ВВЕДЕНИЕ
Гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него речевой культуры. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, она должна быть не только правильно оформленной с точки зрениялексического наполнения, грамматики, но четкой в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов. Такая речь позволит ребенку успешно обучаться в школе и в дальнейшем будет способствовать продвижению в сфере профессиональной деятельности. Вместе с тем с каждым годом увеличивается число детей, страдающих нарушениями речи, у большинства из которых в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Названные нарушения приводят к затруднениям в чтении и письме, являются одной из причин школьной неуспеваемости и свидетельствует о наличии проблем в формировании речевой деятельности.
Проблема преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи достаточно широко представлена в специальных исследованиях (З.Е. Агранович [2001], Г.В. Бабина [2005],
P.E. Левина [2003], А.К. Маркова [2007], Н.Ю. Сафонкина [2005], Т.А. Ткаченко [2003], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [2008] и др.), рассматривающих типологию нарушений слоговых и ритмических составляющих слова; пути преодоления имеющихся нарушений, взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, формирование фонемного анализа.
Что касается искажения звуко-слоговой структуры слова, то это нарушениехарактеризуется как один из диагностических показателей общего недоразвития речи и степени его выраженности. Нарушения звуко-слогового оформления речи у детей с речевой патологией проявляются в заменах, пропусках, перестановках, повторениях звуков и слогов, не различении
большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи; в неспособности выделить их из состава слова и определить последовательность звуков и слогов.В проведённых исследованиях выявлена взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа.Вместе с тем актуальными остаются вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием методики преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова в зависимости от степени речевого недоразвития, поиски новых эффективных путей коррекционной работы в этой области.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования:
«Коррекционная работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Объект исследования – процесс преодоления нарушений звуко- слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речиIII уровня.
Предмет исследования – система коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – изучить особенности логопедической работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и предложить средства его совершенствования.
Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушений звуко- слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет протекать успешнее, если:
– в структуре коррекционно-логопедической работы с приемами формирования навыков звуко-слогового анализа будут оптимально сочетаться приемы, направленные на формированиесенсорных и ритмических возможностей, пространственных представлений, оптико- пространственной ориентировки;
– учитывать в коррекционном воздействии характер и степень выраженности нарушений звуко-слоговой структуры слова;
– воспитывать у детей внимательное, критичное отношение к речи.
Задачи исследования:
– изучить лингвистические основы проблемы коррекции нарушений звуко- слоговой структуры слова у дошкольников, имеющих речевые нарушения, на основе анализа лингвистической литературы;
– выявить специфику развития звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи;
– определить пути и средства формирования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речиIII уровня;
– организовать и провести диагностическое исследование уровня владения дошкольниками с общим недоразвитием речи звуко-слоговой структурой слова;
– разработать и апробировать в процессе коррекционно- логопедической работы средства, направленные на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
– дать качественный и количественный анализ полученным результатам в целях выявления результативности коррекционно- логопедической работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
– теоретические: изучение и анализ логопедической, психолого- педагогической, методической, лингвистической литературы по проблеме исследования;
–эмпирические:диагностическое исследование, эксперимент;
– статистические: количественная обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили положения:
– лингвистики, рассматривающие звуко-слоговую структуру слова как составляющую фонетики (Р.И. Аванесов, Е.И. Диброва, Е.А.Земская, В.И.
Максимов и др.);
– психолингвистики, содержащей основы изучения проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.);
– логопедии, связанные с усвоением слогового состава слова детьми с нарушенной речевой деятельностью, выявлением типологии звуко-слоговых нарушений (З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, В.В. Воронкова, P.E. Левина, А.К. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Ю. Сафонкина, Г.Н. Соломатина, Л.Ф. Спирова, О.Н. Усанова, З.В. Шарипова и др.);
– о взаимосвязи процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, с формированием фонемного анализа (Т. А. Архипова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, А. К. Маркова, С.Н. Шаховская и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в нём материалы могут использоваться в практической работе логопедами и воспитателями речевых групп детских садов.
База исследования: Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №129 г. Люберцы, 10 человек с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура работы: работа включает введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.