ВВЕДЕНИЕ
Актуализация проблемы развития интереса к школе у детей 6-7- лет вызвана комплексом проблем, которые характерны для современной системы общего образования. В первую очередь формальностью процесса преемственности между дошкольной и начальной ступенью образования. Концептуальный разрыв между федеральными государственными образовательными стандартами выделенных ступеней образования не позволяет четко определить цели взаимодействия педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов. Это приводит к рассогласованности действий, связанных с решением задач перехода ребенка из детского сада в школу.
Как показывает анализ массовой практики, в детском саду акцент делается на развитие специальной готовности к школьному обучению: детей учат читать, писать, считать, выполнять задания в рабочих тетрадях, моделируют на занятиях элементы урока, что, в дальнейшем дублируется на этапе первого класса. В результате такой совместной деятельности интерес к школьному обучению значительно снижается уже в первой четверти первого класса [11].
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделены результаты дошкольного образования, благодаря сформированности которых дети будут более успешны на этапе школьного обучения. К таким значимым результатам относятся: способность проявлять самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; обладание монологической речью, наличие любознательности и т.п. Однако, не все дети, начинающие обучение в школе, готовы к новому этапу своей жизни. Многие так и не представляют, чем школа отличается от детского сада, кто такой учитель, какие виды деятельности, задания, проекты могут быть предложены ребенку в школе. В детском саду все меньше уделяют внимание развитию интереса к школьному обучению, что приводит к очень поверхностным представлениям ребенка о школьной жизни, не стимулирует его познавательную активность в выделенном направлении.
По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья, переживания, связанные с освоением новой роли ученика, многие не готовы к изменению образовательного пространства – обучение в классе, посещение школьной библиотеки, физкультурного зала, бассейна, столовой и т.п. [18]. Очевидно, что, если бы заранее, на этапе дошкольного образования были бы созданы условия для стимулирования интереса к школе и школьному обучению многих трудностей можно было бы избежать.
Вопрос развития готовности к школьному обучению неоднократно поднимался в исследованиях Н.Е. Вераксы, Н.И.Гуткиной, О.М. Дьяченко, В.И. Слободчикова, Г.А.Урунтаевой, Т.И. Бабаевой и др. Представления о структуре школьной готовности изложены в работах А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, М.И.Лисиной и др. В работах отечественных авторов (А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, Н.И. Гуткина, О.А. Карабанова, Т. С. Комарова, Т.Н. Доронова, и др.) исследовался генезис отдельных компонентов учебной деятельности и пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Вместе с тем за последние 5 лет практически не исследовался вопрос о развитии интереса к школьному обучению у современного дошкольника [3,4,12, 16].
Возникает явное противоречие между необходимостью развития интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста как ведущего механизма успешности школьного обучения и недостаточностью реализации данной задачи педагогами дошкольных образовательных организаций. В этом смысле проблема интереса и психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. По нашему мнению, осуществлять развитие интереса посредством образовательных ситуаций на сегодня особенно эффективно. Именно образовательные ситуации в развитии интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет, то есть серия специальных занятий (поисковые и исследовательские ситуации), помогают развить интерес к обучению в школе.
Исходя из всего вышесказанного, тема исследования является весьма актуальной.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать цикл образовательных ситуаций для детей 6-7 лет, способствующих развитию интереса к школьному обучению.
Объектом исследования являются процесс развития интереса к школьному обучению у старших дошкольников.
Предметом исследования являются образовательные ситуации, способствующие развитию интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что:
Процесс развития интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет будет более эффективным, если разработать цикл образовательных ситуаций, где:
-содержание образовательных ситуаций учитывает информационные потребности детей, связанные с современной школой,
-формами реализации образовательных ситуаций становятся групповые формы работы, что позволяет детям совместно решать познавательные задачи и поддерживать интерес к школе,
-выделены наиболее результативные форматы взаимодействия с семьями воспитанников в ходе развития у детей интереса к школе.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития интереса к школьному обучению у детей 6-7 лет.
3. Создать цикл образовательных ситуаций, способствующих развитию интереса к школьному обучению у детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель и задачи исследования определили структуру работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Теоретическая основа исследования. Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования интереса дошкольников к школе привлекает многих исследователей. Значимыми для нашего исследования являются работы, характеризующие интерес к обучению как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец); связанный с побуждением к деятельности (И. Ф. Харламов); связанный с отношением человека к миру, с мотивированным состоянием характера (Р. С. Немов, А. В. Петровский).
Методология и методы исследования. В ходе осуществления работы по написанию ВКР применялись различные общенаучные методы познания, отбор которых объясняется спецификой объекта и предмета исследования, а также установленными целью и задачами. Среди них: системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, методы эмпирического уровня.
Практическая значимость работы состоит в создании цикла образовательных ситуаций, направленных на развитие интереса старших дошкольников к школе. Эта работа может быть полезна воспитателям подготовительной группы детских садов и учителям начальной школы для использования в практической деятельности.
?