Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы (на примере УФСИН России по Республике Дагестан)

valeravan 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2022
Реформирование российской уголовно-исполнительной системы, базирующееся на принципах законности, гуманизма и соблюдения прав человека, повышает роль пенитенциарных психологов в реализации группового и индивидуального подхода к исправлению осужденных. Тем самым актуализируется исследование проблемы агрессивного поведения осужденных мужского пола с длительными сроками наказания и применение в работе с ними современных психокоррекционных программ.
Введение

Актуальность исследования. Одним из основных направлений концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года является обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы. Укрепление правопорядка и законности в исправительных учреждениях, исправительных центрах, изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, и следственных изоляторах[1, с.3]. Вопросы, связанные с человеческой агрессией, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. Агрессивное поведение осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы, как черта личности, находится в центре внимания многих отечественных и зарубежный ученых. Проявление агрессивности у осужденных, отбывающие длительные сроки, выражается в таких нарушениях режима, как: • Побеги, нарушения режима отбывания наказания, неповиновение сотрудникам исправительного учреждения (далее ИУ); • Суициды, демонстративно-шантажное поведение, депрессивное состояние; • Конфликты и групповые эксцессы; • Приобретение и употребление спиртных и наркотических веществ и т.д. Все вышеперечисленные нарушения приводят к затруднению нормального функционирования ИУ, крайне негативно влияют на оперативную обстановку, а также создают напряженный ритм жизнедеятельности у сотрудников. Особое внимание необходимо уделить социально-психологическому климату в ИУ и особенностям общения между «осужденный-осужденный» и «осужденный-сотрудник». Именно проявление различных форм агрессии, не только на осужденных, но и на сотрудников, является одной из самых актуальных проблем в местах лишения свободы. Психологический подход к этой проблеме дает возможность выявить причины и природу (факторы) агрессивного поведения и найти пути профилактики и коррекции. В последние годы в материалах уголовных дел все чаще встречаются формулировки, отмечающие характер совершенных преступлений «с особой жестокостью», «с причинением жертве особых страданий». Совершение тяжких, а так же рецидивных преступлений во многом ведет к увеличению численности осужденных с длительными сроками лишения свободы. Как следствие, трансформируются и социально-психологические особенности среды исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), где среди осужденных мужского пола все чаще отмечаются случаи агрессивного поведения. В связи с вышеперечисленными факторами исследование агрессивного поведения, а так же разработка программы коррекции данного поведения является актуальным на данном этапе развития УИС. Степень разработанности проблемы исследования. Значительная часть теоретических работ зарубежных ученых посвящена рассмотрению сути и детерминант агрессивного поведения человека, но преимущественно акцент в них делается на описание его видов с биологических, социальных или психологических позиций. Так А. Басс ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения [16, с.5]. Р. Бэрон и Д. Ричардсон рассматривают агрессию как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов [23, с.147]. В отечественной психологической литературе проблему агрессивного поведения личности разрабатывали Ю.М Антонян, И.П. Башкатов, С.Н. Ениколопов, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, Л.М. Семенюк. Анализом факторов и психологических механизмов формирования агрессивных реакций занимались К.Е. Игошев, А.Ф. Зелинский, С.А. Завражин, В.М. Поздняков, А.Р. Ратинов, В.В. Романов. Альберт Бандура основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии [ 23,с.152 ]. Об агрессии как о поведенческой особенности, говорили Л. Бендер, Л. Берковитц, Х. Дельгадо. В настоящее время научных работ, прямо и косвенно посвященных изучению специфики особенностей проявления агрессии у сотрудников УИС с различным стажем работы явно недостаточно для обеспечения целостного системного подхода в профилактической и психокоррекционной работе с ними. Объект исследования: агрессивное поведение осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы. Предмет исследования: психологические особенности агрессивного поведение осужденных мужского на разных сроках отбывания наказания. Цель исследования: выявить особенности проявления агрессивного поведения у осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы и разработать программу его коррекции с выработкой рекомендаций по профилактике проявления агрессии. Гипотеза исследования: предполагается, что ключевым фактором проявления агрессии осужденных является срок отбывания наказания. Уровень агрессии осужденных проявляется тем больше, чем больше срок отбывания наказания. В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ актуальных подходов к проблеме агрессии в трудах отечественных и зарубежных ученых. 2. Описать и рассмотреть специфику диагностики и коррекции агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы. 3. Организовать проведение эмпирического исследования агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы. 5. Провести анализ результатов исследования агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы 2.3. Разработать и апробировать психокоррекционную программу, направленную на коррекцию проявлений агрессии, в поведении осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы. Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы отечественной психологии: деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); принцип системности изучения личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов). Работы ученых рассматривавших подходы к изучению агрессии (З. Фрейд, С.Ф. Сироткина, Йозеф Брейер,И. А. Фурманов, Дж. Доллард, А. Бандура, А. Басс). Труды ученых изучающих факторы, способствующие формированию агрессивного поведения(О. С. Степановой, Ривман Д.В. Организация и методика исследования. Исследование было проведено в три этапа. На информационно-аналитическом этапе исследования осуществлялся анализ психологической литературы по выбранной проблематике. На эмпирическом – непосредственное проведение эмпирического исследования, анализ и обработка полученных в ходе исследования результатов. На обобщающе-внедренческом – осуществлялась разработка и внедрение в практическую деятельность психокоррекционную программу, направленную на коррекцию проявлений агрессии, в поведении осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы Исследование психологических особенностей агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы проводилось на базе ФКУ ИК- 2 УФСИН России по Республике Дагестан В исследовании приняло участие 45 осужденных, мужского пола, со сроками заключения от 10 до 25 лет. Для решения поставленных задач мы использовали следующий психодиагностический инструментарий: наблюдение; беседа; психодиагностическое тестирование с помощью проективной методики М. Люшера «Метод цветового выбора», «Опросник исследования уровня агрессивности» А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой), методика «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко); методы математической статистики. Научная новизна исследования состоит в том, что расширено представление об особенностях проявления агрессии осужденными мужского пола, а так же разработана и внедрена в практическую деятельность психокоррекционная программа по коррекции агрессивного поведения осужденных при длительных сроках лишения свободы. Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные расширяют понятия о проблеме агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы. Результаты исследования дополняют теоретические знания о видах, причинах и способах коррекции проявления агрессивного поведения, так же внося вклад в уже имеющиеся знания по вопросам психологии агрессивного поведения осужденных в пенитенциарной системе. Практическая значимость исследования. В работе предложены психодиагностические методики для изучения агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы; разработанная психокоррекционная программа позволяет корректировать агрессивные формы поведения осужденных. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Большинство осужденных мужского пола имеют повышенный индекс агрессивного поведения при длительных сроках лишения свободы на разных этапах отбывания наказания и реализует деструктивное начало, которое необходимо корректировать. 2. Проведение психокоррекционной программы, направленной на снижение агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы, способствует повышению социальной дезадаптации осужденных, коммуникативных навыков и волевых качеств личности. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя пять параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Содержание

Введение ………………………………………………………………...…3 Глава 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА ПРИ ДЛИТЕЛЬНЫХ СРОКАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ………………...9 1.1. Актуальные подходы к проблеме агрессии в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………9 1.2. Психологические особенности агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы………………………….............................................................................19 1.3. Организации эмпирического исследования агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы…………………………………………………………………………….27 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА ПРИ ДЛИТЕЛЬНЫХ СРОКАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……………………………………………………….34 2.1. Анализ результатов исследования агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы ……34 2.2. Психокоррекционная программа, направленная на коррекцию проявлений агрессии в поведении у осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы………………………………………….47 Заключение ………………………………………………………............53 Список использованной литературы………...……………………….55 Приложения…………………........………................................................62 .?
Список литературы

1. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации: от 29.04.2021 № 1138 – р. 2. Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно - исполнительной системы: приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 12 декабря 2005 г. № 238 3. Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 152 c. 4. Агрессия - одна из форм защиты «Я». Интервью Е. Клещенко с С. Н. Ениколоповым // Химия и жизнь. 2006. № 10. С. 12-15. 5. Агрессия. - М.: Питер, 2017. - 330 c 6. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112. 7. Альберт Эллис, Реймонд Чип Тафрейт / Управление гневом. Как не выходить из себя, спокойно реагировать на всё и справиться с самой разрушительной эмоцией - М., 2021 -240 с. Переводчик: О. Ю. Чекчурина 8. Андриянова, М. В. Вербальные и невербальные индикаторы агрессии / М. В. Андриянова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2021. – № 12(854). – С. 9-17. 9. Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество. С. 109. 10. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). М., 1975. С. 112 11. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. 336 с. 12. Арпентьева, М. Р. Новые психотерапевтические подходы в работе с заключенными / М. Р. Арпентьева // Советник юриста. – 2018. – № 1. – С. 4-16. 13. Бандура, А. Подростковая агрессия. / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Речь, 2008. – 189 с. 14. Басс А.Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. М.: ТЦ Сфера, 1967, №3. -204 с. 15. Башкатов И.Л. Притеснение: обидчики и обиженные // Социс, 2002. - №12. 16. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березин. – СПб., 2012. - 267 с. 17. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Питер, 2014– 512 с. 18. Бочкова, Ю. Ю. Агрессивность и границы "Я" в межличностном общении у психически здоровых и больных шизофренией. / Ю.Ю. Бочкова. учебное пособие / Бочкова Юлия Юрьевна, Реверчук Игорь Васильевич, Моллаева Наида Раджабовна ; - Махачкала : ИПЦ ДГМУ : АЛЕФ, 2021. - 279 с 19. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. - М., - 2011– 544 с. 20. Буданов, А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. / А.В. Буданов. – М.: Юристъ, 2011. – 114 с. 21. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. - 352 с. 22. Васильев, В.Л. Юридическая психология. / В.Л. Васильев. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с. 23. Вильфинг, Х. Система социальных мер в Австралии по предупреждению насилия в семье / Х. Вильфинг // Психологический вестник. – 1996. – No 2. – С. 45-53. 24. Гайдай, М. К. Агрессия как особая черта поведения несовершеннолетних в пенитенциарии / М. К. Гайдай, Н. С. Новолодская // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 6(145). – С. 334-335. 25. Гиллихан Сет Дж., Тревога, гнев, прокрастинация. 10 стратегий для самостоятельной работы : пособие / Сет Дж Гиллихан - «Издательство «Эксмо», 2020 © Цветкова А., перевод на русский язык, 2020 26. Грановская, А.М. Элементы практической психологии. / А.М. Грановская. – М.: ЮНТИ-ДАНА, 2007. – 345 с. 27. Диденко, А. В. Характеристика проагрессивных факторов, влияющих на агрессивное поведение осужденных, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы за сексуальные преступления / А. В. Диденко, О. М. Писарев, Е. А. Мальцева // Психология и право. – 2021. – Т. 11. – № 1. – С. 48-62. 28. Дмитриева, М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации. / М.А. Дмитриева. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / под. ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2010. – С. 43-61. 29. Ениколопов С. Н., Ерофеева Л. В., Соковня И. И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. М.: Просвещение, 2002. 158 с. 30. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психол. журн. 2007. Т. 28, № 1. С. 115-124. 31. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии.//Прикладная психология, 2011, №2. - С.60 - 72. 32. Зинченко, В.П. Психологический словарь. / В.П. Зинченко. – М.: Педагогика-Пресс, 2011. – 200 с. 33. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2015. - 157 c. 34. Ильиных, Н. А. О некоторых особенностях агрессивности тубинфицированных осужденных / Н. А. Ильиных // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7(185). – С. 480-484. 35. Кернберг, О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. / О.Ф. Кернберг. – М.: Центр, 2000. – 120 с. 36. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2011. - 160 с. 37. Конфликтология: учеб. пособие / ред. А.Я. Гуськов. – М.: Проспект, 2019. – 235 с. 38. Кудрявцев, И. А. Криминальная агрессия / И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова. - Москва: Мир, 2015. - 192 c. 39. Лебедев В.И. Личность человека в экстремальных условиях. – М.: Наука, 2013. – с. 186. 40. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А.Н. Леонтьев. – Пермь: Мысль, 2009. – 310 с. 41. Лоренц, К. Агрессия, или так называемое зло / К. Лоренц. – М. : АСТ, - 2021. - 416 с. Перевод Федоров А. 42. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2013. – 592 с. 43. Михайлова О.Б., Сафи С.М., ШептураА.В. Агрессивность личности: основные подходы и перспективы в изучении// Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5 44. Недялкова, Й. М. Индивидуальные особенности личности осужденного (результаты психологического исследования) / Й. М. Недялкова // Пенитенциарная наука. – 2021. – Т. 15. – № 2(54). – С. 321-327. 45. Новиков, А. В. Феномен пенитенциарной агрессии в субкультуре насилия. Разрешение проблемы контроля различных видов агрессии у осужденных / А. В. Новиков, Д. Н. Слабкая // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. – Т. 9. – № 1-1. – С. 81-87. 46. Нуркова, В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Юрайт, 2011. – 575 с. 47. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001. С. 129. 48. Палагина, А. О. Формы проявления агрессии по классификации А. Басса в русской классической литературе / А. О. Палагина. — 2019. № 4 49. Побегайло Э.Ф. Психологические детерминанты криминальной агрессии // Уголовное право. 2002. № 1. С. 101–107. 50. Поликарпова, М. Ж. К вопросу о генеалогии агрессии и насилия в среде несовершеннолетних осужденных / М. Ж. Поликарпова // Синергия Наук. – 2018. – № 22. – С. 1654-1658. 51. Понкратова, В. С. Формы воздействия на различные категории осужденных: психологический аспект / В. С. Понкратова // Прикладная юридическая психология. – 2020. – № 4(53). – С. 73-77. 52. Потапова, Р.К. Вербальная стуктура коммуникативного акта агрессии: Тематический толковый словарь / Р.К. Потапова, Л.Р. Комалова. - Москва: Огни, 2019. - 222 c. 53. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб.пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с. 54. Ратинов А.Р. К ядру личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981. С. 87 55. Реан, А.А. Психология развития личности / А.А. Реан. – М.: АСТ, 2018. – 384 с. 56. Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. / Д.В. Ривман– СПб.: Питер, 2006. – 240 с. 57. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль./ Т.Г. Румянцева. // Вопросы психологии. – 2006. - №4. – 35 с. 58. Рыбников, О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник / О. Н. Рыбников. - М. : Академия, 2014. - 336 с. 59. Сальникова О. Ю.; Психологические особенности возникновения посттравматических стрессовых состояний у сотрудников уголовно – исполнительной системы в различных условиях служебной деятельности: авторефер…дис.кан. пс наук. – Рязань:2010. – 1 с. 60. Сапольски Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки / Роберт Сапольски – А.:, 2019, - С- 766 61. Синицына, Л.В. Общие детерминанты развития склонности у части сотрудников коллективов ОВД к совершению административных деликтов. / Л.В. Синицына. // Российский следователь. – 2010, №10. – 80 с. 62. Собчик, Л. Н. Криминологические аспекты агрессивности / Л. Н. Собчик, Б. А. Спасенников, С. В. Кулакова // Психология и право. – 2022. – Т. 12. – № 1. – С. 209-225. 63. Соснин, В. А. Психология массового поведения / В.А. Соснин. - М.: Форум, Инфра-М, 2019. - 160 c. 64. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие. / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. 65. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993. С. 48 66. Тарновский, А.А. Психология профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях: практич. пособие / А.А. Тарновский. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2013. - 68 с. 67. Урутина, Т.М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т.М. Урутина, С.О. Щелина. // Молодой ученый. — 2020. — №15. — С. 558-563. 68. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм / АТС – 2020. - С736 69. Черникова, Е. Е. Психологическое сопровождение осужденных, состоящих на профилактическом учете как склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов / Е. Е. Черникова // Формы и методы психологической работы со спецконтингентом и персоналом : материалы V Межведомственного круглого стола, Псков, 29 ноября 2019 года. – Псков: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Псковский филиал, 2019. – С.87. 70. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности. 2019. - 68 с. 71. Шестакова, Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности. / Е.Г. Шестакова. Л.Ф. Дорфман. // Образование и наука. – 2020. - №7(64). –С. 51-66. 72. Штефан, Е. Ф. Страхи относительно своего будущего, у осужденных, больных туберкулезом / Е. Ф. Штефан // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – № 6. – С. 41 73. Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive drivе // Psychological Review. 1970. Vol. 71 74. Transmission of aggression through imitation of aggressive models. Bandura, A., Ross, D., & Ross, S. (1961). Journal of abnormal and social rsychology, 63, 575-58 75. Zilmann D. Hostility and Aggression. NY, 1986. Р. 361.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА ПРИ ДЛИТЕЛЬНЫХ СРОКАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 1.1. Актуальные подходы к проблеме агрессии в трудах отечественных и зарубежных ученых Для понимания сущности агрессии и агрессивности личности необходимо знать содержательную сторону этого феномена. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы, например такие, как А. Басс, Мацумото, предпочитают давать этому термину негативную оценку и трактуют его как любая форма поведения, направленная на то, чтобы причинить физический или психологический вред другому человеку[1, с.16]. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. А. Басс в 1961 году предложил свое определение агрессии, в котором агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [1, с.12]. Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным является ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными А. Бассом в 1976 году. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Так же Басс разделил агрессию на враждебную и инструментальную.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 65 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg