Глава 1. Общая характеристика правовых норм
1.1Понятие эффективности правовых норм
Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, тексты (разделы, части, статьи) правовых норм. Эффективность правовых норм зависит прежде всего от понятности самой нормы. При подготовке и принятии нормативных актов учитываются особенности норм права ( общий характер, взгляды на перспективу и др. ) и их структура ( каждая норма должна конкретизировать сроки применения и должна охраняться государством от нарушений). Однако верховенство права не тождественно праву, а структура последнего не соответствует структуре правового государства. Это определяется несколькими условиями.
В пункте нормативного акта не могут быть полностью выражены все элементы, составляющие правовую норму. При разработке, принятии и издании нормативного закона юридический материал группируется по правилам юридической техники, чтобы закон был компактным, а его указания легко воспринимались. Поэтому при разработке проекта, закона или много нормативного акта его текст разбивается на раздел, разделы или общие и специальные разделы. В начале многих нормативных актов перечислены положения, распространяющиеся на все следующие разделы, которые относятся ко многим или ко всем нормам определенной отрасли права. Объединение нормы или части, близкие друг к другу по своему положении., в одну статью или раздел нормативного акта, позволяет избежать повторов. Тот факт , что одна и та же правовая норма изложена в разных нормативных документах, иногда зависит от различия полномочий органов, определяющих разные части правовой нормы. Это неизбежно, например, при издании бланкетных норм; таким образом, административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сами же эти правила определяются органами местного самоуправления и правительствами. Разные статьи нормативно-правовых документов или даже разные кодексы содержат подзаконные и процессуальные нормы. В результате элементы правила обычно размещаются в разных статьях нормативных документов, и, наоборот, статья может содержать несколько правил.
Частицы, элементы правовых норм выражаются в статьях, абзацах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих многими признаками нормы. Те, которые являются логически завершенными, обязательными положениями, называются правовыми нормами. Правовые нормы призваны регулировать определенный вид ( или сторону) общественных отношений, они способны регулировать, направлять действия, действия, составляющие правовое поведение.
Некоторые правовые предписания по содержанию и логической структуре («если–то-иначе») близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства, в соединении с которыми они только и могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по формуле («если-то»); есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической.
Формулировка многих правовых норм строго зависит от содержания законодательных норм, которые они выражают; как уже отмечалось, управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Последние (запрещающие) часто полностью выводятся из сферы действия ряда норм и целых ветвей права, в которых хранятся и формулируются диспозиции в виде списка определений запрещенных действий (элементы преступлений и других преступлений) и соответствующих санкций в отношении качеств и серьезности этих действий (уголовные кодексы, административные правонарушения, положения о материальной ответственности работников и сотрудников и т. д.).
Важное место среди правовых норм занимают нормативные обобщения условий действия и применения правовых норм. Это общие положения, содержащиеся в законах и других положениях о правовых субъектах, их типах и правовых статусах, условиях действия нормативных актов, порядке их применения, процедурах разрешения правовых споров, правовом режиме различных средств и т. д. В процессе осуществления прав они осуществляются посредством правовых норм, регулирующих поведение отдельных лиц; в то же время они имеют независимое значение в системе средств правовой защиты.
Среди правовых норм особое значение имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Они обычно закрепляются в конституциях или в специальных нормативных правовых актах ("Декларация прав человека и гражданина"). После Второй мировой войны многие основные права и свободы были закреплены в международных документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 года и др.).
Правовые нормы и статьи законов не всегда совпадают еще и потому, что текст нормативного акта, как и любое литературное произведение, часто характеризуется имиджем, ориентацией на массовое правосознание, привлечением общественного мнения. Итак, для уголовного законодательства условно, как бы традиционны неправильные формулировки: "преступление (растрата, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, грабеж, мошенничество, получение и дача взяток, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается...", хотя на самом деле это не преступление наказывается , а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.д.). В законодательстве используются условные термины. Например, "молодой специалист" может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы
В ряде нормативных актов для смыслового подкрепления должное описывается как сущее: "непримиримые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого", "депутату обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации его прав и обязанностей." В тех же целях (для усиления образного выражения непререкаемости закона) Запрещенное иногда помечается как невозможное: "никто не может быть произвольно лишен жизни" и т.д.
Одним из наследий времен, когда законодательство было одним из средств пропаганды, является наличие в текстах законов идеологических, политических, которые носят программный, декларативный характер.
Стремление придать текстам законов политическое звучание привело к тому, что в этих текстах неверно выражались правовые нормы. Так, в законах говорилось об обращении в суд по поводу "незаконных действий" должностных лиц и государственных органов (вариант: "действия, нарушающие права и свободы граждан").
Получается, что суд может принимать жалобы только на действия, незаконность которых уже установлена где-то и кем-то (тогда зачем вообще обращаться в суд?), а жалобы на судебные иски вообще не должны приниматься, даже если жалобщик посчитал, что его права были нарушены. другой нормативный акт предусматривает порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину "незаконными действиями следственных органов, судебных расследований"; получается, что ущерб, причиненный законными, но ошибочными действиями этих органов официальным признанием печальной неизбежности таких ошибок является хотя бы существование обширных институтов обжалования актов этих органов не подлежит компенсации.
?
1.2 Структура правовых норм и характеристика ее элементов
Норма права не только создает правила поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при которых эта норма реализуется, и на последствия их наблюдения. Соответственно, каждое правовое государство имеет определенную структуру или организацию
Под структурной нормы права понимается внутреннее строение нормы и способ взаимосвязи ее элементов
Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы образуют логическое содержание нормы, которое может быть выражена формулой: «Если субъект соверши определенное действие при определенных обстоятельствах, то наступят предвидимые последствия». Только единство всех трех элементов образует правовое государство. Отсутствие хотя бы одного их них означает отсутствие самой правовой нормы. Следует иметь ввиду, что норма права, права и текст закона часто не совпадают. Иногда диспозиция и гипотеза объединяются в тексте закона, их невозможно различить; одна и та же статья может содержать одновременно несколько норм; и наконец, элементы нормы права могут быть представлены в разных статьях нормативного акта, то есть одна правовая норма может содержаться в нескольких статьях закона.
Элементы структуры правовой нормы могут быть разного типа. Их классификация была подробно разработана еще в прошлом веке и практически не изменилась по сей день. Однако именно ее целостное восприятие, выяснение всех элементов логической структуры дает полное представление о правовой норме. Структура нормы права включает в себя три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.
- Гипотеза
Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на особые обстоятельства, наличие которых позволяет применять правила поведения, сформулированные в диспозицию. Гипотеза представляет собой шкалу, по которой можно определить, попадает ли определенная жизненная ситуация в сферу действия данной правовой нормы. Гипотеза содержит указания на место, время, субъекты и другие обстоятельства, при которых начинает действовать правопорядок.
1) Гипотеза по характеру содержания или по тому, насколько точно изложены условия реализации нормы, могут быть общими и частными.
Общие ( абстрактные) гипотезы определяют условия применения нормы с общими, родовыми признаками, охватывают все возможные примеры действия нормы, не называя конкретно ни один из них.
Конкретные (казуистические) гипотезы устанавливают частные, особые условия реализации нормы. Недостаток таких гипотез в том, что они ведут к чрезмерному увеличению числа правовых норм, но в то же время не могут охватить все общественные отношения, которые необходимо урегулировать: всегда найдется хотя бы один отдельный случай, которые не предвидится согласно определенной гипотезе. Поэтому в настоящее время такого рода гипотезы практически исчезли из нормотворчества.
2) По степени достоверности, т. е. по тому, насколько точно сформулированы условия осуществления нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.
Четко сформулированные гипотезы четко и недвусмысленно указывают на факты, наличие которых требует выполнение правил, содержащиеся в норме.
Относительно-определенные гипотезы содержат указания на ограничительные условия действия нормы. Например, многие нормативные акты вступают в силу только в случае эпидемии, войны или чрезвычайного положения и т. д.
Неопределенные гипотезы не указывают на факторы, связанные с действием нормы, но дают властям право применять правовую норму «в случае необходимости». Что такое «чрезвычайные ситуации», гипотеза не раскрывает
3) По объему гипотезы делятся на одно условие действия нормы.
Простые содержат указание на одно условие действия нормы.
Сложные гипотезы перечисляют несколько обстоятельств, каждое из которых в отдельности или вместе служит основанием для выполнения правил.
4) По основанию применения правовые нормы гипотезы делятся на односторонние и двусторонние.
Односторонние гипотезы в качестве основания для применения нормы приводят только законные или неправомерные обстоятельства. Например, все нормы особенной части Уголовного кодекса имеют двусторонние гипотезы.
Двусторонние гипотезы включают в себя как легитимные, так и нелегитимные обстоятельства, порождающие правовую норму. Предполагается, что юридические последствия будут различаться в зависимости от характера поведения. Например, в случае повторного отказа сторон в суде без уважительной причины суд отказывает в иске и прекращает дело. Если стороны не явились по уважительным причинам, судебное разбирательство откладывается.
- Диспозиция
Диспозиция - основная часть правовой нормы, являющаяся образцом правомерного поведения юридических лиц.
Если предпосылкой применения властной нормы является гипотеза, то ядром правовой нормы является диспозиция, так как она содержит лишь правило поведения, приводящее к возникновению правовых последствий. Распоряжение является основной нормативной частью нормы.
Диспозиции правовых норм также весьма разнообразны и классифицируются по разным основаниям.
1) По степени определенности изложенного в них правила поведения диспозиции делятся на абстрактные и причинные.
Присоединительные диспозиции перечисляют отдельные предписываемые или запрещаемые действия, устанавливают права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя им свободы действий. Прототипом причинной диспозиции является прецедент - решение суда по отдельному делу. Нормы с каузальной диспозицией технически неудачны, не гарантируют отсутствия пробела в праве, обуславливают его громоздкость.
Абстрактные диспозиции обеспечивают определенный тип поведения, не сообщая подробностей .
2). В зависимости от способа изложения диспозиции делятся на простые, описательные, справочные и общие.
Простые диспозиции содержат только правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиции включает в себя четкие положения, не оставляющие сомнений в их содержании и значении. Например, в диспозиции статьи 103 УК РСФСР 1960 г. назывался только вид правонарушения - убийство, не давая его определения.
Вместо этого описательные диспозиции детализируют правило поведения, указывая его наиболее важные отличительные черты. Например, закон определяет кражу как незаконную, тайную, безвозмездную конфискацию иностранного имущества.
Справочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или противоправного поведения содержат ссылку на другую норму того же нормативного акта, в которой описывается надлежащее поведение. Например, при обозначении квалификации правонарушения законодатель ссылается на признаки, изложенные в части первой уголовно-правовой нормы.
3). По правовой направленности они бывают: представительно-обязательными, обязательными, уполномочивающими, рекомендательными, ограничительными и закрепленные диспозиции
Представительные обязательные положения - содержат двусторонние правила поведения, например, продавца и покупателя.
Обязательные постановления указывают на характер поведения должника, например, должника по кредитному договору.
Разрешающие диспозиции - содержат указание на тип и степень возможного поведения, например собственника имущества.
Рекомендуемые диспозиции указывают на желательность или целесообразность того или иного поведения.
Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными границами. Например, трудовое законодательство ограничивает продолжительность работы несовершеннолетнего.
Закрепленные определяют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.
- Санкция
Санкцией - называют поощрительная мера или наказательная, наступающая в случае соблюдения или нарушения правил, обозначенного в диспозиции. Они могут быть как негативными (мера наказания), так и позитивными (меры поощрения, предусматриваемые нормами трудового права). Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:
1)В зависимости от степени определенности различают абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции.
Абсолютно определенные санкции содержат строго определенную степень воздействия, например точную сумму штрафа, который должен заплатить виновный. Этот вид санкции является наименее распространенным, так как ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства преступления и личность виновного.
Относительно конкретные санкции содержат верхний и нижний пределы неустойки, в пределах которых правоприменительный орган определяет ее точный размер. Это большинство санкций статей особенной части УК РФ, которые предусматривают, например, лишение свободы от трех до десяти лет.
Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний, которые предоставляют правоохранительным органам выбор. Например, за многие преступления может быть назначено тюремное заключение или исправительные работы.
Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний и предусматривают возможность их добавления. Например, лишение свободы может сочетаться с конфискацией имущества.
Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно конкретных, альтернативных и кумулятивных санкций.
2)В зависимости от характера последствий различают негативные, позитивные , восстановительные и отрицающие санкции. Негативные санкции, также называемые карательными или карательными, предусматривают штрафные санкции. Они представляют собой наиболее острую реакцию государства на противоправные действия.
Позитивные санкции обеспечивают стимулы или стимулы.
Восстановительные санкции направлены на восстановление статус-кво. К таким санкциям относятся возложение обязанности возместить причиненный ущерб, устранение противоправных действий, принудительное исполнение неисполненного обязательства и так далее.
Санкции об отказе в правосудии являются пассивной реакцией государства на нарушение предписанной нормы. Она выражается в непризнании правовой природы возникающих отношений. Например, незаконная транзакция отзывается; фактически брачные отношения, не зарегистрированные в установленном порядке, считаются юридически безразличными и т. д. санкции за отказ в праве также называют санкциями за недействительность, т.е. юридические последствия, которых лицо хотело добиться, совершая определенные действия, противоречащие требованиям. расположения не происходит.
3). В зависимости от направленности вредных последствий санкции можно разделить на персональные и имущественные.
Персональные санкции, когда воздействие непосредственно касается личности виновного (тюремное заключение, смертная казнь и т.п.).
Имущественные санкции – это санкции, связанные с определенным материальным ущербом (конфискация имущества, штрафы и т.п.)
Структура правовой нормы основана на взаимосвязи, системности правовых норм. Взаимосвязь является существенным качеством права - правовые нормы неразрывно связаны между собой, в одних отношениях они выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других - как элементы гипотез или санкций других норм. Санкция одной нормы становится диспозицией в случае нарушения охраняемой нормы и применения к виновному мер принуждения; гипотезы в известном отношении также становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение. Таким образом, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (распоряжением), а административные взыскания за несоблюдение - санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил. С точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, эта же норма предстает в другом аспекте: описание административного правонарушения становится гипотезой, диспозицией является обязанность применять взыскания в определенных пределах. законом и в соответствующей процессуальной форме; способом обеспечения этой обязанности (санкции) является устранение незаконных и необоснованных постановлений в случае совершения административного правонарушения и мер личной ответственности должностных лиц, виновных в неисполнении или неправильном применении закона.
С системностью права связана специализация правовых норм. Ряд отраслей права определяет санкции и порядок их применения (уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный и гражданский процесс). В пределах самих отраслей права в особые институты выделены нормы, определяющие санкции за правонарушения (институты имущественной ответственности в гражданском праве, материальной и дисциплинарной ответственности – в трудовом праве и др.). В результате целый комплекс норм нередко охраняется от нарушений общей санкцией, неразрывно связанной с каждой из норм, составляющих комплекс. С другой стороны, общий для ряда норм права характер имеют некоторые положения об условиях их применения (определения субъектов права, их правовых статусов, правила действия правовых норм во времени, в пространстве, по кругу лиц, определения правового режима разных видов имущества и др.). Эти общие для ряда норм положения также входят в каждую из них.
?
Глава 2. Понятия и средства повышения правовых норм
2.1 Пути повышения эффективности правовых норм
Для повышения эффективности правового регулирования также важно совершенствовать законодательство, систематизировать его, излагать правовые нормы на общедоступном языке, широко применять правила законодательной техники. Трудно соблюдать правовую норму, если ее элементы закреплены в большом количестве нормативных актов, некоторые редакции которых доступны не всем, а последующие изменения не всегда хорошо известны. Политические и нравственные максимы уместны не в тексте нормативных актов, а, если без них по каким-то причинам трудно, в преамбулах; законодатель должен стремиться выражать свои мысли и намерения именно в тексте законов без иносказаний и двусмысленностей; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещание принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации отдельных правовых норм, обещанные акты должны быть подготовлены и приняты незамедлительно, чтобы законодательство не содержало декларативных, неисполнимых положений . Серьезные препятствия в реализации права создают противоречия в текстах нормативных актов, которые дают основания для логического построения существенно различных правовых норм и относятся к одному и тому же делу, правоотношению. Конфликты между содержанием законов и подзаконных актов представляют особую опасность для практики правового регулирования, если последним отдают предпочтение государственные органы и должностные лица, применяющие правовые нормы.