ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОРОГА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Значение порога прибыли в деятельности организации
В любой организации главным критерием эффективности выступает прибыль. Определить момент начала получения чистой прибыли помогает расчёт порога прибыли. Так называют рубеж, который бизнесу следует преодолеть, чтобы генерировать реальный доход.
«Порог прибыли организации», «порог рентабельности» и «точка безубыточности» являются равнозначными понятиями.
В свою очередь, расчёт порога прибыли применяют для оценки компании, при пересмотре ценовой политики, а также формировании ассортимента.
Порог рентабельности , или точка безубыточности — объём выручки либо производства, который всецело возмещает затраты бизнеса на ведение деятельности без возникновения прибыли либо убытков. Простыми словами порог рентабельности — это такой размер дохода либо производства, когда чистая прибыль равна нулю.
Каждое предприятие в своей коммерческой деятельности стремиться получить наибольшую прибыль и снизить свои издержки. Чтобы организация была прибыльной, ее деятельность должна быть рентабельной, т.е. выручка от реализации производимой (или продаваемой, если это торговое предприятие) фирмой продукции должна компенсировать издержки и затраты предприятия.
В современной конкурентной среде без тщательного анализа своей деятельности и ее планирования на основаниях этого анализа, невозможно функционирование ни одного хозяйствующего субъекта. В современной капиталистической экономике, чтобы успешно укрепиться на рынке, предприятие перед каждым отчетным периодом должно планировать свои показатели. Разумеется, целью работы любого коммерческого хозяйствующего субъекта является прибыль. Она же служит, бесспорно, и первопричиной любой коммерческой деятельности в принципе. Но планировать свою прибыль фирма может, только основываясь на другие экономические показатели, такие как постоянные и переменные издержки и др.
Расчет показателей порога рентабельности и запаса финансовой прочности позволяет руководству организации понять, какой объем продукции ему необходимо выпустить и продать, чтобы выйти в "ноль", т.е. полностью окупить свои затраты. Далее, на основе этих расчетных данных, руководство фирмы может планировать выпуск продукции и цены реализации для того, чтобы получить ту прибыль, на которую организация рассчитывает. Запас финансовой прочности позволяет оценить, насколько предприятие далеко ушло от порога рентабельности в зону прибыли. Чем больше запас финансовой прочности, тем предприятие более подготовлено к различным неблагоприятным экономическим явлениям. В случае каких-либо непредвиденных сбоев в работе организации, или же ухудшения состояния внешней среды - у фирмы есть шанс остаться в зоне прибыли или же убытки будут меньше, чем они могли бы быть, если бы организация была близка к зоне убыточности и запас финансовой прочности был бы небольшим.
Для определения точки безубыточности независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.
Постоянные издержки — это затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей, или изменения объема производства (арендная плата, услуги связи, зарплата администрации и др.).
Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
Наиболее значимым и е?мким оценочным показателем деятельности организации является финансовыи? результат. От знания правил его формирования зависят решения, принимаемые пользователями бухгалтерскои? отче?тности. В то же самое время современная система уче?та и отче?тности, по нашему мнению, не обеспечивает достаточнои? прозрачности условии? формирования прибыли. Так, в бухгалтерскои? отче?тности наряду с чрезвычаи?но агрегированным показателем нераспределе?ннои? прибыли представлен только алгоритм расче?та конечного финансового результата. При этом внимание пользователеи? не акцентируется на те показатели деятельности, которые могут оказать существенное влияние на величину прибыли как отче?тного периода, так и последующих периодов.
В связи с этим выделим основные принципы и способы регулирования величины финансовых результатов, находящих свое? отражение в явном или неявном виде в уче?тнои? политике организации:
1. Принцип непрерывности деятельности организации, принцип временнои? определе?нности фактов хозяи?ственнои? деятельности;
2. Резервирование и капитализация;
3. Способы оценки активов и пассивов.
При этом указанные принципы и способы регулирования величины
финансовых результатов органически взаимосвязаны между собои? и логически вытекают друг из друга.
Методологическои? основои? регулирования величины финансовых результатов являются принципы, вытекающие и характерные только для бухгалтерского уче?та. По существу, указанные принципы определяют границы информационного поля, в которых формируются различные финансовые результаты.
Важнейшим принципом, используемым при формировании прибыли является допущение временнои? определе?нности фактов хозяи?ственнои? деятельности, в зарубежнои? практике, называемым принципом соответствия . Исходя из его сущности, факты хозяи?ственнои? деятельности относятся к тому отче?тному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Применение этого принципа на практике приводит к тому, что при исчислении прибыли бухгалтер следует требованию соответствия расходов, понесе?нных в отче?тном периоде полученным доходам. Помимо этого, требуется привязка понесе?нных расходов и полученных доходов и расходов будущих периодов.
Другим принципом является допущение непрерывности деятельности, согласно которому организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее? отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности. Именно поэтому руководству и другим заинтересованным пользователям периодически необходимо знать о текущем состоянии дел на предприятии. Таким образом, бухгалтерскии? уче?т измеряет деятельность за конкретныи? промежуток времени, называемыи? отче?тным (или уче?тным) периодом.
Еще? одним принципом, оказывающим влияние на размер финансового результата, является принцип осмотрительности, иначе именуемыи? как принцип консерватизма. Данныи? принцип предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском уче?те расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Принцип осмотрительности можно рассматривать как ограничение применения принципа соответствия. В самом деле, например, согласно принципу наименьшеи? оценки, при обесценении оборотных активов, когда их рыночная стоимость на отче?тную дату меньше, чем стоимость на дату приобретения, то соответствующая разница признае?тся убытком. Вместе с тем, превышение рыночнои? стоимости над себестоимостью запасов в качестве дохода в уче?те не признае?тся.
Изменение информационнои? сущности вышеперечисленных принципов придае?т к значительному изменению величины финансового результата. Как, например, неприменение принципа временнои? определе?нности фактов хозяи?ственнои? деятельности приведе?т на практике к тому, что произведе?нные расходы не будут привязаны полученным доходам, что в свою очередь приведе?т к снижению финансового результата отче?тного периода, и, соответственно к его завышению в последующих отче?тных периодах.
Известно, что прибыль рассчитывается как превышение доходов над расходами. Отсюда следует, что доходы и расходы, сформированные в рамках применения указанных выше принципов, являются основными факторами, влияющими на величину прибыли. Они наряду с категориеи?, собственно, прибыли, являются наиболее дискуссионными категориями, как всеи? экономическои? науки, так и бухгалтерского уче?та в частности. Так, наиболее спорным является вопрос о составе расходов, уменьшающих прибыль. В первую очередь это связанно с тем, что такие расходы в определе?ннои? степени могут подвергаться регулированию со стороны управляющего персонала. Это, в свою очередь, оказывает значительное влияние и на величину финансовых результатов деятельности коммерческих организации?.
В связи с этим, по моему мнению, самыми результатами способами регулирования величины финансовых результатов является резервирование и капитализация. Наиболее комплексныи? подход к описанию этих методов представлен в работе Я.В. Соколова «Основы теории бухгалтерского уче?та» . Под капитализациеи? автором понимаются расходы в последующих отче?тных периодах. Данные расходы относятся к финансовому результату отче?тного периода и включаются в состав активов организации. Иными словами, такие расходы подлежат капитализации. Резервирование, в свою очередь, предполагает включение в систему исчисления финансового результата расходов и/или доходов, вероятных для данного и/или будущих отче?тных периодов. Следовательно, указанные прие?мы позволяют в зависимости от цели управления предприятием в системе исчисления конечного финансового результата деятельности организации включать в нее? или исключать из нее? специфические расходы.
К одному из самых существенных способов регулирования величины финансового результата относится оценка. Достоверное формирование, а главное, правильное понимание условии? формирования финансового результата, прежде всего, обеспечивая адекватным применением и пониманием правил оценки соответствующих объектов бухгалтерского уче?та. Данное положение обусловлено тем, что в современных условиях оценка является не только элементом метода бухгалтерского уче?та, с помощью которого натуральные показатели переводятся в денежные, но и методом регулирования как величины различных статеи? актива и пассива баланса, так и величины финансовых результатов.
Оценка как элемент регулирования величины прибыли, так или иначе, находит свое? выражение в способах ведения бухгалтерского уче?та, закрепле?нных в уче?тнои? политике организации. К основным уче?тным методикам, разреше?нным деи?ствующим нормативным регулированием и влияющим на конечныи? финансовыи? результат, относится :
1. Амортизационная политика организации;
2. Вариант оценки запасов и финансовых вложении? и способы их списания;
3. Порядок списания общехозяи?ственных и коммерческих расходов;
4. Определение перечня предстоящих расходов и оценочных резервов.
Таким образом, проведе?нныи? анализ базовых принципов и методических
правил выделить три основные функции регулятивов финансовых результатов: аналитическую, прогнозную и функцию воздеи?ствия.
Аналитическая функция представляет собои? информацию об условиях формирования результатов в бухгалтерском уче?те отче?тного года. Эта функция предполагает заблаговременную информированность пользователя бухгалтерскои? отче?тности о регулятивах прибыли и их влиянии на финансовыи? результат и об условиях его формирования.
Прогностическая функция, в свою очередь, связана с представлением информации о будущеи? динамике финансовых результатов. При использовании даннои? функции формируется информация о прибыли и ее? регулятивах в бухгалтерскои? системе отче?тного периода, позволяющеи? судить о достовернои? величине финансового результата следующего или следующих отче?тных периодов.
Под функциеи? воздеи?ствия понимается возможность управления предприятием с помощью регулирующих воздеи?ствии?, оказывать влияние на величину финансового результата.
Но последняя из указанных функции? не всегда носит объективныи? характер, что создае?т дополнительные сложности для внешних пользователеи? бухгалтерскои? отче?тности при оценке величины полученнои? прибыли. Именно этот факт позволяет управлению отдельных организации? при формировании информации перешагнуть тонкую грань от обоснованного воздеи?ствия на величину прибыли до управления сознанием пользователя бухгалтерскои? отче?тности.
Из сказанного выше следует, что под регулятивами конечных финансовых результатов понимается система показателеи?, которая при изучении условии? возникновения прибылеи? и убытков позволяет трезво оценить пользователям их величину и прогнозировать динамику конечных финансовых результатов в будущие отче?тные периоды, а также с достаточнои? степенью достоверности установить степень воздеи?ствия управления организациеи? на порядок их формирования.
1.2. Сущность и задачи анализа порога прибыли на предприятии
Построение социально ориентированнои? рыночнои? экономики требует развития организации управления организациями, как с позиции теоретических концепции?, так и практических подходов к их реализации. Данное требование обусловлено необходимостью обновления социальных, экономических и управленческих отношении?, вызываемых продолжающеи?ся и в настоящее время трансформациеи? экономики России?скои? Федерации.
Однако, преобразования, проводимые в связи с этим в экономическом базисе производства, не сопровождаются адекватными деи?ствиями в системе управления экономикои? ее? основным производственным звеном – предприятием. Нарушение указаннои? взаимосвязи во многом обусловлено отсутствием серье?зных теоретических исследовании? по проблемам информационного обеспечения управления организациями.
На нынешнем этапе развития экономики в системе бухгалтерского уче?та и отче?тности основным аспектом является прозрачность даннои? системы и условии? формирования главных оценочных показателеи? деятельности.
В первом пункте главы 1, мы уже коснулись разделения затрат на постоянные и переменные, поговорим же об их практической пользе :
Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).
Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности).
Для расчета порога рентабельности применяются:
- математический метод (метод уравнения);
- метод маржинального дохода (валовой прибыли);
- графический метод
Математический метод (метод уравнения). Для вычисления порога рентабельности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
П = ВР - Зпост. - Зпер, (1.1)
где П - прибыль;
ВР - выручка от реализации;
Зпост - постоянные затраты;
Зпер - переменные затраты
Или же данная формула может иметь следующий вид:
П = Ц.ед*Х - Зпер.ед*Х - Зпост, (1.2)
где Ц.ед - цена за единицу продукции;
Зпер.ед - переменные затраты на единицу продукции;
Х - объем реализации в точке безубыточности, шт.
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть -- прибыль -- приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета -- в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
Х*(Ц.ед - Зпер.ед) - Зпост = 0, (1.3)
При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. маржинальный доход -- это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:
X = Зпост/МДед, (1.4)
где МДед - маржинальный доход на единицу продукции.
Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки.
Организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.
Альтернативная формула расчета имеет вид:
П = МД - Зпост, (1.5)
Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:
МДед*ОР = Зпост, (1.6)
где ОР - объем реализации.
ОР будет являться порогом рентабельности. Формула для вычисления порога рентабельности в этом случае будет иметь вид:
ПР = Зпост/МДед, (1.7)
Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:
(МД/ВР)*100%, (1.8)
Таким образам, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.
"Необходимо учитывать, что приведенные выше формулы и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными."/7, с. 218/
Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом.
График состоит из четырех прямых - прямой, описывающей поведение постоянных затрат, переменных затрат, суммарных затрат и выручки.
Рис.1. График точки безубыточности
На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат -- затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения прямых суммарных затрат и выручки от реализации будет свидетельствовать о состоянии равновесия.
Необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений :
- переменные расходы и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;
- производительность труда не меняется внутри масштабной базы;
- удельные переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;
- структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
- поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;
- на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.
Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.