Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности развития продуктивного копинг-поведения, педагогов работающих с детьми ОВЗ

valeravan 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2022
В настоящее время обществу нужен активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный быстро принимать решения, гармонично взаимодействовать с окружающими, конструктивно решать возникающие проблемы. Поэтому очень важно, чтобы одним из важных личных ресурсов преодоления была самореализация. Это поступательное движение индивида к полноте творческого раскрытия себя, обновление индивидом его личных способностей, проецируемых на реализацию собственного " я " в обществе.
Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России инклюзивный подход к обучению выдвинут в качестве одной из главных стратегий образования. Он рассматривается как один из важных подходов к реабилитации лиц с проблемами в развитии, требующих разработки психологических, педагогических и социальных условий. Одним из актуальных вопросов является формирование продуктивного профессионального копинг-поведения педагогов инклюзивного образования, как средства обеспечения эффективной инклюзии лиц с ОВЗ. Самое важное этой проблемы закреплено в основных положениях: Декларация прав ребенка; Декларация о правах инвалидов; Декларация ЮНЕСКО о мерах в социальной политике; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Концепция нормализации; Концепция «Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», проект «Концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития»; Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования; Конвенция о правах ребенка; Закон РФ об образовании; стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др. [32] Педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек-человек». Существенной особенностью, отличающей труд современного педагога от многочисленной армии работников профессиональной сферы «человек-человек», является одной из самых, трудоемких сфер духовного производства–сферой производства личности. Педагоги, профессиональная и социокультурная группа, находятся в ситуации постоянного ценностного конфликта. Это является одной из основных причин проблем жизнедеятельности, а также проблем в области физического, психического и психологического здоровья педагогов. Проявления эмоциональной нестабильности, представляющей опасность для психического здоровья человека, особенно характерны для педагогов. Возникают эти проявления вследствие ряда причин, в определенных условиях и «трудных» ситуациях. Вместе с тем, очевиден и тот факт, что одинаково неблагоприятные условия и жизненные ситуации, оказывающие роковое воздействие на одних людей, могут иметь незначительный эффект или вовсе не замечаться другими. Возникает вопрос, каким образом, какими способами человек совладает, справляется с трудными ситуациями в своей жизни, как он их разрешает. [27] Проблема психологического совладания со стрессом (копинг) интенсивно изучается в мировой психологической науке (R.S. Lazarus, 1980, 1986; R. Plutchik, 1980; R.H. Moos, A.G. Billings, 1982; R.S. Lazarus & S. Folkman, 1984; S. Endler, D.A. Parker, 1990; M. Perrez, M. Reicherts, 1992). В настоящее время проблема совладающего поведения активно разрабатывается и в отечественной психологии. Так, в работах таких авторов, как Л. Л. Заика и Т. Н. Разуваева, Л. И. Анцыферова, С. К. Нартова-Бочавер, В. А. Бодров, В. В. Знаков, Т. Л. Крюкова, К. Муздыбаев и другие, рассматриваются некоторые проблемы и общие вопросы изучения стресса и совладающего с ним поведения. Активно обсуждается вопрос о методологических основах исследований совладания в работах В. А. Бодрова, Т. Л. Крюковой, В. А. Мазилова и др. Большое число работ посвящено изучению возрастных, культурных и социально-демографических особенностей совладающего поведения. К ним относятся исследования Т.Л. Крюковой, Н. Б. Михайловой, О.А. Москвитиной, Н.А. Сироты и В. М. Ялтонского. Вопрос диагностики совладающего поведения обсуждается в трудах В. А. Бодрова, Л. И. Дементий, Т. Л. Крюковой, С.К. Нартовой-Бочавер. Выявлению ситуационных особенностей, детерминации и ресурсов копинга посвящены работы Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, В. И. Голованевской, Л. И. Дементий, Т. Л. Крюковой, С. К. Нартовой-Бочавер, В. Е. Орла, Ю. П. Поваренкова, А. И. Приходько, Е. А. Сергиенко, Н. А. Сироты и В. М. Ялтонского, Ю. Л. Сорокиной. Кроме того, существует ряд работ, посвященных изучению целостного процесса психологической защиты, в которых копинг рассматривается как один из уровней или компонентов в системе защиты личности. Данный вопрос рассматривается в работах Р. М. Грановской, И. М. Никольской, Л. Ю. Субботиной. Масштабное изучение особенностей готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования было проведено Поникаровой В. Н. в период с 2007 по 2021 гг. Автором был использован комплекс взаимодополняющих методик, направленных на изучение профессионально-важных качеств (ПВК) педагогов инклюзивного образования, профессиональных трудностей в сфере инклюзивного образования, особенности использования индивидуальных копинг-стратегий; механизмы профессионального выгорания и др. Для оценки полученных результатов были условно выделены оптимальный, продвинутый, допустимый и критический уровни готовности к осуществлению инклюзивного образования.[19] Становление, развитие и социализации лица с ОВЗ и ООП подразумевает под собой процесс его образования, неразделимо интегрирующего обучение и воспитание. Именно такое устойчивое представление сформировалось в педагогическом сознании в современных условиях. Человек с ОВЗ и ООП является объектом и субъектом целенаправленного педагогического воздействия. В результате этого происходят изменения в его личности, способствующие его личностному, познавательному и эмоциональному развитию, определение коррекционных и компенсаторных возможностей ребенка с конкретными нарушениями в соответствии с их структурой и социально-личностными условиями их проявления (Н.Н. Малофеев, 2010). Обеспечение модернизации системы образования невозможно без участия высококлассных специалистов в области инклюзивного образования. В связи с этим представляет научный интерес изучение особенностей профессионального поведения педагогов инклюзивного образования. Важной составляющей эффективного функционирования инклюзивного образования является педагогическая составляющая, которая предъявляет определенные требования к деятельности педагогов инклюзивного образования. [30] Проблема исследования – обусловлена необходимостью совершенствования продуктивного копинг-поведения педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья: ? отсутствием модели формирования продуктивного копинг-поведения педагога, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; ? недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования. Объект исследования: особенности развития продуктивного копинг-поведения педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования: копинг-поведение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы (интегрированные, инклюзивные классы). Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования копинг-поведения педагогов, работающих с детьми ограниченными возможностями здоровья. Задачи исследования: - определить понятие «продуктивное копинг-поведения». - исследовать этапы развития продуктивного копинг-поведения. - описать характеристику продуктивного копинг-поведения, педагогов работающих с детьми ОВЗ. Методы исследования: изучения анализ специальной литературы по проблеме исследования и нормативной документации; изучение и обобщение педагогической практики; сравнение, анализ, синтез.
Содержание

Введение 3 1.Теоретические основы развития продуктивного копинг-поведения, педагогов работающих с детьми ОВЗ 1.1 Понятие «продуктивное копинг-поведение» 8 1.2 Этапы развития продуктивного копинг-поведения 12 1.3 Характеристика продуктивного копинг-поведения, педагогов работающих с детьми ОВЗ 14 Вывод по главе 1 23 Глава 2 Формирование копинг-поведения педагогов, работающих с детьми ОВЗ 2.1. Психолого-педагогические подходы к развитию копинг-поведения педагогов, работающих с детьми ОВЗ 26 2.2 Методы диагностики копинг-поведения педагогов 28 Вывод по 2 главе 34 Заключение 38 Список использованных источников 41
Список литературы

1. Алехина, С. В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования / С. В. Алехина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 1(44). – С. 26–32. 2. Абульханова К. А., Богданов Е. Н., Бодалев А. А. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / под ред. А. А. Бодалева. – М.: изд-во института Психотерапии, 2004. 3. Бодров, В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление: монография / В. А. Бодров. – Москва: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с. 4. Булюбаш, И. Д. Психологическая реабилитация пациентов последствиями спинальной травмы / И. Д. Булюбаш, И. Н. Морозов, М. С. Приходько. - Самара: «Бахрах-М», 2011–272 с. 5. Виноградова Л. В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций//Психологический журнал. – 2004. – №6. – С. 21–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17699162 6. Водопьянова Н. Е., Капустина А. Н. Копинг-Стратегии как фактор профессиональной адаптации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Журнал. 2015. 1 том 5. 7. Волков, А. А. Особенности стрессоустойчивости педагога / А.А. Волков, О.В. Чурсинова, Е.Д. Салгалов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 6. С. 244–248. 8. Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – vi, 114 с. 9. Денисова О. А., Леханова, О.Л., Поникарова В. Н. Концептуальные основы подготовки педагогов инклюзивного образования // Дефектология. – №3. – 2012. – С. 81–90. 10. Денисова, О. А. Особенности копинг-поведения педагогов в условиях построения инклюзивного образовательного пространства / О. А. Денисова, В. Н. Поникарова // Специальное образование : Материалы IX Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 24–25 апреля 2013 года / Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург: Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2013. – С. 105–108. 11. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука,1974. С. 15234. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. 2012. № 9. С.243–246. 12. Ким Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Наука без границ. Журнал. 2017. №6 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-stressa-v-professionalnoy-deyatelnosti 13. Куприянов, Р.В. Психодиагностика стресса: практикум/ Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина // М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с. 14. Лазарус Р. Психологический стресс и процесс совладания с ним. М.: Наука, – 1998. –343–457 с. 15. Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности: Монография / Под ред. В. Г. Маралова, Н. В. Гольцовой. – Череповец, 2014. 16. Найденова С. В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия // Современные инновации. Журнал. 2015. №2 17. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. –1997. – № 4. – с. 45 18. Покудина, Т. Н. Особенности копинг-поведения и педагогической толерантности педагогов ДОУ в сфере инклюзивного образования / Т. Н. Покудина, В. Н. Поникарова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии : Материалы XI Международной научно-практической конференции в рамках Объединенной научно-практической конференции , Череповец, 12 октября 2018 года / Под редакцией О.А. Денисовой. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019. – С. 155–158. 19. Покудина Т.Н., Лебедева А. А., Поникарова В. Н. Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогов группы риска // Специальное образование: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф., 26–27 апр. 2017 г. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. – Т. I. –с.114-116 20. Поникарова, В. Н. Система формирования копинг-поведения специалистов / В. Н. Поникарова // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии : Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии, Ялта, 08–10 октября 2019 года / под редакцией Коврова В.В.. – Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. – С. 443–447. 21. Поникарова, В., Погорелова Т. Модель педагогического сопровождения детей с ОВЗ: моногр. / В. Поникарова, Т. Погорелова - Германия: Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing (2016–07–22), 2016. – 209 с. 22. Поникарова В. Н. Личностно-ориентированные технологии формирования готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования // Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности: Монография / Под ред. В. Г. Маралова, Н. В. Гольцовой. – Череповец: ЧГУ, 2014. – С. 256–275. 23. Поникарова, В.Н. Специфика психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования: моногр. / В. Н. Поникарова – Череповец: ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», 2016–132 с. 24. Поникарова В. Н. Психологические особенности совладающего поведения у педагогов-дефектологов в контексте проблем обеспечения безопасности профессионального развития личности // Психологическая коррекция как фактор обеспечения развития личности / Под общ. ред. В.Г. Маралова. – Череповец: ЧГУ, 2012. – С. 305–334 25. Поникарова В.Н. Сравнительное изучение профессионального копинг-поведения педагогов-дефектологов: Монография. – Череповец: ЧГУ, 2011. 26. Поникарова, В. Н. Формирование копинг-поведения педагогов: система развивающей работы / В. Н. Поникарова, Т. Н. Покудина // Инновационные процессы в науке и образовании: сборник научных статей / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 13–21. 27. Поникарова В. Н. Изучение профессионального копинг-поведения педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию Вестник Череповецкого государственного университета 2011 • № 4 28. Поникарова, В. Н. Диагностика и прогнозирование риска непродуктивного копинг-поведения педагогов инклюзивного образования / В. Н. Поникарова // Череповецкие научные чтения - 2015 : материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях, Череповец, 11–12 ноября 2015 года / Ответственный редактор: Н.П. Павлова. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. – С. 196–198. 29. Поникарова, В. Н. Педагогика копинг-поведения / В. Н. Поникарова. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2021. – 248 с. 30. Поникарова В. Н. П 56 Профессиональное копинг-поведение педагогов инклюзивного образования – модель и технологии сопровождения. Монография / Валентина Николаевна Поникарова – Канада, Гамильтон, Издво Accent Graphics Communications & Publishing, Premier Publishing. 2018. – 188 с 31. Поникарова, В. Н. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода в формировании копинг-поведения педагогов / В. Н. Поникарова, Т. Н. Покудина // General question of world science : Collection of scientific papers on materials VII International Scientific Conference, Brussel, 30 марта 2019 года. – Brussel: "Наука России", 2019. – С. 31–34. – DOI 10.18411/gq-30-03-2019-07 32. Поникарова В. Н. Динамика готовности педагогов к инклюзивному образованию: этапы, особенности и тенденции: монография / Поникарова В. Н., — 2019., Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», — 122 с. 33. Поникарова, В. Н. Сравнительный анализ типологии копинг-поведения педагогов на разных уровнях профессионального образования / В. Н. Поникарова // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 71–5. – С. 117–122. – DOI 10.18411/lj-03-2021-193. 34. Поникарова В. Н., Брагина В. Д. Психологические особенности совладающего поведения педагогов-дефектологов на разных этапах их профессионального становления Монография [Текст] / В. Н. Поникарова, В. Д. Брагина – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ,2010 – С. 31-107. 35. Поникарова, В. Н. Рабочая тетрадь как средство формирования готовности к осуществлению инклюзивного образования / В. Н. Поникарова // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 11 марта 2017 года. – Екатеринбург: Инновационный центр развития образования и наук, 2017. – С. 43–45. 36. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с. 37. Синявская, А. А. Технологии формирования инклюзивной готовности будущих педагогов / А. А. Синявская // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 сентября 2016 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г. Ю.), 2016. – С. 137–141. 38. Станибула С.А. Копинг-Стратегии: развитие в онтогенезе [Электронный ресурс] // Развитие личности. Журнал. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-razvitie-v-ontogeneze 39. Ташлыков, В.А. Психология лечебного процесса / В.А. Ташлыков. – Л., 1984. 40. Труфанова Т. А. Управление профессиональными стрессами: современные методы и подходы // Социально-экономические явления и процессы. Журнал. 2016. 8 том 11 41.Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография [под ред. И.В. Андулян]. - Уфа: Аэтерна, 2016. – 208 с. 42. Теоретические основы и диагностика копинг-поведения личности: учебное пособие: [16+] / сост. Л.И. Дементий, А.Ю. Маленова ; Министерство образования и науки РФ, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. – Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2016. – 104 с. 43. Уварина Н.В. Социальный аспект проблемы классификаций психолого-педагогических концепций развития личности // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управление образовательными системами (25 января 2017 г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова, в 2 ч.. Ч 2 – М.: МПГУ, 2017. –313–320 с.. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32410260 45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. 46. Шац, И.К. Анализ общих и специфических причин профессионального стресса у педагогов / И.К. Шац // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. №3. Т. 5. С. 40–48.
Отрывок из работы

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ, ПЕДАГОГОВ РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ ОВЗ 1.1 Понятие «продуктивное копинг-поведение» В настоящее время под термином «копинг» принято понимать всю совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, которые человек использует для того, чтобы справиться с трудностями повседневной жизни. Термин «копинг» впервые появился в психологической литературе в 1962 г. Л. Мэрфи использовал для описания способов, которыми пользуются дети для преодоления возрастных кризисов. Чуть позже, в 1966 году, достаточно обширное исследование и описание осознанных способов совладания со стрессом провел Р. Лазару в своей «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним»). Р. Лазарусу определяет «копинг» как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [29].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 72 страницы
1000 руб.
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg