ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Профессиональная деятельность представителей творческих профессий, в частности артистов, крайне редко становится объектом исследования социологов. Современная российская социология не является исключением. Можно назвать лишь несколько работ, но в них речь идет о влиянии театра на общество, о репертуарной политике, но никак не касается профессиональной и карьерной траектории молодых представителей творческих профессий.
Воспроизводство и трудоустройство представителей «творческого сословия» в современной социологии практически не рассматривается. Охватить в рамках одного исследованию всю творческую молодежь не представляется возможным, поэтому нас будут интересовать выпускники московских художественных и музыкальных учебных заведений, и возможности их профессиональной самореализации и трудоустройства. Сегодня это превращается в крайне серьезную социальную проблему. По окончании «творческих» учебных заведений выпускник сталкивается с довольно жесткими жизненными реалиями, которые разрушают иллюзии и мечты многих молодых артистов и даже ломают их судьбы.
Возникло множество частных коммерческих учебных заведений, ориентированных на подготовку представителей творческих профессий. Отбор в подобные вузы стал менее жесткий, требования к коммерческим абитуриентам ниже. То же касается платных мест в государственных вузах, которые готовят представителей творческих профессий. Более того, «непрофильные» вузы стали открывать «факультеты искусств».
Главная проблема молодого артиста – это найти себе место на этом рынке, сумев совместить свои творческие и эстетические потребности с достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда. Особенно это касается художественной и музыкальной среды таких мегаполисов как Москва.
Степень разработанности проблемы.
Тема исследования имеет междисциплинарный характер и предполагает привлечение источников из самых разных отраслей социологии. Для полноценного и комплексного изучения данной темы понадобится обращение к социологии культуры, к социологии молодежи, а также к социологии труда.
Социологию молодежи изучал российский социолог Ж. Т. Тощенко. Он утверждал, что специфика социологического подхода к парадоксальности и парадоксам – в ориентации на "вскрытие их проявлений в реальной жизни, впроцессе осуществления тех или иных видов деятельности, ибо парадоксальность присуща не только процессу познания, но и самой действительности".
Представителем социологов, изучающих культуру, является Л.Г. Ионин. В его книге «Социология культуры» анализируется процесс современной социокультурной трансформации, ведущей к резкому усилению роли культуры в социальной жизни.
В. Курина и Э. Куруленко в своей статье рассматривали формы организации трудоустройства выпускников творческих вузов.
Работа А. Крыловой и А. Ореховой посвящена проблеме трудоустройства выпускников российских музыкальных вузов.
В статье Л. А. Северовой рассматривается сущность концепции социальной адаптации выпускников вузов культуры и искусств.
Объект исследования: выпускники художественных и музыкальных учебных заведении г. Москвы и «самоучки».
Предмет исследования: профессиональные траектории представителей творческих профессий.
Цель исследования: рассмотреть основные характеристики «творческого» рынка труда и оценить положение молодых представителей творческих профессий на этом рынке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социологические подходы к изучению рынка творческих профессий в современном обществе;
2. Проанализировать художественную и музыкальную инфраструктуру Москвы;
3. Определить представления данной категории респондентов Москвы о профессии;
4. Сформулировать типичные профессиональные траектории молодых представителей творческих профессий.
Эмпирическая база исследования:
1. Данные авторских исследований:
1.1 Количественное исследование «Молодые артисты на Московском рынке труда»; г. Москва, май-июнь 2021 года; метод – анкетный опрос; выборка целевая; нерепрезентативная; 100 респондентов старше 18 лет.
1.2 Качественное исследование «Молодые артисты на Московском рынке труда»; г. Москва, ноябрь-декабрь 2021 года; метод – глубинное интервью; 10 студентов, обучающиеся выпускных курсов Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина музыкальных и художественных направлений.
1.3 Качественное исследование «Уличные музыканты Москвы»; г. Москва, апрель 2022 года; метод – наблюдение; выборка составила 5 уличных трупп/одиночных музыкантов.
1.4 Качественное исследование «Молодые артисты на Московском рынке труда»; г. Москва, апрель-май 2022 года; 20 студентов, обучающиеся выпускных курсов Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина музыкальных и художественных направлений.
2. Данные других исследований:
2.1 Количественные и качественные исследования на тему: «Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление». Основными методами, использовавшимися на этапе сбора первичной социологической информации о поведении и ценностных ориентациях «Людей–XXI», были: массовые опросы, включающие репрезентативный опрос населения; групповые фокусированные дискуссии и онлайн дискуссии; пошаговые фокусирования («фронтирные дискуссии»); глубинные интервью; антропологические микро-экспедиции (стволовые клетки, фитнес, ипотечные заемщики). Проводилось Р.Н. Абрамовым и А.А. Зудиной в 2009 году.
2.2 Количественное исследование на тему: «Удовлетворенность выпускников музыкальных вузов материальных и профессиональных потребностей». Проводилось А. Крыловой и А. Ореховой методом анкетирования 40 человек, обучающихся на 4 и 5 курсах Ростовской консерватории в 2011 году.
2.3 Качественное исследование на тему «Профессия художника: взгляд изнутри» было проведено в г. Москве в 2019 году методом личного интервьюирования.
2.4 Всероссийский опрос, проведенный исследовательским центром ВЦИОМ 29 ноября 2018 года, под названием «Культурная жизнь россиян: динамика основных показателей». В опросе принимали участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. (Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 2018);
2.5 Всероссийский опрос, проведенный ВЦИОМ 18 мая 2018 года: «Навстречу «Ночи музеев – 2018»» среди 1,6 тысячи респондентов старше 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью, статистическая погрешность для данной выборки не превышает 2,5%. (Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 2018)
2.6 Всероссийский опрос, проведенный ВЦИОМ 4 сентября 2018 года, под названием «Профессиональная карьера современной молодежи: оценка ситуации». Был использован метод количественного исследования, в форме анкетирования с общим объемом целевой выборки – 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Интерпретация основных понятий, используемых в работе:
Молодые артисты – это профессиональная группа молодых людей, которые на момент проведения исследования закончили художественное или музыкальное учреждения не более четырех лет назад или находятся в статусе учащихся выпускных курсов.
3. Статистические данные:
3.1 Средняя заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-сентябрь 2018 года, Росстат
3.2 Численность занятых в экономике по видам экономической деятельности1 в 2015-2016 гг., Мосгорстат