1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
1.1 Теоретический анализ представлений о развитии скоростных способностей в системе физических качеств учащихся
Физическими качествами в литературе называют разные стороны двигательных возможностей индивида. Структурные компоненты развития физических качеств обусловлены последовательными морфологическими и биохимическими преобразованиями со стороны опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системе, в системах внутренних органов организма. Поэтому эффективность развития физических качеств находится в непосредственной связи с согласованием соматических и вегетативных процессов.
Физические качества зависимы как от особенностей генетики, так и от систематической работы по их развитию [15]. В детском возрасте организм функционирует так, что предоставляются наилучшие возможности для развития физических качеств учащихся: быстроты и выносливости, мышечной силы. Поэтому эффективно на этом этапе организовать целенаправленную систематическую спортивную подготовку.
Рассмотрим основные термины и их содержание, применительно к анализу проблемы развития физических качеств учащихся
На развитие физических качеств учащихся оказывают влияние:
? анатомические и морфологические характеристики мозговой деятельности и свойства нервной системы, такие как подвижность, уравновешенность и т.д.;
? функциональные характеристики внутренних органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д.);
? биологические характеристики деятельности организма (обмен веществ, показатели сокращения мышц и пр.);
? антропометрические характеристики организма и отдельных его частей (рост, вес, длина конечностей и пр.);
? генетические характеристики;
? психологические характеристики личности (темперамент, характер и т.д.).
Мышечная сила предполагает способность индивида к преодолению внешнего сопротивления либо способность противодействовать ему с помощью мышечного напряжения.
Выполнение движений или сохранение определенной статики связано с характеристиками мышечной силы [2]. Мышечная сила отражает величину прилагаемого в данном случае усилия. За счет силы мышц также преодолевается внешнее сопротивление или происходит противодействие ему с помощью мышечного напряжения.
Важным моментом, который определяет мышечную силу, выступает режим работы мышц. В ходе осуществления движения мышцы способны к проявлению силы следующего характера:
? при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим);
? при ее удлинении (уступающий, т.е. полиометрический режим);
? без изменения собственной длины (статический, т.е. изометрический режим);
? при изменении и длины и напряжения мышц (смешанный режим).
В первых двух случаях можно говорить о динамической силе мышц, в третьем – о статической, в последнем – о смешанной.
Когда описывают силовые качества человека, спортсмена, то говорят о таких их видах: собственно-силовые качества, а также их сочетание с иными качествами (скоростно-силовые и силовая выносливость и силовая ловкость).
Скоростные способности могут проявляться в элементарных и комплексных формах.
Элементарные формы – это быстрота реакции, скорость одиночных движений, показатели темпа движения.
Двигательная реакция представляет собой ответ, возникший в результате внезапного сигнала, и выражающийся в каких-то движениях или двигательных действиях. Двигательные реакции могут быть простыми и сложными.
Простая двигательная реакция, как правило, возникает в виде привычного движения за заранее известный сигнал. Есть два компонента простой двигательной реакции:
? латентный (скрытый), который связан с задержками, которые накапливаются на самых разных уровнях организации движений в центральной нервной системе. Латентное время простых двигательных реакций почти невозможно тренировать, оно не зависит от уровня спортивного мастерства и характеристика развития у него быстроты движений;
? моторный, развитие которого позволяет улучшить время реакции движения [8].
В качестве примера простой двигательной реакции мы можем назвать прекращение игровых действий в результате свистка судьи.
Сложные двигательные реакции могут проявляться в самых разных видах спорта, в том числе, где есть разнообразные смены ситуаций для движения. Они характерны для разных спортивных игр, единоборств и т.д. Большое число сложных двигательных реакций можно описать как реакции «выбора» (предполагается, что человек из множества двигательных действий должен выбрать наиболее адекватное цели и самой двигательной ситуации).
В некоторых видах спорта к таким реакциям также можно отнести действия в ответ на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Скоростные способности в самых разных видах деятельности реализуются за счет сочетания разных двигательных реакций, зависят от развития прочих физических качеств и технических навыков спортсмена, что подчеркивает их комплексный характер [17].
В числе комплексных форм проявления скоростных способностей можно назвать:
? способности к быстрому разгону, достижению максимально возможной скорости (стартовая скорость) важные для бега спринтеров, конькобежцев, гребцов и многих других спортсменов;
? способности быстро достигать высокой дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности), важные для бега, плавания, многих циклических видах спорта;
? способности к быстрому переключению разнообразных двигательных действий [17].
Для спортивных игр чаще всего характерно, что разные формы проявления быстроты сочетаются, идут в комплексе, поскольку только так становится возможным осуществлять разнообразные игровые двигательные действия. Разные формы скоростных способностей дают возможность быстро передвигаться во время выполнения разных технических приемов, своевременно изменять их в соответствии с текущей двигательной, игровой ситуацией.
Быстрота – это способность игроков реализовать разные двигательные действия за как можно меньший интервал времени. Быстрота является таким физическим качеством, которое характеризуется показателями частоты чередования сокращений и расслаблений мышечных групп. Проявления быстроты могут быть разнообразными, при этом любое из них имеет важное значение для избранного вида спорта.
Быстрота – способность человека совершать двигательные действия за небольшой промежуток времени. Есть три формы проявлений быстроты: латентное время двигательных реакций, скорость одиночного движения и частота движения.
Быстрота двигательной реакции во многом зависит от латентного времени реагирования спортсмена. Важно принимать во внимание, что быстроту простых двигательных реакций почти невозможно тренировать. В игровых видах спорта работа идет чаще всего над сложными двигательными реакциями (выбор движения, реагирование на движущий объект) и их скоростными показателями. Это осуществляется в процессе технико-тактической подготовки спортсменов.
С позиций нейрофизиологии на быстроту двигательной реакции оказывают влияние такие особенности:
? в рецепторе появляется возбуждение (зрительном, слуховом, тактильном и др.), в ответ на некоторый сигнал или стимул;
? возбуждение предается в ЦНС по рецепторам;
? сигнал анализируется и формируется обратная связь;
? эфферентный сигнал идет от ЦНС к мышцам;
? в мышце включается активность, появляется отклик мышечных групп [13].
В детском возрасте имеются наиболее подходящие условия для развития скоростных способностей, поскольку для данного периода характерна хорошая пластичность нервных процессов, быстрое образование и перестройка условно-рефлекторных связей и т.д. [21].
Скоростные способности можно развивать за счет таких упражнений и движений, как: прыжки, метание и другие. Быстрота развивается на основе хорошо усвоенных упражнений, за счет их разнообразия и повторения. Однако важно принимать во внимание исходную подготовленность детей и особенности их организма и здоровья [1].
Скоростно-силовые способности могут проявляться в ходе движений, в которых вместе с серьезной мышечной силой предполагается и большая быстрота движений. В данном случае, чем больше внешнее отягощение, которое преодолевает спортсмен, тем более значим и задействован силовой компонент, а меньшее отягощение выводит на первый план тренировку именно скоростных характеристик [7].
Развитие физических качеств идет по двум ведущим направлениям – стимулирующее и направленное.
Первое идет в ходе развития двигательных умений и навыков и обусловлено обучающим эффектом в плане основ управления телом и реакциями движения.
Второе – реализуется за счет повышения функциональных возможностей организма и развивается через выполнение знакомых упражнений при постепенном повышении тренировочной нагрузки [15].
Многочисленные упражнения, которые можно использовать для стимулирования скоростных и скоростно-силовых способностей можно разделить на следующие группы:
1. Скоростно-силовые упражнения, одинаково направленные на развитие быстроты двигательной реакции и силы определенной группы мышц. Здесь ставятся задачи трех видов: собственно развитие скоростных способностей, развитие силовых способностей, развитие скоростно-силовых способностей.
2. Упражнения, основанные на преодолении собственного веса и облегченных скоростных упражнений. В данных упражнениях можно развивать простые и сложные двигательные реакции быстроты. Это упражнения, связанные с реагированием на звуковые или зрительные сигналы, упражнения на выполнение заданий по частям и т.д.
3. Скоростно-силовые упражнения на развитие вместе с силой какой-то мышечной группы, включающие отягощение и сопротивление внешних условий среды.
Развитие скоростных способностей находится в тесной зависимости от деятельности нервной системы, от развития ряда психических функций (ощущений, восприятия, внимания), развития вестибулярного аппарата и координации (равновесия, ориентировки в пространстве и др.), от черт характера и т.д.
Быстроты возможно развивать в самых разных упражнениях с сигналами: во время бега или ходьбы могут быть остановки, повороты, дополнительные движения и т.д. Быстрота сложных двигательных реакций лучше всего развивается во время спортивных и подвижных игр. Также полезными являются задания на спринтерский бег, прыжковые упражнения разного характера и т.д. [8].
Упражнения на развитие быстроты двигательной реакции лучше всего проводить на максимально возможной скорости, с большой интенсивностью, многочисленными подходами и повторениями. Однако принимается во внимание возраст и этап подготовленности спортсменов.
Развитие скоростных способностей важно для самых разных видов спорта, в том числе для спортивных игра, таких как хоккей. В данном виде спорта быстрота тесно связана и с мышечной силой. Поэтому речь будет идти скорее не о чисто скоростных качествах, но о скоростно-силовых.
Часто на тренировках создаются условия, в которых, повторные быстрые движения становятся однотипными и выполняются в одном ритме. В результате этого создается некоторая привычность, автоматизация движений, основанная на образовании определенного стереотипа в коре головного мозга. Это препятствует развитию скорости катания хоккеиста даже в том случае, когда уровень физических и волевых качеств повышается.
Скоростно-силовые качества развиваются за счет введения в тренировки разнообразных прыжковых упражнений, в том числе это могут быть многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений и в различных направлениях. Прыжки могут быть с отягощениями. Целесообразно следить за сохранением высокой скорости отталкивания. Прыжки также можно выполнять с максимальной скоростью и на время [16].
Если говорить о хоккее, то скоростные качества человека находятся в тесной связи с возрастом. Скорость одиночного движения развивается в основном в возрасте 9-14 лет. В 10-12 лет для детей характерны большая подвижность и высокий темп выполнения многих скоростных движений, даже таких, которые требуют сложной координации. В 15-16 лет скорость у них нарастает в основном только при выполнении сложных движений и за счет повышения силы мышц и емкости анаэробных механизмов энергообеспечения и совершенствования техники движения и т.д. В 6-8 лет специальным развитием быстроты в занятиях на льду заниматься не следует. На занятиях вне льда скоростные качества рекомендуется развивать с помощью подвижных игр, эстафет, прыжков, ускорений и т.д. В возрасте 8-12 лет основными средствами развития быстроты будут подвижные игры, построенные на опережении действий соперника, прыжковые упражнения и движения скоростно-силового характера.
Скоростно-силовые качества мышц рук и плечевого пояса развиваются за счет использования упражнений с отягощениями, в том числе с помощью предметов или собственного веса. Величина отягощений и количество повторений варьируется, но при этом желательно не заниматься на пределе возможностей. Лучше всего выполнять упражнения динамично, варьируя скорость, следить за профилактикой перегрузок и утомления [22].
В тренировочном процессе эффективно использовать разные виды амортизаторов и эспандеров. При этом прилагаемые усилия и скоростные характеристики движения желательно делать чуть более высокими, чем спортсмены привычно выполняют [9].
Сущность подготовки спортсменов заключается в заданной физической нагрузке, которая многократно и систематически повторяется и повышается, может вызывать в организме человека позитивные функциональные, а иногда и структурные преобразования. В итоге тренировок механизмы регуляции могут быть нормализованы, усовершенствованы, улучшая адаптационные возможности организма к динамически преобразующимся обстоятельствам среды. Во-первых, могут оформляться и укрепляться новые или совершенствоваться уже имеющиеся двигательные навыки, во-вторых – формируются и совершенствуются разнообразные физические качества спортсменов (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости и т.д.), определяющие физическую работоспособность спортсмена.
Теорией и практикой определены (проф. В.М. Зациорский, проф. Н.Г. Озолин) три методических условия, без соблюдения которых нельзя успешно развивать данное физическое качество. Первое: способ осуществления скоростных упражнений должен позволять выполнить их в максимальном темпе. Второе: выполняемые упражнения должны быть предварительно хорошо освоены (при достаточном автоматизме контроль сознания направлен не на координацию движения, а на его качество, в данном случае – скорость. Третье: прекращение скоростных упражнений в момент появления первых признаков утомления [25].
Например, у младших и средних школьников происходит интенсивное развитие способности к выполнению быстрых движений отдельными частями тела (кистью, рукой, ногой) – надо это использовать. И ещё: одно из верных средств развития быстроты движений – бег на дистанциях до 30 м, кратковременный и не вызывающий утомления.
Таким образом, скоростные способности могут проявляться в ходе движений, в которых предполагается большая быстрота движений. В Скоростные способности могут проявляться в элементарных и комплексных формах. Элементарные формы – это быстрота реакции, скорость одиночных движений, показатели темпа движения. Двигательная реакция представляет собой ответ, возникший в результате внезапного сигнала, и выражающийся в каких-то движениях или двигательных действиях. Двигательные реакции могут быть простыми и сложными. Простая двигательная реакция, как правило, возникает в виде привычного движения за заранее известный сигнал. Сложные двигательные реакции могут проявляться в самых разных видах спорта, в том числе, где есть разнообразные смены ситуаций для движения. Они характерны для разных спортивных игр, единоборств и т.д. В некоторых видах спорта к таким реакциям также можно отнести действия в ответ на движущийся объект. Разные формы скоростных способностей дают возможность быстро передвигаться во время выполнения разных технических приемов, своевременно изменять их в соответствии с текущей двигательной, игровой ситуацией.
1.2 Особенности развития скоростных способностей у учащихся, занимающихся хоккеем
Популярность этого вида спорта во многом обусловлена несколько экстремальным характером действий, что привлекает внимание подрастающего поколения.
Хоккей – это спорт динамичный, обязывающий выполнять сложные, быстрые движения и приемы в условиях взрывных скоростей и интенсивного физического контакта, где хоккеист работает в 90% в анаэробном режиме. Эта игра требует большой мышечной массы и мощной силы при агрессивном столкновении с соперниками.
Хоккеист перемещается по площадке быстро, активно: осуществляет старты с взрывной силой, тормозит и маневрирует с навыками высокой координации, обводит соперника, передает и принимает шайбу, наносит броски по воротам противника с максимальной силой, останавливает игроков противника применяя силовые приемы, а также наоборот, уклоняется от силового приема, для чего важно маневрировать, показывать обманные движения корпусом. Вместе с тем он должен мгновенно отображать действия соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию, мгновенно принимать тактическое, технико-тактическое решение и мгновенно его практиковать.
Эффективность спортивной тренировки на различных этапах многолетней подготовки хоккеистов во многом зависит от использования научно обоснованной методики развития физических качеств [10]. В последние годы в связи с изменениями в правилах и совершенствованием спортивной экипировки хоккейные матчи проходят в более высоком темпе, преимущество получили игроки, обладающие высоким уровнем развития скоростных способностей, эффективное развитие которых возможно лишь в сенситивные периоды на этапах предварительной подготовки и начальной специализации [17].
Актуально, что степень быстроты у хоккеистов наблюдается не только в быстром передвижении по хоккейной площадке. Часто, движение хоккеиста происходит с постоянной сменой движения, резкими остановками, моментальными ускорениями и т.д. В результате, хоккеист обязан иметь навык мгновенной стартовой скорости из различных исходных положений, и моментально выполнять технические приемы.
Хоккеисту необходимо грамотно перемещаться, сохранять ловкость, координацию на высокой скорости и быть готовым всегда на взрывное ускорение, отсюда следует, спортсмен должен следить за своей массой тела . Движение на коньках для хоккеиста само по себе не является способом для игры. Добавим к этому и еще действия с клюшкой и контроль над шайбой, реакцию на частые перемены игровой ситуации, силовые приемы, смену игрового состава на площадке, через время равное 45-60 секундам с уходом с площадки в бокс для запасных игроков и расслаблением, восстановлением, плюс к тому постоянные старты и остановки, смена направления движения, можно понять, насколько разнообразна игра в хоккей с шайбой.
Чтобы играть в эту игру, которой необходимы очень жесткие требования к хоккеистам , необходима специальная и весьма характерная к хоккею физическая подготовка. Хоккей с шайбой представляет один из наиболее сложных среди всех известных в мире видов спорта, и это отражает те требования, которые хоккей предъявляет к спортсменам. Хоккеистам недостаточно физической подготовки ради лишь одной «фигуры». Физическая подготовка хоккеиста требует выполнения специфических упражнений, помогающих спортсменам овладевать мастерством и улучшать свою игру. Формирование физических кондиций хоккеистов строится с таким расчетом, чтобы:
? помочь спортсменам освоить мастерство движения на коньках;
? умение хорошо бросать шайбу;
? точно передавать ее партнерам;
? применять силовые приемы против игроков команды соперника;
? резко останавливаться и стремительно стартовать;
? выполнять быстрые повороты и вращения;
? менять направление движения;
? играть с полной отдачей;
? сохранять способность жестко играть в течение всей смены и как можно быстрее восстанавливаться на скамейке между сменами.
Для планомерной подготовки высших разрядов по хоккею выделяются следующие этапы начального обучения, тренировочный – основной, этап совершенствования подготовки спортсмена.
На этапе начальной подготовки основными задачами и направленностью тренировок являются: укрепление здоровья; привитие интереса к занятиям хоккеем; приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр; овладение основами техники катания на коньках и других физических упражнений; воспитание черт спортивного характера, волевых качеств, коммуникабельности.
В группу начальной подготовки обычно набирают детей младшего и среднего школьного возраста – с 8 до 12 лет. Это возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, довольно активным ростом и развитием физических качеств [14].
Исследования показывают, что данный возраст является наиболее благоприятным для направленного развития подвижности суставов, силы мышц, выносливости, ловкости, скоростных качеств [14].
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого, что также благоприятствует активным занятиям спортом [17].
Для детей естественной является потребность в высокой двигательной активности. Двигательная активность мальчиков обычно выше.
О том, что наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции занимающихся происходит до 12-13 лет, свидетельствуют работы многих авторов [15].
С 7 до 14 лет происходит активное развитие двигательной функции детей и подростков, которое уже к 12-13 годам достигает высокого уровня. Дальнейшее же развитие функций сенсорных систем организма идет менее интенсивно. Следовательно, уже данному возрастному контингенту спортсменов важно уделять особое внимание.
Обучающиеся юные хоккеисты стабильно хорошо адаптируются к скоростным упражнениям (эстафеты, прыжки, упражнения на снарядах, подвижные игры). В связи с данным физиологическим процессом, что относительные величины силы мышц (1 кг массы тела) схожи с показателями взрослых людей, в этом возрасте более активно используются упражнения на развитие силы, связанные с дозированными нагрузками, массы тела (лазанья в вертикальном положении, подъем туловища из положения упор лежа). Но при этом необходимо знать, что тонкие мышечные волокна, бедны белками и жирами, содержат много воды, следует развивать их надо постепенно и разносторонне с правильными нагрузками и дозировками. Разные по объему и дозировке нагрузки могут привезти к максимальным энергозатратам, что повлечет за собой общую задержку развития. Следует избегать асимметрических упражнений, стремительных толчков в момент приземлений при прыжках, непропорциональной нагрузки на левую и на правую ногу, максимальных нагрузок на нижние конечности. Данные упражнения впоследствии могут образовать смещение тазовых костей, неправильное сращивание, привести к плоскостопию (продольному и поперечному), нарушениям осанки у детей. Существуют ограничения у обучающихся хоккею с шайбой по работе в анаэробном режиме. Юные хоккеисты заканчивают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет 1 литр. Выносливость субмаксимальной интенсивности появится лишь к 12 годам. В спокойном состоянии, и тем более при мышечных напряжениях, у детей отмечается большая нагрузка на сердечно-сосудистую и на дыхательную системы, высокая кислородная затратность работы.
В данном возрасте у детей еще плохо развита устойчивость внимания, концентрация. Обучающимся свойственна большая эмоциональность, очень развита потребность в двигательной активности. Если нет возможности удовлетворить эту потребность у юного хоккеиста возрастает мышечное напряжение, ослабляется внимание, скоро наступает утомление. Борьба с утомлением осуществляется у юных хоккеистов за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на утомляемость.
Первым этапом в технической подготовки хоккеиста, является не что иное как общая физическая подготовка, лишь после овладения навыками выполнения, более или менее простых физических упражнений, можно переходить к упражнениям и заданиям специальной направленности. На начальном этапе технической подготовки соотношение общей физической нагрузки к специальной, должно составлять 4:1 и по мере развития спортсмена процент специальной подготовки увеличивается.
К 12 годам начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта, что позволяет целенаправленно проводить физкультурно-оздоровительную работу [13]. В этом же возрасте дети начинают активно взаимодействовать в команде, учатся согласовывать свои действия.