Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Образовательные ситуации как средство развития интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет

Workhard 660 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.07.2022
ВВЕДЕНИЕ Актуализация проблемы развития интереса к школе у детей 6-7- лет вызвана комплексом проблем, которые характерны для современной системы общего образования. В первую очередь формальностью процесса преемственности между дошкольной и начальной ступенью образования. Концептуальный разрыв между федеральными государственными образовательными стандартами выделенных ступеней образования не позволяет четко определить цели взаимодействия педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов. Это приводит к рассогласованности действий, связанных с решением задач перехода ребенка из детского сада в школу. Как показывает анализ массовой практики, в детском саду акцент делается на развитие специальной готовности к школьному обучению: детей учат читать, писать, считать, выполнять задания в рабочих тетрадях, моделируют на занятиях элементы урока, что, в дальнейшем дублируется на этапе первого класса. В результате такой совместной деятельности интерес к школьному обучению значительно снижается уже в первой четверти первого класса [11]. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделены результаты дошкольного образования, благодаря сформированности которых дети будут более успешны на этапе школьного обучения. К таким значимым результатам относятся: способность проявлять самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; обладание монологической речью, наличие любознательности и т.п. Однако, не все дети, начинающие обучение в школе, готовы к новому этапу своей жизни. Многие так и не представляют, чем школа отличается от детского сада, кто такой учитель, какие виды деятельности, задания, проекты могут быть предложены ребенку в школе. В детском саду все меньше уделяют внимание развитию интереса к школьному обучению, что приводит к очень поверхностным представлениям ребенка о школьной жизни, не стимулирует его познавательную активность в выделенном направлении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья, переживания, связанные с освоением новой роли ученика, многие не готовы к изменению образовательного пространства – обучение в классе, посещение школьной библиотеки, физкультурного зала, бассейна, столовой и т.п. [18]. Очевидно, что, если бы заранее, на этапе дошкольного образования были бы созданы условия для стимулирования интереса к школе и школьному обучению многих трудностей можно было бы избежать. Вопрос развития готовности к школьному обучению неоднократно поднимался в исследованиях Н.Е. Вераксы, Н.И.Гуткиной, О.М. Дьяченко, В.И. Слободчикова, Г.А.Урунтаевой, Т.И. Бабаевой и др. Представления о структуре школьной готовности изложены в работах А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, М.И.Лисиной и др. В работах отечественных авторов (А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, Н.И. Гуткина, О.А. Карабанова, Т. С. Комарова, Т.Н. Доронова, и др.) исследовался генезис отдельных компонентов учебной деятельности и пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Вместе с тем за последние 5 лет практически не исследовался вопрос о развитии интереса к школьному обучению у современного дошкольника [3,4,12, 16]. Возникает явное противоречие между необходимостью развития интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста как ведущего механизма успешности школьного обучения и недостаточностью реализации данной задачи педагогами дошкольных образовательных организаций. В этом смысле проблема интереса и психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. По нашему мнению, осуществлять развитие интереса посредством образовательных ситуаций на сегодня особенно эффективно. Именно образовательные ситуации в развитии интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет, то есть серия специальных занятий (поисковые и исследовательские ситуации), помогают развить интерес к обучению в школе. Исходя из всего вышесказанного, тема исследования является весьма актуальной. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать цикл образовательных ситуаций для детей 6-7 лет, способствующих развитию интереса к школьному обучению. Объектом исследования являются процесс развития интереса к школьному обучению у старших дошкольников. Предметом исследования являются образовательные ситуации, способствующие развитию интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что: Процесс развития интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет будет более эффективным, если разработать цикл образовательных ситуаций, где: -содержание образовательных ситуаций учитывает информационные потребности детей, связанные с современной школой, -формами реализации образовательных ситуаций становятся групповые формы работы, что позволяет детям совместно решать познавательные задачи и поддерживать интерес к школе, -выделены наиболее результативные форматы взаимодействия с семьями воспитанников в ходе развития у детей интереса к школе. Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности развития интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет. 3. Создать цикл образовательных ситуаций, способствующих развитию интереса к школьному обучению у детей дошкольного возраста 6-7 лет. Цель и задачи исследования определили структуру работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Теоретическая основа исследования. Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования интереса дошкольников к школе привлекает многих исследователей. Значимыми для нашего исследования являются работы, характеризующие интерес к обучению как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец); связанный с побуждением к деятельности (И. Ф. Харламов); связанный с отношением человека к миру, с мотивированным состоянием характера (Р. С. Немов, А. В. Петровский). Методология и методы исследования. В ходе осуществления работы по написанию ВКР применялись различные общенаучные методы познания, отбор которых объясняется спецификой объекта и предмета исследования, а также установленными целью и задачами. Среди них: системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, методы эмпирического уровня. Практическая значимость работы состоит в создании цикла образовательных ситуаций, направленных на развитие интереса старших дошкольников к школе. Эта работа может быть полезна воспитателям подготовительной группы детских садов и учителям начальной школы для использования в практической деятельности. ?
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуализация проблемы развития интереса к школе у детей 6-7- лет вызвана комплексом проблем, которые характерны для современной системы общего образования. В первую очередь формальностью процесса преемственности между дошкольной и начальной ступенью образования. Концептуальный разрыв между федеральными государственными образовательными стандартами выделенных ступеней образования не позволяет четко определить цели взаимодействия педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов. Это приводит к рассогласованности действий, связанных с решением задач перехода ребенка из детского сада в школу. Как показывает анализ массовой практики, в детском саду акцент делается на развитие специальной готовности к школьному обучению: детей учат читать, писать, считать, выполнять задания в рабочих тетрадях, моделируют на занятиях элементы урока, что, в дальнейшем дублируется на этапе первого класса. В результате такой совместной деятельности интерес к школьному обучению значительно снижается уже в первой четверти первого класса [11]. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделены результаты дошкольного образования, благодаря сформированности которых дети будут более успешны на этапе школьного обучения. К таким значимым результатам относятся: способность проявлять самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; обладание монологической речью, наличие любознательности и т.п. Однако, не все дети, начинающие обучение в школе, готовы к новому этапу своей жизни. Многие так и не представляют, чем школа отличается от детского сада, кто такой учитель, какие виды деятельности, задания, проекты могут быть предложены ребенку в школе. В детском саду все меньше уделяют внимание развитию интереса к школьному обучению, что приводит к очень поверхностным представлениям ребенка о школьной жизни, не стимулирует его познавательную активность в выделенном направлении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья, переживания, связанные с освоением новой роли ученика, многие не готовы к изменению образовательного пространства – обучение в классе, посещение школьной библиотеки, физкультурного зала, бассейна, столовой и т.п. [18]. Очевидно, что, если бы заранее, на этапе дошкольного образования были бы созданы условия для стимулирования интереса к школе и школьному обучению многих трудностей можно было бы избежать. Вопрос развития готовности к школьному обучению неоднократно поднимался в исследованиях Н.Е. Вераксы, Н.И.Гуткиной, О.М. Дьяченко, В.И. Слободчикова, Г.А.Урунтаевой, Т.И. Бабаевой и др. Представления о структуре школьной готовности изложены в работах А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, М.И.Лисиной и др. В работах отечественных авторов (А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, Н.И. Гуткина, О.А. Карабанова, Т. С. Комарова, Т.Н. Доронова, и др.) исследовался генезис отдельных компонентов учебной деятельности и пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Вместе с тем за последние 5 лет практически не исследовался вопрос о развитии интереса к школьному обучению у современного дошкольника [3,4,12, 16]. Возникает явное противоречие между необходимостью развития интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста как ведущего механизма успешности школьного обучения и недостаточностью реализации данной задачи педагогами дошкольных образовательных организаций. В этом смысле проблема интереса и психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. По нашему мнению, осуществлять развитие интереса посредством образовательных ситуаций на сегодня особенно эффективно. Именно образовательные ситуации в развитии интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет, то есть серия специальных занятий (поисковые и исследовательские ситуации), помогают развить интерес к обучению в школе. Исходя из всего вышесказанного, тема исследования является весьма актуальной. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать цикл образовательных ситуаций для детей 6-7 лет, способствующих развитию интереса к школьному обучению. Объектом исследования являются процесс развития интереса к школьному обучению у старших дошкольников. Предметом исследования являются образовательные ситуации, способствующие развитию интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что: Процесс развития интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет будет более эффективным, если разработать цикл образовательных ситуаций, где: -содержание образовательных ситуаций учитывает информационные потребности детей, связанные с современной школой, -формами реализации образовательных ситуаций становятся групповые формы работы, что позволяет детям совместно решать познавательные задачи и поддерживать интерес к школе, -выделены наиболее результативные форматы взаимодействия с семьями воспитанников в ходе развития у детей интереса к школе. Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности развития интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет. 3. Создать цикл образовательных ситуаций, способствующих развитию интереса к школьному обучению у детей дошкольного возраста 6-7 лет. Цель и задачи исследования определили структуру работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Теоретическая основа исследования. Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования интереса дошкольников к школе привлекает многих исследователей. Значимыми для нашего исследования являются работы, характеризующие интерес к обучению как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец); связанный с побуждением к деятельности (И. Ф. Харламов); связанный с отношением человека к миру, с мотивированным состоянием характера (Р. С. Немов, А. В. Петровский). Методология и методы исследования. В ходе осуществления работы по написанию ВКР применялись различные общенаучные методы познания, отбор которых объясняется спецификой объекта и предмета исследования, а также установленными целью и задачами. Среди них: системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, методы эмпирического уровня. Практическая значимость работы состоит в создании цикла образовательных ситуаций, направленных на развитие интереса старших дошкольников к школе. Эта работа может быть полезна воспитателям подготовительной группы детских садов и учителям начальной школы для использования в практической деятельности. ?
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы развития интереса к школьному обучению через образовательные ситуации у детей 6-7 лет 8 1.1. Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе 8 1.2. Психолого-педагогические особенности интереса детей 6-7 лет……………… 13 1.3. Способы развития интереса к школьному обучению у дошкольников 18 1.4. Понятие «образовательная ситуация», ее особенности и классификация 21 Выводы по первой главе 25 ГЛАВА 2. Изучение особенностей развития интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет 27 2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 27 2.2.Результаты констатирующего эксперимента 31 Выводы по второй главе 39 ГЛАВА 3. Описание образовательных ситуаций для развития интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51 ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Александров Д. В. Понятие «интерес» в современной западной социологии // Социологические исследования. 2014. № 8. 2. Архипова, И. А. Диагностика психического развития ребёнка. СПб. : Наука и техника, 2008. - 256 с. 3. Безруких М.М.Готов ли ребенок к школе? -М.: Вентана-Граф.2004. -63с. 4. Безруких М.М.Ступеньки к школе.М.: Дрофа,2004. -256 с. 5. Бучкова А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе / А. Бучкова // Дошкольное воспитание. 2017. - № 4. - С. 58-65. 6. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 С.327-338. 7. Вайнц Р.Ф., Галиева К.Р., Жданова Л.У. Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). 8. Вдовиченко А.В., Гилева А.В. Готовность детей старшего дошкольного возраста к школе как условие успешного обучения в начальной школе// В сборнике: Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 14-17. 9. Венгер Л.А., Цукерман Г.А.Психологическое обследование младших школьников. -М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005. -159 с. 10. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. - М., 2004. 11. Воскобоева Н. А. Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. 12.Вьюнова Н.И. Готовность ребенка к школьному обучению. - М.: Академический Проект, 2011. 13. Вьюнова Н.И.,Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к школе.// Учеб.пособие. - М.: Академический проект, 2003. -154 с. 14. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №12-2 15. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. Слободчикова В. В. – Томск: Обь, 2014. 16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Н. И. Гуткина. - 4-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 207 с. 17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В., СПб.: Питер, 2013. - 464 с. 18. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. 19. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. - М.: ACT, 2010. 20. Ефимова А. С. Актуальные вопросы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школе / А. С. Ефимова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2018. - № 3. - С. 26-30. 21. Кудинов С.И. «Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты». Монография / С.И. Кудинов - Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 2009. 22. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проект, 2015. 23. Крайникова, Т. А. Психологическая готовность школьников к обучению в основной школе / Т. А. Крайникова // Педагогическая диагностика. – 2017. – № 5. – С. 11–16. 24. Макеева, Н. И. Психологическая готовность детей к школе / Н. И. Макеева // Воспитатель ДОУ. - 2019. - № 7. - С. 91-97. 25.Меньшикова Е.А. Психологопедагогическая сущность познаватель-ного интереса // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. № 3. 26.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 2010. 27. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., Владос., 2011. 28. Параничева Т. М., Тюрина Е. В. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет // Новые исследования. 2012. №1. 29.Паутова В.В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. 2015. №10 30. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М.: Инфра-М, 2014. 31. Рыскулова М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе // Вестник БГУ. 2014. №5. 32. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1. 33. Смирнова Е.О.Детская психология. -М.: Кнорус, 2013. -368с. 34. Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2015. № 1. 35. Терентьева Е.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. 36. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2015. №9. 37. Харисова Э.В. Современный взгляд на готовность к школе// В сборнике: интеграционные процессы в науке в современных условиях // Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 197-199. 38. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. -М.: Просвещение, 2015. ?
Отрывок из работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме поиска путей развития интереса к школе у детей 6-7 лет. Актуализация проблемы развития интереса к школе у детей 6-7- лет вызвана комплексом проблем, которые характерны для современной системы общего образования. В первую очередь формальностью процесса преемственности между дошкольной и начальной ступенью образования. Как показывает анализ массовой практики, в детском саду акцент делается на развитие специальной готовности к школьному обучению: детей учат читать, писать, считать, выполнять задания в рабочих тетрадях, моделируют на занятиях элементы урока, что, в дальнейшем дублируется на этапе первого класса. В результате такой совместной деятельности интерес к школьному обучению значительно снижается уже в первой четверти первого класса. В процессе анализа современных исследований, посвященных проблемам развития интереса старших дошкольников к обучению в школе посредством образовательных ситуаций нам удалось установить, что: ? Категория интереса в науке является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему миру. ? Интерес является одной из ведущих форм направленности личности, которая проявляется в сосредоточении внимания и мыслей на предмете интереса; Интерес имеет определенные компоненты, определяющие его структуру: эмоциональный компонент, интеллектуальный компонент, регулятивный компонент, творческий компонент. Характерной особенностью детей 6-7 лет является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Стимулирует расширение границ интереса обогащенный игровой опыт детей. Интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения. Анализ результатов первой серии констатирующего эксперимента позволяет нам говорить, в целом дети частично демонстрируют интерес к обучению школе. Данный интерес чаще всего ситуативен и неустойчив. Эмоционально положительное отношение к школьному обучению, которое наблюдается у большинства детей (75%), скорее всего, поддерживается значимыми взрослыми, окружающими ребенка, в первую очередь его родителями. Анализ результатов беседы с детьми позволяет говорить, что детям не хватает знаний о школе и школьной жизни, которые бы стимулировали появление и устойчивость интереса. Например, при ответах на вопрос: «Кто такой учитель?» большинство детей затруднилось описать его портретные характеристики. Лишь два ребенка предположили, что учитель добрый и красивый. Результаты, полученные в ходе анализа фактологического материала, при реализации 2 серии констатирующего эксперимента позволяют нам говорить, что педагогический процесс, направленный на развитие интереса к школьному обучению у детей подготовительной группы чаще всего носит спонтанный характер. Данная работа хоть и является содержанием плановой документации группы, практически не реализуется систематически, что затрудняет возникновение и развитие интереса детей в школе. Для решения поставленной проблемы нами были разработаны 10 образовательных ситуаций, целью которых стало развитие интереса к школьному обучению у детей подготовительной группы. Для привлечения внимания детей к проблематике образовательных ситуаций нами был введен игровой персонаж – Крош для того, чтобы повысить интерес у детей к школьному обучению, и активизировать исследовательскую практическую деятельность детей. Каждая образовательная ситуация включает в себя цель, описание проблемы, доступной и понятной для ребенка, итоговый результат представленный в виде образовательного продукта. Мы полагаем, что реализация данных образовательных ситуаций позволит развивать интерес к школьному обучению у детей 6-7 лет. Для обеспечения целостности образовательной деятельности мы разработали рекомендации для родителей по подготовке детей к школе. Таким образом, цель нашего исследования достигнута. ?
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg