Введение
Международные отношения на протяжении многих веков основывались на взаимоотношениях великих держав, которые, в зависимости от тех или иных событий, меняли международную систему, в целях предотвращения масштабных военных конфликтов. Важной характеристикой таких международных систем было то, что отсутствовали какие-либо политические образования, которые могли бы регулировать отношения стран в этих системах. После разрушительных мировых войн 20-го XX века, международное общество осознало, что новый конфликт, с учетом появления ядерного оружия, может колоссально изменить всю мировую систему и уничтожить привычный уклад жизни. После Первой мировой войны была создана Лига Наций, главной задачей которой было предотвращение военных действий. К сожалению, организация не смогла предотвратить Вторую мировую войну, однако сам факт создания такой организации и появление нового актора на международной арене уже означал, что старая модель международных отношений претерпевает большие изменения. На смену Лиге Наций после окончания Второй мировой войны пришло новое образование – Организация Объединенных Наций, деятельность которой также направлена на предотвращение войн, однако помимо этого важной функцией ООН является развитие сотрудничества между странами. Международная система эволюционировала настолько, что помимо мировых войн на повестке международной арены появились глобальные проблемы, решение которых могло быть найдено только при международном сотрудничестве.
В системе ООН существуют специализированные организации и фонды, которые направлены на решение таких глобальных проблем как массовый голод, глобальное потепление, отсталость развивающихся стран, безработица и социальное неравенство. Одним из таких учреждений является ЮНЕСКО, с английского UNESCO – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, деятельность по развитию международного сотрудничества которой осуществляется в областях образования, науки и культуры.
В условиях современного мира роль международного сотрудничества в образовательной сфере имеет тенденцию к возрастанию, затрагивая весь земной шар и широкие слои населения.
Образование обладает исключительной важностью в вопросах технологического и социально-экономического прогресса, а также в развитии индивидуального потенциалов личности, приоритетную позицию занимает поиск решения проблемы всеобщей неграмотности и подготовке квалифицированных специалистов с целью формирования у будущих поколений ценностного базиса, основанного на принципах демократии толерантности, взаимопонимания и мира во всем мире.
В условиях современных реалий система образования является приоритетной, так как обладает широким функциональным спектром: не только воспитание, обучение и социализация подрастающего поколения, но и воспроизводство деятельности всех общественных институтов и процессов.
Под образовательной политикой ЮНЕСКО подразумевается наличие стратегии деятельности в сфере образования, законодательно-правовую базу, а также практику образования. (Это Ваше определение?) Благодаря данной совокупности, интегрирование образовательных процессов не только на национальном, но и международном уровне представляется возможным.
Хронологические рамки данной работы охватывают период с 1945 года – год основания ЮНЕСКО, и до настоящего времени. На протяжении второй половины 20-го XX века главным направлением деятельности ЮНЕСКО в области образование была ликвидация неграмотности, поскольку почти половина населения мира на 1950 год оставалась неграмотной (ссылка на источник). К началу 21-го XX века уровень грамотности населения в мире значительно вырос и деятельность ЮНЕСКО больше была направлена на разработку новых программ, которые подготавливали бы квалифицированных специалистов для решения глобальных угроз нового столетия.
Образовательная политика такого учреждения как ЮНЕСКО является важным явлением современного мира по нескольким причинам. Во-первых, осуществляя международную деятельность в сфере образования укрепляется сотрудничество стран, тем самым устанавливаются тесные взаимоотношения внутри международной системы. Во-вторых, образование является одной из основных сфер, в которой может осуществляться политика мягкой силы . Это способствует развитию дипломатического сотрудничества для решения глобальных проблем, тем самым способствует осуществлению главной цели Организации Объединенных Наций – поддержание мира и безопасности. В-третьих, в настоящее время поток информации стремительно возрастает, что существенно стимулирует изменения в образовательной сфере. Обновление знаний происходит настолько быстро, что к моменту окончания обучения в вузе полученные студентами знания успевают устареть. Таким образом, возникает объективная необходимость постоянного качественного обновления профессиональных знаний, их интернационализации, развития личности, т.е. непрерывного образования. Таким образом, актуальность данной работы определяется постоянно возрастающей ролью международного сотрудничества в области образования в условиях современного мира. Более того, в настоящее время образование является мегатрендом, т.е. носит всеобъемлющий характер, а деятельность в рамках образовательной сферы способна оказывать влияние на подавляющее большинство социально-экономических процессов, формируя тем самым векторы развития мирового сообщества .
С учетом набирающего популярность тренда на образование, деятельность ЮНЕСКО в образовательной сфере является предметом изучения немалого количества авторов. Изучая работу ЮНЕСКО в 20-м веке, стоит обратиться к таким авторам как Негин М., Уранов Г.В., Романовский С.К., Зимин П., Митина В.С., Салтыков Б., Долгина Н.А. Монография «ЮНЕСКО и современность» 1966 года под редакцией Романовского С.К. является одной из первых фундаментальных работ, посвященных анализу деятельности ЮНЕСКО. Обращаясь к современным авторам, освещающих работу ЮНЕСКО в сфере образования стоит отметить Золотухину Н.Ф., Манукян И.В., Шилову О. Е., Хоронько Л.Я., Цквитария Т.А, Гончаров С.А., Балясникову Л.А. Таким образом, нельзя сказать, что степень изученности темы образовательной политики ЮНЕСКО находится на низком уровне, однако, несмотря на это, деятельность учреждений системы ООН зачастую подвергается критике за неэффективную работу.
Целью данной работы является демонстрация работы ЮНЕСКО в направлении качественного изменения сферы образования. Также важно показать, что организация ЮНЕСКО является ключевым актором мировой политики в области образования.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:
1. Рассмотреть историю организации ЮНЕСКО
2. Изучить нормативно-правовую базу и провести анализ
3. Рассмотреть ключевую деятельность организации ЮНЕСКО в области образования за весь период её существования
4. Провести анализ отчетов ЮНЕСКО по осуществляемым программам в области образования
5. Сделать вывод о важности деятельности ЮНЕСКО в области образования
6. Спрогнозировать дальнейший вектор развития образовательной политики ЮНЕСКО на основе существующей программы
Источниковой базой работы является комплекс международных источников, в частности отчеты и доклады соответствующих подразделений ЮНЕСКО и ООН по осуществляемым в рамках образовательной политики программам.
Исследование также выполнено на основе научной литературы посвященной истории развития и деятельности организации, преимущественно освещающей 20-й век. Изучение современной деятельности ЮНЕСКО осуществлялось через научные статьи, которые зачастую были приурочены к выпуску новых стратегически планов в области образования, анализирующих результаты прошлых программ, либо делающих прогнозы на результативность последующей деятельность организации.
?