ВВЕДЕНИЕ
Повышенный уровень тревожности у детей с ОВЗ приводит к недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к различным социальным ситуациям, что может привести в дальнейшем, к трудностям при обучении в школе. В дошкольном возрасте наибольшее значение в формировании тревожности занимает неблагоприятная домашняя атмосфера и трудности в отношениях с родителями, что провоцирует у ребенка психологические переживания и порождает состояние аффективной напряженности и беспокойства. Ребенок чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и, как следствие, беспомощность. В дошкольном возрасте большинство детей любят рисовать. Поэтому, мы считаем, что применение нетрадиционных средств рисования одна из наиболее эффективных техник коррекции тревожности у детей с ОВЗ.
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом. ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Один из принципов ФГОС ДО - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [2]. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)"Об образовании в Российской Федерации" (статья 64 п.1) указывается на то, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [3]. Ссылаясь на вышеперечисленные нормативные документы, можно сделать следующий вывод о том, что психическому развитию детей в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание и создавать оптимальные условия для развития психики.
Педагоги дошкольных учреждений внесли большой вклад по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста. Так воспитатель Юлия Белова использовала элементы игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Затем педагог Афанасьева Ирина Михайловна разработала картотеку игр для работы с тревожными детьми. Психолог Иванова Анастасия Александровна составила Коррекционно-развивающее занятие с детьми ОВЗ «Преодоление тревожности» с использованием сенсорной комнаты». Воспитатель Ключникова Елена Викторовна разработала игровую деятельность как средство снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав всевозможные источники, мы обнаружили, что ученных в области развития детей с ограниченными возможностями здоровья, достаточно много: Среди отечественных можно выделить: В.А. Ананьеву, В.М. Астапова, В.И. Гарбузову, А.И. Захарову, В.В. Ковалеву. Среди зарубежных: В. Амен, К.Е. Изард, М. Раттер, Й. Раншбург, Ч.Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, Б. Шелби. Ученые, которые занимаются исследованием проблемы А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов.
Нет абзаца про базу практики.
Однако, как показывает практика, проблема коррекции снижения уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ решена не полностью, не смотря на теоретическую изученность вопроса. Между тем если не решать эту проблему снижение уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ, то последствия могут привести к отсутствию мотивации к познавательной деятельности, в низком уровню развитии психических процессов. Тем не менее мы наблюдаем что воспитатели применяют различные методы, способствующие снижению уровня тревожности у детей. Однако, как показывает практика в методической литературе этому вопросу отведено недостаточно внимания, отсутствуют четкие рекомендации по применению методов.
Из этого вытекает противоречие между понимание педагогами значимости работы по снижению уровня тревожности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны,и недостаточным использованием для этого методов, с другой.
На основе противоречия мы можем сформулировать проблему исследования: как методы влияют на снижения уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ
Проблема исследования позволила сформулировать тему исследования «Методы снижения уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ»
Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать как метод влияет на снижения уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ.
Объект исследования: снижение уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ.
Предмет исследования: игровой метод.
Опираясь на объект и предмет исследования, мы можем сформулировать гипотезу: уровень тревожности у старших дошкольников с ОВЗ будет снижаться, если:
-работа строится на диагностической основе, выявляется первоначальный уровень тревожности у старших дошкольников с ОВЗ;
-развивающая работа проводится систематически, с последующим осложнением материала;
-будут учтены индивидуальные особенности старших дошкольников с ОВЗ;
- воспитатель использует метод, включая его в разные виды деятельности.
Задачи исследования:
1.Выявить теоретические предпосылки изученности проблемы снижению уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ.
2.Разработать критерии и показателя уровня снижения тревожности у старших дошкольников с ОВЗ.
3.Разработать модель программы по снижению уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ посредством метода.
4.Выявить и экспериментально проверить, как метод влияет на снижение уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ.
5.Разработать для воспитателей консультацию по использованию метода, направленного на снижение уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ.
Методы исследования:
Теоретические: анализ учебной и научной литературы; систематизация и обобщение найденного материала
Практические: наблюдение за детьми в процессе разных видов деятельности; тестирование; анкетирование родителей.
Математические: сбор и анализ статистических данных экспериментальной и контрольной группы.
Этапы:
1 этап- констатирующий эксперимент.
Сроки: февраль 2021 учебного года.
Цель: выявление первоначального уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ.
2 этап- формирующий эксперимент.
Сроки: сентябрь-май 2021-2022 учебного года.
Цель: реализация программы по снижению уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ через игровой метод.
3 этап- контрольный эксперимент.
Сроки: май 2022 учебного года
Цель: выявление динамики снижения уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработки и апробации программы по использованию игрового метода, направленного на снижение уровня тревожности у старших дошкольников с ОВЗ. Предполагается, что данный методический продукт даст положительный результат и будет одобрен воспитателями дошкольного учреждения компенсирующего вида, поэтому может быть рекомендован к использованию в практике для детей дошкольных учреждений компенсирующего вида.