ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
1.1. Исследование проблемы психологической готовности к обучению в школе в зарубежной и отечественной психологии
Целью настоящего параграфа является исследование степени изучения проблемы формирования готовности детей к обучению в школе и оценка
существующих теоретических теорий для ее решения.
Психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, от этого зависит, как сложится отношение ребенка к дальнейшему обучению, насколько оно будет эффективным.
Известно, что начальный период обучения в школе достаточно труден для ребенка, так как вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности в целом. Будущие первоклассники – особая категория детей, которая, зачастую, трудно адаптируется к новым условиям
Важным шагом будет определить само ключевое понятие «готовность». Проблемой «готовности» занимается широкий спектр наук, и для каждой из них понятие «готовность» может, как и включать нечто общее, так и напротив, иметь различия.
В педагогике «готовность» рассматривают «как многокомпонентную систему» (А.Г. Мороз, В.А. Сластенин), «как комплекс свойств и качеств личности» (В.А. Крутецкий), «как совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций» (В.А. Сластенин) [36].
Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают только
определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе
тоже важно, однако понятие готовности к школе значительно шире и
многообразнее. Совокупность показателей готовности детей к обучению в
школе, можно условно представить в виде трех основных
взаимосвязанных компонентов: умственное развитие, физическая и
личностная (в том числе – психологическая) готовность.
В психологическом словаре понятие «готовность к действию» определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий»
В психологической науке «готовность» Д. Н Узнадзе используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. «Диспозиция (предиспозипия) - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности». Так называемая «психологическая установка».
Б.Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн говорили о готовности, «как о проявлении определенного уровня способностей и свидетельства самого их наличия», «как личностное новообразование» [5].
В своем исследовании мы будем опираться на понятие готовности к школе, данное психологом В. Загвоздкиным: «готовность к школе – это совокупность определенных психических свойств и способов поведения ребенка, которые необходимы ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и
при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе
следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий конкретной школы, от качеств ребенка и от
профессиональной квалификации работающих в школе учителей» [21].
Традиционно начнем анализ понятия психологическая готовность к школе с зарубежной психологии.
Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении» или «как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Что касается первого определения, то оно носит слишком общий характер, во втором определении смешаны компоненты психологической готовности [6].
Зарубежными психологами (А. Керн, Я. Йирассек, С. Штребель и другие) установлена взаимосвязь между различными физическими и психическими показателями развития детей, а также между развитием и школьной успеваемостью По их мнению, ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении.
Мы видим, что в исследованиях зарубежных ученых нет четкого разделения понятий психологическая готовность ребенка. Одни авторы рассматривают готовность (Д. Эване и др.) как функцию возраста, то есть ребенок считается автоматически готовым к школе по достижению определенного возраста.
Другие исследователи (Д. Озубел и др.) считают готовность к школе функцией поведения. Одни ученые критерием школьной зрелости считают расхождение паспортного и биологического возраста. (H.Oster,1969). Другие ученые считают объективное рентгенологическое обследование и установление костного возраста (Ch.Roche, G.Ritzel, 1968). В других случаях школьная зрелость отождествляется с умственными способностями ребенка(L.Winter, 1972).
Й. Шванцара под готовностью к обучению в школе выделяет умственный, социальный и эмоциональный элементы психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким элементам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению, а также социального поведения.
Для зарубежных психологов школьная зрелость означает достижение такого уровня развития, когда ребенок способен самостоятельно принимать участие в школьном обучении, она предполагает развитие педагогической и психологической готовности, потому как уровень развития умений и навыков, как чтение и письмо, не есть признак психологической готовности.
Р.Заззо и Дж.Брунер, критикуя положения концепции «школьной зрелости», считают, что готовность к школе зависит в большей мере от социальных факторов: особенностей общественного и семейного воспитания, так как дети одного возраста отличаются друг от друга по уровню созревания и имеют различный социальный опыт. Некоторые зарубежные психологи предлагают путь адаптации к существующей системе требований современного обучения при подготовке ребенка к школе [6].
Основное внимание зарубежных психологов направлено на изучение интеллектуальных возможностей детей, что находит отражение в применяемых ими тестах и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса психологической готовности. Зарубежные психологи определяют школьную зрелость в единстве педагогической и психологической готовности.
В отечественной психологии в решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков и психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать универсальным. Рассмотрим их более подробно.
Педагоги разрабатывали проблему формирования готовности детей к обучению в школе, с тех пор как появились общественные учебные заведения.
А. С. Симонович считала обязательным условием готовности детей к обучению систематическую подготовку дошкольников. Этой же точки зрения придерживались П. П. Блонский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский по их мнению признаком готовности детей к обучению в школе является интеллектуальная готовность. В. Н. Водовозова рассматривала подготовку детей к школе на основе возрастных особенностей, предлагая побуждать интерес к учению. Одни исследователи (Л. О. Каганер, В. Радина и др.) считали обязательным показателем готовности определенный уровень физического и умственного развития детей, их ориентацию в социуме. Другие исследователи (П. П. Блонский, В. Гилевич, Н. К. Крупская и др.) считали показателем «школьной зрелости» наличие внимания и интереса у ребенка к чтению.
Я. А. Коменский сформулировал показатели готовности, такие как, знания в области окружающего мира, способность к логическому рассуждению, познавательную направленность и стремление к учебной деятельности. И. Г. Песталоцци, предлагал организовать при школах специальные классы, которые могли бы осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием [18].
С точки зрения отечественных педагогов готовность к обучению в школе подразумевает систематическую подготовку в умственном, физическом, нравственном развитии, наличие интереса ребенка к учебной деятельности. Изучение опыта отечественной педагогики по проблеме готовности детей к обучению в школе обнаруживает отсутствие единого взгляда на то, что можно считать критериями готовности.
Таким образом, педагогический подход, основанный на определение готовности к школьному обучению, подразумевает систематическую подготовку по сформированности навыков учебной деятельности.
Психологический подход в отечественной психологии к проблеме готовности к школе.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают развитие комплекса психических качеств, которые являются предпосылками и источниками психологической готовности. Психологическая готовность заключается в сформированности психических качеств к моменту поступления в школу, и является основной задачей развития ребенка дошкольного возраста [28].
В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе. Помимо теоретических исследований, отечественными учеными проводится разработка методов диагностики психологической готовности к школе, которые показывают развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах и имеют несомненное практическое значение и хорошую прогностическую способность.
Теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Он сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению в интеллектуальном отношении заключается в развитии у детей интеллектуальных процессов. Необходимый и достаточный уровень актуального развития для усвоения школьной учебной программы должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка [11].
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., выделяют наряду со специальной готовностью к предметному обучению, общую готовность. Содержанием общей готовности должны стать простейшие навыки умственной работы, определенный уровень развития мышления и речи, познавательного интереса и нравственно-волевых качеств, необходимых для успешных занятий учебной деятельностью.
А. Н. Леонтьев тоже ввел новый термин «общая и психологическая готовность к обучению», выделив в нем такой существенный такой компонент, как умение дошкольника управлять своим поведением [10].
А. А. Люблинская и А. П. Усова расширили понятие «психологическая готовность» выделив в нем такой параметр, как «сформированность у детей познавательного отношения к окружающему миру», «желание заниматься», «интерес к учению».
В отечественной психологии
Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.А. Венгер,
Т.Д. Марцинковская, Н.И. Гуткина, Г.А. Урунтаева, Г.Г. Кравцова и Е.Е.
и др. рассматриваемая проблема психологической готовности отражает все аспекты индивидуального развития ребенка - биологический, психологический и социальный.
Л.И Божович, К.В.Бардин, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Ю.Ф. Змановский, Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова и др., рассматривали проблему психологической готовности детей к обучению в школе, с точки зрения развития личностных качеств.
Л.И. Божович включает в понятие «психологической готовности» развитие особенностей личности ребенка, которое выражается в отношении ребенка к школе, учителю, учению в школе. Автор считает, что под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка мотивации учения, позволяющий выполнять учебные задания.
Сформированность учебной мотивации, складывается из познавательных, социальных мотивов и мотивов достижения, обеспечивает будущему первокласснику необходимый уровень произвольности поведения и учебной деятельности [56].
По утверждению Л.И.Божович, возникновение новообразования возможно лишь при достаточно высоком уровне развития познавательных и социальных потребностей, обусловленных возникновением потребности в общении ребенка со взрослыми на новом уровне [56].
В психологии активно проводятся исследования в области
психологической готовности к школьному обучению, под которой обычно
понимается необходимый и достаточный уровень психического развития
ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Так, по мнению Л.И. Божович, Н.И.
Гуткина, Е.Е. Кравцова оценку готовности ребенка к школе
проводят на основании концепции школьной зрелости [28].
Важное значение имеет взгляд на психологическую готовность будущих первоклассников Л.И. Божович, которая вводит понятие «внутренняя позиция школьника», которое призвано интегрировать все изменения личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической
готовности детей к школе основная роль отводится общению в
развитии ребенка. Автором выделяются такие сферы, как: отношение к сверстнику и к
самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к
школе [28].
Обсуждая проблему готовности ребенка к школе, Д.Б. Эльконин на
первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
М.И. Лисина, Г.И. Капчеля выделили общую подготовку детей к школьному обучению, включающую в себя запас знаний, умений и навыков, специальную подготовку детей к школьному обучению, то есть обучению дошкольников элементам учебной деятельности и положительное отношение к школе, учению, которые включают интеллектуальные, эмоциональные, волевые компоненты личности дошкольника.
Лисина М.И говорит также о готовности как о сложившейся особой
форме общения дошкольника с взрослым, которую, она назвала
«внеситуативно-личностное общение». При таком общении взрослый должен стать непререкаемым авторитетом и образцом для подражания [31].
Я.Л. Коломинский ввел понятие социально-психологическая готовность связанную с изменением социально-психологического статуса.
В.С.Мухина рассматривает основные направления психологической готовности, как желание стать школьником, высокий уровень волевого развития, произвольность познавательной деятельности, уровень развития познавательных процессов, мотивы поведения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками [35].
К определению психологической готовности к обучению в школе Н.Г. Салмина выдвигает необходимость формирования произвольности, работа по образцу, она считает, что одним из новообразований в дошкольном возрасте является овладение семиотической функцией влияющим на интеллектуальное развитие.
А.В.Запорожец под готовностью к школе характеризует достижение ребенком новой стадии физического, умственного, нравственного и эстетического развития [22].
Л.А. Венгер и А.Л. Венгер пишут о том, что развитие умственной готовности выражается в умении слушать и выполнять указания взрослого, определенного уровня механической и логической памяти, владение понятиями и умения планировать свои действия, умение отличать слово от обозначаемого предмета, владение арифметическими операциями, готовность руки к письму [9].
Н.И. Гуткина считает, что психологическая готовность к школе является необходимым и достаточным уровнем психического развития для овладения школьной программой обучения в группе сверстников [15].
Н.И. Нижегородцева и В.Д. Щадриков отмечают, что психологическая готовность сложное структурное образование, которое включает в себя личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные знания, некоторые учебные навыки [36].
При всех различиях в формулировках авторов понимание готовности к обучению в школе выделяется как комплекс определенных психических качеств, являющихся предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка в результате всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.
Важным аспектом является рассмотрение готовности с позиции возрастной периодизации. По мнению ряда исследователей (В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова, Д.Б. Эльконина, и др.), только тот ребенок готов к школьному обучению, который прошел кризис 7 лет [35].
Психологическая готовность к школе – особенный феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста [2].
Таким образом, проблему психологической готовности к школьному обучению следует понимать не как подготовку к существующим формам школьного обучения, а как проблему развития предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Опираясь на разработанную теорию возрастного развития отечественными психологами (Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейном и др.) психологическая характеристика предполагает анализ возрастных задач развития, таких как возрастные новообразования, социальная ситуации развития, противоречие возраста, физическое и физиологическое развитие ребенка. Учет возрастных задач означает переход к новому этапу психического развития, когда полноценно прожит, предшествующий и сформированы соответствующие новообразования.
Основным возрастным новообразованием является формирование у ребенка произвольности (Н.Г Салмина). Почти все авторы, исследующие проблему психологической готовности к обучению в школе, уделяют особое внимание произвольности [40].
В плане психического развития оно выражается в произвольности психических процессов, умение сознательно ставить цели познавательных действий и находить средства их достижения. В плане личностного развития произвольность заключается в соподчинении мотивов, заключающееся в выстраивании их в иерархическую систему, в которой большее значение приобретают социальные мотивы.
К началу школьного обучения ребенок должен научиться управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действие по образцу, на уроке слушать учителя и говорить с разрешения учителя. Наблюдения за поведением старших дошкольников позволяют зафиксировать произвольное подчинение правилам, но лишь тогда, когда ребенку предлагаемое задание (занятие) интересно или оно имеет для него огромное значение [1 ].
Слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе, но произвольность — новообразование младшего школьного возраста и развивается внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста.
Н.И. Гуткина путем переосмысления сущности произвольности попыталась разрешить возникшее противоречие. Она предлагает рассматривать произвольность не как самостоятельную составляющую психологической готовности, а лишь как функцию мотивации. Понимание произвольности как функции мотивации, по мнению автора, позволяет судить о ее развитии по состоянию аффективно-потребностной сферы ребенка, что, в свою очередь, заставляет искать причину неуспеваемости первоклассников не в слабом развитии их произвольной сферы, а в недоразвитии аффективно - потребностной сферы.
«Маленький ребенок не может сознательно выполнять то, что ему не интересно и не нужно, но как только деятельность приобретает для него смысл, появляется и сознательное управление собственным поведением» [16 ], если ребенок прошел все стадии развития игры и вступил в кризис семи лет, сопровождающийся появлением учебной мотивации, то у него как следствие, замечает автор, формируется психологическая готовность к обучению в школе.
Развивая идеи Л.И.Божович, Гуткина Н.И, считает, что составляющими учебной мотивации являются познавательные и социальные мотивы учения, вместе представляющие собой новообразование старшего дошкольного возраста.
Из этого следует, что развитие аффективно-потребностной сферы ребенка в первую очередь определяется уровнем развития произвольных форм общения, что связывает проблему психологической готовности детей к обучению в школе с другой проблемой — общения со взрослыми и сверстниками [15].
Рассматривая психологическую готовность в рамках генетического подхода, Е.Е.Кравцова выделяет три важнейших компонента психологической готовности детей к обучению в школе: общение ребенка со взрослым, взаимодействие со сверстниками и новое отношение к самому себе [28].
Таким образом, психологические особенности возраста необходимо учитывать для понимания физиологических и психологических механизмов, раскрывающую часть проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению.
В возрастной ступени дошкольного и младшего школьного возраста главным является психолого-педагогический подход, раскрывающий часть проблемы особенностей психического развития детей, предпосылки формирующиеся в дошкольном возрасте являются главными в решении проблемы психологической готовности к школьному обучению.
Проанализировав исследования авторов, которые изучали данную проблему, прослеживается признание всеми того факта, что эффективность школьного обучения будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые в учебном процессе будут развиваться и совершенствоваться, если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что зона его ближайшего развития не ниже требуемой для освоения учебной программы в школе[6].
Таким образом, существующие в современной науке определения позволяют сказать, что психологическая готовность это сложное, комплексное образование, представляющее такой уровень развития ребенка, который позволит успешно освоить школьную программу.
Психологическая готовность к школе ? это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенности мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств до определенного уровня, способно обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.
Психические качества, определяющие готовность, взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности обучения в школе. Основным содержанием понятия психологическая готовность является готовность к учебной деятельности, способность принять и решить учебную задачу.
Существуют отличных друг от друга подхода зарубежных и отечественных психологов к решению проблемы психологической готовности ребенка к школе.
В подходе зарубежных психологов: «готовность к школе» отождествляется с наличием у ребенка некоторого круга знаний и представлений, необходимых для школьного обучения, развитие отождествляется со школьной успеваемостью, физиологическое развитие приравнивается к психологическим показателям.
В зарубежных исследованиях проблема психологической готовности чаще всего рассматривается как функция возраста, с позиции «школьной зрелости». Иначе говоря, ребенок, достигший определенного возраста, тем самым уже считается готовым к школе (Д. Эване., Д Обузел).
Здесь на первый план выходит интеллектуальные возможности дошкольников, что предполагает наличие запаса знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие познавательных процессов, сформированность предметно-специфических знаний (математические представления, речевая, пространственно-графическая подготовка).
В подходе отечественных психологов: педагогическая готовность рассматривается как систематическая подготовка навыков учебной деятельности.
Психологическая готовность к школьному обучению понимается как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте (Л.С Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, В.С.Мухина, и др.).
Специальная подготовка детей к обучению в школе представляет собой формирование у старших дошкольников элементов будущей учебной деятельности: умения ориентироваться на систему правил в работе, сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умения слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу, контролировать свои действия и соотносить их с действиями партнера.
Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, предпосылкой благополучного перехода от игровой деятельности к учебной является возникновение качественно нового психологического новообразования, созревающего в рамках ведущей деятельности дошкольного периода развития. Источником развития учебной деятельности является «единое, целостное психологическое новообразование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи» (Е.Е.Кравцова, 1991).