Глава 1 Теоретические аспекты СМИ
1.1 Сущность и функции СМИ
Средства массовой информации (СМИ) неразрывно связаны с политикой, так как их сущность состоит в том, чтобы донести достоверную информацию не до конкретного человека, а до всего населения города, региона, страны, земли. Любой вопрос, возникающий в ходе общественной жизни общества, приобретает политический характер, если затрагивает интересы больших социальных групп и для решения требуется вмешательство представителей государства: президента, парламента, правительства или других государственных органов, общественно-политических институтов. Политика нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Ей это нужно в большей мере, чем другим видам общественной деятельности, что обусловлено природой политики как коллективной, сложно организованной, целенаправленной деятельности людей для решения групповых целей и интересов, касающихся всего общества.
На просторах сети можно увидеть специфическое выражение: «СМИ - 4 власть». В чем же она проявляется? Самобытность власти средств массовой информации в том, что она невидима и не похожа на привычные ветви власти: судебную, законодательную, исполнительную. Пресса не обладает нормативными документами, она не может приказывать, но владеет самым важным средством для выполнения своей социальной роли – информацией. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики. СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения и убеждений, выработки определённых социальных установок СМИ подталкивают человека к совершению определённых поступков, действий.
У средств массовой информации есть огромное количество разнообразных функций в различных сферах. Специалисты по-разному трактуют их значения. Если говорить обо всем медиа-поле, можно выделить пять базовых функций журналистики:
1. Коммуникативная. У общества есть потребность в информационном взаимодействии, и контакт должен быть налажен. Задача журналиста - предоставить аудитории факты, в которых она нуждаются, оставив при этом свое отношение за кадром. Информация должна быть предоставлена в понятной для людей форме. Пример — партийная агитация 1917 года. В это время высокие идеи равенства, которые транслировались через большевистские газеты, доводились до безграмотных рабочих и крестьян в понятной им повелительной форме: отнять, поделить, разрушить.
2. Идеологическая. Эта функция способна путем создания общественного мнения влиять на общественное сознание. Журналистика дает возможность обществу закрепить определенный тип поведения, создает конкретный стереотип и стиль поведения, «программируя» мозг индивида.
3. Культурно-просветительская. Эта функция дает индивиду возможность самому познавать что-то новое, выбирать то направление культуры, которое ему интересно, и оно обогатит его внутренний мир, повысит интеллектуальный уровень.
4. Методологическая. Задача этой функции – познакомить пользователя с информационно-энциклопедическими знаниями и рекламой. Это дает возможность человеку развиваться информационно, совершенствуясь методологически.
5. Организаторская. Эта функция отражает отношения СМИ с социальными организациями. Форма проявления: характеристика деятельности чиновников относительно выполнения их обязанностей перед обществом.
Например, создатель современной российской теории журналистики. Е.П. Прохоров выделяет следующие функции журналистики:
1. Идеологические
2. Культурно-образовательные
3. Рекламно-справочные
4. Рекреативные
5. Непосредственно-организаторские
Их можно выделить теоретически в деятельности журналиста, но на практике все они реализуются комплексно. Наглядный пример – номер газеты или программа на телевидении, в которых задействованные материалы реализуют всю совокупность функций и взаимосвязаны.
Систему функций можно представить в виде следующей схемы:
Жизнь современного общества невозможна без массовой коммуникации. Оно нуждается в специальных средствах для обмена информацией, особенно политика, которой по специфике своей природы необходимо поддерживать постоянную связь со своей аудиторией. Процесс коммуникации обеспечивается СМИ. Аббревиатура стала настолько привычна для людей, что не требует расшифровки. Это свидетельствует об огромном значении средств массовой информации в жизнедеятельности нашего социума.
1.2 Влияние и роль СМИ
C середины ХХ века многие зарубежные ученые стали изучать влияние средств массовой информации на мнение общества, тем самым доказав, что СМИ могут быть хорошим манипулятором. Например, путем математического анализа социологических данных и контент-анализа газетных статей и телевизионных сюжетов была выявлена взаимосвязь между темами в средствах массовой информации и реакцией общественного мнения. Именно тогда было введено понятие «повестка дня», определенное как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными в конкретный момент. «Установление повестки дня», т.е. внедрение данного набора в сознание аудитории, явилось основной деятельностью средств массовой информации.
Журналистика развивалась параллельно с обществом, но бурное развитие газетно-журнального дела и его влияния на общественную жизнь дали толчок для роста дискуссий о духовных и нравственных основах журналистской деятельности, об отношениях прессы с политической властью, обществом, личностью. Идейная борьба вокруг коренных проблем, начавшаяся в конце XVIII века, сопровождает практику СМИ до сегодняшнего дня. В этих спорах участвуют не только журналисты, но и выдающиеся деятели из разных сфер деятельности. Одновременно с развитием журналистики начали формироваться различные идейно-теоретические направления, в рамках которых решались актуальные социальные проблемы. Рассмотрим самые важные теории, наиболее сильно повлиявшие на теоретическое понимание сущности мировой прессы и характера ее работы.
Гуманитарно-демократическое направление берет начало в работах деятелей эпохи Просвещения. Буржуазные революции были вскормлены идеями писателей-гуманистов и философов: Вольтера и Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка и Д. Дефо, Г.Э. Лессинга и И.В. Гете, М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Больше всего они были преданы концепциям идеала гражданского общества, всеобщего равенства перед законом и неприятия феодально-теократического тоталитаризма. Свобода печати, ее защита от светского и клерикального вмешательства — это были основные лозунги борьбы. Ее цель и итог нашли яркое воплощение, например, в получившем мировую известность документе «Билль о правах 1791 года».
В первой поправке свобода печати задокументирована в одном ряду с другими главными поправками: свободой слова и исповедания, правами народа мирно собираться и апеллировать к правительству с петициями. Другой задачей демократических сил было добиться духовно-творческой свободы прессы. Журналистика рассматривалась как средство для честного постижения обществом самого себя, и происходило это под влиянием идей Просвещения. Работа за вознаграждение превращала журналистский труд в товар и делала автора зависимым от владельца издания. Уже в средине XVII в. М. В. Ломоносов в статье «Рассуждения об обязанностях журналистов...» выступал за то, чтобы «большинство пишущих не превращало писание своих сочинений в ремесло и орудие для заработка средств к жизни, вместо того чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскивание истины».
Рассмотренное нами направление мысли не стало историческим преданием, напротив, у него возникает больше приверженцев в современном мире. Ученые считают, что европейская пресса XVIII в. в наилучших её проявлениях владела чутьем на философские открытия мыслителей. Это служило залогом её массивного воздействия на сознание общества, на его готовность к выбору новых моделей цивилизации.
Массово-коммуникативная концепция.
Для данной ветви теории характерны, во-первых, стремление рассматривать журналистику главным образом не с политических, но с социально-психологических позиций; во-вторых, выдвижение в центр внимания понятия «массовое общество», что стало возможным в мире, где высокой степени достигла социальная дифференциация людей, основанная на разделении труда. Чем выше уровень специализации в трудовой деятельности, тем вероятнее угроза разъединения, распада общества на отдельные сегменты. Одним из основных механизмов интеграции различных элементов в целостную структуру является массовая коммуникация, обеспечиваемая, в частности, прессой.
Теоретическую базу для развития массово-коммуникационных концепций в XIX в. заложили социологи-позитивисты О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, утверждавшие приоритет точного знания об общественных явлениях и процессах. Но эти учёные не занимались углубленно вопросами печати. Вплотную к проблематике воздействия прессы на умы и сердца людей подошли исследователи массовой психологии и влияния на нее идеологии: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд, Г. Ле Бон, Г. Тард.
Чтобы составить представление о направленности размышлений этих выдающихся философов, воспользуемся выводами ученых, комплексно анализировавших их наследие. Перед нами возникнет целая теоретическая школа, базирующаяся на единых концептуальных идеях.
«Иррациональная концепция» массовой культуры и пропаганды А. Шопенгауэра, Ф. Ницше связана со становлением манипулятивной пропаганды в XIX веке... Массовые дешевые издания позволяли влиять на истинно большую аудиторию, делая ее объектом пропагандистского психоза и в то же время испытывая на себе влияние загадочного поведения человеческой души. Фридрих Ницше объясняет потребность человека в своеобразной идеологической «подпорке», без которой тот не может приспособиться к окружающей среде... Психологический мир индивида включает в себя потребность в фикции. Особую роль в этом играет миф. Средства массовой информации и есть те уникальные средства, с помощью которых можно создавать и распространять в массовом масштабе мифы, ставя тем самым человеку идеологические «подпорки» ... Предполагалось, например, что определенный феномен пропаганды можно понять, если исследовать человеческую природу, которая служит источником многих удивительных явлений. Другая тенденция в исследованиях пропаганды базировалась на ницшеанском раскрытии толпы. Г. Ле Бон, изучая психологию массы, выделил такие существенные признаки массовой аудитории, как исчезновение сознательной личности, внушаемость, тенденция к немедленному исполнению внушенных идей...
Особое внимание к исследованию названных проблем наметилось со стороны ведущих социологов конца XIX — начала XX в. M. Вебера, В. Паре-то, К. Манхейма, что связано с возрастанием социальной роли пропаганды и обусловленным ею интересом к изучению...
Многие социологи указанного периода пришли к выводу: в основе мотивов поведения людей лежат стандарты, вырабатываемые обществом и затем вносимые в сознание индивидов. В результате в социологии сложилась и получила развитие концепция социального давления и принуждения... Эти теории явились реакцией на крушение мифа о "разумной личности" как отражении процессов, связанных со становлением империализма... Стремясь объяснить соотношение рационального и иррационального в поведении человека в обществе, построить целостную интерпретацию социальных процессов, Парето обосновывает свою концепцию идеологии, базирующуюся на различии между логическим, научным (истинным) знанием и метафизическим псевдознанием. И особо исследует его характерные, специфические проявления, создающие сложную механику политической мифологии. Парето доказывает иррациональность идеологии, исходя из собственных представлений о том, что «в поведении отдельных индивидов, в общественных процессах преобладают нелогичные поступки, которые определяются эмоциями, традициями, привычками, интуицией».
В XX в. данное направление стало господствующим в западной науке о прессе, в особенности на Американском континенте. Здесь предметом специального изучения явилось общественное мнение с упором на механизм его формирования в политических целях, на использование стереотипов — готовых стандартов мышления (американский журналист У. Липпман). Получила теоретическое обоснование структурная схема движения информации в процессе коммуникации: кто сообщает, что, кому, по какому каналу, с каким успехом; выработан метод тонкого количественно-качественного изучения текстов — контент-анализ (американский политолог Г. Лассуэлл). В 40-е годы начался расцвет методик количественного исследования влияния прессы на политические настроения в обществе (американский социолог П. Лазарсфельд). Со временем массовая коммуникация стала рассматриваться как особая культурная среда, которая подчиняет себе другие проявления духовной и социальной жизни человечества, превращает мир в «глобальную деревню», воспринимающую ценности и представления из всеохватных каналов информации (Г. М. Маклюэн).
Есть у коммуникационных теорий при упрощенном восприятии еще одна слабая сторона. Она представляет собой как бы искаженную проекцию возрастания силы информационных технологий. Доступность фактически любых сведений, которую обеспечивают современные компьютерные сети, порождает иллюзию простоты и легкости репортерского труда, отсутствия в нем профессиональных законов, традиций и таинств. Для иллюстрации воспользуемся примером, который однажды привел декан факультета журналистики Уральского университета Б. Н. Лозовский. Группа молодых людей приступила к изданию производственной газеты под названием «Буровая» для газодобытчиков. В выпущенных номерах появились истории про Майкла Джексона, Синди Кроуфорд и других «звезд» зарубежной культуры, однако абсолютно ничего не говорилось о людях и событиях на буровой. Как объяснили издатели, у них нет корреспондентов, готовых освещать производственные будни, но есть ребята, которые умеют входить в Интернет.
Рассмотренными направлениями, конечно, не исчерпываются теоретические воззрения на журналистику. В этот ряд можно было бы поместить культурологический, экономический, социологический подходы к анализу ее общественной роли.
Часто можно услышать утверждение: мы живем в информационном обществе, где информация - самый главный и ценный ресурс социального процесса по сравнению с господствовавшими ранее ресурсами (природными, людскими, техническими, энергетическими), которые сейчас утратили былое значение. В коммуникационные процессы вовлечены как отдельные люди, так и целые общества, поэтому информационная деятельность становиться ведущим видом социальной практики. Все люди получили доступ к мировым информационным ресурсам, появилась возможность использовать их в своих интересах и целях. Теперь гарантию влияния страны в мире составляют не ее природные богатства или размеры территории, а владение знаниями и средствами их приобретения. Мощь государства измеряется величиной и разнообразием информационных арсеналов.
C помощью СМИ распространяется и сохраняется массовая культура в различных ее проявлениях. Велика их роль в складывании, функционировании и эволюции общественного сознания, а также интерпретации важнейших явлений и событий. Становясь одним из важнейших инструментов реализации политического процесса, данные обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения средств массовой информации в различные сферы жизни общества. В современных условиях владение и управление средствами массовой информации позволяет оказывать решающее влияние на значительную часть населения отдельно взятой страны и мира в целом. Поэтому политическая власть старается сосредоточить в своих руках контроль над этим институтом. СМИ начинают играть доминирующую роль в обществе, являясь главным инструментом выражения и формирования общественного мнения.
1.3 Интернет-СМИ и особенности их функционирования
Одной из важнейших черт последних двух столетий стал резкий скачок в развитии способов функционирования средств массовой коммуникации. Современное общество, если следовать одной из обществоведческих теорий, носит название информационного, и здесь есть свои основания: информация с помощью многочисленных факторов (в первую очередь, безусловно, политических и экономических) пережила превращение из средства борьбы в ее цель. Раньше одной из главной проблем «информационного потребления» был доступ к информации. Те, кто четко знал свои цели, сталкивались с невозможностью получения необходимого материала. Интернет более или менее стер — это ограничение (конечно, не абсолютно, но весьма заметно, в связи с чем активно обсуждается вопрос о необходимости высшего образования как такого). Однако возникает новая проблема, связанная с фильтрацией информации: в онлайн-океане довольно легко затеряться, утонуть, пытаясь понять, какую именно информацию нам необходимо потребить, а какую можно пропустить мимо глаз.
Появление интернета, мобильного телефона способствовало возникновению нового вида журналистики – интернет-СМИ. В нынешнем, ХХ1 веке процесс сближения интернета и СМИ ускорился не только за счет уникальных возможностей, которые предоставила всемирная сеть (высокая скорость передачи информации, обратная связь и мультимедийность), но и потому, что виртуальная реальность стала конкурировать с действительностью. Традиционные СМИ, столкнувшись с трудностями новой реальности, вынуждены трансформировать, приспосабливать уже привычные схемы функционирования, текстовые модели к изменившимся условиям.
Приступая к анализу интернет-СМИ, важно дать определение этого понятия. В частности, ведущие журналисты М. В. Шкондин и Л.Л. Реснянская указали такое значение термина: «Сетевые ресурсы – системное образование, которое наряду с периодической печатью, телевидением, радиовещанием и другими информационными ресурсами, входит в общую для них систему средств массовой информации (СМИ) и наделено специфическими, присущими только ему, общими для всей этой системы признаками».
Интернет-СМИ обладает правовым статусом во избежание риска для своих сотрудников. Правовой статус интернет-издания закреплен в следующей формулировке: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)». Следовательно, интернет-СМИ такой же вид журналистской деятельности, в отношении которого действуют те же правовые нормы, что и в отношение печатных изданий, радиоканала или телеканала.
Современные интернет-СМИ имеют уникальные признаки, отличающие их от других медиапроектов. Эти особенности определили такие профессиональные исследователи, как М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская, Г.В. Прутцков, Я. Н. Засурский.
? Гипертекстуалность. Организация текстового потока основана с помощью гиперссылок. Это позволяет читать текст не только по горизонтали, как на бумаге, но и с помощью внутренних и внешних ссылок, что помогает изучить вопрос не поверхностно, а изнутри.
? Интерактивность. Обратная связь с читателем или зрителем. Это может быть синхронная онлайн-беседа (стрим) или заготовленные ответы на популярные комментарии. Двустороннее общение впервые разворачивается в одной и той же физической среде, т.е не «газета — почта», а «интернет — интернет». При этом общение может принимать синхронный, онлайновый характер.
? Мультимедийность. Возможность слияния нескольких каналов информации воедино. В конце статьи или новости можно увидеть картинку или видео.
Журналист, работающий в современных интернет-СМИ, должен обладать разнообразными навыками: искать информацию, писать текст, снимать видео и фотографировать, монтировать. Журналист должен быть универсальным специалистом, уметь почти все. При этом он должен обязательно учитывать особенность читателя сетевого СМИ, который быстро устает читать, поэтому ему необходимо делать передышки, отдыхать, рассматривать «мемы» или «гифки».
Интернет-СМИ – наименее изученный вид журналистики, так как появился значительнее позднее остальных, но он развивается и за ним будущее. Нельзя утверждать, что всемирная паутина полностью поглотит прессу, радио и телевидение. Однако факт остается фактом: Сеть постепенно вытесняет традиционные СМИ на второй план. Журналисты больше времени уделяют работе с Интернет-СМИ.
?
Глава 2 Манипуляция как способ управления сознанием общества
2.1. Понятие манипуляции в информационном пространстве.
Манипуляция – вид психологического воздействия, цель которого тайно, скрытно изменить поведение, мнения, установки человека на интересующие манипулятора убеждения. Этот процесс требует от манипулятора искусности, чтобы изменения, происходящие с адресатом, были незаметными, неосознанными. Происхождением слово «манипуляция» обязано латинскому языку: «manus» буквально означает - рука. В старых словарях слово манипуляция обозначает умелое, «сноровистое» обращение с какими-либо объектами с помощью ловкости рук. В «Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой термин поясняется так: сложный прием, действие над чем-нибудь при работе руками и проделка, махинация. Переносное, неодобрительное значение слово приобрело в связи с тем, что в качестве таких объектов выступают люди.
Научный прогресс всегда влияет в первую очередь на человека, его развитие, которое имеет не только положительные аспекты этого воздействия, но и отрицательные. Например, «Информационная революция», наблюдаемая в наши дни, влечет за собой ряд вызовов и угроз, к которым, в частности, относится тенденция широкомасштабного использования в информационном пространстве информационно-психологических технологий деструктивного характера, включая манипуляции.
Проблематика, связанная с информационной безопасностью социума, информатизацией общества, развитием и использованием информационных, информационно-психологических технологий (включая технологии деструктивного характера), имеет междисциплинарный и международный характер. Различным аспектам манипуляции в информационном пространстве посвящены многочисленные публикации. Вопросам скрытого управления СМИ массовым сознанием и поведением посвящены публикации члена РАЕ, доктора философских наук Е.Д. Павловой, в которых обращается внимание на то, что миллионы людей не защищены от скрытого внедрения в их духовный мир чуждых идеалов и ценностных ориентаций. «Низкопробные развлекательные материалы, кинобоевики, подталкивающие на сомнительные подвиги, навязчивая и подчас безнравственная реклама подрывают духовное и интеллектуальное здоровье народа, содействуют распространению алкоголизма и наркомании, насилию и преступности» . По мнению Е.Д. Павловой наиболее эффективной профилактикой психологической зависимости, контроля сознания является развитие критического мышления и рефлексии, формирование навыков уверенности в себе, умений самостоятельно регулировать свое поведение и отвечать за него вне зависимости от оценок и влияния других людей. А одним из методов ограничения деструктивного влияния СМИ может служить медиаобразование.
Несмотря на то, что манипуляция сознанием изучается в разных научных сферах и невзирая на наличие многочисленных публикаций, проблема манипуляций в информационном пространстве актуальна и требует дальнейшего изучения, чтобы выработать эффективные механизмы противодействия и защиты людей.
2.2. Новая наука - медиапсихология
В современном мире такие средства коммуникации, как Интернет и социальные сети приобретают все большую распространенность и масштабность. Информационное перенасыщение может привести (и уже приводит) к негативным последствиям для психики человека. Это обусловлено тем, что доступность информации не гарантирует возможности и способности человека самостоятельно и качественно «фильтровать» ее просмотр и усвоение. Как следствие - на психологическое состояние человека может оказываться отрицательное давление, приводящее постепенно к деформации личности. Появление нового направления в психологии – медиапсихологии – связано с указанной проблемой. Исследования в области медиапсихологии рассматривают массовую коммуникацию как специфическое «продолжение нервной системы» человека. Данное положение основано на том, что человек, воспринимая большие объемы информации, находящейся в открытом доступе и не всегда достоверной, воспринимает материал на уровне коллективного сознания, то есть восприятие информации не проходит личную обработку и переработку. По сути, человеку навязывается чужое мнение. При этом он не понимает и не осознает такое навязывание, а воспринимает его как должное. Особый интерес в медиапсихологии проявляется к процессу коллективного творчества, протекающего и развивающегося в условиях динамики индивидуальных целей и интересов человека. В настоящее время отмечается стихийное развитие разнообразных массовых движений, направленность которых весьма разнообразна и обширна.