ГЛАВА 1
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ»
1.1 Теоретические аспекты административно-правовой нормы
В давние времена складывались понятия о нормах жизни, об одобряемом и осуждаемом поведении. Мифология предоставляла членам племени общие представления о должном и запрещенном (к примеру, воспрещалось убийство членов данного клана, каннибализм и т.п.). Нарушители подвергались суровым расправам (избиению, изгнанию из клана, смертной казни). В последующем появились понятия о божественном происхождении правил поведения человека. Соблюдение данных законов поддерживала боязнь перед наказанием при жизни либо неминуемо уже после кончины.
В античных государствах (Греция, Рим) обозначается точная грань между одобряемым поведением, надлежащим справедливым нормам, и отклоняющимся от данных норм поведением. В наше время работа людей, их действия и взаимоотношения регулируются большим количеством имеющихся в мире норм. Термин «норма» латинского происхождения (norma) равным образом означает в буквальном смысле слова: «регулирующее начало, принцип, образец». Даже если прибегнуть к словарю Даля, можно выявить, что «норма - это общее правило, коему должно следовать в всех аналогичных случаях; образец или пример; нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность...».
Другими словами, норма - это общее правило поведения, функционирующее постоянно во времени и в отношении неясного области лиц и неограниченного числа случаев. Нормы вырабатывает социум, общественные группы, которые входят в него. С поддержкой норм к людям предъявляются условия, которым должны удовлетворять их действия. В юридической науке все без исключения действующие в обществе нормы именуются юридическими нормами также представляют собой общеобязательные веления, которые облекаются в разнообразные формы властных предписаний, регулирующих колоссальное множество социальных отношений. Нормы права - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные страной и гарантированные его принудительной силой. Проблема определения административно-правовой нормы довольно широко и детально изучена административным правом. Совместно с этим она не прекращает быть важной и порождает большое число дискуссий среди экспертов-административистов. Проанализируем некоторые варианты определения административно-правовой нормы.
Ученый Н.Ю. Хаманева наблюдает в административно-правовой норме «правило поведения, стабилизирующее общественные отношения управленческого характера». Согласно ее суждению, нормами административного права регулируется достаточно обширная область социальных взаимоотношений, которые появляются как внутри концепции исполнительной власти, так и за ее пределами. Автор перечисляет довольно широкий диапазон отношений, контролируемых административно-правовыми нормами, образующихся среди субъектов исполнительной власти и иными участниками административно-правовых отношений (государственные предприятия, учреждения, организации, как находящиеся, так и не находящиеся в организационной подчиненности данных субъектов; исполнительные органы системы местного самоуправления; коммерческие структуры; общественные организации; религиозные компании; граждане). Предоставляя характеристику административно-правовым нормам, Н.Ю. Хаманева акцентирует внимание на их общеобязательности, публичности, упорядоченности, правоприменительности, иерархичности.
Хотелось бы отметить, что Н.Ю. Хаманева отводит административно-правовой норме исключительно номенклатурно-аппаратную роль, а ведь они распространяют собственные принципы поведения, направленные не только вышеуказанным субъектам, но и всем другим допустимым участникам регулируемых управленческих отношений.
Профессор Ю.А. Тихомиров дает понять смысл административно-правовой нормы посредством представления такого парадокса, как административно-правовое сознание. Непосредственно оно и управленческая культура, по мнению автора, оказывают большое влияние на формирование, композицию, объяснение и применение административно-правовых норм.