Актуальность темы заключается в том, что Конституционный Суд Российской Федерации оказывает серьезное влияние на становление и развитие российского права. Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации играет важную роль в обеспечении гарантий их деятельности.
Правосудие – конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.
В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власти. Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Реализация идеи обособленного от других органов государства, ветвей власти, общественных объединений и так далее, существования судебной власти предполагает: во-первых, рецепцию соответствующим государством принципа разделения властей со всеми вытекающими последствиями; во-вторых, ее закрепление на конституционном и законодательном уровнях; в-третьих, формирование самостоятельной, автономной и самоуправляющейся судебной системы или систем вне структур законодательной или исполнительной ветвей власти, вне каких-то иных органов и институтов гражданского общества. Сегодня суд в России – самостоятельный орган в организационном смысле этого слова, он не входит в качестве элемента, ни в какой другой орган государства, общественного объединения или какую-либо систему органов, за исключением собственной.
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.
Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.
Для эффективного осуществления Конституционным Судом своих полномочий необходимо установление особого статуса его судей. Во многом положения этого статуса аналогичны статусу судей всех судов в Российской Федерации, однако, учитывая особую важность Конституционного судопроизводства, существуют и некоторые отличия.
Объектом исследования являются общественные и правовые отношения, возникающие при наделении судьи Конституционного Суда особым статусом.
Предметом исследования выступают теоретические и юридические конструкции, система нормативных актов в сфере сущности определения, регулирующие вопросы правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Целью исследования представленной работы является рассмотрение различных элементов, составляющих статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Задачи работы:
- раскрыть понятие, состав и порядок образования Конституционного суда Российской Федерации;
-проанализировать структуру, организацию и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;
- рассмотреть понятие статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации и установить порядок назначения и избрания судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
-определить конституционно-правовые гарантии и основные принципы статуса судей в Российской Федерации, а так же порядок приостановления и прекращения деятельности судьи Конституционного Суда;
- выявить проблемы обеспечения независимости Судей Конституционного Суда Российской Федерации.
В данной работе использованы такие методы познания как: специально- юридический, сравнительно-правовой, исторический. Вопросы правового статуса судьи Конституционного Суда исследовались в работах ученых, специализирующихся в области конституционного права: Безруков, А.В., Троицкая, А.А., Витрук Н. В., Петров, А.А., Стрекозов, В.Г., Авакьян, С.А., Конюхова, И. А., Шульженко, Ю. Л.; Зорькин, В.Д., Петухов, Н.А., Мамыкин, А.С., Шахрай, С.М. и другие.
Нормативно-правовую базу работы составляют: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Федеральный Конституционный Закон от 21 июля 1994 г. № 1–ФКЗ (в ред. от 6 июня 2014 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1996 N 1–ФКЗ (в ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации», Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (принят Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании 24 января 2011).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и выводов для изучения статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Структура работы. Достижение поставленной цели и решение конкретных задач исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих, семь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.