Системы риторики
Риторический канон
Система классической риторики охватывает процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состоит из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:
1. Инвенция (лат. нахождение, изобретение) включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию материала по теме. Предполагает осмысление речи, подразделение ее на подтемы.
2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Происходит перегруппировка идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. Композиция меняется в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. При этом сохраняется основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.
3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.
4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.
5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.
?
Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики
Основными терминами, которыми оперирует общая риторика, являются «этос», «пафос» и «логос».
Этосом (греч. – «характер», «нрав», «душевный склад») принято называть условия, которые слушатель речи предлагает ее создателю. Они касаются времени, места, сроков ведения речи и определяют часть содержания речи. Этос целиком и полностью посвящен построению доверия с аудиторией. Слушатель вправе считать речь уместной или неуместной. Главным признаком уместности является тема речи при условии согласования между участниками общения времени, места и сроков речи.
Пафосом (греч. — «возбуждение», «страсть», «воодушевление», «страдание») принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего целью развить перед получателем определенную и интересующую