1. Понятие и концепция игры
Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.
В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [3].
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли [7, с.485].
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. Менджерицкая Д.В., в своей книге "Воспитателю о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами [21, с.70].
Отечественную теорию дошкольной игры разработали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др. По мнению Л.С. Выготского внутренними механизмами создания и реализации «мнимой ситуации», а, следовательно, игры в целом, являются принятие на себя ребенком игровой роли и процесс замещения в игре одних предметов другими. Л.С. Выготский поставил много интересных глубоких проблем и вопросов относительно природы игры и ее внутренних механизмов. Он очень подробно описал процесс замещения, его внутренние закономерности, как процесса переноса значений одних предметов или действий на другие, и лишь только указал на принятие роли как внутренний механизм игры, но не раскрыл его. Это сделал впоследствии Д.Б. Эльконин.
Центральным элементом игры, по мнению Д.Б. Эльконина, является роль, «…именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры» [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 114].
Внутренняя сущность игры, с точки зрения автора, это воссоздание отношений людей друг к другу. Прежде всего, выделяется отношение близкого взрослого к ребенку, затем – отношения взрослых друг к другу, и в конце дошкольного периода – отношение ребенка к взрослым. Д.Б. Элькониным делается важный вывод о том, что развитие личного сознания ребенка (т.е. выделенность для сознания его отношений с другими, следовательно, и личная позиция, и стремление занять другую позицию) есть результат игры.
Таким образом, в качестве внутреннего механизма игры Д.Б. Элькониным выделяется принятие и выполнение игровой роли, которое трансформируется с возрастом, переходя от изображения действий к проигрыванию отношений и от непосредственного характера отношения к роли к сознанию игровых условностей и возможностей. К сожалению, в работах Д.Б. Эльконина не проанализированы внутренние закономерности механизма игры как целого, а выделены лишь отдельные стороны в его функционировании [18, с. 54].
А.П. Усова рассматривала игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка [15, с. 112].
Другие авторы рассматривают игру как результат взаимодействия внешних, социальных и внутренних, субъективных характеристик:
1) игра рождается из потребности ребенка действовать не только по отношению к доступному для него предметному миру, но и по отношению к широкому миру взрослых (А.Н. Леонтьев);
2) в основе возникновения игры лежит противоречие нереализуемых немедленно желаний и тенденции к немедленной реализации желаний (Л.С Выготский);
3) игру порождает высокая напряженность потребности быть взрослым и действовать как взрослые (Д.Б. Эльконин).
Для понимания сущности игры, как и любого другого психологического феномена, процесса, необходим анализ внутренних психологических механизмов, объясняющих закономерности изменения, развития человека. Поэтому существующие в психологической литературе теории игры важно рассмотреть с позиции тех психологических процессов и образований, которые являются, с точки зрения различных авторов, внутренними механизмами игры. Психологический механизм игры можно определить как целостную систему регуляции игры [15, с. 24-25].
«Игра создает условия для развития произвольного осознанного поведения, именно в игре формируются зачатки самосознания. Игра оказывает существенное влияние на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций, она источник развития и создает зону ближайшего развития». [3, с. 74].
Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка:
1) развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка;
2) преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;
3) развитие умственных действий;
4) развитие произвольности действий.
Д.Б. Эльконин, рассматривая развивающую функцию игры, останавливается, прежде всего, на ее значении для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Обобщая исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной, и др. Д.Б. Эльконин пишет: в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…» [28, с. 329].
«Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов: от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности» [10].
В игре также формируется первичное соподчинение мотивов. Сознательный волевой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами при отрыве от ситуации собственно выполнения действия. Игра, обеспечивая отрыв смысла от действия, создает условия для появления соподчинения мотивов [23].
Сюжетно-ролевая игра в силу своего особого строения содержит возможности преодоления познавательного «эгоцентризма» (Ж. Пиаже), выраженного в абсолютизации собственной позиции невозможности ее соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций ее участников с разных точек зрения партнеров на предмет и роль. В процессе игры дети учатся учитывать позиции друг друга [17, с. 156].
В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации [24].
Эксперименты, проведенные Т.В. Антоновой, И.М. Кононовой, С.Н. Литвиновой, Т.А. Репиной, И.Б. Теплицкой и др. показали, что развитие игры поднимает детские взаимоотношения, в то же время положительные взаимоотношения детей способствуют развитию игры.
Итак, в зарубежной и отечественной психологии сложились различные взгляды на сущность, назначение игры. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую психологическую школу и какое течение они представляют, сходятся во мнении, что игра - это важнейшее средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности. И особое важное значение игра имеет для развития ребёнка дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что игры занимают в жизни дошкольников особое важное место. Многие исследователи (Л.С. Выготский Д.В. Эльконин, А.П. Усова и др.) доказали, что игры имеют в педагогике очень важное значение для развития ребенка. В них наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, физического и нравственного).
?
2 Концепция развития и обучения Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей среде, то Выготский рассматривает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста человека меняется роль среды в развитии, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
- Детское развитие имеет свой ритм и темп, которые меняются в разны годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
- Развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличаются от психики взрослых;
- Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;
- Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, кА форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так, сначала речь-средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию [5].
Отличительные особенности высших психических функций- опосредованность, осознанность, системность; они формируются прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов.
- Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выбранных форм способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека – это обучение. Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые в начале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития при содействии взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственно развитие на завтрашний день». Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.
- Человеческое сознание – не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, а в дошкольном возрасте - память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития общения. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова-обобщения. Формирую обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучения способно перестраивать всю систему сознания. («Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии») [4].
Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к следующим положениям.
Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлять, зависть процесс самого развития.
Процесс развития – это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды – это лишь условия, которые определяю не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка [16].
Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связанна с возникновением новых мониторов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка – фундаментальный вклад отечественных психологов в детскую психологию. В исследованиях А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности. В процессе развития ребенка в начале происходит освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметы не имеют смысла для ребенка), а затем операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности (Д.Б. Эльконин) [27]. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.
Л.С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности.
Считается, что психическое развитие ребенка, как целостное развитие человека, осуществляется одновременно по линиям: познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); личности (направленности, целостных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействие с социальной среды и т.д.). Линии (стороны) развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому – как развитие: а) знаний и способов деятельности; б) психологических механизмов применения усвоенных способов и в) личности, куда включена и деятельность. Л.И. Айдарова выделяет таких линий наряду с интеллектуальным, личностным и языковое развитие [19].
Развивая идее Выготского, Д.Б. Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев: социальная ситуация развития, система отношений, в которую ребенок вступает в обществе:
- Основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период;
- Основные новообразования развития, причем новые достижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису;
- Кризис – переломные точки в детском развитии, отделяющие один возраст от другого. Кризисы в 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческий отношениях, а кризисы в один год и семь лет открывают ориентацию в мире вещей [28].
Таблица 1 Изменение типа ведущей деятельности возрастных периодах
Период Ведущая деятельность Ведущая сторона социализации
1. Младенчество (0-1г) – этап «доверия к миру» Эмоциональное общение со взрослыми освоение норм отношения между людьми
2.Ранне детство (1-3г) – этап «самостоятельности» Предметная деятельность усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3-7л) – этап «выбора инициативы» Игра освоения социальных ролей, взаимоотношений между людьми
4. Младший школьный возраст (6-11л) – этап «мастерства» Учебная деятельность освоение знаний развитие интеллектуально – познавательной сферы личности
5. Подростковый (11-14л) Общение со сверстниками освоение норм отношений между людьми.
6. Юношеский (14-18л) – этап самоопределения «мир и я» Учебно-профессиональная деятельность освоение профессиональных знаний, умений.
7. Поздняя юность (18-25л) – этап «человеческой близости» Трудовая деятельность, профессиональная учеба освоение норм отношений между людьми и профессионально - трудовых умений.
8. Этап человеческой зрелости Труд, семья освоение норм отношений между людьми и профессионально - трудовых умений.
Д. Б. Эльконин, развивая идеи Л. С. Выготского, показывает исторический характер игровой деятельности. Она выделяется по мере того, как труд становится все более сложным и недоступным для детей.
Основная тенденция и мотив игры - стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они.
Ролевая игра социальна по своему происхождению и содержанию. Игра есть модель социальных отношений, форма познания мотивов и смыслов человеческой деятельности.
Основной единицей игры является роль, она диктует правила поведения.
В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты: роль, игровые действия по реализации роли, игровое замещение предметов, реальные отношения между играющими детьми [28].