ВВЕДЕНИЕ
Тема дипломной работы посвящена пророку Иеремии, которого по праву называют одним из предтечи Мессии, призванным на служение во времена тяжелых потрясений. Книга Иеремии – Это надёжнейший «духовный путеводитель» для тех, кто ищет опоры и руководства в смутные времена социально-политических перемен, когда прежние устои рушатся и одну историческую эпоху сменяет другая.
«Остановитесь на путях ваших!» — призывает нас Иеремия и сегодня. И как ни странно, остановиться бывает подчас тяжелее всего. Недаром Екклесиаст так много говорит о суёте. Суета сегодня, как ничто другое, стала настоящим бичом нашего времени, захватывая в свой дьявольский круговорот миллионы людей, которым становится просто некогда задумываться над своим спасением, своим будущим, своём счастье. Ритм — эта отличительнейшая черта XXI века, буквально убивает людей, лишая их всех сил, как духовных, так и физических. Но эта остановка нужна, иначе за сиюминутными делами мы упустим главное, спасение своей души.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в библеистике наблюдается определенный дефицит информации на эту тему, она изучена лишь фрагментарно, а также отсутствует систематизация и обобщение ранее проведённых исследований. Все это определяет необходимость продолжать исследования в данном направлении. Хотелось бы, чтобы данная работа, посвященная раскрытию образа библейского персонажа, явилась полезной для дальнейшего историко-экзегетического анализа книги пророка Иеремии и дальнейших исследований.
Объект исследования – Библейское писание и книга Иеремии.
Предмет исследования – пророк Иеремия, богословские труды Отцов церкви, комментарии к книге пророка Иеремии, научные труды современных ученых и древние предания о пророке.
Целью данной работы является попытка зафиксировать, отобразить, дополнить и обобщить ключевые образы пророка Иеремии в Священном Писании.
Для достижения установленных целей предполагается решение следующих задач:
1. Обозначить жизнеописание пророка Иеремии, его примерную биографию, характеристики и особенности служения;
2. Рассмотреть книгу Иеремии и то, как образ пророка в ней отражён;
3. Дать толкование ключевым образам пророка;
4. Обозначить особые черты и особенности образов Иеремии в христианской традиции;
5. Исследовать древние предания и труды святых мужей о пророке.
Хронологические рамки исследования: призвание на пророческое служение Иеремии Богом (ок. 627 г. до Р. Х.) и смерть пророка в Египте (ок. 577 г. до Р.Х.).
Методология, использованная в настоящей дипломной работе, была обусловлена целями и задачами работы, а также характером привлеченного для рассмотрения материала. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Сравнительно-исторический метод;
2. Системно-комплексный анализ;
3. Обобщение.
Степень изученности представляет собой широкий спектр работ и толкований, посвященных образу и служению пророка Иеремии. Сама по себе выбранная нами тема в достаточной степени разработана, но нет систематизации и обобщения. Основные идеи, выводы и теоретические положения данной работы, были основаны на научных и экзегетических трудах разных представителей Христианского и научного мира. Мы приведем некоторые из них.
Бухарев А.М. в своей работе «Святой пророк Иеремия: Очерк его времени, жизни и пророческой книги» повествует о служении пророка, его значении в религиозной жизни людей иудейского и христианского мира.
В работе Меня А. «Вестники Царства Божьего» дается перечисление и повествование пророков, которые оставили отпечаток в религиозном становлении жизни христианского мира.
Русский библеист Лопухин А.П. в своей работе «Толкование на книгу Иеремии» приводит комментарии, посвященные жизни и служению пророка, давая пояснения определенным отрывкам из данной книги.
Росс Кинслер в работе «Книга пророка Иеремии - Ветхий Завет. Экзегетика» раскрывает особенности книги Иеремии, дает инструкции для правильного понимания пророка, а также делает акцент на что нужно обратить внимание вовремя священно служений для обучения священнослужителей.
За основу исследования взят труд аспиранта Общей аспирантуры и докторантуры протодьякона Романа Штаудингера «Образ пророка Иеремии в Священном Писании» где он подробно исследует труды святых Отцов о пророке.
Также в работе использовались научные труды современных ученых. Кандидата философских наук Вевюрко И.С. и его труд «Пророческое вдохновение в Ветхом Завете: древнейшая интерпретация в свете современных исследований», кандидата филологических наук Синило Г.В. «Книга Плача (Плач Иеремии) в контексте мировой культуры». Научные статьи Щербакова И.Т. «Пророк для народа и апостол языков Сравнительный анализ служения пророка Иеремии и миссии апостола Павла», Курносова Е.В. «Богословский анализ учения ветхозаветных пророков, живших после разрушения Иерусалима в 587г. до Р.Х.» и других ученых.
Помимо исследовательских работ и толкований современников, существуют предания и пояснения учителей Церкви, которые также дают развёрнутые комментарии на данную тему. Например, преподобный Максим Исповедник, святитель Иоанн Златоуст, святитель Ипполит Римский, святитель Феодорит Кирский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Иероним Стридонский.
В работе использовались такие источники, как:
1. Само Священное Писание, книги, которые в него входят;
2. Предания и толкования учителей Церкви;
3. Научные статьи по данной и смежной теме;
4. Энциклопедические словари.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые произведена попытка системно-комплексного анализа трудов и взглядов современных богословов, учителей и Отцов Православной Церкви, а также в дополнении и обобщении образа пророка Иеремии. Достаточно подробно проанализированы исторические факты и события жизни пророка Иеремии. В исследовании представлено сравнение исторических, духовных, нравственных, религиозных и литературных аспектов жития пророка. В последующем это может использоваться для дальнейших исследований или преподавания.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования обоснована необходимость пересмотра, анализа и обобщения как современной, так и более поздней литературы по выбранной теме и выявлено, что пророк Иеремия имеет немало образов в Священном Писании.
Структура работы состоит из введения, основной части, которая состоит из трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении представлены мотивы выбора темы, ее актуальность, степень изученности вопроса, элемент новизны. Определены также объект и предмет исследования, указаны его цель и задачи, которые должны быть решены для их достижения, а также использованная для раскрытия темы методология.
Тематика глав и их внутренних параграфов представлена предваряющем работу оглавлении (содержание).
В заключении подводятся итоги работы, показывается, какими средствами и методами были достигнуты намеченные цели и решены поставленные задачи.
?