Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Развитие цветового видения на уроках живописи у учащихся детской художественной школы

baby_devochka 648 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.07.2022
Актуальность работы состоит: - в изучении методической проблемы развития цветового видения, которой на сегодняшний момент уделяется в художественной школе мало времени, в связи с чем, у школьников наблюдается низкий уровень художественно-образного мышления, восприятия реального мира, воображения, как следствие, слабый интерес к художественному творчеству; - необходимости систематического обучения основам живописи, правильной передаче цвета натуры, а также развитие творческих способностей и воспитание любви к культуре, родной природе и искусству. Данный подход позволяет развивать у учащихся ДХШ не только цветовое видение, а также образное мышление, внимание, память, представление об окружающих предметах и воспитывать эстетическое отношение к жизни. Именно поэтому в системе художественного образования живопись являться одним из важнейших и первоначальных факторов развития духовно-нравственного воспитания и развития. Наиглавнейшая роль в создании необходимых для этого условий принадлежит, конечно, педагогу, который применяя в процессе обучения правильно организованную структуру занятий, способен развивать у учащихся способность восприятия живописи и формировать начальный опыт полноценного художественного творчества на основе натюрморта. Цель: Развить цветовое видение учащихся. Провести анализ творческих решений проблемы повышения уровня развития цветового видения учащихся детской художественной школы. Задачи: - изучить искусствоведческую, историческую, психологическую и специальную методическую литературу по живописи; -на основе техник работ художников – изучить особенности и способы цветового видения на основе натюрморта; -рассмотреть и изучить методику художественного преобразования на развитие цветового видения. Объект исследования: процесс развития цветового видения учащихся Предмет исследования: серия упражнений на преобразование цветового видения в живописи на занятиях учащихся детской художественной школы. Методы: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ, практический эксперимент.
Введение

Знаменательной чертой нашего времени является тот факт, что сотрудники с развитым цветовым видением, крайне востребованы во многих сферах деловой жизни. Поэтому, крайне важно сотрудникам детских художественных школ (ДХШ) самим иметь сформированное колористическое видение, для того, чтобы умело и профессионально передавать свои знания, учить детей пониманию оттеночного многообразия, оказать плотное содействие в формировании их художественного вкуса, мягко и уверенно погрузить детей в прекрасный мир цвета. Образовательные стандарты XXI века, ставят преподавателям ДХШ особую, уникальную задачу, своего рода вызов - воспитать глубоко творческую, активную и грамотную личность. Художественное воспитание ученика детской художественной школы – сложная, многогранная задача, надежным фундаментом которой являются достижения таких наук, как история искусств, теория живописи и композиции, а также колористика. Результат правильного подхода к обучению в ДХШ, это учащийся, а затем и выпускник с высоким уровнем дизайнерских навыков, специфическими художественными способностями, анализирующим складом ума, внушительным теоретическим багажом знаний, развитым художественным вкусом, чуткой, остро художественной интуицией. Художественное обучение предметам, в детской художественной школе, требует от педагога овладение беспрестанно совершенствующимися методиками работы, направленными на обучение учащихся определенным творческим качествам, а именно - мобильности, умению и главное особому желанию, погрузится в новую творческую среду, художественному мышлению. Художественное восприятие - это психофизиологический процесс, включающий в себя познание, понимание, образ, результатом этого процесса, являются ярко эмоционально окрашенные образы, активно воздействующие на органы чувств ребенка. Основу восприятия составляют процессы мышления, внимания, запоминания образов, которые оживляют связь интеллекта ученика с другими аспектами его умственной и технической деятельности, на генетическом уровне. Цвет является тем неоспоримым и действенным рычагом, который прямо влияет на творческое развитие мировосприятия, эстетического вкуса учащихся, является тем средством, которое формирует и укрепляет такие важные качества, как внимание, чувства, память, речь, мышление учащегося, что говорит о значимой социокультурной функции цвета, его уникальной связи с воспитательным и эстетическим характером воздействия. В процессе обучения, детям необходимо усвоить такие специфические понятия, как насыщенность, цветовой тон, светлота, фон, научиться правильно пользоваться средствами живописи. Самое сложное в процессе обучения, научиться самостоятельно организовывать трудовой процесс, то есть, исчерпывающе изучить натюрморт, с точки зрения передачи пространства и освещения, разнообразия цветовых оттенков, которые, в своем многообразии, образуют цельное единство. Наивысшим результатом образовательного процесса для учащихся ДХШ, является высокий уровень внутренней сформированности их индивидуального цветового видения. На текущий момент, не существует единой методологической системы развития цветового видения у учащихся детской художественной школы, и в практическом, и в теоретическом плане. Основным средством решения проблемы развития цветового видения, является создание единой, результативной методологической системы, направленной на применение средств, методов, приемов и образовательных технологий, которые наиболее эффективно смогут активизировать процесс развития цветового видения у обучающихся детской художественной школы. Проблемы передачи цветового видения в живописи были, есть и будут всегда актуальными, поэтому необходимо не просто овладеть приемами и техникой передачи цвета, а проявить свое видение световоздушной среды, знание закономерностей изменения облика предметов и их состояний под влиянием света, переводить эти образы на изобразительный язык натюрморта.
Содержание

Введение 3-6 Глава 1. Особенности развития цветового видения 6-15 1.1 Цветовое видение в историческом аспекте 6-10 1.2 Теоретические особенности развития цветового видения учащихся 10-15 Глава 2. Практическая значимость цветового видения 15-27 2.1. Методические основы развития цветового видения на уроках живописи 15-19 2.2. Организация занятий и проведение упражнений на развитие цветового видения 19-30 Заключение 31-33 Список использованных источников 34-35 Приложение 36-60
Список литературы

1. Алексеев П.К., Короткова А.Л., Трофимов В.А. – Основы изобразительной грамоты. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2011 2. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. М.: Просвещение, 1984 3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания. СПб, Питер, 2001. 271 с 4. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ Составитель Н.Н.Фомина, вступительное слово Н.Н.Фомина, Т.А.Копцева. – М.: Карапуз, 2009. – 304 с. 5. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит .Краснодар, Краснодарское книжное издательство, 1968. 180 с. 6. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия. 7. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. М.. 2006. 8. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М., Акад. наук РСФСР, 1951.507 с. 9. Голубева, О.Л., Основы композиции: учеб. Пособие. – М.: Сварог и К, 2008. – 144 с. 10. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М.: Искусство, 1984 11. Долгоаршинных Н.В. представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы, М., 1999. 19 с. 12. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. Том 2. – М.: Изобразительное искусство, 1987 13. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2007. («Gaudiamus») 208 с. 14. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: 1961 15. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Психология рисунка и живописи. М., 1993. 157 с. 16. Кузин В.С. Психология живописи. М., изд. «Академия», 2005. 17. Кузин, В.С., Изобразительно искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: АГАР, 1998. – 336 с., ил 18. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. М., МГУ, 1981. с. 77—87 19. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. – М.: Педагогическая академия, 2010 20. Ломов С. П. Живопись. Учебник. – М.: АГАР, 2008.-232 с., ил. 21. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного образования: учебное пособие – М. : Прометей, 2011. .–188с 22. Ломов С.П., Ломова Н.Ф. История и теория методов обучения рисованию в школах России.Учебное пособие – М.:ИИЭП, 2019. 23. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Цветоведение учебное пособие – М. : ВЛАДОС, 2014. .–144с. 24. Михеева О.М, Малахова Ю.В., Кузнецов В.В. «Свет в живописи» - Учебно- методическое пособие. Благовещенск: Издательство АмГУ, 2013 25. Моклер К. Импрессионизм: История, эстетика, мастера. Перевод с французского. Издательство 2, 2011 26. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М.: [Текст] : учебник для вузов / Н. Н. Ростовцев. – 3-е изд.,доп. – М. : Агар, 2000. – 256с. 27. Стародуб, К.И., Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. Пос. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 190 с. 28. Степанова Л.С. Свет и цвет: учебное пособие. М.:АСТ,2016-80 с 28. Эльконин Б.Д. Психология развития. М., Aкадемия, 2007. 141 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Особенности развития цветового видения учащихся детской художественной школы 1.1. Развитие цветового видения в историческом аспекте «Живопись» - воссоздание на плоском холсте форм предметов, пространственное их отображение, расположение совокупной среды, в которой эти предметы находятся при помощи цветовых соотношений. В своих живописных произведениях, художники, используя законы природы, живописи, композиции и перспективы, применяя в своей работе различные материалы, инструменты, оборудование воспроизводят на плоскости фактуру, объемность предметов, их качественное и материальное своеобразие, световоздушную среду. Художники используют при этом различные средства выражения: -рисунок; -цвет; -цветовую и воздушную перспективу; -ракурсы, колорит, освещение; -композицию, формат; -приемы и способы передачи. Живопись способна расширять круг своих возможностей: от реализма до абстракционизма, передавать на плоскости пространство и время, среду и дух, объемные изображения предметов и их внутреннее наполнение. Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянутся на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы. В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира. «Натюрморт» - слово французское в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. “тихая жизнь”, на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно “натюрморт ” это общеизвестное и укоренившееся название. Давайте рассмотрим некоторые положения о выборе цветов в хронологическом порядке с древности. Эта эпоха характеризуется стремлением к цветовому единству, основанному на разработке различных цветовых гармонических аранжировок. В. Железняков описывает некоторые положения древней гармонии в отношении цвета: «Связь, сочетание отдельных элементов системы друг с другом. Гармония - это связующий принцип. В цвете это выражается единством цветового тона, когда все цвета объединяются как бы общим прикосновением, каждая краска либо разбавляется (на заднем плане), либо затемняется, либо смягчается путем смешивания другой краски. Согласно Плинию, Апеллес, закончив полотно, покрыл "го чем-то вроде сероватого лака, чтобы связать все цвета в гармоничное единство. Характерной чертой классической античной гармонии была ее ясность, очевидность закона ее построения, ее простота и последовательность как в общем, так и в деталях. При построении хроматической композиции произведений предпочтение отдавалось использованию близких или противоположных цветов и почти не использовалось сопоставление цветов среднего интервала в качестве доминирующего цвета, так как они не имеют ни четкой связи, ни четкой связи. В Средние века существовал своеобразный цветовой код, где цвет служил своеобразным информационным средством или знаком, понятным всем членам общества. Цветовые сочетания несли свою смысловую нагрузку и диктовались не столько законами гармонии, сколько устоявшимися канонами. Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте создал огромный труд о природе цвета. Гёте работал над своей «Теорией цвета» с 1790 по 1810 год, т. е. двадцать лет, и главная ценность этого труда заключается в формулировке тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. В своей книге Гёте описывает явления цветовой индукции — светимости, цветности, одновременной и последовательной — и доказывает, что цвета, появляющиеся контрастно один за другим или одновременно, не являются случайностью. Все эти цвета словно встроены в наш орган зрения. Контрастный цвет возникает как противоположный вызывающему, т. е. наложенному глазу. В этом проявляется всеобщий закон целостности психологического существа, единства противоположностей и единства в многообразии. Каждая пара контрастных цветов уже содержит весь цветовой круг, так как их сумма — белый — может быть разбита на все мыслимые цвета. Отсюда вытекает важнейший закон деятельности органа зрения — закон необходимой смены впечатлений. «Когда тьма предлагается взору, он требует света; он требует тьмы, когда ему представлен свет и проявляет свою жизненную силу свое, право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту». Все замечания Гёте о взаимодействии цветов, о гармонии относятся не только к цветному предмету, но в равной мере и к его изображению, ибо законы цветового восприятия и контраста в обоих случаях одни и те же. В противном случае мы никогда не смогли бы воспринять сходство предмета и изображения, а главное, никогда бы не смогли испытать того эмоционального состояния, которое возникает при восприятии художественного произведения. Алексеев в своей книге «Наука о цвете» пишет, что ни одна из многочисленных «теорий цветовых гармоний» не может быть признана удовлетворительной. Главный недостаток существующих исследований по этому вопросу, по его мнению, состоит в том, что вопрос рассматривался абстрактно, имело место стремление установить на этот счет некие нормы - гармоничные и негармоничные сочетания цветов вообще, независимо от конкретных условий. В подтверждение Алексеев приводит следующий пример — «Сочетание, скажем, красного и зеленого в одном случае, например, в букете красных маков, довольно красиво, в в другом случае, например, в изображении светло-зеленого лица человека с красными губами (такие образы нашли себя в формалистической живописи), оно явно безобразно. Подобные мысли высказывал А. Зайцев в своей книге «Наука о цвете и живописи». Он пишет: «Понятие гармонии обязательно включает дисгармонию как свою противоположность. В живописных работах сочетание цветов не всегда обязательно действует как радующее и ласкающее глаз. Этот факт можно объяснить тем, что гармония, понимаемая в широком смысле слова, выполняет не только декоративную функцию, но и эмоционально значимую, идейную. Разные эпохи по-разному подходили к оценке эстетической роли цветовой гармонии. Если для Античности, Средневековья, Возрождения идеалом служила именно гармония, то уже в эпоху барокко гармонии часто предпочитали диссонанс. В наше время экспрессионизм решительно отверг классические принципы цветовой гармонии и в поисках большей выразительности нередко обращается к нарочито даже нарочито дисгармоничным цветовым сочетаниям. Это, однако, не умаляет важности изучения классических принципов цветовой гармонии учащимися художественных школ, так как они содержат ключ к пониманию работе с цветом. 1.2. Теоретические особенности развития цветового видения учащихся Цветовое видение на уроках живописи имеет свои средства и приемы для формирования и создания художественного целостного образа. В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого. Цвет — это орудие эстетической выразительности, как симметрия и асимметрия, пропорция и диспропорция, форма, линия, материал. Осваивая цвет, зная его характеристики, символику, внутреннее содержание и влияние на внутренний мир человека, изучая роль цвета в художественных произведениях, дети учатся чувствовать оттенок, впитывать различные эмоции в процессе работы с цветом, выражать свое оттеночное отношение в практических видах творческой деятельности. Воздействие оттенков и согласованных оттеночных сочетаний на организм обучающегося происходит постоянно, и напрямую влияет на степень его творческого развития, процесс обучаемости. Восприятие оттенка подразделяется на физиологическое, психологическое и эстетическое, при этом, выделяются три актуальные аксиомы: психофизиологическая, объективная и семантическая, каждая из которых характеризует взаимосвязь между сенсорным изображением и его объективным содержанием , где информация может быть передана посредством оттенка, выражая отношения между формой и пространством, создавая единое гармоничное целое . В развитии художественного восприятия цвета у ребенка, необходимо учитывать исторические, культурные, эмоциональные, смысловые аспекты значения оттенка, которые влияют на формирование творческой позиции ребенка, сферу его деятельности и круг интересов . При этом, эмоциональное, эстетическое отношение к оттенку, следует рассматривать как особый, ценный и значимый, глубокий психофизиологический опыт для ребенка . Гармония красок в природе и окружении ребенка, оказывает влияние на умственную и эмоционально-сенсорную сферу ребенка, тем самым, вызывая сложные и глубокие чувства. Многие исследователи детского творчества, отмечают особую чувствительность к оттенку и его сочетаниям, как характерную черту учащихся детской художественной школы. Многочисленные психолого-педагогические исследования, раскрывают, сущность художественного восприятия, в том, что оно определяет замысел любой постановки как художественный образ, который ребенок выражает цветами, оттенками, линиями . При этом, изображение рассматривается в структуре процессов восприятия, представления, сознания, мышления, внимания, отражающиеся в детском творчестве, как индивидуальная идентичность личности ребенка и его творческие способности . Цветовое видение включает образное начало, которое проявляется в восприятии натуры, и ее изображении, в определенном цветовом оттенке, органично связанном с содержанием мотива. Это видение оттенков, является результатом тонких наблюдений и глубоких размышлений об их пропорциях, понимания объекта в отношении его свойств, формы, содержания. Живописные наброски эскизов позволяют активно, целенаправленно сравнивать, сопоставлять и противопоставлять форму, цвет, пространство, композицию в натуре и создавать образ, подобный тому, что виден в плоскости изображения. В ходе работы с натуры, постепенно приобретается зрительная чувствительность к малейшим трансформациям формы, оттенков и пространственных характеристик. Сравнение - одна из самых важных художественных мыслительных операций, включающая в себя другие мыслительные операции, такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Работа с натуры плодотворно влияет на формирование всех мыслительных характеристик обучающегося, тем самым гарантируя прогресс в совершенствовании сознания учащегося в целом. Разработаны следующие критерии характеристик художественного восприятия цвета учащихся ДХШ: - оттеночное наполнение, как взаимодействие цветовых тонов по пространственно-смысловому и эмоционально-чувственному содержанию изображения, комбинация оттенков в определенном количестве и качестве (цветовая семантика); - оттеночная гармония, выбор цветовых сочетаний осуществляется в соответствии с различными типами цветов. Взаимосвязь формы, цвета и пространства, как единое целое, выразительное качество изображения. Целостность и единство образа, как неповторимое своеобразие композиционных свойств и выразительность оттенка, линии, силуэта, сочетание пластики и цветового ряда; - художественная концепция, как образное содержание и творческое производственное решение через композиционные, пластические, оттеночные и технологические функции цвета. Детское художественное образование в детской художественной школе, связано с развитием восприятия и эстетического отношения к окружающей действительности, чувства цветовой культуры. Учеба в детской художественной школе, приближает ребенка к пониманию оттеночного языка, обогащает его восприятие, открывает новые возможности в создании цветного изображения эскиза. Изучая оттенок, зная его свойства и характеристики, ребенок накапливает опыт, который в дальнейшем надежно обеспечит его творческое и личностное развитие. Обучение живописи есть осознанный процесс, в котором развитие художественного восприятия оттенка, происходит на основе целой системы методов и методик, ведущих к образному познанию цветовой постановки, позволяя ребенку воспринимать ценности и реальные возможности оттенка, показывая осмысленность цветного изображения через его смысловой, информативный и конструктивный аспект. Качество образовательного процесса, тесно связано с педагогическими условиями и учебными этапами, активизирующими творческую активность и художественное восприятие ребенка. На практике, различают трехмерные, линейные, живописные, оттеночные и пластические видения. В большинстве случаев, одностороннее видение является признаком некомпетентности. Художник видит в натуре базовый оттенок, объем, пластичность формы, и все это он видит одномоментно, но бывают случаи, когда одна сторона доминирует над другими, и тогда можно говорить об определенном типе восприятия. Доступно и более того, желательно развивать разнообразное количество форм восприятия. Различные способы видения в плоскости очень слаженно сочетаются друг с другом, дополняя один другого. Это значит, что цветовое видение можно сочетать с пластическим и линейным, живописным. Многие особенности стилей демонстрируются в разных оттеночных решениях. Часто, проблема цветового видения, решается параллельно с другими задачами. Если цель занятия и задания поставлены правильно, при описании натуры, учащиеся могут акцентировать внимание именно на тех аспектах, которые востребованы учителем на данном занятии. В одних случаях, задачи цветового оттенка могут быть связаны с решением проблем светотеневых, в других - с пространственным или декоративно-планарным решением формы. Важнейшей задачей педагога ДХШ, является развитие образного мыслительного восприятия ребенка. Цветовое видение, при создании картины, может возникнуть только во всесторонне развитом творческом сознании учащихся детской художественной школы. Развитие цветового видения, оттеночных представлений, также, способствует развитию цветового мышления. Педагогу предстоит справится со сложной задачей - научить обучаемых воспринимать оттеночную информацию целостным и обобщенным образом. Анализ, синтез, взаимосвязь натуры, с представленным в сознании образом, запоминание - это сложные фундаментальные процессы, связанные с созданием художественного произведения. Цветовое видение - это уникальная способность человека улавливать гармонию натуры и передавать ее изображение в определенной оттеночной системе. Цветовое видение проявляется благодаря избирательности восприятия и сочетанию живописных и изобразительных средств. Главное достоинство этого видения – обширное разнообразие красок окружающей реальности, соответствующее целостной гармоничной картине, в которой свойства изображаемого объекта находятся в единстве с светотенью и состоянием освещенности. Цветовое видение определяется пропорциональностью цветовых соотношений в исследовании, с учетом общего тонового и цветового характера освещения, разнообразием оттеночных отражений в световоздушном и предметном окружении, богатством теплых, холодных оттенков и их оттеночное единство, степенью глубокого понимания заданной темы, творческого личностного самовыражения. Таким образом, применение законов перспективы, чередование планов, тонового и цветового состояния освещенности, позволяет наиболее ярко и полно передавать правдивое изображение световоздушного пространства. В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи. Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) - в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности». Глава 2. Практическая значимость цветового видения 2.1. Методические основы развития цветового видения на уроках живописи Работа вместе с ребятами над художественным произведением начинается с замысла, которому предшествует большая совместная работа: наблюдение, изучение объектов, сбор необходимого материала. Непосредственно сам замысел натюрморта рождается из впечатлений, души автора. В период рождения замысла рождается мотив произведения, подбираются методы его решения, умения с точки зрения новизны. Любое умение учащегося с точки зрения методики преподавания характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий, которые в дальнейшем и послужат предпосылкой формирования культурологических умений воплощения творческого замысла: -самостоятельная организация учебно-познавательной деятельности; -использование обобщенных способов действий; -способность работать с практическими заданиями (Что делать); - способность работать с учебными задачами (Как делать). Таким образом, умение учиться – это уметь использовать весь набор учебных действий. Таблица 2 - УУД на занятиях изобразительного искусства по живописи УУД Описание развития действия на уроках обучения живописи 1.Регулятивные Развитие умения: -четко определять последовательность выполняемых действий; -высказывать свое предположение, основываясь на иллюстрации, картинки; -работать по предложенной преподавателем инструкции, соблюдая все последовательности выполнения работы; -анализировать выполненную работу, выделять недочеты и ошибки для дальнейшей корректировки; -выделять и осознавать усвоенное (технику выполнения) и вопросы, подлежащие усвоению. 2.Познавательные Развитие умения: -добывать новые знания на основе имеющегося жизненного опыта или увиденного в ходе занятия; -строго контролировать и уметь давать промежуточную оценку процесса работы над произведением; -самостоятельно составлять алгоритм действий при заданиях творческого и поискового характера; -достраивать предложенный компонент по образцу или самостоятельно; -проводить глубокий анализ объектов природы с целью выделения основных и второстепенных признаков; -находить короткий маршрут решения проблемных задач по поставленным преподавателем условиям. 3.Коммуникативные Развитие умения: -доносить свою мысль до других людей; -корректно и спокойно отстоять свою позицию; -выражать свои чувства и эмоции в виде художественных произведений. В самом начале изображения можно рекомендовать учащимся наметить крайние точки штрихами по ширине и высоте. После этого следует наметить форму, толщину, направление объектов в зависимости от пространственного расположения и угла преломления света. Уточняются пропорции, расстояния, выстраивается перспектива изображения. При изображении натюрморта акварельными красками, которые чаще всего используются на занятиях, следует помнить о воздушности, материальности изображения окружающих объектов, отношении пространственных планов, которые в последующем передают настроение и чувства, цветовом решении, о котором мы более подробно излагали в Главе 1. Добиться этого можно использованием всех закономерностей воздушной перспективы, подбором техники и приемов работы [21]. Развитие цветового видения через занятия с живописным материалом всегда начинать следует с локального тона основного объекта, с постепенным цветовым и воздушным насыщением затененных мест и проработкой дополнительных элементов. Необходимо учить чувствовать и стремиться передать объемность, воздушность окружающей среды, цветовое разнообразие. Следует не забывать обращать внимание учащихся на то, что все ближние к нам предметы воспринимаются полно, а отдаленные - обобщенно. При таких изображениях на первом плане следует раскрыть индивидуальные особенности формы и цвета через характерную прорисовку крупных и мелких деталей, передачу целостности большой формы, в которой происходит соподчинение и согласование изображаемых цветовых и форменных элементов. Так, при изображении предметов среднего плана следует отобрать наиболее типичные по форме крупные части и показать, как формируется из них общая масса; предметы дальнего плана следует изображать более схематично, объединяя их в общую форму и цветовую гамму [25]. На занятиях обучения живописи учитывается нацеленность всех методических принципов на формирование личности, индивидуальности каждого ребенка [15]. 1. Принцип сознательности и активности. Эффективное обучение, при котором учащиеся на занятиях и в жизни проявляют познавательную, поисковую и творческую активность, с включением внимания, созерцательности, образного, логического мышления, чувств. Как один из приемов можно привести подробный анализ преподавателем целей, задач занятия по формированию навыков живописи, составление указаний или алгоритма работы последовательного выполнения произведения. Преподаватель при этом должен ставить проблемные вопросы, активируя мысли и направления внимания. 2. Принцип наглядности. Эффективное задействование всех органов чувств к восприятию и переработке цветового видения. Чем больше органов чувств задействовано, тем полнее и разностороннее воспринимается информация в процессе наблюдения и в последующем переносе этих ощущений в свой натюрморт. Преподаватель должен умело владеть словом для максимального воздействия и формирования у учащихся определенных художественных образов натюрморта. 3. Принцип систематичности и последовательности. Предполагает логическое построение содержания и процесса обучения, придание системного характера учебной деятельности, теоретическим и практическим умениям. Для прочного и сознательного усвоения материала по пейзажной живописи на основе натюрморта каждый новый этап обучения должен быть логическим продолжением предыдущего. Например, при обучении смешивать цвета и передавать оттенки цветового видения предмета, педагог знакомит со спектром цветов, с такими понятиями, как «холодные» и «теплые» цвета, «цветовой тон», а поэтапное выполнение рисунка обусловлено четкой последовательностью. 4. Принцип доступности. Учет особенностей развития учащихся, анализ и подача материала с точки зрения их возможностей (интеллектуальных, моральных, физических). Переход от знакомого к незнакомому; от легкого к трудному; от неизвестного к известному; от простого к сложному и т.д. Т.е. тесная связь и взаимообусловленность между обучением и развитием с опорой на уровень развития ребенка. 5. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Всестороннее развитие индивидуальности, духовных, нравственных и эстетических качеств и привычек, которые в дальнейшем могут послужить основой социального поведения. Преподаватель не только вырабатывает у учащихся технические навыки, но и перспективно развивает и воспитывает детей. На уроках живописи на основе натюрморта можно использовать интеграцию с уроками музыки, биологии, и т.д. 6. Принцип научности. Определенный научный отбор преподаваемой информации по технике живописи, основанный на научных трудах известных художников. Эти сведения должны быть научно доказаны, оправданы и точно сформулированы. Например, преподаватель рассматривает глубокое изучение воздушной перспективы, светотени, композиции, световедение. Ученик усваивая эти научные знания учится самостоятельно определять характер и формы предметов, их пропорции, конструктивное строение и положение в пространстве. Данные перечисленные принципы, конечно неравнозначны, но их совместная реализация должна осуществляться в постоянной взаимосвязи друг с другом, только в этом случае может быть достигнут необходимый уровень и высокое качество преподавания. Все эти принципы подчинены одному – принципу развивающего и воспитывающего обучения, духовно направленного на развитие общечеловеческих ценностей.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg