Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Мнемотехника как средство развития памяти младших школьников

Workhard 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.07.2022
ВВЕДЕНИЕ Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем 21 века. Различные приоритеты в отношении дидактических и психологических целей обучения в значительной степени предопределяют технологии, формы и методы обучения, используемые общеобразовательной школой. Тем не менее, никакое действие немыслимо вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Память является одной из наиболее изученных сфер психологической деятельности. Изучению её механизмов, особенностей, способов запоминания, причин забывания посвящено огромное количество работ крупнейших психологов Л.С.Выготского, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.А.Смирнова, З.М.Истоминой, Г. Эббингауза, Ю.Б. Гиппенрейтер и других. Исследованиями памяти в настоящее время занимаются Т.Б.Никитина, Младший школьный возраст – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Значимость памяти для младшего школьника заключается в том, что каждый последующий школьный курс является расширенной и усложненной версией прошлого, основанный на применении уже полученных ранее знаний. Плохая память у школьников приводит к снижению успеваемости, что, зачастую, ведет к недисциплинированности, агрессивности и другим эмоциональным и межличностным проблемам у детей. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания, а запоминать необходимо много. С целью разрешения данного противоречия, была выбрана тема «Мнемотехника как средство развития памяти младших школьников». Объект исследования – процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – мнемотехника как средство развития памяти на уроках в начальной школе. Цель исследования – теоретическое обоснование проблемы развития памяти у младших школьников и разработка содержания деятельности учителя по развитию памяти посредством мнемотехники на уроках в начальной школе. Задачи исследования: 1. Определить суть ключевого понятия «память» на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Раскрыть особенности памяти в младшем школьном возрасте. 3. Проанализировать средства развития памяти у учащихся в процессе обучения. 4. Исследовать уровень развития памяти у детей младшего школьного возраста. 5. Разработать содержание деятельности учителя по развитию памяти у младших школьников посредством мнемотехники. Гипотеза исследования – процесс развития памяти у младших школьников будет эффективным в том случае, если учитель: – учитывает возрастные и индивидуальные особенности памяти детей; – использует мнемотехнику как средство развития памяти. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ педагогической, психологической и методической литературы; тестирование, количественная и качественная обработка полученных данных. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти у младших школьников. Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания деятельности учителя по развитию памяти в начальной школе посредством мнемотехники. База исследования: МБОУ Школа № … Кировского района городского округа Самара. Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя в себя введение, теоретическую и опытно-практическую главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем 21 века. Различные приоритеты в отношении дидактических и психологических целей обучения в значительной степени предопределяют технологии, формы и методы обучения, используемые общеобразовательной школой. Тем не менее, никакое действие немыслимо вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Память является одной из наиболее изученных сфер психологической деятельности. Изучению её механизмов, особенностей, способов запоминания, причин забывания посвящено огромное количество работ крупнейших психологов Л.С.Выготского, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.А.Смирнова, З.М.Истоминой, Г. Эббингауза, Ю.Б. Гиппенрейтер и других. Исследованиями памяти в настоящее время занимаются Т.Б.Никитина, Младший школьный возраст – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Значимость памяти для младшего школьника заключается в том, что каждый последующий школьный курс является расширенной и усложненной версией прошлого, основанный на применении уже полученных ранее знаний. Плохая память у школьников приводит к снижению успеваемости, что, зачастую, ведет к недисциплинированности, агрессивности и другим эмоциональным и межличностным проблемам у детей. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания, а запоминать необходимо много. С целью разрешения данного противоречия, была выбрана тема «Мнемотехника как средство развития памяти младших школьников». Объект исследования – процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – мнемотехника как средство развития памяти на уроках в начальной школе. Цель исследования – теоретическое обоснование проблемы развития памяти у младших школьников и разработка содержания деятельности учителя по развитию памяти посредством мнемотехники на уроках в начальной школе. Задачи исследования: 1. Определить суть ключевого понятия «память» на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Раскрыть особенности памяти в младшем школьном возрасте. 3. Проанализировать средства развития памяти у учащихся в процессе обучения. 4. Исследовать уровень развития памяти у детей младшего школьного возраста. 5. Разработать содержание деятельности учителя по развитию памяти у младших школьников посредством мнемотехники. Гипотеза исследования – процесс развития памяти у младших школьников будет эффективным в том случае, если учитель: – учитывает возрастные и индивидуальные особенности памяти детей; – использует мнемотехнику как средство развития памяти. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ педагогической, психологической и методической литературы; тестирование, количественная и качественная обработка полученных данных. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти у младших школьников. Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания деятельности учителя по развитию памяти в начальной школе посредством мнемотехники. База исследования: МБОУ Школа № … Кировского района городского округа Самара. Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя в себя введение, теоретическую и опытно-практическую главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Память как познавательный процесс...................................................................6 1.2 Особенности памяти детей младшего школьного возраста............................10 1.3 Средства развития памяти у учащихся в процессе обучения.........................14 ГЛАВА 2 ОПЫТНО–ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ 2.1 Исследование уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста......................................................................................................................18 2.2 Содержание деятельности учителя по развитию памяти младших школьников на уроках посредством мнемотехники..............................................21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................30 ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................32
Список литературы

в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом. Решающие события в жизни человека, изменяющие отношении между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему удержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить - значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить - значит понять, осмыслить, сообразить». Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным». Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, - замечает А.Н Леонтьев, - что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю». Начиная со школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. 1.3 Средства развития памяти у учащихся в процессе обучения Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной человеку в повседневной жизни информации и пропорционально увеличивающих объ?м памяти пут?м образования ассоциаций. Среди них можно смело выделить замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией для упрощения запоминания ребенком. Говоря иначе, представляемый материал будет легче запоминаться, если вместе с теоретическим его представлением педагог будет использовать различный раздаточный визуальный материал, либо включит в ход урока музыкальное сопровождение. Иными словами
Отрывок из работы

сторон. Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Говоря о мнемических приемах запоминания, нельзя не упомянуть о таком понятии, как фактор края. Так, например, если испытуемому дается ряд из десяти слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние – хуже. Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратно действующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края. Если запоминаемый ряд состоит из четырех элементов, то в первую очередь запоминаются первый, второй и четвертый, хуже – третий. Поэтому в четверостишиях следует обратить внимание на третью строку – «ахиллесову пяту» конструкции. Характерно, что именно в третьих строках четверостиший поэты часто допускают нарушения размера, с тем, чтобы вызвать к ней повышенное внимание. Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у младших школьников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: ? формирование самого умственного действия; ? использование его как мнемонического приема, т.е. средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Главный парадокс заключается в том, что мнемические приемы используются нами, если не каждый день, то очень часто, но мы не отдаем себе в этом отчет. Данный процесс происходит автоматически, что в свою очередь говорит о том, что он настолько вошел в жизнь современного общества, что подразумевается, как нечто само собой разумеющееся. При обучении младших школьников мнемические приемы могут быть использованы на любом из уроков. Разница будет заключаться лишь в том, что для каждой дисциплины есть свой собственный предпочтительный ряд приемов, которые могут облегчить запоминание информации. Возможно развитие памяти младших школьников посредством специального обучению мнемическим приемам запоминания на специально организованных занятиях. Таким образом, изучив теоретические основы проблемы развития памяти младших школьников, мы установили, что:
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg