Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Уголовно-правовая квалификация самоуправства

baby_devochka 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.07.2022
Цель исследования – комплексный анализ состава самоуправства, отграниче-ние самоуправства от смежных составов преступлений. Задачи, решаемые в ходе работы: - рассмотрение состава самоуправства: объективных и субъективных призна-ков; - рассмотрение квалифицированного состава самоуправства; - исследование признаков, отграничивающих самоуправство от смежных со-ставов преступлений. Нормативной основой работы является Конституция Россий¬ской Федерации, Уголовный кодекс РФ, ру¬ководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, нормы российского законода¬тельства. В качестве теоретической базы исследования применялись учебники, коммен-тарии и статьи в периодических изданиях таких авторов как: А.С. Горелик, В.И. Кап-канов, В. Малинин, Т. Орешкина, Ю.В. Сапронов, А.Р. Саруханян, П.А. Скобликов, Н. Скорилкина, А.С. Феофилактов, А. Щербаков и др. Для достижения целей настоящей работы использовались общенаучные мето-ды познания: метод структурно-генетического анализа; методы анализа и синтеза со-ставных частей, отдельных признаков и понятий; иные общенаучные методы, а также специальные методы правовых исследований: сравнительного правоведения, метод анализа уголовной статистики; системный метод и др. Структура настоящего исследования определена поставленными целью и зада-чами и включает в себя введение, две главы с параграфами, заключение и список ис-пользованных источников.
Введение

Провозглашенный Президентом Российской Федерации курс на укрепление всех государственных институтов требует усиления противодействия преступлениям против порядка управления. Вместе с тем судебные и следственные органы испыты-вают значительные трудности на практике при применении ст. 330 УК РФ, преду-сматривающей уголовную ответственность за самоуправство. В теории уголовного права России состав данного преступления исследован еще недостаточно глубоко, а существующие комментарии к УК РФ достаточно скупо раскрывают его содержание. В определенной степени дефицит полезных для правоприменителей рекомендаций по правильному применению ст. 330 УК РФ вызван тем, что долгое время проблемы квалификации самоуправства не были актуальной темой для отечественной науки. Несмотря на то, что преступное самоуправство было объектом исследования в кандидатских диссертациях Ю.Б. Сапронова «Уголовная ответственность за само-управство» (2002 г.) и О.В. Соколовой «Самоуправство: уголовно-правовая характе-ристика» (2002 г.), а также предметом научных публикаций известных ученых В.Н. Малинина, Г.Ф. Поленова, П.С. Елизарова, В.Д. Иванова, Н.И. Ветрова, И.Я. Коза-ченко, Л.Р. Саруханяна, Г.А. Агаева и других, тем не менее, остались нерешенными ключевые проблемы квалификации данного состава – объект и объективная сторона. В настоящей статье мы попытаемся рассмотреть отдельные вопросы этой проблемы. Ее актуальность обусловлена в первую очередь тем, что за последние десять лет количество зарегистрированных в Российской Федерации преступлений данного вида возросло более чем в два раза. Если в 1997 г. их было зарегистрировано всего 4796, то в 1998 г. – 6320, в 1999 г. – 7910, в 2000 г. – 7370, в 2001 г. – 6837, в 2002 г. – 7360, в 2003 г. – 7240, в 2004 г. – 6797, в 2005 г. – 8757, в 2006 г. – 10059. Их удельный вес вырос с 3,6% до 5,6% в общей массе преступлений против порядка управления, а раскрываемость в настоящее время составляет 89%. Таким образом, объектом настоящего исследования будут общественные от-ношения, возникающие при совершении преступления – самоуправства. Предмет настоящего исследования – уголовно-правовые нормы, регулирую-щие отношения, возникающие при самоуправстве.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3 Глава 1 Правовой анализ состава самоуправства …………….…………….. 5 1.1 Квалифицированный состав самоуправства ……………………………… 5 1.2 Объект и объективная сторона самоуправства …………………………… 6 1.3 Субъект и субъективная сторона самоуправства………………………..... 11 Глава 2 Ограничение самоуправства от смежных составов преступлений 2.1 Отграничение самоуправства от вымогательства………………………… 13 2.2 Отграничение самоуправства от кражи, разбоя и иных составов …….… 17 Заключение……………………………………………………………………….. 21 Список литературы ……………...…………………………… 23
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2 Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06.1996 № 63 ФЗ (ред.от 25.03.2022) 3 Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О Верховном Суде Российской Федерации" Научная и методическая литература а) электронные ресурсы 4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части пер-вой / Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина // URL: http://www.biblioteka.ru (дата обращения 06.05.2022).Гаухман Л.Д. Насилие как средство совершения преступления. – М.: Юрид. лит, 2017. – 167 с. 5 Апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2017 по делу № 33-592 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 09.05.2022). 6 Решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 12.09.2018 по делу № 2-4636/2016 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 09.05.2022). 7 Решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 25.12.2015 по делу № 2-1243/2014 // URL: http://www.revdinsky.svd.sudrf.ru (дата обращения 08.05.2022). 8 Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. В.М. Лебедева. – М.: Юрайт, 2017. – 1065 с. 9 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017).Утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212958/ (дата обращения 09.05.2022) 10 .Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. – М.: Юристъ, 2018. – 352 с. 11 б) основная литература 12 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СПС КонсультантПлюс. – Элек-трон.текст.дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 20.05.2022 13 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 № 12"О применении Ар-битражного-процессуального кодекса Российской Федерации. ) // СПС Консультант-Плюс. – Электрон.текст.дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский ре-гиональный колледж». – Дата обращения: 20.05.2022) 14 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. ) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон.текст.дан. – Режим доступа: Ло-кальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 20.05.2022 15 Российское уголовное право: В 2 т. Т. 2. Особенная часть / Под ред. проф. А.И. Рарога. – М.: Норма, 2018. – 866 с. 16 Сапронов Ю.В. Некоторые проблемы разграничения самоуправства от смежных составов преступлений // Российский следователь. – 2019. – № 3. – С. 26 17 Саруханян А.Р. Уголовная ответственность за самоуправство // Уголовное право. – 2018. – № 3. – С. 50-53. 18 Скобликов П.А. Самоуправство при решении имущественных споров // Законность. – 2017. – № 3. – С. 175-176. 19 Скорилкина Н. Отграничение самоуправства от вымогательства // Закон-ность. – 2016. – № 2. – С. 8-9. 20 Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. – М.: Госюриздат, 2018. – 363 с. 21 Уголовное право. Общая часть / Под ред. Н.И. Ветрова. – М.: Юристъ, 2017. – 467 с. 22 Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Л.Д. Гаухмана, С.В. Макси-мова. – М.: Юристъ, 2018. – 895 с. 23 Феофилактов А.С. Некоторые вопросы квалификации преступного само-управства // Российский судья. – 2018. – № 5. – С. 15-18. 24 Шарапов Р.Д. Физическое насилие в уголовном праве. – СПб.: Пресс, 2016. – 295 с. 25 Щербаков А. Самоуправство // Уголовное право. – 2018. – № 1. – С. 72-76.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА САМОУПРАВСТВА 1.1 Квалифицированный состав самоуправства Квалифицирующий признак данного преступления – применение насилия или угроза его применения. В связи с этим необходимо иметь в виду, что физическое насилие – это общественно опасное противоправное воздействие на организм друго-го человека, совершенное против его воли. Данное воздействие может быть оказано как на наружные покровы тела человека, так и на его внутренние органы. Насилие по своей интенсивности может быть как опасным, так и неопасным для жизни и здоровья потерпевшего. При этом самоуправство, связанное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, если есть реальная опасность исполнения угрозы, а также с побоями, причинением легкого или средней тяжести вреда здоро-вью, полностью охватывается составом ч. 2 ст. 330 УК РФ и дополнительной квали-фикации по ст. 112, 115, 116, 119 УК РФ не требует, так как возникает конкуренция норм, соотносящихся как общая и специальная. Соответственно, преимущество имеет норма, являющаяся специальной и охва-тывающая признаки, содержащиеся в общих нормах, в рассматриваемом случае в ст. 112, 115, 116, 119 УК РФ. Насильственное самоуправство относится к двухобъектным преступлениям, так как одним объектом является жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность личности (или их сочетание), а другим – общественные отношения, защищающие порядок управления. Насильственные действия, не направленные на лишение жизни потерпевшего или на причинение тяжкого вреда его здоровью и не повлекшие таких последствий, полностью охватываются понятием насилия как элемента квалифицированного са-моуправства (ч. 2 ст. 330 УК РФ). Поэтому двухобъектное насильственное само-управство квалифицируется как единое деяние, если степень интенсивности насилия не превышает ту, которая охватывается уголовно-правовой нормой. При этом законодатель степень общественной опасности насильственного са-моуправства рассматривает как гораздо большую, чем насилия и самоуправства, взя-тых по отдельности. Так, максимальное наказание за самоуправство по ч. 1 ст. 330 УК РФ составляет арест на срок до шести месяцев. Верхний предел наказания за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК РФ – лишение свободы на срок до трех лет. Это сопоставление обозначает, что ответственность за насильственное само-управство не может быть сведена к простому суммированию ответственности за са-моуправство и за насильственное деяние, а обладает качественно иными параметра-ми. В целях более эффективного противодействия преступлениям против порядка управления мы предлагаем дополнить ст. 330 УК РФ частью третьей, указав в ней особо квалифицирующие признаки самоуправства, если оно: - совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; - сопряжено с похищением человека или незаконным лишением свободы. С учетом проведенного нами исследования вышеперечисленных недостатков квалификации самоуправства и предложений ряда ученых автор предлагает законо-дателю изменить редакцию ст. 330 УК РФ, изложив ее в следующем виде: «Статья 330. Самоуправство. - Самоуправство, т.е. самовольное осуществление и защита своего действи-тельного или предполагаемого права, а равно прав других лиц, совершенное с нару-шением установленного законодательством порядка управления и причинившее су-щественный вред, - наказывается. - Самоуправство, совершенное с применением насилия или с угрозой его при-менения, - наказывается. - Самоуправство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также сопряженное с похищением человека или незакон-ным лишением его свободы, - наказывается...». При этом, несомненно, потребуется и ужесточение уголовно-правовых санк-ций за самоуправные деяния. 1.2 Объект и объективная сторона самоуправства Состав самоуправства в современном уголовном праве России изучен сравни-тельно мало. В настоящее время существуют разногласия среди ученых и практиков относительно размещения законодателем ст. 330 в гл. 32 УК РФ. А.С. Феофилактов высказал мнение об обоснованности закрепления самоуправства в УК РФ вообще. Проведенное А. Щербаковым анкетирование практических работников правоохрани-тельных органов показало, что каждый четвертый из них (26%) считает необходи-мым перенести ст. 330 в другую главу УК РФ либо вообще декриминализировать предусмотренное ею деяние. На наш взгляд, состав самоуправства должен быть сохранен в российском уго-ловном законе. Многолетний опыт применения ст. 330 УК РФ показал, что она вполне эффективно обеспечивает защиту прав и законных интересов общества и гос-ударства. Состав самоуправства был известен еще Русской Правде; последующие ис-точники уголовного права сохранили данную норму. Интересен опыт и уголовного законодательства зарубежных стран в этой сфере. В УК РФ данный состав сформулирован в ст. 330 следующим образом: «Само-управство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным норма-тивным правовым актом порядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями при-чинен существенный вред...». В ч. 2 данной статьи указаны квалифицирующие при-знаки самоуправства – применение насилия или угроза его применения. Казалось бы, нет особой необходимости подробно останавливаться на харак-теристике непосредственного объекта самоуправства, однако ничем не оправданная пестрота и многообразие его характеристик в юридической литературе разных лет вынуждает нас рассмотреть этот элемент состава преступления. Так, например, Г.Ф. Поленов определяет объектом самоуправства и порядок реализации прав гражданами и в отдельных случаях – личные имущественные и не-имущественные права. По мнению В.Д. Иванова, непосредственным объектом рассматриваемого пре-ступления является нормальная деятельность государственных и общественных учреждений, а также охраняемые законом интересы и права граждан. П.С. Елизаров пошел еще дальше, объединив порядок реализации гражданами их прав, нормальную деятельность органов управления, а также интересы государ-ственных и общественных предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. Несмотря на то, что в объем данного понятия разные авторы включают разное количество объектов, мы полагаем, что объектом самоуправства в соответствии с диспозицией нормы является установленный законом или иными подзаконными нормативными актами порядок реализации гражданами и организациями всех форм собственности своих прав и обязанностей. Следующим обязательным элементом состава любого преступления, являю-щимся предметом уголовно-правового анализа, является его объективная сторона. Как известно, она характеризует внешнее проявление конкретного общественно опасного поведения. Большинство исследователей уголовно-правовых отношений при определении самоуправного деяния идут по пути воспроизведения тех его признаков, которые приведены в ст. 330 УК РФ. В УК РФ состав самоуправства сформулирован следу-ющим образом: самовольное, вопреки установленному законом или иным правовым актом порядку, совершение каких-либо действий, оспариваемое гражданином или организацией, причинившее существенный вред. Признаки объективной стороны са-моуправства, указанные в ст. 330 УК РФ, являются предельно общими по сравнению с диспозицией ст. 200 УК РСФСР, где под самоуправством понималось осуществле-ние своего действительного или предполагаемого права с нарушением установленно-го порядка. Сегодняшнее определение позволяет считать самоуправством многие действия, квалифицируемые по другим статьям УК РФ, например, присвоение должностных полномочий (ст. 288 УК РФ). Формулировка ст. 330 «совершение каких-либо действий» позволяет практи-чески любое деяние, осуществляемое вопреки законной процедуре, рассматривать как самоуправство. Как известно, именно объективная сторона является «видимой» составляющей преступления, в связи с чем суды нередко смешивают самоуправство с вымогатель-ством, похищением человека, разбоем и другими преступлениями. С другой сторо-ны, учитывая более мягкую санкцию ст. 330 УК РФ, преступники имеют возмож-ность оправдать свои общественно опасные действия желанием защитить собствен-ные или чьи-либо еще интересы, хотя в действительности их умысел был направлен на совершение иного преступления. Так, по делу Е. и З., рассмотренному Промышленным районным судом г. Вла-дикавказа, выяснилось, что подсудимые неоднократно избивали потерпевшего П., требуя вернуть задолженность перед их фирмой за утраченные материальные ценно-сти. В рамках своей преступной деятельности они, выбив дверь, ворвались в его квартиру, избили П. и его мать, причинив ей вред здоровью средней тяжести, а также угрожали им убийством. Сумма долга преступниками неоднократно повышалась с течением времени и в итоге была увеличена более чем в 4 раза. Следствие первона-чально инкриминировало Е. и З. хулиганство, причинение вреда здоровью средней тяжести и угрозу убийством. Но все содеянное в итоге было квалифицировано по ч. 2 ст. 330 УК РФ, так как долг П. все-таки имел место, а мать обещала его вернуть за сына. На наш взгляд, суд неверно квалифицировал действия виновных. По всей ви-димости, в действиях виновных лиц усматриваются объективные признаки вымога-тельства (ст. 163 УК РФ). Судебные органы, как правило, оставляют без внимания такой признак само-управства, как оспаривание действий преступника заинтересованной стороной. По данным, полученным В. Малининым при изучении уголовных дел (более 100) ни в одном приговоре не указывалось, в чем выражается оспаривание совершенного са-моуправства. Однако, учитывая, что самоуправными могут быть практически любые дей-ствия, в том числе и опасные для посторонних лиц, вполне возможны ситуации, ко-гда потерпевший не обратится к властным структурам за защитой в силу боязни, же-лания решить спор своими силами и других причин. Поэтому привлечь преступни-ков к ответственности за самоуправство невозможно, поскольку отсутствует один из признаков объективной стороны этого преступления. Поэтому представляется не-обоснованным его закрепление в действующем УК РФ, поскольку любое преступле-ние против порядка управления опасно для государства в силу его совершения, а не в связи с оспариванием действий. Большинство юристов полагают, что самоуправство может совершаться толь-ко в форме действия. Так, Н.Г. Иванов прямо указывает, что «объективная сторона деяния может быть выражена только в действиях. Такие деяния, как, например, не-исполнение судебных решений (пассивное поведение) самоуправством не являются». Аналогичного мнения придерживается и З.А. Незнамова, которая пишет, что «деяние при самоуправстве характеризуется только активными действиями. Само-управство в форме бездействия невозможно». Другие авторы (М.П. Журавлев, А.Г. Кибальник и И.Г. Соломоненко) хотя и не употребляют категоричных утверждений, но говорят о «совершении действий». Существует и иная точка зрения. Так, А.В. Кладков пишет: «Преступление может быть совершено как в форме действия, так и бездействия, например, лицо удерживает, не предъявляет, в том числе и государственным органам, оспариваемое имущество, в результате чего собственник терпит существенный материальный ущерб». Мы все же полагаем, что самоуправство можно совершить только путем дей-ствия, так как сама конструкция ст. 330 УК РФ и классическое понятие самоуправ-ства, характерное для русского права, предусматривают возможность совершения подобного деяния только путем действия. Бездействие (пассивное поведение) долж-но караться только в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом. В связи с тем, что текст ст. 330 УК РФ не содержит подобного указания, а так-же в связи с наличием в УК РФ специальных норм уголовного права, в частности – ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта», мы считаем, что самоуправство может совершаться только при активном про-тивоправном поведении виновного, т.е. исключительно путем действия. Существенный аспект уголовно-правового анализа самоуправства касается за-крепления в ст. 330 УК РФ диспозиции формулировки «...правомерность которых оспаривается гражданином или организацией» (речь идет о действиях виновного ли-ца). В литер атуре высказано несколько точек зрения относительно оспариваемости самоуправных действий. С.В. Максимов пишет по этому поводу следующее: «Под оспариванием следует понимать объявление в той или иной форме заинтересован-ным лицом (организацией) о нарушении своего (чужого) действительного или пред-полагаемого права самоуправным деянием (заявление или жалоба, поданные в суд, прокуратуру, орган внутренних дел или иной орган, призванные обеспечить защиту права заявителя, и иные установленные формы объявления своих прав)». А.В. Галахова, не давая определения оспариваемости, указывает, что «оспари-вать действия можно в судебном, административном, дисциплинарном порядке. Это возможно в момент совершения самоуправных действий, после их совершения». А.Н. Гуев при комментировании содержания ст. 330 УК РФ также ограничива-ется подобным утверждением. А.С. Феофилактов, критикуя действующую диспози-цию ст. 330 УК РФ, делает достаточно смелый вывод о том, что «представляется не-обоснованным его закрепление в новом УК, поскольку любое преступление против порядка управления опасно для государства в силу его совершения, а не в связи с оспариванием действий». Буквальное толкование правовой нормы приводит к выводу, что оспаривается правомерность совершаемых действий. А.Р. Саруханян справедливо указывает на нелогичность подобного построения состава, утверждая, что либо действие должно совершаться и в этот же момент оспариваться, либо оно уже свершилось и после этого оспаривается. Совершенно очевидно, что нельзя оспаривать то, что еще не произошло. От-сюда несостоятельными выглядят комментарии, допускающие факт оспаривания «до совершения действий, в процессе их совершения и после их совершения». Думается, что по смыслу закона должны оспариваться не сами по себе действия (бездействие) виновного лица, а то, по поводу чего они совершаются (право, вещь и т.п.). Причинение существенного вреда является оценочной категорией. Оно уста-навливается судом с учетом фактических обстоятельств совершенного преступления в каждом конкретном случае. Данный вред может быть причинен как физическим, так и юридическим лицам. Необходимо отметить, что оспаривание правомерности действий субъекта преступления возможно и в пользу третьих лиц. По характеру преступных последствий существенным может быть признан имущественный вред в виде прямого реального ущерба либо упущенной выгоды, физический вред в виде побоев, иные нарушения законных прав и интересов граж-дан. Наиболее интересный аспект общественно опасных последствий самоуправства проявляется при использовании подхода, предложенного Н.И. Ветровым. Он отме-чает, что ущерб, причиненный объекту посягательства, всегда реален, т.е. существу-ет в объективной действительности, но не материален, так как относится не к миру вещей, предметов (в широком смысле данного понятия), а к отношениям между людьми в данной общественно-экономической формации. То есть безотносительно к существенности вреда, нанесенного самоуправством, это деяние уже наносит ущерб общественным отношениям. Конечно, это не так. Существенным может быть признан имущественный вред в виде прямого реального ущерба либо упущенной выгоды, а равно нарушение иных законных прав и интересов (жилищных, трудовых). Материальный (имущественный) вред при самоуправстве является превалиру-ющим над всеми остальными видами ущерба. Только при этом он выступает в виде обязательной составляющей и выражается в прямом реальном ущербе либо упущен-ной выгоде. Самоуправство в уголовно-правовом смысле невозможно, если им не причиняется существенный материальный вред, что следует из диспозиции ст. 330 УК РФ. При анализе судебной практики можно увидеть, что почти в каждом уголов-ном деле по самоуправству, направленном с обвинительным заключением в суд, прямо указывается на причинение преступлением материального вреда, причем пре-рогатива признания этого вреда существенным и определения его размера принадле-жит суду. Следовательно, при расследовании самоуправства необходимо в первую оче-редь устанавливать наличие реально наступивших последствий в виде материального вреда и в случае квалификации содеянного по ч. 2 ст. 330 УК РФ – дополнительного физического вреда. Рассмотрев два обязательных признака объективной стороны самоуправства, необходимо проанализировать и третий – причинную связь между деянием и пре-ступными последствиями. Причинная связь как обязательный признак состава пре-ступления устанавливается между противоправным деянием лица и указанными в за-коне преступными последствиями в виде определенного существенного вреда. Когда мы говорим о причинной связи, то имеем в виду, что в объективной действительно-сти наступившие вредные последствия вызваны данными преступными действиями, а не действиями третьих лиц. Совершенное виновным деяние становится преступным и может быть вменено ему в вину именно потому, что породило вредные послед-ствия, предусмотренные данным составом преступления. 1.3 Субъект и субъективная сторона самоуправства Рассмотрев объективные признаки самоуправства, следует перейти к исследо-ванию его субъективных признаков. Первым общим условием уголовной ответ-ственности является то, что субъектом преступления может быть только физическое лицо. По вопросу о возможности привлечения к уголовной ответственности юриди-ческих лиц в последние годы разгорелась достаточно «жаркая» полемика среди тео-ретиков уголовного права. Мы же в этой части придерживаемся традиционной точки зрения, согласно которой лишь конкретное физическое лицо (человек) может нести уголовную ответственность в случае совершения преступления. Вторым условием уголовной ответственности является достижение возраста наступления уголовной ответственности – 16 лет. Согласно ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность за вымогательство наступает с 14 лет, поэтому при ошибочной ква-лификации самоуправства как вымогательства лицо будет отвечать также с 14 лет. Вместе с тем вымогательство, неправильно квалифицированное как самоуправство, может свести на нет принцип неотвратимости наказания, заложенный в действующем уголовном праве. Третье общее условие – вменяемость. Субъектом преступного самоуправства может быть только лицо, обладающее способностью осознавать фактический харак-тер своих действий (бездействия) и руководить ими во время совершения преступ-ления и нести в связи с этим уголовную ответственность. Субъективная сторона самоуправства характеризуется умышленной формой вины. Но каким может быть умысел: прямым или косвенным или тем и другим? Большинство правоведов сходятся во мнении о том, что умысел при соверше-нии самоуправства возможен в обеих формах, причем применительно не только к причиняемому ущербу, но и к совершению самих самовольных действий, и, как следствие, не выделяют специально его формы, в отличие от некоторых иных соста-вов преступлений. Некоторые авторы считают, что субъективную сторону самоуправства харак-теризует прямой умысел. Так, Г.Ф. Поленов пишет: «Совершая самоуправные дей-ствия, виновный сознает, что нарушает порядок, установленный для осуществления данного права, и причиняет существенный вред». Его поддерживает И. Ребане: «При самоуправстве субъект сознает, что свое действительное или предполагаемое право он осуществляет самовольно и желает именно таким путем добиться его осуществ-ления». Каким же образом соотносится с прямым умыслом самоуправство? Сознание общественно опасного характера совершаемого деяния означает понимание его фак-тического и общественного значения. Но общественная опасность самоуправства преломляется законодателем через индивидуальную оценку характера опасности по-терпевшим. Кроме того, для виновного лица неясным может оставаться вопрос о приоритетном значении объектов посягательства, которых в самоуправстве согласно ст. 330 УК РФ два – существующий порядок управления и законные права и интере-сы граждан и юридических лиц. Для прямого умысла характерно предвидение неизбежности наступления об-щественно опасных последствий. Применительно к самоуправству это означает, что лицо должно четко просчитать, кому, в какой форме и в какой момент времени при-несет вред какое-либо его действие, совершенное вопреки установленному законом или иным нормативно-правовым актом порядку его совершения. Это происходит да-леко не всегда. Следовательно, прямой умысел при самоуправстве – явление до-вольно редкое. Уголовно-правовой состав самоуправства построен на реальной возможности, но не на неизбежности причинения существенного вреда, что материализовано в сле-дующей части конструкции диспозиции ст. 330 УК РФ (если таковыми действиями причинен существенный вред). Поэтому самоуправство чаще всего совершается с косвенным умыслом. Мотив самоуправства больше имеет значение для назначения наказания, отно-сясь к обстоятельствам, отягчающим (ст. 63 УК РФ) его, либо же к обстоятельствам смягчающим (ст. 61 УК РФ). К последним, например, относится совершение пре-ступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Как видно из анализа судебной практики, это наиболее типичный мотив самоуправства. Цель при самоуправстве возникает на основе преступного мотива, и вместе мо-тив и цель образуют ту базу, на которой рождается вина как определенная интеллек-туальная и волевая деятельность субъекта, связанная с совершением преступления.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
800 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg