ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПДН В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.
1.1 Понятие, задачи и основные характеристики правового регулирования деятельности ПДН.
Свою историю подразделения по делам несовершеннолетних ведут с 31 мая 1935 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О ликвидации детской безнадзорности и преступности». В соответствии с этим постановлением при отделах милиции были созданы секции по борьбе с детской беспризорностью и бесконтрольностью, а в дальнейшем детские комнаты для приема заблудившихся детей. В военные годы они решали задачи выявления беспризорных и безнадзорных детей, оказания им помощи, направления в сиротские учреждения .
В послевоенное время государственные органы изменили содержание работы с детьми и подростками. Акцент стал делаться на профилактике правонарушений. Стало очевидным, что без участия общественности, без привлечения людей, пользующихся авторитетом в подростковой среде, здесь не обойтись.
Если говорить о структурных и организационных преобразованиях, то 5 июня 1961 года в соответствии с приказом МВД «Об изменении организации работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью» профилактика правонарушений и преступлений была возложена на аппараты уголовного розыска. В 1990-х годах служба была включена в состав милиции общественной безопасности. 2
В настоящее время продолжают оставаться стабильными негативные тенденции в состоянии и динамике преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе учащихся, воспитанников образовательных учреждений.
Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость усиления и повышения эффективности профилактической деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних, в первую очередь подразделений по делам несовершеннолетних.
ПДН – это подразделения по делам несовершеннолетних представляющие собой структурное подразделение территориальных органов внутренних дел, в том числе закрытых административно-территориальных образований, а также подразделений на транспорте.1
ПДН является подразделением, ответственным за мониторинг снижения преступности среди несовершеннолетних и проведением предупредительных мер. В случае происшествия с несовершеннолетним информация передается в разные инстанции: учебные заведения, после поступления или учебы в Вузе, военный комиссариат. 2
Подразделения по делам несовершеннолетних являются административным подразделением органов внутренних дел, действующим на муниципальном и региональном уровнях. Это направлено на предотвращение преступлений различной степени тяжести среди детей и подростков в возрасте до 18 лет.
К основным задачам и обязанностям подразделений по делам несовершеннолетних является проведение индивидуальной профилактики в отношении несовершеннолетних:3
а) детей, употребляющих наркотические и психотропные вещества без медицинского назначения либо одурманивающие препараты;
б) детей, а также несовершеннолетних правонарушителей, не достигшие возраста возникновения административной ответственности;
в) детей, освобожденных от уголовной ответственности по амнистии, или применению принудительных мер воспитательного характера;
г) дети, не подлежащие уголовной ответственности потому что, они не достигли возраста достижения уголовной ответственности;
д) дети, не подлежащие уголовной ответственности из-за отсутствия психического развития, не связанного с психическими расстройствами;
ж) несовершеннолетних, подозреваемых в совершении правонарушении, в отношении которых избрана мера пресечения, которая не связана с заключением под стражу;
з) условно-досрочно освобожденных несовершеннолетних, которые
освобождены от наказания, в связи с амнистии либо помилованием, а равно детей, получивших отсрочку от отбывания наказания;
и) детей, которые были освобождены из учреждений уголовно- исполнительной системы, или возвратились из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в том случае если они в период отбывания наказания допускали нарушения режима, равно совершали противоправные действия и после освобождения пребывают в социально-опасном состоянии и нуждаются в реабилитационной помощи;
к) несовершеннолетних, осужденных за преступные деяния небольшой
и средней тяжести, которые были освобождены судом в связи с применением принудительных мер воспитательного характера;
л) детей, к которым применены условные меры осуждения, а также
принужденных к обязательным работам либо прочим мерам наказаниям;
ж) несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;
з) досрочно освобожденных несовершеннолетних, которые освобождены от наказания, в связи с амнистией либо помилованием;
и) детей, которые были освобождены из исправительных учреждений исполнительной системы, или вернулись из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в том случае если они в период отбывания наказания допускали нарушения режима, а также совершали противоправные действия и после освобождения находятся в состоянии социальной опасности и им нужда в реабилитационная помощь;
к) несовершеннолетних, осужденных за незаконные деяния небольшой и средней тяжести, которые были освобождены судом в связи с применением принудительных мер воспитательного характера;
л) детей, в отношении которых применялись условные осуждающие меры, а также вынужденных к обязательным работам или иным наказаниям;
Подразделения по делам несовершеннолетних занимаются подготовкой материалов для предположения о возможности отправки в центры временного содержания несовершеннолетних нарушителей порядка, следующих категорий правонарушителей:
– направляется на основании приговора суда в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
– ожидающие рассмотрения судом дела об устройстве их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, что происходит в случаях, когда на основании приговора несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, могут быть направлены в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей на срок, не превышающий 30 дней, а также своевольно покинувшие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
– совершившие противоправные действия, влекут за собой административное наказание в тех случаях, когда личность указанного лица не была установлена, либо они не имеют в своем распоряжении постоянного места жительства, место пребывания, либо вообще не проживают на территории Российской Федерации, где было совершено административное правонарушение, а также, если они проживают на территории РФ, где было совершено незаконное действие, однако из-за отдаленного расположения места проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение 3 часов.1
Кроме того, отделы по делам несовершеннолетних участвуют в подготовке документов, необходимых для направления в суд в форме заявления в отношении несовершеннолетних, их родителей или их законных представителей, мер по воспитанию и других мер, предусмотренных законом; вносят предложения в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции о применении в отношении таких лиц, контроля их поведения, исполнения указанных учреждений, мер воздействия, законом; информируют управляющие органы и учреждения о случаях безнадзорности, правонарушениях и социально опасных действиях несовершеннолетних, о причинах, способствующих этому, и других.
А также подразделения по делам несовершеннолетних работают над выявлением людей, которые занимаются вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность и осуществление антисоциальных поступков, кроме того совершают незаконные действия в отношении несовершеннолетних, а также родителей, или их законных представителей и должностных лиц, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности в сфере воспитания, содержания и обучения подростков, и предлагают применять к ним меры наказания.2
Важность подразделений по делам несовершеннолетних трудно переоценить. Они являются одним из основных звеньев в системе профилактики. Их задача - выявить обстоятельства, негативно влияющие на развитие детей, и помочь им стать полноправными гражданами страны. Борьба с преступными деяниями, совершаемыми несовершеннолетними, и в отношении них является одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел.
В данном параграфе были рассмотрены понятие, задачи и обязанности подразделений по делам несовершеннолетних, где были описаны категории несовершеннолетних, с которыми проводят индивидуальную профилактическую работу подразделение ПДН. Кроме того подразделения по делам несовершеннолетних занимаются подготовкой материалов для отправки в центры временного содержания несовершеннолетних нарушителей порядка и участвуют в подготовке документов, необходимых для направления в суд в форме заявления в отношении несовершеннолетних, их родителей или их законных представителей, мер по воспитанию и других мер, предусмотренных законом. Также вносят предложения в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции о применении в отношении таких лиц, контроля их поведения, исполнения указанных учреждений, мер воздействия, законом.
1.2 Правовые основы регулирования деятельности ПДН в работе с несовершеннолетними.
Правовое регулирование предупреждения нарушений и преступлений совершаемые несовершеннолетними очень важно, поскольку в большинстве случаев именно в законодательных актах определяются основные направления, формы и методы его реализации, цели, задачи и функции субъектов профилактики, их права и обязанности.
В системе правовых актов, регулирующих предупредительную, профилактическую деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, важную роль играют признанные Россией такие международные документы:
-Конституция Российской Федерации;1
- Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.2
- Кодекс об административных правонарушениях РФ.3
-Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";4
-Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".5
-Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".6
-Указ Президента Российской Федерации « О координационном совете
при Президенте Российской Федерации по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». 7
-Постановление Пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 №1 « О
судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»; 8
-Приказ МВД России от 01.09.2012 №839 «О совершенствование деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» 9
-Приказ МВД России от 17.01.2006 №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; 10
-Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. От 30.12.2011) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; 1
-Приказ МВД России от 15.10.2013 №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». 2
Все эти правовые акты составляют организационную основу и нормативную базу в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и работают также в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
Конституция Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории России существуют принципы и нормы международного права, регулирующие профилактику противоправного поведения несовершеннолетних, конституция предлагает гражданам России право самостоятельно реализовывать в обширном объеме свои права, свободы и обязанности с 18 лет, не нарушая при этом права других лиц. Но такое регулирование не может исключить возможность установления государством других возрастных границ, которые связаны с реализацией лицами установленных прав и определением для них обязанностей. Помимо этого, они обязаны и отвечать за все свои действия перед законом.3
Действующие нормы Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского кодекса, а также Кодекс об административном правонарушении Российской Федерации играют важную роль в правовом обеспечении деятельности ПДН органов внутренних дел по профилактике преступности среди несовершеннолетних.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за преступления несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних.1
В Гражданском кодексе РФ этот вопрос регулируется статьями (ст. 1073-1075) в ст. 1073 речь идет об ответственности лиц, не достигших 14 лет, за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними, ответственность возлагается целиком и полностью на родителей или лиц, их заменяющих, в установленном законом порядке. Причем надо иметь в виду, что в качестве родителей фигурируют лица, записанные в свидетельстве о рождении ребенка (расторжение брака, раздельное проживание родителей значения не имеют). Ответственность несут также усыновители, опекуны, воспитательные учреждения. 2
В качестве наказания назначается штраф как при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, так и при их отсутствии, штраф взыскивается с родителей или других законных опекунов, статья 32.2 КоАП РФ. 3
В Уголовном кодексе Российской Федерации это глава 14 (ст.87-96), регламентирующая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних, освобождение от наказания, сроки давности, освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания, погашения судимости, применения положений главы 14 для лиц в возрасте от 18 до 20 лет. Согласно статье 87 Уголовная ответственность несовершеннолетних несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (часть вторая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ). 1
В УПК РФ (ст.73, 420-432), требующие выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также норм, регулирующих специфику уголовных дел, касающихся преступлений несовершеннолетних. В соответствии со ст.421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предписывает вместе с доказательством обстоятельств, установленных ст.73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установить возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и другие личностные черты.2
За более мелкие правонарушения несовершеннолетних в РФ предусмотрен административный кодекс.
Кодекс об административных правонарушениях. Согласно статье 2.3 КоАП РФ закон об административных правонарушениях состоит из этого кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Он устанавливает, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.3
Деятельность ПДН опирается на федеральные законы, одним из которых является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативными правовыми актами подразделения полиции выполняют работу, направленную на предупреждение безнадзорности тех лиц, которые не достигли совершеннолетнего возраста (восемнадцати лет), предупреждению с их стороны совершения правонарушений, расцениваемых как административные правонарушения и преступления.
В Федеральном законе №120 закреплены государственные органы, обеспечивающие не только предупреждение безнадзорности и правонарушений, но и охрану прав несовершеннолетних, контроль за состоянием воспитательной работы с ними, оказание помощи семье и несовершеннолетним в пределах своей компетенции. Основными элементами государственной системы профилактики являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы образования, органы опеки и попечительства, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, а также органы внутренних дел, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних.1
В ФЗ «О профилактике безнадзорности» категория несовершеннолетних, подлежащих профилактическому учету, определена в ст. 5 «Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа». К ним относятся: беспризорные и безнадзорные; занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации; употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; совершившие правонарушения; освобожденные от уголовной ответственности; совершившие общественно опасное деяние; обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений; отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др. 2
Подводя итог к вышесказанному, система правовых актов характеризует и определяет цели, задачи, основные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, права и обязанности сотрудников ПДН, а также функции в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Из документов регламентирующих деятельность ПДН следует, что основной функцией ПДН является выполнение обязанностей, связанных с предотвращением безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.3 Правовая помощь, оказываемая подразделениями по делам несовершеннолетних
Проблема преступности несовершеннолетних всегда была актуальной. Несовершеннолетние - это та часть населения, которая является будущим, перспективой общества. Несовершеннолетние правонарушители формируют тип личности, который не может адаптироваться к общественной жизни из-за неправильно сложившегося понимания морально-нравственных норм, норм поведения в обществе и представляет собой угрозу для будущего нашей страны.
Что же способствует совершению преступлений несовершеннолетними?
В настоящее время противоправные действия среди подростков возникают из-за неблагоприятных условий для нравственного становления личности, что является основной причиной формирования антиобщественных взглядов, недостатков в воспитании и неправильной организации их досуга, ошибок в деятельности школ, общественных организаций и других субъектов системы профилактики правонарушений и преступность среди несовершеннолетних.
К основным причинам преступлений, совершаемых детьми и подростками, являются: Кризисная экономическая ситуация в стране; преступления родителей; недостаточное внимание родителей, уделяемое воспитанию детей; возрастные особенности; негативное влияние группы сверстников на подростка; влияние средств массовой информации на подростковую преступность.
Основная обязанность инспекций по делам несовершеннолетних - предупреждение безнадзорности и правонарушений подростков. А именно оказание помощи воспитательного характера несовершеннолетним, которые употребляют спиртные напитки и наркотические средства, уклоняются от учебы, осужденные с отсроченным приговором и т.д.
Одним из видов помощи является индивидуальная профилактическая работа.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.1
В индивидуальной профилактике следует различать следующие этапы:
1. Ранняя профилактика заключается в выявлении источников антисоциального влияния на человека до того, как это влияние окажет длительное влияние на его поведение. Она направлена на предотвращение формирования антиобщественной направленности личности, которая характеризуется негативно, но еще далека от совершения правонарушения. Цель состоит в том, чтобы остановить действия источника негативного воздействия и объяснить профилактическому лицу опасность таких контактов.
В осуществлении ранней профилактики наибольшее значение имеют психолого-педагогические профилактические мероприятия, под которыми понимается система специальных психологических и учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование у личности нравственных принципов, уважения и признания прав и свобод других людей.