ГЛАВА 1. Теоретические основы о функциях государства и их эволюция.
1.1. Понятие и становление функций государства.
В процессе исторического развития государства функции подвергаются изменениям: некоторые из них исчезают, некоторые — меняют свое внутреннее содержание, другие — появляются снова. Эти изменения всегда обусловливаются в соответствии с определенной исторической эпохой, социально-классовой и экономической сущностью государства и его
6
социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства следует рассматривать учитывая его принадлежность к определенному типу государства.2
В самом процессе реализации функций государства осуществляется целенаправленное влияние на различные аспекты жизни, общественные отношения и связи. При выполнении конкретных функций, государство с помощью проводимых им реформ и преобразований, а так же правового регулирования общественных отношений оказывает воздействие на динамическое развитие общества и его состояние в целом. Осуществляя определенные функции, появляется возможность, как стабилизировать развитие общества, так и усилить в нем его состояние кризиса. С учетом сказанного, можно подметить, что функции государства определяются как сложный механизм воздействия государства на общественные процессы и отношения, который определяет основные направления и структуру его деятельности по управлению обществом.
Изменение содержания функций происходит за счет различных факторов. Таким образом, значительно отличаются функции государства в революционное время и других социальных потрясений от мирного времени. Существует тесная связь между функциями государства с его сущностью и социальным назначением, которая говорит о наличии в содержании функций любого государства как классовых, так и общесоциальных начал. Но все-таки при трактовке функций государства лишь с классовых позиций, им будет придаваться некая искаженность. К примеру, ранее считалось, что в государстве, где общество разделено на классы и группы, которые противостоят друг другу не могут иметься надклассовые общесоциальные функции. И все же, общество является единым социальным коллективом, государственной общностью, которая характеризуется существованием и
7
сотрудничеством правящих и управляемых. Именно поэтому общесоциальная деятельность, которая интересна всему обществу, осуществляется механизмом управления обществом – государством. Например, такой деятельностью является национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств, для разрешения межнациональных конфликтов и др. Устойчивость отношений и связь внутри общества, его единство обеспечивается определенной степенью общественной деятельности. Чем больше проявлений в функциях государства общесоциальных начал, тем проще будет достичь общего компромисса, преодолеть всяческие противоречия, стабилизировать общественные связи.2
Для определения направленности деятельности государства, постановки на определенном этапе общественного развития его целей и задач, служит сущность, социальное назначение государства. Но появление у государства новых функций, не во всех случаях будет предопределено новой характеристикой сущности государства. При изменении сущности государства поменяется и содержание его деятельности, так как сама сущность непосредственно влияет на функции государства. Например, многие функции нашего государства претерпели преобразование, видоизменение, если сравнивать с предыдущими этапами развития Российского государства. Формируются государственные функции на этапах его становления, развития и укрепления.5
Что касается последовательности возникновения функций, то она
5Понятия и признаки функций государства. http://studopedia.ru/2_114199_ponyatie-i-priznaki-funktsiy-gosudarstva.html
8
зависит от определения в обществе в процессе исторического развития задачи поставленных целей. А они, тем самым, зависят и от потребностей общества, и от духовного развития населения, и от экономических возможностей и профессионализма государственного аппарата и т.д. В зависимости от времени, приоритет тех или иных целей и задач государства возрастает, а, следовательно, и различных его функций то же. На определенных этапах все внимание концентрируется в сфере экономики, поэтому экономическая функция является фигурирующей, на других – политическая сфера, где главенствующая роль отводится политической функции государства. Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Какие вопросы решает государство, чем занимаются его органы – все это показывает содержание функций государства.2
Существует множество факторов, оказывающих влияние на содержание государственных функций. Например, это национальные особенности. Особенному влиянию поддаются многонациональные государства. В них присутствует национальное содержание, тесно связанное с национальной культурой, ее сохранением и развитием, национальными традициями, самобытностью и др. Принадлежность к конкретной нации выступает крепким фундаментом общества, не смотря на то, что в современном мире практически исчезли однонациональные государства. Любое государство должно противостоять распаду государственной общности народов на своей территории и способствовать стабилизации общества, находить компромисс между национальными интересами. Огромное влияние так же оказывает научно-технический прогресс, как фактор, воздействующий на содержание функций государства. По идее, государство должно поддерживать фундаментальные науки, разработки открытий и изобретений, но в то же время предотвратить допуск негативных
9
последствий от процессов и результатов научных достижений. Рассмотрим на примере. На данном этапе совершен большой скачок в области медицины: трансплантация человеческих тканей и органов, репродуктивная деятельность, генная инженерия. На ряду с этим, государство обязано защищать людей от противозаконных вмешательств в их жизнь, обеспечивать физическую неприкосновенность, и вместе с этим, ограждать общество от неправильного использования методов лечения, разглашения врачебной тайны, злоупотребления доверия пациентов с помощью установленной ответственности медицинских учреждений. Содержание функций государства зависит и от экологического фактора. Обеспечение защиты прав человека на жизнь и благоприятную экологическую обстановку является обязательством каждого государства. Также информатизация общества оказывает значительное влияние на функции государства. Развитие информационных процессов требуется для формирования независимого общества, его участия в управлении государственными делами, осуществлении контроля за управляющими и, конечно же, обладания правом знать о происходящем в государстве и мире в целом, то есть что конкретно делается в мире, в государстве, в протесте против незаконных решений. Особое воздействие на характер функций государства оказывает и международная обстановка. В последние время усиливается влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов особенно на внутреннюю жизнь государства. Вместе с этим интеграционные процессы достигли высокого уровня, так как наблюдается большая зависимость и связь государств друг с другом. Соотношение сил происходит на мировом уровне абсолютно по-разному: какие-то государства теряют свой авторитет, а какие-то выходят в первые ряды. Все эти факторы безусловно отражаются на деятельности государства как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.1
10
Делая вывод по данному вопросу, следует отметить, что функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни. Существует ряд факторов, перечисленные выше, которые влияют на содержание функций государства, а следовательно их становление и развитие.
1.2. Признаки государственных функций.
На сегодняшний день в литературных источниках не существует единого понятия функций государства. Но общее представление о них вполне можно рассмотреть. Для этого требуется изучение основных признаков государства, которые содержат в себе общие черты и особенности государства как явления, выделяющее их среди иных государственных и негосударственных явлений.
1. Наличие комплексного характера у функций государства. Функции являются лишь основными направлениями деятельности государства, но никак не самой деятельностью или аспектом государственной деятельности. Содержание каждой из них формируется из множества однородных аспектов деятельности государства. Предусматривается сознательная и целенаправленная деятельность государственных органов и всего государственного аппарата в целом.1
2. Социальная нейтральность никогда не характеризует содержание и назначение функций государства. В них всегда выражается и отражается социально-классовая сущность и содержание
11
определенного государства. Сам характер функций зависит не только от типа государства, его социально-классовой природы, сущности и назначения, но и от развития тех целей и задач, которые стоят перед ним на том или ином этапе. При реализации целей их приоритетность в значительной мере зависит от важности и масштабности задач государства. Функции государства являются средством достижения главных целей и решением основных задач, которые в значительной мере зависят от их характерных признаков:
- потребностей и интересов населения;
- экономических возможностей общества;
- нравственного и культурного уровня общества;
- профессионализма государственных служащих и структур и др.5
3. Функции государства должны быть объективны. Они предопределены закономерностью взаимодействия государства и общества, а потому у государства не остается выбора выполнять их или нет. Так как при невыполнении государством надлежащих ему функций, повлечет за собой негативную реакцию в обществе.
4. Функции государства выступают в виде системы воздействия государства на отношения в обществе, и охватывают объем деятельности государства. Также существуют особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), которые обусловлены специфическими методами управления включая властно-принудительный.
5. В функциях государства проявляется его сущность в определенной исторической обстановке. И в течение исторического развития государства его функции так же развиваются.
12
6. Реализация функций происходит практически в повседневной деятельности органов государства.7
Обобщая, хотелось бы отметить, что признаки функций государства помогают нам распознать непосредственно саму функцию, определить ее значение для всего общества на основе содержания самой функции. И все-таки к самым значимым признакам функций государства Н.И. Матузов относит:
1) устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в наиболее важных сферах жизни общества;
2) связь между социальным назначением государства и характеристикой его сущности;
3) направление деятельности государства на достижение целей посредством выполненных задач;
4) формы реализации функций государства.9
1.3. Методы осуществления функций в государстве.
Осуществление государством своих функций протекает в особых формах и специфических методах. Каково внешнее выражение деятельности государства, ее оформление показывают формы реализации функций государства. А методы выступают в роли способов, средств, приемов, используемых при функционировании государства. Профессор В.М. Сырых выделил две формы реализации функций государства: правовые и не правовые. В правовых формах рассматривается механизм правового регулирования, которым и располагает государство.6 К не правовым формам
6Сырых В.М., Теория государства и права. – 6-изд., - М.: ЗАО Юстицинформ, 2012 – с. 28-44
7Хропанюк В. Н., Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 1998, с. 155-157
13
относятся контрольная, идеологическая, воспитательная, информационно-техническая и другие виды деятельности государства. Но как таковых четких критериев для данной классификации не существует, так как, например, осуществление контрольной деятельности государства происходит за счет норм права. Наиболее распространенной классификацией основных форм осуществления функций государства является классификация профессора М.И Байтина, который выделяет правовые и организационные формы. Среди правовых распространены законодательная, управленческая, судебная и контрольно надзорная. Они тесно связаны с изданием юридических актов. Организационные формы в основном осуществляются в пределах уже существующих актов и являются фактическими действиями, которые способствуют осуществлению изданных юридических актов. К таким формам относится создание определенных государственных органов, их структурных подразделений, обеспечение их работы материальными средствами, подбор специализированных кадров, технического персонала в сфере услуг, делопроизводство, статистику и др.8
Длительное время в теории государства и права выделялись лишь методы убеждения и принуждения. Они характеризуются своим эффективным воздействием на развитие общественных отношений, поэтому государство не отказывается от их использования. Но все-таки со временем управление обществом усложняется и требуется разнообразие управленческих методов. Следует выделить основные крупные группы методов, которые помогают государству осуществлять свои функции:
1) метод нормативного правового регулирования;
8Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. – Саратов, 1979. – с. 15.
14
2) метод принуждения, необходимый при нарушении государственно-правовых предписаний;
3) метод рекомендаций, т.е. желательный, рекомендательный вариант поведения с точки зрения государства. Здесь же преобладает метод поощрения, который побуждает следовать рекомендательному методу, стимулирующему полезную деятельность в обществе;
4) метод договорного регулирования приобретает весьма универсальное значение в условиях демократического государства, так как распространяется на все сферы общественных интересов (частную и публичную);
5) методы надзора и контроля. Государство дает право лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, осуществляет деятельность по применению стандартов продукции, работы, услуг, обеспечивает сертификатами, подтверждающими их качество. Прокурорский надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов физическими лицами, государственными органами, должностными лицами, общественными организациями играет большую роль в обеспечении законности, тем самым выполняя охранительные функции прав и свобод человека и гражданина;
6) метод информационного влияния на общество, то есть с помощью донесения до населения о принятых государством решений, ведения идеологической работы, целенаправленно регулируя информационные потоки и т.д. Данный метод относится к косвенным методам воздействия на сознание и деятельность людей. Благодаря информационному влиянию возможно ускорение развития различных социальных конфликтов, а также их локализация и смягчение.1
Подводя итог по методам осуществления государственных функций,
15
следует сказать, что существует возможность выделения и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, которые значительно воздействуют на функционирование государства.
ГЛАВА 2. Виды функций государства.
2.1 Классификация функций государства.
Для того, чтобы упорядочить весь государственно-правовой материал, который был накоплен теорией государства, необходимо подробное изучение эволюции государственных. В юридической науке допускается огромное множество классификаций функций государства. И в основном базовыми критериями для классификации служат: объекты воздействия и сферы государственной деятельности; территориальный масштаб деятельности; методы государственного воздействия на отношения в обществе; само содержание функций; продолжительность их осуществления; правовые формы, в которые они обволакиваются, и др.
По условиям возникновения функции государства можно подразделить на функции, которые вытекают из классовых конфликтов, (подавление сопротивлений низших классов) и функции, выражающиеся в общественных потребностях (обеспечение правопорядка, поддержание экологического фактора и др.).8
По времени действия они подразделяются на постоянные, осуществляемые от имени государства не зависимо от этапа его
9Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2004. - с. 28-30.
16
существования и временные, условие появления которых вызвано особенными условиями развития общества, а прекращение связано с их исчезновением.
По своей значимости функции подразделяются на главные и производные. Главные – это те функции, которые обладают приоритетом на каком-либо этапе. А именно: экономическая, социальная, экологическая функции. К производным относятся те функции, которые носят сопутствующий или обслуживающий характер, это например финансовый контроль, имеющий вспомогательную природу по отношению к экономической и социальной функциям, а так же к функции обеспечения правопорядка и законности.8
Одной из основных можно назвать классификацию, которая базируется на принципе разделения властей. То есть функции можно разделить на: законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенностью этой классификации является то, что в ней отражается механизм реализации государственной власти. Классифицирующиеся функции реализуются в основном не одним органом, а их совокупностью, которые принадлежат к одной из ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной. Конституции РФ закрепляет разделение властей, как один из основных принципов конституционного строя государства. В связи с этим, данной классификации функций государства присуще конституционное обоснование. Однако слова Венгерова А.Б. указывают на следующее: "…Классификация функций, опирающаяся на членение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество,
17
управление, судебная деятельность и т. д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти. Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо разделение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством».3
Делая поверхностную характеристику внутренних и внешних функций государства, необходимо отметить, что от содержания внутренних функций зависит характер целей и задач государства в пределах своих границ, а внешние, обращают внимание на специфические интересы в межгосударственных отношениях. Внешние и внутренние функции, устанавливая единство между собой, тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Это послужило основанием определенным ученым считать такое разделение устаревшим и убеждать, что в любом государстве имеются общие функции, осуществляющиеся как внутри страны, так и за ее территорией. Предлагается иная классификация функций государства, где отсутствует их деление на внутренние и внешние. В ней выделяются пять таких функций: экономическая, политическая, социальная, идеологическая и экологическая. Но все-таки большинство ученых склоняются к классификации функций на внутренние и внешние. Здесь, к внутренним относятся: политическая, экономическая, социальная, налогообложение и финансовый контроль, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. А к внешним функциям относят: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами, в том числе в решении глобальных проблем.1
18
Для обобщения классификации функций следует заметить, что существуют различные мнения как же все-таки разграничивать деятельность компетентных органов, осуществляющих ту или иную функцию, но за основу я взяла последнюю классификацию и рассмотрю ее более подробно в следующих подпунктах. Характеризуя каждую из названных функций, появляется возможность изучить содержание государственной деятельности на современном этапе развития.
2.1 Внешние функции государства.
Внешние функции государства дают характеристику деятельности государства как целостной организации общества, которая обращена вовне его жизнедеятельности и под ними понимается защита населения от нападений извне, активное сотрудничество с другими странами, обеспечение геополитических интересов и т.д.
Стоит отметить, что на данном этапе приоритет обретают международные договоры и общие принципы международного права, а не внутригосударственные законы. Лишь при ослаблении напряженных отношений между государствами, реализация такой функции как интеграция в мировую экономику стала возможной. Ее основанием служит признание взаимозависимости государств. Зависимость государств друг от друга предполагает обширный круг отношений: производственные, торговые, научно-технические, кредитные, транспортные, торговые и др. В установлении стабильности отношений между государствами и сохранении порядка в мире значительную роль играет интеграция в экономику. Но защита от национализации иностранным инвестициям и собственности безусловно нужна. Национализация, как показывает мировая практика, допускается лишь на равных для всех условиях и с учетом равных гарантий. Характеризуется национализация отсутствием дискриминационного
19
характера; осуществлением лишь на основе закона.1
Практически для всех демократических государств, основанием для осуществления оборонительной функции служит принцип поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, который должен отвечать требованиям национальной безопасности. Отсюда следует, что необходимость вооруженных сил появляется для реализации двух задач: 1) защиты независимости и целостности территории государства; 2) обеспечения выполнения международных обязательств. Это дает возможность значительного сокращения военных расходов государства и осуществления в больших размерах конверсии оборонной промышленности. Тем более в современных условиях защищать себя в одиночку практически невозможно. Поэтому в рамках ООН создана система коллективной безопасности государств, т.е. организация совместных мероприятий, исключающая возможность возникновения войн. Функция поддержания мирового порядка включает в себя, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения, осуществление сотрудничества государств в различных сферах, например, борьба с организованной преступностью (в том числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом); а так же регулирование межнациональных конфликтов с помощью мировых сообществ, так как они происходят из-за нарушения прав человека, в частности относительно национальных меньшинств, что, безусловно, требует международного вмешательства. Фундаментом функции сотрудничества является поиск выгодных решений проблем, которые охватывают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международной реакции. К числу глобальных реакций можно отнести всеобщую заинтересованность общества в принятии мер по предотвращению крупных экологических катастроф, перерастающие территориальные пределы одного государства. Существует два главных направления по объединению международных усилий:
20
1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду;
2) рациональное использование природных ресурсов.
Интерес мирового сообщества выражается в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, во всеобщей охране окружающей среды и природных ресурсов от вреда крупного масштаба. Освоение космического пространства, небесных тел; удаление космического мусора, который возникает при многочисленных запусках космических объектах – все это глобальные проблемы, решающиеся на международном уровне. Но человеческое вмешательство в природную систему часто приводило к исчезновению каких-то видов растений и животных. Поэтому генофонд планеты ставится под угрозу. Благодаря всеобщей озабоченности в сохранения различного рода ресурсов (сырьевых и энергетических), которое выступает в роли общечеловеческого достояния, мир пришел к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики определенных государств в сфере энергетики, ископаемого топлива, невозобновимых природных ресурсов.