ВВЕДЕНИЕ
Современный информационный мир стремительно развивается и устанавливает свои порядки и правила к полноценному члену общества. И сейчас человеку недостаточно лишь только знать определенный свод правил и норм, ему необходимо умело их применять на практике в течение всей жизни. Перед обычным школьником стоит задача не только найти свои место и роль в семье, школе, кружке, осознать свое «я», но и понять и принять свое отношение к той или иной социальной и этнической группе, детерминировать другие культуры и дифференцировать свою идентичность от других. Именно к формированию культурной идентичности должно стремиться школьное образование в целом, так как это и закрепляет крепкую гражданскую позицию гражданина в будущем. Познать культуры иноязычных стран учащиеся могут на уроках иностранного языка посредством чтения разножанровых текстов с достоверной информацией о культуре, истории, традициях и этикете. Тексты являются базисной основой для ознакомления с разными областями иной культуры, которая дает возможность поближе познакомиться с представителями других стран и континентов. Все это и определяет актуальность нашей исследовательской работы.
Цель нашей работы состоит, с одной стороны, в теоретическом обосновании значимости процесса обучения чтению разножанровых текстов на иностранном языке в целях образования культурной идентичности младших школьников, а с другой – в разработке технологий обучения чтению как средству формирования культурной идентичности личности в процессе чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую и научную литературу по исследуемому вопросу;
2. Уточнить понятие культурной идентичности личности младших школьников и обосновать лингводидактический потенциал обучению чтению в целях формирования культурной идентичности;
3. Выделить психологические особенности обучения чтению, в том числе с точки зрения культуросообразной основы;
4. Рассмотреть текст как культурный и речевой продукт и как основа формирования культурной идентичности личности младших школьников;
5. Отобрать предметное содержание обучения чтению в целях образования культурной идентичности младших школьников IV-ых классов;
6. Проанализировать действующий УМК для IV-ых классов по английскому языку с целью исследования поставленной в работе методической проблемы;
7. Разработать технологию обучению чтению разножанровых текстов на английском языке;
8. Внедрить в практическую деятельность разработанную технологию обучения чтению разножанровых текстов для школьников IV-ых классов.
Объект нашего исследования - процесс обучения чтению разножанровых текстов на английском языке на младшем этапе (IV класс).
Предмет – технология обучения чтению разножанровых текстов для школьников IV-ых классов в целях формирования культурной идентичности их личности.
Гипотеза исследования – включение специально отобранных разножанровых текстов на английском языке в содержание обучения чтению, а также специально разработанной технологии обучения чтению, учитывающей культуросообразную основу образовательного процесса и специфику в формировании культурной идентичности личности младших школьников, будет способствовать:
• формированию коммуникативных умений чтения;
• повышению качества владения иностранным языком в целом;
• повышению мотивации к изучению английского языка.
Практическая значимость заключается в том, что:
• предложена технология обучения чтению разножанровых текстов с учетом культуросообразной основы обучения, которая ориентирована на формирование культурной идентичности младших школьников;
• предложены критерии для отбора текстов разных жанров;
• разработаны практические материалы по формированию коммуникативных умений чтению в целях формирования культурной идентичности личности младших школьников.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из __ страниц машинописного текста (из них __ страниц - приложения) и включает введение, две главы, выводы к каждой главе, заключение, библиографический список и __ приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется предмет, цель, задачи, объект и предмет исследования, а также формулируется гипотеза исследования и описывается структура работы.
В первой главе раскрывается понятие культурной идентичности. Излагаются теоретические основы обучения чтению на английском языке, уточняется его содержание, включающее в себя аутентичные тексты разных жанров: художественного, публицистического и прагматического, - доказательство их лингводидактической значимости.
Во второй главе представляются_______________
В заключении подводятся основные итоги исследования и формулируются общие выводы. Библиографический список включает в себя __ наименование книг и журнальных статей, а также _ интернет-ресурса. В качестве приложений включены тексты разных жанров, а также комплексы упражнений по этим текстам.