ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
1.1. Понятие, сущность и виды свободных экономических зон
Неотъемлемой частью международных экономических отношений XXI века становятся особые (специальные, свободные) экономические зоны. Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, имеющая особый юридический статус по отношению к остальной территории страны и льготные экономические условия для предпринимателей.
Особая экономическая зона или свободная экономическая зона – это ограниченная по площади территория с особенным юридическим статусом и правами по отношению к остальной территории страны.
Свободные экономические зоны занимают достаточно важное место среди других форм в международном экономическом сотрудничестве, которые широко используются для развития регионов стран.
По мнению В.И. Баронова, Г.М. Костюниной, свободные экономические зоны – это часть экономического национального пространства, где применяется преференциальный режим, которая не используется в других частях страны.
Данные зоны, как считает П.В. Павлов, это области высокой концентрации финансовых, торговых, технологических или производственных связей. Свободные экономические зоны являются примером высокого уровня развития предпринимательства и рыночных отношений, местом технологического прогресса.
Многие ученые (например, М.А. Фурщик, А.В. Шутова, М.С. Прозоров, А.В. Савельев, М.А. Горячева), утверждают, что создание, функционирование и развития свободных экономических зон ориентировано непосредственно на решение определенных задач экономического характера, реализацию стратегических проектов и программ.
Для свободных экономических зон свойственно развитие почти всех возможных форм международного экономического сотрудничества.
Для страны, создающей особую экономическую зону на своей территории, сама такая зона не является самоцелью. Чаще всего, такая зона входит в общую стратегическую задачу развития национальной экономики.
Как считает Н.А. Козлова, главная цель создания особых экономических зон заключается в решении более важных задач на макроэкономическом уровне:
- интенсификация экономического роста;
- модернизация промышленности;
- насыщение национального рынка товарами и услугами высокого качества.
По мнению О.В. Тиницкой, Г.В. Макаровой, цели создания свободных экономических зон зависят от социально-экономического уровня развития стран и их планов стратегического развития. В связи с этим, цели и причины создания СЭЗ отличаются друг от друга.
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона – это в той или иной степени обособленная географическая территория.
Основная цель создания свободных экономических зон в РФ закреплена в Соглашении от 18.06.2010.
Свободные (особые) экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств – членов союза, привлечения капитала, создания и развития производств и новых технологий, развития туризма и санаторно-курортной сферы, транспортной инфраструктуры или иных целях, которые определяются при создании таких зон.
Создание учредителями СЭЗ рассматривается как важное звено в ходе реализации принципов открытой экономики. Функционирование СЭЗ связывают с активацией и либерализацией внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД).
В СЭЗ экономика обладает высокой степенью открытости внешнему миру, а инвестиционный, налоговый и таможенный режимы удобны как для внешних инвестиций, так и для внутренних.
В то же время создание СЭЗ может обозначать не желание государства полностью открывать иностранному капиталу свою экономику или использовать повсеместно особый инвестиционный климат, используя при этом локальную, частичную открытость в виде специальной зоны.
В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления.
Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.
Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.
Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:
• стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
• ростом занятости;
• превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности.
В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
В настоящее время в мире функционирует около 4000 СЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон (СЭЗ).
Особые (свободные) экономические зоны можно систематизировать таким образом:
• Территориальная ОЭЗ - создается с целью взаимосвязи с другими регионами государства;
• Функциональная ОЭЗ - создается с целью реализации определенных задач (например, для усовершенствования производства и т.д.);
• Таможенная ОЭЗ - создается с целью получения льготных условия для экспорта и импорта товаров;
• Налоговая ОЭЗ - создается с целью изменения количества налогов и сборов, а точнее их уменьшения, или полной отмены;
• Финансово-инвестиционная ОЭЗ - создается с целью обеспечения населения уменьшенными ставками на страхование, кредитными ставками, а также ставками по сборам и налогам;
• Административная ОЭЗ - создается с целью обеспечение упрощения выезда и въезда граждан с иностранным гражданством, а также упрощения процедуры государственной регистрации компаний и частных предприятий.
Важнейшим стимулятором для развития свободных экономических зон является и система льгот инвесторам, которые, прежде чем вкладывать капитал изучают предоставляемые им условия льгот.
Государство, предоставляя налоговые льготы, поощряет инвестирование как местного, так и иностранного капитала в новые отрасли обрабатывающей промышленности, отсталые и отдаленные районы, реинвестирование прибылей, применение новой техники и технологии, развитие трудоемких и наукоемких производств и т.д. Действие системы преференций в СЭЗ не является потерей для государства. Наоборот, это своеобразная плата за повышение научно-технического потенциала, введение новых методов управления и форм предпринимательства, переход к мировым стандартам сервисных услуг. Желательно, чтобы система льгот была проста, ясно изложена и устойчива, то есть, не подвергалась корректировке в течение длительного временного периода.
Государство или ее регион, при создании свободных экономических зон, определяет свой набор льгот. Однако, в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:
– фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество. В их сфере находятся вопросы постоянного и временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
– финансовых льгот в виде установление низких цен на пользование земельных участков, производственных помещений, объектов инфраструктуры и коммунальных услуг;
– административные льготы, как правило, предоставляются администрацией особого экономического зоны, чтобы упростить процедуру регистрации предприятия, въезд и выезд иностранного гражданина. Простота административной процедуры положительно оценивается инвестором;
– внешнеторговые льготы, связанные с упрощенным порядком осуществления внешнеэкономических операций, а также с уменьшением или отменой экспортно-импортных пошлин.
Вышеописанные льготы можно использовать в различных сочетаниях, но не во всех случаях они являются решающим стимулом для привлечения иностранных капиталов.
Общая черта СЭЗ является формирование благоприятных условиях для внешней экономической деятельности, а различие функций связано с обилием терминов, определяющих эти явления в современной экономике:
- свободная таможенная зона;
- экспортно-произодственная зона;
- предпринимательская зона;
- зона свободного предпринимательства;
- свободный порт;
- промышленные порты;
- зона внешней торговли;
- научные парки;
- технополисы и др.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров.
Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.
Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории.
Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий речных портов, территорий морских портов, аэропортов.
Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
Промышленно-производственные ОЭЗ создают на территории, площадью не более 40 км2.
Технико-внедренческие ОЭЗ создаются на территории, чья общая площадь насчитывает не более 4 км2.
Туристско-рекреационные и порто?вые ОЭЗ создаются на одном и более участках территории.
Портовые ОЭЗ создают на участках территории, общая площадь которой насчитывает не более 50 км2.
В мировой практике имеет место большое разнообразие типов СЭЗ, и?х организационно-функциональна?я структура очень обширна. Подобное разнообразие обусловлено рядом факторов, и?х комбинаций, которые оказывают влияние на формирование СЭЗ.
К данным факторам относятся следующие:
- месторасположение;
- территориальная площадь;
- наличие и качество производственных ресурсов;
- особенности природных, экономических, политических условий.
Зона особой торговли является ограниченным участком территории, в чьих границах установлен льготный режим хозяйственной, в частности, внешнеэкономической деятельности.
Сервисные зоны являются территориями с льготным режимом предпринимательской деятельности для компаний и организаций, которые оказывают различного рода финансово - экономические, страховые и иные услуги.
В список таких зон входят налоговые гавани и оффшорные зон?ы (на территории, которых юридические лица, которые не ведут хозяйственной деятельности, имеют упрощенный режим регистрации и налоговые льготы). Льготный режим в оффшорных зонах обусловлен отсутствие валютных ограничений, свободным вывозом прибыли, малым уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для зарубежного инвестора.
Комплексные зоны характеризуются практически всеми особенностями уже отмеченных типов зон. Согласно логике эволюционного развития, следует отметить, что комплексные зоны являются наиболее современными формами. Они объединяют торговую, таможенную, производственную и научную функцию, которые создают комплексную и многостороннюю деятельность иностранного инвестора. В комплексных зонах предусмотрено совместное развитие предпринимательства.
Логистические свободные экономические зоны являются особыми экономическими зонами, созданными на территории государства-участника ЕАЭС, а также прилегающими к авто- и железной дороге по границе. Результаты создания портов в логистических СЭЗ:
– совершенствование транспортной инфраструктуры на основе формирования опорной сети;
– повышение эффективности товара движения, интеграция производственных и транспортных средств;
– развитие логистики экспортно-транспортных услуг и международного транзита.
Классификация существующих СЭС может проводиться по множеству критериев. Например, в зависимости от степени интеграции мировой и национальной экономики можно выделить два вида СЭЗ:
– экстравертивные (ориентированные на внешний рынок);
– интровертивные (интегрированные в национальную экономику).
По характеру собственности свободные экономические хоны подразделяются на:
– государственные;
– частные;
– смешанные.
Самую распространенную форму собственности свободных экономических зон представляет собой смешанный тип, в котором наряду с государственной собственностью присутствует частная.
1.2. Особенности уплаты таможенных платежей в свободных экономических зонах
Для осуществления ввоза товаров на территорию СЭЗ и вывозе с ее территории необходимо разрешение таможенных органов.
Территория СЭЗ является зоной таможенного контроля.
Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством РФ и ЕАЭС.
Одним из ключевых моментов в СЭЗ является исполнение финансовых обязанностей по уплате таможенных пошлин.
В свободной экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому:
1) товары, произведенные в свободной экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов).
К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
2) товары, ввозимые из других стран в свободную экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость.
К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
3) товары, произведенные в свободной экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов).