вложения в информационную инфраструктуру, исследования и разработки.
Возможно, данные эффекты связаны с неэффективностью изолированного измерения инвестиций в данный элемент капитала без учета его системного действия .
Положительно отдачу в течение короткого периода времени имеют инвестиции в структурный капитал. В сервисных отраслях экономики вложение в структурный капитал, как правило, не имеет однозначного положительного эффекта ни в долгосрочной, ни краткосрочной перспективе. В них инвестиции в человеческий капитал показывают высокую отдачу при анализе экономической добавленной стоимости. В отраслях промышленности, таких как металлургия, отдача от инвестиций в интеллектуальный капитал имеет наиболее высокую степень «задержания» во времени – сроки окупаемости высоки . Никакой значимой взаимосвязи в консалтинговых фирмах и в образовательных организациях в течение рассматриваемого периода времени не обнаружилось .