ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения образовательной политики в Китае и возможностью включения ее опыта в модернизирующуюся систему образования России. По политическому, экономическому, социально-историческому и особенно ментально-конфессиональному критериям наши страны бесконечно далеки друг от друга. Однако с появлением и широкомасштабным развитием общепланетарной информационной системы – Интернет система образования, ее цели и методы выходят на новый геополитический уровень. Необходимо разработать и создать единую мировую систему образования, особенно в сфере высшей школы, которая позволит решать многие социально-экономические вопросы на межгосударственном уровне. В настоящее время система образования КНР обладает мощной инфраструктурой, включающей в себя учебные здания и сооружения, средства коммуникации, современные средства обработки, хранения и передачи информации. В этой системе имеются также библиотеки, издательства, учреждения подготовки и переподготовки кадров.
Степень изученности темы достаточно высока среди российских авторов по проблемам образования в Китае. Рассмотрением образовательной системы Китая занимались и проводили исследования известные специалисты в области образования КНР: Н. Боревская , научная деятельность которой посвящена изучению истории и современных реформ системы образования КНР. Л.С. Васильев , который является автором многочисленных работ, посвященных политической и экономической культуре Китая. Аналитические работы А. Салицкого , проводившего исследования экономики зарубежных стран, в том числе Китая. М. Карнауховой и других, которые подробно занимались исследованиями по вопросам модернизации и развития образовательной системы КНР. Данными экспертами были сделаны следующие выводы: политика в сфере образования заключается в постоянном и непрерывном развитии, а также в заимствовании передовых мировых знаний, благодаря своей степени открытости, что и позволяет стране вносить свой вклад в развитие и улучшение мира. КНР- это страна, где образовательная сфера играет главную роль, тем самым регулируя и поддерживая общий образовательный уровень по всей стране. Анализ экспертами проблем образовательной системы Китая показывает их сложность и взаимосвязанность со всеми сторонами жизни общества. Благодаря своей степень открытости страны Китай позволит во всей полноте заимствовать передовые мировые знания, непрерывно вносить свой вклад в развитие мира и прогресс человеческой цивилизации.
Объектом исследования является система образования в Китае.
Предметом исследования была взята политика Китая в области образования.
Цель исследования данной работы является выявление основных направлений политики КНР в области образования.
Задачи исследования:
1. Изучить современный облик образовательной системы Китая;
2. Рассмотреть достижения и успехи КНР в области образования;
3. Выявить кризисные явления в образовательной системе Китая.
Источниковая база исследования включает в себя постановление ЦК КПК о реформе системы образования , где представлены нормативно-правовые акты образовательных реформ. Закон КНР об образовании от 18 мар. 1995 г , который предоставляет четкое понимание структуры и условий реализации общего базового образования и высшего образования Китая.
Общие вопросы структуры, функционирования и реформы, касающиеся развития среднего общего образования в Китае рассматриваются в официальном документе на китайском языке «Закон КНР Об обязательном образовании », а вопросы, затрагивающие высшее профессиональное образование представлены также в документе «Закон КНР Об профессиональном образовании ».
Были использованы федеральные законы министерства образования КНР (Министерство образования КНР. «Национальная программа реформирования и развития образования на средне- и долгосрочную перспективы» , Министерство образования КНР. Ряд замечаний по комплексному повышению качества высшего образования ), утверждающие концепцию обязательного образования, с помощью которой государство обязывается выполнять основные направления реформ и содействовать всемирному повышению качества обучения в Китае.
Хронологические рамки исследования определяются тем, что именно в период с 2012 по 2019 гг. начались существенные преобразования в образовании КНР, которые способствовали поднятию образования страны на достаточно высокий уровень.
Исследование системы образования в рамках данной работы ограничивается формой системы образования, которая началась в Китае в 2012 году, и продолжается до сегодняшнего дня. В данный промежуток времени было положено начало поднятия уровня модернизации культуры образования и запуск стратегии инновационных изменений современного китайского образования с учетом индекса развития человеческого потенциала.
Однако с целью установления «исторических корней» китайского высшего образования, его специфических особенностей, в работе рассматриваются и отдельные более ранние страницы истории образования, когда в 1985 г. был принято постановление ЦК КПК о реформе системы образования в Китае. И в этом смысле хронологические рамки работы были значительно расширены.
Методы исследования. Совокупность общенаучных методов, позволяющих провести анализ по предмету исследования. Использовались следующие методы: системный анализ, метод изучения научной литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. Во введении обозначена актуальность исследования, определены его цели, задачи, предмет и объект.