ГЛАВА 1
ТЕРМИНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.
1.1 Понятие и значение страны происхождения товаров.
В современном мире наблюдается активизация процессов регионализации, поэтому большинство стран выбирают политику стимулирования торговли с помощью механизмов двусторонних и многосторонних преференциальных соглашений. Увеличение числа региональных торговых соглашений подразумевает также разнообразие преференциальных правил происхождения товаров, которые являются важным механизмом торговой политики.
Происхождение товаров определяется для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка, запретов и ограничений, вывоза товаров с таможенную территории Евразийского экономического союза, установления требований к маркировке происхождения товаров, ведения статистики внешней торговли товарами.
Происхождение товара — это, образно говоря, «экономическая» национальность товаров в международной торговле. Есть два вида: не преференциальное и льготное (преференциальное) происхождение товаров. В любом случае, важным элементом в определении происхождения товаров является их тарифная классификация [3, c. 84].
Вопросы страны происхождения также разрешаются в главе 4 Таможенного кодекса ЕАЭС. Однако, несмотря на то, что Таможенный кодекс ЕАЭС – это главный инструмент регулирования в пределах Таможенного союза, он все же не дает прямых указаний по вопросам определения страны происхождения, а отсылает к международным договорам и к национальному законодательству стран-участниц ЕАЭС.
Товар-любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии, перемещаемые через таможенную границу. Под товаром понимается также валюта и валютные ценности [5, c. 9].
Правила происхождения используются:
- для реализации мер и инструментов коммерческой политики, таких как антидемпинговые пошлины и защитные меры;
- для определения того, должна ли импортная продукция пользоваться режимом наибольшего благоприятствования или преференциальным режимом;
- для целей торговой статистики;
- для применения требований к маркировке и этикетированию;
- для государственных закупок.
В ГАТТ нет специальных правил, регулирующих определение страны происхождения товаров в международной торговле. Каждая договаривающаяся сторона была свободна в определении своих собственных правил происхождения, и даже могла поддерживать несколько различных правил происхождения в зависимости от цели конкретного регулирования. Разработчики Генерального соглашения заявили, что правила происхождения должны быть оставлены:
«...в компетенции каждой страны-импортера определять в соответствии с положениями своего законодательства для целей применения положений о наиболее благоприятствуемой нации (и для других целей ГАТТ), действительно ли товары происходят из конкретной страны»[8].
Статья VIII:1(c) Генерального соглашения, касающаяся сборов и формальностей, связанных с импортом и экспортом, гласит, что «договаривающиеся стороны также признают необходимость минимизации частоты и сложности импортных и экспортных формальностей и снижения и упрощения требований к импортной и экспортной документации», а в Пояснительной записке 2 к этой статье говорится, что было бы последовательным, если бы «при импорте товаров с территории одной договаривающейся стороны на территорию другой договаривающейся стороны предъявление сертификатов происхождения требовалось только в той мере, в какой это строго необходимо»[6].
Все правила определения страны происхождения товаров, принимаемые на национальном уровне и в региональных объединениях стран, должны удовлетворять требованиям, содержащимся в Соглашении по правилам происхождения ГАТТ/ВТО, установленным для обеспечения единообразия применения процедур определения происхождения товара в случаях необходимости использования непреференциальных инструментов торговой политики, к каковым относится предоставление режима наибольшего благоприятствования (или режим наиболее благоприятствуемой нации), защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, требования к маркировке страны происхождения и любые дискриминационные количественные ограничения или тарифные квоты[7].
Особую актуальность правилам происхождения придает тот факт, что они вряд ли являются нейтральным инструментом: учитывая, что правила происхождения могут служить эффективным средством для сдерживания перевалки, они могут привлекать политэкономов далеко за пределами усилий по предотвращению отклонения торговли. Действительно, правила происхождения широко описываются как инструмент торговой политики, который может работать на нивелирование выгод от либерализации тарифов [3].
Правила происхождения, как и тарифы, часто обсуждаются на 8- или 10-значном уровне детализации и являются превосходным целевым инструментом. В первую очередь, правила происхождения могут быть использованы для того, чтобы отдать предпочтение внутрирегиональным отраслевым связям, а не связям между региональными торговыми соглашениями и западными странами, и, таким образом, косвенно защитить производителей сырья, базирующихся на региональных торговых соглашениях, по отношению к их конкурентам из внерегиональных торговых соглашений [6].
Правила происхождения сродни тарифам на промежуточный продукт, взимаемым страной, импортирующей конечный товар, и могут использоваться одним из региональных торговых соглашений.
Таким образом, при определении страны происхождения товара используются специально разработанные правила, которые делятся на преференциальные и непреференциальные. Первые используются в отношении товаров из стран, на которые распространяется система тарифных преференций, позволяющих ввозить товары по более низким ставкам таможенных пошлин, вторые – для товаров из стран, не включенных в данную систему.
Экономическое обоснование правил происхождения заключается в ограничении отклонения торговли - во избежание перевалки товаров из стран, не являющихся членами регионального торгового соглашения, через партнера с низкими тарифами в страны с высокими тарифами. Таким образом, правила происхождения являются неотъемлемой чертой соглашений о свободной торговле, в которых внешние тарифы стран-участниц различаются, поскольку члены хотят сохранить свою индивидуальную тарифную политику по отношению к остальному миру. Правила происхождения также широко используются в таможенных союзах, либо как временный инструмент в процессе перехода к единому внешнему тарифу, либо как более постоянное средство охвата категорий товаров, по которым достижение соглашения по единому внешнему тарифу затруднено, например, из-за большой разницы в тарифах между странами-участницами. Таким образом, практически все региональные торговые соглашения содержат правила установления происхождения товаров.
1.2 Правовые основы определения страны происхождения товаров.
Под правилами происхождения в целом ГАТТ/ВТО понимает совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов общего применения, используемых страной-членом для определения страны происхождения товара. При этом Соглашение требует от участников, чтобы такие правила были гармонизированными, ясными и однозначными. Таким образом, ГАТТ/ВТО стремится к единообразию всех разработанных и применяемых правил определения страны происхождения во избежание возникновения ошибок, конфликтов и нарушений общественного порядка [51].
В ч. IV ГАТТ/ВТО закрепляются принципы применения правил происхождения товаров, которые устанавливают определение страны происхождения конкретного товара; вводят требования объективности, понятности и предсказуемости правил; запрещают установление неоправданно строгих требований или требований, не связанных с производством или переработкой товара, и применение правил, как инструмента для достижения целей в регулировании торговли – применяемые нормы не должны иметь ограничительного, искажающего или дезорганизующего воздействия на международную торговлю; правила должны быть логичными, разумными, основанными на позитивном критерии (негативный критерий при этом может использоваться для пояснения позитивного) и должны применяться последовательно, единообразно и беспристрастно[11].
Все страны признают, что гармонизация правил происхождения, т.е. определение правил происхождения, которые будут применяться всеми странами и будут одинаковыми независимо от цели их применения, будет способствовать развитию международной торговли. На самом деле, неправильное использование правил происхождения может превратить их в инструмент торговой политики как таковой, вместо того, чтобы просто действовать как средство поддержки инструмента торговой политики. Однако, учитывая разнообразие правил происхождения, такая гармонизация является сложной задачей[18].
В 1981 году Секретариат ГАТТ подготовил записку о правилах происхождения, а в ноябре 1982 года министры согласились изучить правила происхождения, используемые договаривающимися сторонами ГАТТ [48]. Вплоть до начала Уругвайского раунда переговоров работа над правилами происхождения велась недолго. В конце 1980-х годов события в трех важных областях привлекли больше внимания к проблемам, связанным с правилами происхождения:
Во-первых, более широкое использование преференциальных торговых соглашений, включая региональные соглашения, с их различными правилами происхождения;
Во-вторых, увеличение числа споров о происхождении товаров, возникающих в связи с соглашениями о квотах, такими как Соглашение о многоволоконной продукции и "добровольные" ограничения на экспорт стали;
И наконец, более активное использование антидемпинговых законов и последующие заявления об обходе антидемпинговых пошлин путем использования мощностей третьих стран[9].
Возросшее количество и важность правил происхождения заставили участников Уругвайского раунда переговоров заняться этим вопросом в ходе переговоров.
Соглашение о правилах происхождения направлено на гармонизацию непреференциальных правил происхождения и на обеспечение того, чтобы такие правила сами по себе не создавали ненужных препятствий для торговли. Соглашение устанавливает программу работы по гармонизации правил происхождения, которая должна быть проведена после вступления в силу Всемирной торговой организации совместно с Всемирной таможенной организацией [49].
Статья 1 Соглашения определяет правила происхождения как законы, правила и административные определения общего применения, применяемые для определения страны происхождения товаров, за исключением тех, которые связаны с предоставлением тарифных преференций. Таким образом, Соглашение охватывает только правила происхождения, используемые в инструментах не преференциальной коммерческой политики, таких как режим наибольшего благоприятствования, антидемпинговые и компенсационные пошлины, защитные меры, требования к маркировке происхождения и любые дискриминационные количественные ограничения или тарифные квоты, а также используемые для торговой статистики и государственных закупок. При этом, однако, предусматривается, что Соглашение не влияет на определения, сделанные для целей определения отечественной промышленности или "аналогичной продукции отечественной промышленности"[50].
Приложение II к Соглашению по правилам происхождения ГАТТ/ВТО стандартизирует меры, применяемые государствами в случае, когда разрабатываются преференциальные правила происхождения. Все члены ГАТТ договорились о том, что при формулировании преференциальных правил необходимо убедиться в четкости требований, предписанных для выполнения, и базировать преференциальные правила на позитивном критерии. Более того, нормы Соглашения ГАТТ/ВТО обязуют страны-участницы Всемирной торговой организации к публикации законов, инструкций, судебных решений, административных правил общего применения, регулирующих отношения в сфере таможенного дела, в общедоступных источниках. Такое требование предъявляется для обеспечения возможности своевременного ознакомления с перечисленными актами для правительств и участников ВЭД иностранных государств [11].
Соглашение по правилам происхождения ГАТТ/ВТО включают правило обратной силы, то есть в случае внесения изменений в преференциальные правила или при введении новых правил определения страны происхождения такие правила не распространяются на случаи применения преференциального режима, имеющего место до вступления в силу таких нововведений или изменений [47].
При определении страны происхождения товаров, как уже упоминалось ранее, используются преференциальные и непреференциальные правила. Последние применяются для определения происхождения товаров из стран, не попадающих под систему преференций. Страны-члены Всемирной торговой организации, не попадающие в такой перечень, пользуются режимом наиболее благоприятствуемой нации, согласно которому каждый член Всемирной торговой организации применяет одинаковые ставки таможенного тарифа ко всем торговым партнерам, состоящим в организации.
Существует два типа правил происхождения: непреференциальные правила происхождения и преференциальные правила происхождения. Непреференциальные правила происхождения используются для того, чтобы отличить иностранную продукцию от отечественной и определить "официальное происхождение" для целей установления антидемпинговых и компенсационных пошлин, защитных мер, требований к маркировке происхождения или количественных ограничений, или тарифных квот, а также в контексте государственных закупок. Преференциальные правила происхождения, между тем, определяют условия, при которых страна-импортер будет рассматривать товар как происходящий из страны-экспортера, получающей преференциальный режим от страны-импортера[48].
Региональные торговые соглашения, по сути, используют преференциальные правила происхождения для определения того, имеет ли товар право на преференциальный режим при экспорте из одной страны-участницы в другую. Как непреференциальные, так и преференциальные режимы правил происхождения имеют два аспекта: отраслевые, специфические для конкретного товара преференциальные правила происхождения и общие, общережимные преференциальные правила происхождения [12].
Киотская конвенция признает два основных критерия для определения происхождения: полностью полученное или произведенное и существенное преобразование.
Категория "полностью получено или произведено" применяется только к одному участнику региональных торговых соглашений, и спрашивает, были ли товары и сопутствующие продукты полностью выращены, собраны или извлечены из почвы на территории этого участника, или произведены там же из любого из этих продуктов. Правило происхождения соблюдается благодаря отсутствию использования каких-либо компонентов или материалов из других стран. Большинство стран применяют это строгое и точное определение [46].
Критерии достаточной переработки товара является более сложным и включает в себя три основных компонента, которые могут использоваться по отдельности или в сочетании друг с другом.
Первым компонентом выступает смена тарифной классификации конечного продукта по сравнению с компонентами из третьих стран, участвовавших в производстве товара, на это ссылаются и нормы Киотской конвенции и акты ЕАЭС. Единственным отличием между ними является отсылка Киотской конвенции к применению классификации по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, установленной Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, акты Таможенного союза отсылают к применению Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС принятой в Таможенном союзе на основании Решения Совета Евразийской экономической комиссии об утверждении единой Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС и Единого таможенного тарифа ЕАЭС. ГС легла в основу ТН ВЭД ЕАЭС, так первые шесть знаков кодового обозначения товаров номенклатуры ЕАЭС соответствуют номенклатуре ГС [6].
Вторым критерием является стоимостное содержание, которое требует, чтобы продукт приобрел определенную минимальную местную стоимость в стране-экспортере. Содержание стоимости может быть выражено тремя основными способами: как минимальный процент стоимости, которая должна быть добавлена в стране-экспортере (внутреннее или региональное содержание стоимости); как разница между стоимостью конечного товара и стоимостью импортированных ресурсов; или как стоимость частей, в соответствии с которой статус страны происхождения предоставляется товарам, имеющим минимальный процент частей происхождения от общего количества.
Третьим компонентом правил происхождения является техническое требование, которое требует, чтобы продукт прошел определенные производственные операции в стране происхождения. Техническое требование, по сути, предписывает или запрещает использование определенных ресурсов и/или осуществление определенного процесса (процессов) при производстве товара.
Поскольку несоблюдение правил происхождения лишает экспортера преференциального режима, предоставляемого региональными торговыми соглашениями, правила происхождения могут и должны рассматриваться как центральный инструмент доступа, господствующий над преференциальной торговлей [16].
Существует единый перечень операций, применение которых не влияет или влияет в незначительной степени на основные характеристики и свойства товаров, поэтому они не должны рассматриваться как существенные операции по изготовлению и переработке. Вводится такой список Киотской конвенцие и содержит 4 пункта: операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров во время их транспортировки или хранения; операции по улучшению упаковки или рыночного качества товаров, либо по их подготовке к отправке; простые сборочные операции и смешивание товаров различного происхождения при условии, что характеристики полученного продукта не будут существенно отличаться от характеристик товаров, которые были смешаны [48].
Законодательство ЕАЭС повторяет данный список и дополняет его еще 12-ю пунктами. Основные из них – это убой животных, разделка мяса; мойка, чистка, глажка или прессование текстиля; операции по покраске или полировке; снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов; затачивание, простой помол или резка; просеивание, сортировка; простые операции по упаковке и др. Операции с товарами, не входящие в данные перечни, будут влиять на определение страны происхождения товара.
Киотская конвенция далее вводит совокупность рекомендаций по практическому применению, которые упрощают порядок определения страны происхождения товара. Согласно упомянутым рекомендациям, принадлежности, запасные части и инструменты для использования с машиной, устройством, аппаратом или транспортным средством считаются имеющими то же происхождение, что и основной объект, так как они обычно импортируются и продаются вместе с последними и соответствуют по типу и количеству их стандартному оборудованию, то есть являют собой стандартную, базовую комплектацию, без которой оборудование не может функционировать положенным образом.
То же касается и упаковки изделия – она признается имеющей то же происхождение, что и содержащиеся в ней товары, дабы облегчить классификацию. Однако если такая упаковка не является обязательной составляющей при реализации товара в розницу или если национальное законодательство требует отдельного декларирования упаковки при импорте, то тара будет признаваться отдельным товаром. Зачастую возникают случаи, когда ввоз товара единой партией невозможен вследствие производственных или транспортных причин, тогда Киотской конвенцией для целей определения страны происхождения такой несмонтированный или демонтированный товар будет рассматриваться как единое изделие[5].