Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами пересказа.

baby_devochka 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2022
Цель: теоретически обосновать, разработать и реализовать эффективные формы и методы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами пересказа. Объект исследования: процесс развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Предмет исследования: пересказ как метод развития монологической речи у старших дошкольников. Гипотеза: предполагаем, что развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если использовать пересказ в процессе НОД. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования. 2. Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста. 3. Проанализировать и обобщить практический опыт педагогов по обучению старших дошкольников пересказу. 4. Изучить методическую и диагностическую литературу по теме исследования, провести подбор диагностических методик. 5. Провести диагностику по выявлению уровня развития связной монологической речи у старших дошкольников. 6. Разработать и реализовать эффективные формы и методы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами пересказа. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы К. Д. Ушинского [44], А. Н. Гвоздева [29], Л. С. Выготского [8], С. Л. Рубинштейна [33], С. Н. Карповой [29], М. М. Кониной [16], А. М. Леушиной [21], Л. А. Пеньевской [17], О. И. Соловьевой [13], Е. И. Тихеевой [19], А. П. Усовой [11], Е. А. Флериной [49] и др. Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа, психолого-педагогический эксперимент. Практическая значимость: может быть использована в работе по развитию речи воспитателями и логопедами. База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 125 комбинированного вида» Кировского района г.Казани РТ. В проектировочной работе приняли участие 2 группы воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет по 20 детей. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты проектировочной работы по совершенствованию монологической речи дошкольников при обучении пересказу могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложений.
Введение

В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей, от правильного использования которых существенно зависит уровень развития монологической речи. Наиболее эффективным средством развития монологической речи, соответствующим возрастным особенностям старших дошкольников является пересказ. Развитие речи является главным в речевом воспитании детей. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи. Реалии дошкольного образования определяются многообразием вариативных программ, каждая из которых имеет свои приоритетные аспекты в речевом развитии детей. Потребности практики вариативного образования в определении развивающего эффекта используемых педагогами технологий речевого развития детей, достижения в области педагогической психологии, лингвистики диктуют необходимость обобщения теоретического знания для разработки комплекса развивающих программ, использование которых позволяет целостно изучить критерии освоения старшими дошкольниками связной монологической речи; а также психологического обоснования овладения детьми деятельностью пересказывания. В современных условиях творческая активность воспитателей ориентирована на поиск развивающих, личностно-ориентированных технологий, обеспечивающих реализацию новых направлений речевого развития дошкольников. При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Пересказ текста имеет важное значение в процессе развития ребенка. В процессе пересказа у дошкольников формируется читательская активность и любознательность, а также желание научиться самостоятельно читать произведения. Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Обучение речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского [44], Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной [16], А. М. Леушиной [21], Л. А. Пеньевской [17], О. И. Соловьевой [13], Е. И. Тихеевой [19], А. П. Усовой [11], Е. А. Флериной [49]. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич [9], Н. Ф. Виноградовой [12], Л. В. Ворошниной [27], В. В. Гербовой [13], Э. П. Коротковой [8], Н. А. Орлановой [15], Е. А. Смирновой [9], Н. Г. Смольниковой [23], О. С. Ушаковой [1], Л. Г. Шадриной [10] и др. Изучались особенности развития речи детей дошкольного возраста, методика обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1. Монологическая речь. Развитие монологической речи у дошкольников в онтогенезе. 7 1.2. Особенности развития монологической речи в старшем дошкольном возрасте 12 1.3 Формы и методы развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 17 1.4. Пересказ как метод развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 23 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕРЕСКАЗА 37 2.1. Анализ уровня развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе экспериментальной работы 37 2.2. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе экспериментальной работы 38 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования на контрольном этапе экспериментальной работы 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Список литературы

1) Законодательные акты. 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации». 2) Указы Президента РФ , постановления Правительства РФ. 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. 4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями от 27 февраля, 14, 27 апреля, 19 декабря 2016 г., 26 января, 31 марта 2017 г.) 5. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями от 15 января, 13 марта, 27 ноября 2014 г., 25 марта, 25 августа 2015 г., 22 февраля, 25 мая 2016 г.) 3) Учебники, учебные пособия, монографии, диссертации. 6. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т. – М., 2013. – 27-43 с. 7. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2016. – 400 с. 8. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. науч. ст. / отв. ред. А. М. Шахнарович. – М., 2013. – С. 4-16. 9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. – М. : Просвещение,2011. – 255 с. 10. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Юрайт, 2020. – 171 с. 11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 12. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с. 16. Венгер А. Л. Структура психологического синдрома // Вопр. психол. 1994. N 4. 2. Кон И. С. Психология ранней юности, м., 1989. 17.Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров Н.А. Виноградова Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c. 18. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c. 20. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д.В. Эльконина.- 1984. 21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с. 22. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. – М.: Юрайт, 2020. – 426 с. 23. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 56 с. 24. Гомзяк. О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей [Текст] / О. С. Гомзяк. – М. : Сфера, 2017. – 89 с. 25. Детская практическая психология [Текст] / Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса; под ред. Н. Н. Богдан. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2013. – 116 с. 26. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. – М.: Юрайт, 2020. – 180 с. 27. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 184 с. 28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986. 29. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : Наука, 2012. – 159 с 30. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2020. – 223 с. 31. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2020. – 241 с. 32. Игра и дошкольник [Текст] : развитие детей ст. дошкол. возраста в игровой деятельности: сб. ст. / под ред. Т. И. Бабаевой [и р.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 105 с. 33. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2015. – 416 с. 34. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; авт.-сост. В. Н. Мезенцева, О. П. Власенко. – Волгоград : Учитель, 2011. – 95 с. 35. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ; авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 399 с. 36. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - 2017. 37. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / С. А. Козлова Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : изд-во Дошкольная педагогика, 2018. – 416 с. 38. Лаптева Ю. А., Морозова, И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю. А. Лаптева, И. С. Морозова // Вестник КемГУ. – 2016. – №3. – С.51-55. 39. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н.Леонтьев. – Москва: Смысл. - 2001. – 511 с. 40. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. – М., 2017. – С. 312-31. 41. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 2017 – 307 с. 42. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3. – С. 105-112. 43. Лямина, Г. М. Формирование речевой деятельности [Текст]: сред. дошкол. возраст / Г. М. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 49-55. 44. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи [Текст] / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116. 45. Общение и речь [Текст]: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2015. – 208 с. 46. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2018. – № 4. – С. 102-115. 47. Основы дошкольной педагогики [Текст]: монография / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Педагогика, 2014. – 272 с. 48. От рождения до школы [Текст]: пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. Е. Веракса [и др.]: под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 352 с. 49. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Полянская, – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 64 с. 50. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровскиий, [и др.]. – М.: Просвещение, 2010. – 102 с. 51. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. – М.: Юрайт, 2019. – 367 с. 53. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 575 с. 54. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. – М.: Юрайт, 2019. – 181 с. 55. Эльконин Д. Б. , Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - 2013. – 395 с. 56. Эльконин Д. Б. , Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельности дошкольников / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - 2014. – 538 с. 5)Ресурсы-интернет: 57. Карманова, Е. Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. Ю. Карманова // Наука и современность. – 2011. – № 11. – 267-172 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21105527 (дата обращения: 15.03.2017). 58. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Электронный ресурс] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23268923 (дата обращения: 17.01.2019). 59. Развитие речевой функции в онтогенезе [электронный ресусрс] https://logopediacentr.ru/logopediya/razvitie-rechi-v-ontogeneze/ 60. Сенситивные периоды для речевой деятельности [электронный ресусрс] https://psychosearch.ru/practice/psychophysiology/495-neobratimost-sensitivnogo-perioda-deti-maugli
Отрывок из работы

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Монологическая речь. Развитие монологической речи у дошкольников в онтогенезе. Закономерности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев [29], Л.С. Выготский [8], Н.С. Жукова [13], Д.Б. Эльконин [24], М.И. Лисина [29], А.А. Леонтьев [23], Ф.А. Сохин [3] и др. В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами развития речи есть те, которые играют большую роль не столько в этот конкретный период, сколько в последующем развитии речи ребенка [18,С. 88]. Основы будущей монологической речи закладываются уже на первом году жизни, это происходит при непосредственном эмоциональном общении ребёнка со взрослым. Изначально на основе очень примитивного понимания речи взрослых, начинает формироваться активная речь детей. К концу первого – началу второго года жизни, выражая желания и потребности ребёнка, начинают появляться первые осмысленные слова. Лишь во второй половине второго года жизни, обозначая предметы, малыш использует слова. С этого момента при их помощи ребёнок начинает обращаться к окружающим, вступает в сознательное общение со взрослым посредством речи. Слова для него служат эквивалентом целого предложения. К концу второго года жизни свои мысли и желания дети выражают более точно и ясно. В этот период речь служит не только как средство установления контакта, но и как средство познания мира [1,С.35]. Начинать формирование понимания речи и развитие семантических связей необходимо с раннего возраста, т.к. из недр диалогической речи появляется речь монологическая. Роль целенаправленному воспитанию и развитию всех аспектов речевой деятельности отводится в сенситивный период. Значимость этой роли раскрывается во многих педагогических исследованиях, посвященных изучению речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Е.И. Тихеева [19], А.М. Леушина [21], Н.М. Щелованов [7], Е.И. Радина [31], А.Г. Тамбовцева [30], Л.Г. Шадрина [10], В.В. Стерликова [22] и др. . Речь начинает формироваться в процессе жизнедеятельности детей уже с трёхлетнего возраста: при выполнении режимных моментов, в самостоятельной игре, на организуемых воспитателем и логопедом занятиях, в повседневном общении со взрослыми и сверстниками. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга типом отношений между взрослым и ребенком. Наиболее чётко обучающая роль взрослого проявляется в режимных моментах и на занятиях. Ряд исследователей подчеркивают, что к 2-3 годам у ребёнка возникают первые фрагменты уже монологической речи А.Н. Гвоздев [29], А.М. Леушина [21]. От индивидуальных особенностей ребёнка, от содержания его общения, от задач и условий общения - зависит появление у младших дошкольников контекстной речи. В свою очередь коммуникативная деятельность детей взаимосвязана с их индивидуальными особенностями М.И. Лисина [29], А.Г. Рузская [36], Е.О. Смирнова [22]. На третьем году жизни понимание речи развивается быстрыми темпами, словарный запас резко возрастает, появляется собственная активная речь, планирующая функция речи усложняется, тем самым приобретая форму монологической, контекстной речи. С опорой на наглядный материал дети осваивают разные типы связных высказываний. Увеличивается число сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных), усложняется синтаксическая структура рассказов. В преддошкольном периоде речь ребенка напрямую связана с конкретной наглядной ситуацией общения, т.к. речь уже выступает средством общения ребенка с другими детьми и взрослыми. С переходом в дошкольный возраст происходит появление новых видов деятельности, новых взаимоотношений со взрослыми, дифференциация форм и функций речи. Когда ребёнок начинает сообщать о том, что с ним происходило во время отсутствия взрослого, у него возникает новая форма речи- сообщения в виде рассказа-монолога. Потребность в формулировании собственного замысла возникает с развитием самостоятельной практической деятельности, ведь ребёнок начинает рассуждать по поводу способа выполнения этих практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста - связной контекстной речи. Как отмечает Н.С. Жукова, с момента появления у ребёнка возможности изменять слова (по падежам, числам, временам) и попытки правильно строить простые предложения, происходит значительный скачок в развитии речи. Использовать при общении между собой и окружающими структуру простого распространенного предложения, обращаясь к самым простым грамматическим формам речи, дети начинают к концу преддошкольного периода. [13,С.45] На рубеже 4-5 лет у детей появляются своеобразные варианты рассказа. Дети начинают активно участвовать в разговоре, вступают в коллективную беседу, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Безусловно, их монологическая речь еще несовершенна. В большинстве случаев их истории копируют образец взрослого, содержат нарушения логики, предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально. В 5-6 годам завершается процесс фонематического развития речи, дети осваивают грамматический, синтаксический и морфологический строй родного языка, и соответственно, начинают интенсивно овладевать монологической речью. (А.Н. Гвоздев [29], О.С. Ушакова [6] и другие). В этом возрасте значительно снижается ситуативность речи, которая характерна младшим дошкольникам [7]. Как речь одного лица, монологу необходима развернутость высказывания, полнота, четкость и взаимосвязь отдельных частей повествования. Все виды монологической речи требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно [18, С.116]. Появляющаяся способность находить связь, зависимость и закономерные отношения между предметами и явлениями напрямую отражается в монологической речи детей. Развивается способность выбирать необходимые знания и находить форму их выражения в связном повествовании. За счет распространенных сложных и осложненных предложений значительно уменьшается число простых и неполных предложений [18,С.117]. В среднем, и особенно в старшем дошкольном возрасте, дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом. Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца. Для старших дошкольников более доступным является пересказ художественного произведения, так как готовый образец воздействует на их чувства, заставляя сопереживать героям, и тем самым вызывает желание запомнить наиболее яркие моменты и пересказать услышанное. Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид монологической речи, т.к. воспроизведение готового отрывка произведения гораздо легче создания собственного текстового сообщения. Развитие монологической речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений, а затем доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания. Тем не менее, даже в старшей группе, детям необходимо услышать образец пересказа от учителя-логопеда (воспитателя), т. к. еще недостаточно развита способность передачи своего эмоционального отношения к описываемым явлениям или предметам [18]. К 5-ти годам завершается процесс усвоения произносительной стороны речи, усвоение повествовательной и вопросительной интонации (А.Н. Гвоздев [29], А.А Петрова), улучшаются лексико-грамматические средства. В этом возрасте ребёнок овладевает разговорно-бытовым стилем речи, который позволяет представить рассказ (сообщение) не отдельными, а связанными между собой предложениями, т.е. этот стиль содержит достаточно возможностей для формирования связной речи. (А.Н. Гвоздев [29], А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин [24]). В рамках разговорно-бытового стиля уменьшается количество ситуативных моментов в речи и происходит переход к пониманию монологического высказывания на основе собственно языковых средств. У детей развиваются умения пересказывать знакомую сказку и короткие тексты, декламировать стихотворения, составлять рассказы по картинке, из личного опыта [29]. Описание, повествование и элементарные рассуждения являются основными видами воспроизведения монологической речи в старшем дошкольном возрасте. При описании сообщается о фактах действительности, которые состоят в отношениях одновременности. Описание представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета, явления, отображение его основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии». При повествовании сообщается о фактах, которые находятся в отношениях последовательности. Рассуждение представляет особый вид высказывания, который отражает причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений) [8]. Необходимые условия, способствующие успешному овладению монологической речью, включают создание специальных мотивов, потребности к употреблению односторонних высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, освоение определенных синтаксических средств построения развернутого сообщения (Н.А. Головань, М.С. Лаврик, Л.П. Федоренко, И.А. Зимняя и др.). При возникновении планирующей функции появляется возможность для построения связных высказываний, овладению монологической речью. (Л.С. Выготский [8], А.Р. Лурия, А.К. Маркова и др.). Как отмечают ряд авторов, которые занимаются данной проблемой, навыками планирования своих монологических высказываний, дети овладевают к старшему дошкольному возрасту (Л.Р. Голубева, Н.А. Орланова и др.) [8]. Таким образом, успешное овладение навыками построения монологических высказываний возможно при использовании как всех речевых, так и всех познавательных способностей детей, и в то же время способствует их улучшению. Необходимо отметить, что освоение монологической речи возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей формируются языковые средства, совершенствуются средства оформления мысли и построения осознанного речевого высказывания, выбора его формы и содержания. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Обогащается лексический строй речи (расширяется словарный состав языка, увеличивается совокупность слов, употребляемая ребенком), накапливается запас слов, которые являются сходными (синонимы) или противоположными (антонимы) по смыслу, нарастает количество многозначных слов. Монологическая речь, к старшему дошкольному возрасту, достигает довольно высокого уровня. 1.2. Особенности развития монологической речи в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте у ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии, возрастает познавательная активность, развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Важнейшими психическими новообразованиями этого возраста это появление наглядно-образного и начало формирования наглядно схематического мышления. Развитие связной речи происходит постепенно совместно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разные чувства: удовлетворение, огорчение, недовольство, одобрение, а не мысли. Со временем взаимоотношения взрослого и ребенка обогащаются, круг предметов, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни, становится более широким, тем самым, в лексиконе ребенка слова, выражающие эмоции, становятся для малыша тем, что способно назвать предметы и явления, т. е. обретают смысловую оболочку. Именно понимание речи играет большую роль в последующем развитии ребенка, становится начальной стадией развития такой важной функции, как общение. Именно в этом возрасте дети начинают осваивать труднейшую форму сообщения в форме монолога рассказа о том, что увидели, услышали, почувствовали. Под монологом подразумевается связная речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение о различных фактах, событиях, явлениях действительности. Для пересказа и рассказа характерны следующие затруднения: несоблюдение связности и очередности изложения, смысловые пробелы, недостаточно правильный отбор языковых средств, трудности в установлении причинно-следственных связей, взаимосвязи действующих лиц. Исследователи, занимающиеся проблемой развития связной монологической речи В.П.Глухов [12], О.С.Ушакова [6], А.М.Леушина [21], А.М.Бородич [9], А.П.Усова [11], Е.А.Флерина [49] и др. отмечают, что для детей дошкольного возраста также характерны: нарушение связности, пропуски смысловых звеньев повествования, нарушение логической последовательности повествования, незавершенность микротем, длительные паузы на границах фраз, возвращение к ранее сказанному. Выражены лексические затруднения: недостатки в грамматическом оформлении предложений, бедный запас слов, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, ошибки в образовании глагольных форм, дублирование элементов фразы. Классики отечественной педагогики К.Д.Ушинский , Е.И.Тихеева подчеркивали необходимость обучению детей пересказу, рассказыванию. Они предлагали формы и методы обучения монологической речи Самым простым из видов связного высказывания для дошкольников считается пересказ. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи). Пересказ – связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения. Пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении взрослым. При этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний детей. Пересказ способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений, совершенствованию структуры речи, ее выразительных качеств, произношения. Обучение пересказу также способствует развитию восприятия, памяти, внимания. Таким образом, мы выяснили: дошкольники допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения, пользуются однообразными способами связи предложений в тексте, выражены лексические затруднения и т.п. Исследователи, занимающиеся проблемой развития связной монологической речи, подчеркивают необходимость обучению детей пересказу, так как он является самым простым из видов связного высказывания для дошкольников. Пересказ способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений, совершенствованию структуры речи, ее выразительных качеств, произношения. Прежде чем начинать работу по обучению связной монологической речи дошкольников, нужно определить уровень развития связной речи детей на начальном этапе. Данное исследование представлено ниже в экспериментальной части нашего исследования. Ребенок старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит практически все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет достаточный для свободного общения словарный запас до 3500 слов, правильно пользуется грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания. У детей шестого года жизни происходит резкий скачек в развитии, они совершенствуют диалогическую и монологическую речь, становятся активными участниками разговора или беседы, при этом пробуют составить сложные предложения, употреблять эпитеты. В этом огромную помощь может оказать театрализованная игра в детском саду [25]. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Рассказ является наиболее сложным видом монологической речи. Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними. Если описание развивается как бы в одной плоскости и последовательность описываемых явлений в нем не имеет принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологической последовательности обязательно, иначе нарушается смысл повествования. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию (короткое сообщение, дополнение, элементарное рассуждение). Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания, и тогда ее грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему и т.п.). У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать интересные для него события. Ребенок может заучить наизусть большие по объему стихи. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание иллюстраций, если на ней изображены знакомые предметы. В этот период формируется лексическая сторона речи. У детей появляется интерес: рассматривать отдельные объекты, слушать познавательную литературу, наблюдать за предметами живой и неживой природы на экскурсиях. Дети с удовольствием познают о родственниках, их воспоминаниях из детства об играх в которые давно играли [20, С.163]. Старшие дошкольники формируют навыки правильного употребления глаголов при участии взрослых. В повседневном общении при создании речевой ситуации ребенок пытается согласовывать в предложении существительные с числительным, преобразует слова. Дети употребляют в речи сложные формы существительных множественного числа, используют в речи простые и сложные предложения [18, С. 23]. Происходит развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Развитие фонематического слуха ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; могут разделить слова на слоги и определять их последовательность. Соблюдается в речи детей правильное ударение при произнесении слов. Ритм, интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи [18, С. 25]. В старшем дошкольном возрасте отмечается интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Старший дошкольник может самостоятельно пересказать, составить рассказ по серии картинок, составлять элементарные описания, сочинять рассказы и сказки, обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети постепенно переходят от действий с предметами к действию их образами. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать, или пересказать небольшую сказку, рассказ на предложенную тему. Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания, и тогда ее грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога. 1.3 Формы и методы развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста Монологическая речь — это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое. Выделяются три основных вида монологической речи: Описание — это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру. Можно выделить ряд особенностей описания, которые отличают его от других типов монолога. Повествование — тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений. Повествование – это другой тип монолога — существует как самостоятельный тип речи и как интегрированный тип, который может включать в себя описания и рассуждения. Повествование определяется как тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 93 страницы
3200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg