ГЛАВА 1. Понятия и виды международных торгов
1.1 Понятия международных торгов
Одним из наиболее эффективных и достаточно распространенных в международной практике методов размещения заказов являются торги (тендеры). Торги — это метод заключения сделок купли-продажи или договоров подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара или предоставление услуг с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений выбирает для себя наиболее выгодное.
Чаще всего через торги размещаются заказы на крупные поставки машин и оборудования, в том числе комплектного, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектно-конструкторских работ, сооружение объектов «под ключ», а также осуществляется отбор участников концессионных соглашений на разработку полезных ископаемых.
Законодательство целого ряда промышленно развитых и развивающихся стран предусматривает, что государственные заказы на приобретение товаров и услуг в объемах, превышающих определенный лимит, могут размещаться только через торги. Исключение могут составлять уникальное оборудование, не имеющее аналогов, закупка запасных частей к уже имеющемуся оборудованию, экстренные закупки товаров для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также закупки в рамках специальных межправительственных соглашений. Характерными особенностями международных торгов являются одновременное привлечение к участию в них ряда соискателей, офферентов, общность требований ко всем участникам торгов и многоэтапный механизм реализации тендерной процедуры.
Главным преимуществом размещения заказов через международные торги является возможность достижения наиболее выгодных условий для заказчика по данной сделке благодаря острой конкуренции между участниками и обеспечение непредвзятого выбора поставщика или подрядчика.
Жесткий регламент проведения торгов и единообразие требований, предъявляемых ко всем участникам, позволяет избежать возможной коррупции и других недобросовестных действий со стороны фирм и компаний, борющихся за получение заказов.
1.2 Виды международных торгов
Следует иметь в виду, что законодательства ряда стран предусматривают предоставление определенных льгот и преференций для местных поставщиков и подрядчиков. Так, например, в США и Канаде для местных поставщиков и подрядчиков установлены ценовые преференции в размере 6%. Это означает, что если цены предложений иностранных участников торгов ниже цен предложений местных участников менее чем на 6%, то предпочтение отдается местным участника торгов.
Торги могут быть открытыми и закрытыми, гласными и негласными.
При открытых торгах объявления об их проведении публикуются в газетах или специализированных журналах. Однако термин «открытые торги» означает не только открытые объявления об их проведении, но, главное, то, что в них могут принимать участие все заинтересованные поставщики и подрядчики.
При закрытых торгах приглашения к участию непосредственно направляются устроителями торгов наиболее известным поставщикам и подрядчикам. Таким образом, круг организаций и фирм, которые могут принять участие в торгах, ограничивается.
В ряде случаев применяются открытые торги с предквалификацией участников. При этом на первом этапе к торгам допускаются все заинтересованные участники, которые обязаны представить в тендерный комитет информацию, подтверждающую их высокую компетентность, опыт в выполнении подобных заказов и надежность.
Это информация об объектах, в сооружении которых они принимали участие, о наличии у них необходимой техники и трудовых ресурсов, об их финансовом положении, отзывы покупателей и заказчиков об их деятельности и т. д. Как правило, участники заполняют соответствующие формуляры.
При проведении торгов на сложное технологическое оборудование или сооружение комплектных объектов при значительных объемах поставок и работ соискатели часто организуют консорциумы — временные объединения фирм или организаций одной или нескольких стран, создаваемых для решения данной конкретной задачи. В этом случае информация представляется лидером консорциума в обобщенном виде как суммарные показатели всех членов консорциума.
На основе представленных материалов осуществляется отбор и определяется круг организаций и фирм, которые допускаются к участию во втором этапе торгов.
При проведении гласных торгов цены, предложенные соискателями, объявляются публично в присутствии представителей всех участников торгов. Решения о победителях, а также информация о ценах других участников публикуется в печати или сообщается заинтересованным лицам.
При проведении негласных торгов не объявляются ни состав участников, ни предложенные ими цены. Решение о победителях торгов сообщается им в конфиденциальном порядке. Негласные торги обычно проводятся в тех случаях, когда планируется последующее размещение аналогичных заказов и нецелесообразно информировать поставщиков и подрядчиков об уровне приемлемых для заказчика условий. В ряде стран проведение негласных торгов обусловлено в законодательном порядке.
1.3 Классификация международных торгов
Для раскрытия сущности и содержания международных торгов и последующей разработки рекомендаций по совершенствованию их гражданскоправового регулирования необходимо проанализировать применяемые в деловом обороте формы торгов, их регулирование и сочетание друг с другом при организации закупочной деятельности.
Рассмотренные нами ранее принципы закупочных отношений охватывают все формы торгов, просто принципы эти проявляются в торгах в разной степени. Принцип прозрачности является ключевым для открытого тендера и «краудсорсинга» (crowdsourcing).
Открытый тендер. Данный вид тендера достаточно часто применяется в строительной отрасли и закупках подрядных работ по крупным инфраструктурным объектам. Согласно принятой практике проведения такого тендера, организатор публикует в СМИ, специализированных сайтах в сети Интернет и иных открытых источниках приглашение для участия в тендере и информацию о критериях выбора победителя. Такого рода публикацию можно считать публичной офертой .
В крупномасштабных инвестиционных сделках, как правило, участники тендера должны внести депозит в установленном организатором тендера размере в качестве гарантии своих обязательств на торгах. Однако помимо внесенного участником тендера депозита, у организатора тендера отсутствует иная обеспечительная мера, в случае если участник, на которого рассчитывал организатор, откажется на определенном этапе тендера от своего участия. Например, если в строительном тендере в несколько миллиардов рублей, проводимом российским коммерческим юридическим лицом, выигравший участник, внесший депозит, впоследствии откажется от поданного им коммерческого предложения и потеряет депозит, возможный ущерб от просрочки начала строительных работ, вызванный вынужденным проведением повторных торгов, может оказаться значительно выше суммы депозита.
Конкурсный диалог – открытый тендер, по итогам которого организатор получает коммерческие предложения от всех желающих участников, с отдельными из которых впоследствии проводятся переговоры. Конкурсный диалог следует отличать от конкурентного диалога. Например, регулируя закупки публично-частных партнерств, Всемирный Банк допускает проведение «конкурентного диалога» (competitive dialogue) с несколькими участниками торгов после завершения международных торгов и до заключения основного договора по проектам публично-частных партнерств в части вопросов оптимизации технических решений, ведущих к снижению затрат по проекту.
Селективный (закрытый) тендер – конкурс на закупку товаров (работ, услуг), организатор которого приглашает к участию компании из выбранного им списка (например, тендер на креативную рекламную кампанию среди действующих поставщиков организатора тендера). По мнению В. Грибанова, «тендер» всегда является закрытым, а «торги» ?открытым способом выбора победителя . По нашему мнению, это не так: торги и тендер – это синонимы. О. А. Беляева предлагает использовать для обозначения селективного тендера термин, принятый в Законе о контрактной системе (ст. 56), – «конкурс с ограниченным участием»
Для проведения тендера по крупным специализированным объектам (например, строительство аэропорта) в США используется согласуемый тендер («negotiated tender») , когда коммерческие предложения участников торгов, как и их возможности (например, технические), значительно отличаются. Поэтому организатор торгов путем индивидуальных переговоров с каждым участником выбирает победителя тендера, исходя из наиболее экономически выгодного предложения и соблюдения ключевых критериев выбора победителя торгов. Поэтому данная практика иногда именуется последовательными конкурентными переговорами.
Разновидностями международных торгов являются региональные тендеры, проводимые ТНК для осуществления закупок для нужд своих подразделений в странах определенного региона, а также многоконтрактные тендеры с географической диверсификацией. Данные тендеры наиболее интересны для изучения, так как сочетают проблемы гражданского и международного частного права.
ГЛАВА 2. Особенности и проблемы заключения сделок в системе организации международных торгов
2.1 Процедура организации торгов
Участниками торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты, соискатели (офференты). Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени……………………………………………………………………….
Организатор торгов — юридическое лицо, уполномоченное заказчиком на организацию торгов. Организатором торгов может выступать и сам заказчик. Организатор торгов формирует тендерный комитет, направляет и контролирует его деятельность, утверждает результаты торгов, рассматривает апелляции на решения тендерного комитета, ликвидирует тендерный комитет, оплачивает все расходы по подготовке и проведению торгов.
Всю техническую работу по проведению торгов выполняют специально создаваемые тендерные комитеты. В состав тендерных комитетов обычно включаются наиболее авторитетные и квалифицированные эксперты по техническим и коммерческим вопросам, а также представители администрации. Председателями тендерных комитетов, как правило, назначаются руководители организаций-заказчиков.
Соискателями (офферентами) являются фирмы и организации, представившие в тендерный комитет свои предложения.
Тендерная процедура состоит из нескольких последовательных этапов.
Уведомление об открытии торгов. На первом этапе тендерный комитет уведомляет потенциальных участников об открытии международных торгов, приглашая их к определенному сроку и в указанное место направить свои предложения. В уведомлении сообщается, что вся необходимая информация по техническим и коммерческим условиям проведения торгов содержится в тендерной документации, которая за определенную плату может быть приобретена в тендерном комитете.