Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества.
В сознании великих мыслителей человечества исторически вызревала и находила выражение идея о мудрости, свободе и достоинстве человека. Замечательные мысли и суждения оставили нам Платон, Аристотель, мыслители более позднего времени. Платон утверждал: «Мудрому не нужен закон – у него есть разум», что следует толковать в связи с другими идеями мыслителя о лучшем устройстве государства, в котором правят философы, мудрейшие люди, разрабатывающие справедливые законы. Ф. Рабле в философском романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», описывая уклад жизни членов Телемской обители, отмечал, что «вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению», а устав обители состоял из одного правила: «Делай, что хочешь». Конечно, в этом правиле получила выражение идея просвещенного индивидуализма.
На Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях». (апрель, 2010) в которой приняли участие представители образовательных учреждений и научных организаций, государственных органов управления и общественных организаций, отмечены важность роли права в социализации учащихся и неудовлетворительный уровень правового просвещения в российских школах. (СНОСКА)
В мае 2011 г. Президент Российской Федерации Д. Медведев утвердил Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Особое внимание в этом документе, уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.
11 декабря 2021 года на заседании Совета по правам человека и гражданскому обществу при президенте России В.В. Путин заявил, что необходимо обратить внимание на рост детской преступности, на усиление правового воспитания в школах.
Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки право послушного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности
Просвещение – это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.
Правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания, сформированные правовые эмоции, убеждения и правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения. Развитие информационно-правовой грамотности человека, его способности ориентироваться в правовой ситуации, принимать правильные решения в соответствии с законом является основным содержанием правовой культуры личности.
Знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Именно в этом возрасте закладываются не только основы знаний, но и формируются нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности.
Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием правовых документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотна в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе.
Актуальность избранной темы определяется важностью правового воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития общества. На исследование вопросов в сфере правового воспитания обращают внимание, как педагоги, так и юристы. Проблема в том, что в настоящий момент одной из значимых задач предъявляется становление гражданского общества, обязательных условиями которого является расширение и углубление правовых знаний граждан в целом и молодежи в частности, преимущество правового поведения, господство прочных правовых традиций, преодоление правового нигилизма.
Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правосознание – один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности.
Проблема исследования: поиск эффективных форм и методов работы по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста для того, чтобы поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан.
Цель исследования: теоретически проверить, изучить и повысить эффективность правового воспитания через метод проектов
Объект исследования: процесс правового воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: метод проектов в правовом воспитании детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: формирование правового воспитания обучающихся начальной школы путём метода проектной деятельности если, учитель будет использовать метод проектов (беседы, викторины и т.п.).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы содержания форм и методов правового воспитания.
2. Рассмотреть научные основы метода проектов
3. Проанализировать теоретические основы правового воспитания и детей младшего школьного возраста.
4. Выявить содержание правового воспитания у учащихся младших классов.
5. Провести эксперимент и дать рекомендации по использованию метода проекта в правовом воспитании детей младшего школьного возраста.
Методология исследования: личностно-ориентированный подход.
База исследования: МКОУ Уйская СОШ им. Александра Ивановича Тихонова, села Уйского, Уйского района.
Практическая значимость: заключается в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы окажут помощь в организации и проведении правового воспитания в начальной школе. Предложенная методика проектной деятельности может использоваться в практической работе учителя начальных классов.
Методы исследования: анкетирование, эксперимент (формирующий, констатирующий), анализ полученных результатов синтез, индукция и дедукция полученных результатов исследования.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и два приложения.