Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическая готовность к обучению в школе у дошкольников городского и сельского социума

baby_devochka 3550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 142 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.07.2022
Объектом исследования выступает психологическая готовность дошкольников городского и сельского социума. Предмет исследования являются особенности психологической готовности у дошкольников городского и сельского социума. Гипотеза исследования: Существуют различия в уровне психологической готовности к школе у детей, проживающих в городском и сельском социуме. В процессе исследования предполагается решить следующие задачи: 1) Произвести анализ подходов к проблеме психологической готовности к обучению к школе существующих в зарубежной и отечественной психологии. 2) Дать характеристику структурных компонентов психологической готовности к школе. 3) Исследовать различия уровня психологической готовности у дошкольников в городском и сельском социуме. Теоретико-методологическую основу исследования составили: работы ведущих отечественных ученых-психологов по проблеме психологической готовности к школьному обучению: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.А. Люблинской, А.Л. Венгера, Ю.Ф. Змановского, М.И. Лисина, Г.И. Капчеля, Г.Г. Кравцовой, Я.Л. Коломинского, В.С.Мухиной, Т.Д. Марцинковской, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцовой, В.В.Давыдовой, Е.Е.Сапоговой, Д.Б. Эльконина, М.Н. Костиковой, Д.И. Фельдштейна, Н.И. Гуткиной, Н.И. Нижегородцевой, В.Д. Щадрикова, Е.А. Панько, Л.И. Божович, К.В. Бардина и др. Теоретическая новизна: состоит в том, что получены новые данные особенностей психологической готовности старших дошкольников в городской (г. Орел) и сельской местности (Орловская область). Практическая значимость работы: возможность использования материалов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений и разработка рекомендаций для родителей и педагогов по эффективной адаптации будущих первоклассников. Эмпирическая база исследования: МБОУ – гимназия № 39 им. Ф. Шиллера и Локонская средняя школа Знаменского района Орловской области. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы и методики исследования: теоретические: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: методика «Рисунок человека» (уровень умственного развития), методика «Графический диктант» ориентация в пространстве, выполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по указанию взрослого, методика «Классификация» Н.К Поливанова, И.В. Ривина (способность к обобщению), методика «10 слов» Л.А Венгер (развитие слуховой памяти), методика «Выбор по аналогии» Н.К Поливанова (развитие аналитического компонента в системном мышлении), тест «Домики» О.А. Орехова (анализ эмоционального отношения ребенка к школе). методы обработки данных: количественный и качественный анализ. Статистическая обработка данных производилась с помощью программы SPSS(U- критерий Манна – Уитни). Исследование проводилось в течение 2021 – 2022 годов и включало три этапа. 2021г. – поисково-теоретический этап. Январь-март 2022г. – экспериментальный этап. Апрель-июнь 2022г. – обобщающий этап. На первом этапе осуществлялось изучение научной литературы по проблеме психологической готовности к обучению в школе дошкольников городского и сельского социума, на основе анализа источников была дана психологическая характеристика феномена психологическая готовность дошкольников к школе, а также раскрыты особенности психологической готовности дошкольников к обучению в школе. На втором этапе были обобщены результаты теоретического анализа, составлена программа эмпирического исследования, определена цель, задачи и разработан план проведения экспериментальной части исследования, подобран диагностический инструментарий, проведено экспериментальное исследование. Третий этап включал обработку, обобщение и интерпретацию полученных данных; подготовку итогового варианта текста выпускной квалификационной работы. Достоверность результатов исследования обеспечивается репрезентативностью выборки испытуемых, использованием взаимодополняющих методик, качественной интерпретацией данных, сравнительным анализом результатов с применением статистических методов. Апробация результатов исследования проходила в форме доклада на кафедре психологии и педагогики института педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева в рамках фестиваля научного творчества «Мир науки - 2021». Основные положения работы отражены в публикации: "К проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе" //"Вестник студенческого научного общества". №3 - 4. - 2021. - С.106 - 110. Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, восемь параграфов, заключения, списка литературы, включающего 62 наименования, приложения. Общий объем работы составляет 142 страницы. Работа содержит 14 таблиц, 3 диаграммы, 3 приложения, список литературы включает 62 источника. Печатные работы за последние 10 лет –21%.
Введение

Актуальность исследования. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня школьной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для успешного обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения, и конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Успешность обучения будущих первоклассников в школе может быть обусловлена рядом факторов, значительную роль среди них выполняет психологическая подготовка к обучению в школе. Процесс перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу у будущих первоклассников едва можно назвать легким. Сложность данного процесса выражается как в адаптации к новым социальным условиям, требованиям, предъявляемых со стороны учителя и новом режиме дня, но и в повышении ряда требований к подготовке. Процесс обучения современных школьников, особенно младших школьников, сопряжен со значительными интеллектуальными и эмоциональными перегрузками. Адаптироваться с которыми под силу только тем будущим первоклассникам, которые имеют высокую психологическую готовность. Особенно острой эта проблема становится в связи с переходом образовательных школ и дошкольных учреждения на работу по новым образовательным стандартам - ФГОС НОО, который выдвигает ряд требований как к программам образования, применяемым в начальной школе, так и к развитию различных сторон личности будущего первоклассника. Требования к результатам обучения уже в первом классе сформулированы в виде личностных универсальных учебных действий, метапредметных и предметных результатов. Особенности среды, в которой происходит первичная социализация ребенка, его дальнейшее обучение в дошкольном образовательном учреждении, в школе в городе, особенно в крупном, значительно отличаются от сельской местности. Организованный и высокопрофессиональный образовательный процесс в детских садах позволяет не только относительно успешно подготовить детей к переходу к школьной жизни, но и обеспечивает возможность выбора подходящей для ребенка школы. Сегодня далеко не все дети, проживающие в сельской местности, имеют возможность посещать детские сады, в которых вопрос подготовки ребенка к школе успешно решается в условиях подготовительной группы. Родители вынуждены искать варианты такой психологической подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку приемлемую адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных, этапах обучения, но не всегда это предоставляется возможным по ряду экономических причин. Параллельная тенденция, резко усложняющая функционирование системы образования, в том числе школьной, связана с постоянным ростом знаний, которые необходимо освоить как можно раньше для того, чтобы успешно войти в современный социальный мир независимо от того, в каком месте Российской федерации проживает и обучается ребенок (городская или сельская местность). Эти особенности должны быть учтены в построении индивидуальных образовательных маршрутах дошкольников, проживающих в городских и сельских поселениях. Так как детские дошкольные учреждения играют большую роль в психологической подготовке дошкольников к школе, наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности. Особенности социализации детей в сельской местности связаны, в первую очередь, с особенностями труда и быта их родителей. Различия в социально - экономических, социально - психологических, культурных и природных условиях жизни города и сельской местности являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Особенности социокультурного и образовательного пространства жизни, квалификация педагогического состава, культура и интересы детей и их уклад жизни жителей села и жителей города – все это создает особый контекст исследования проблемы готовности к школе первоклассников, проживающих в разных типах поселения. Различия городских и сельских детей обусловлены совокупностью причин: социально-экономических, бытовых и экологических факторов окружающей среды. Специфика сельской социальной среды обусловлена следующими основными чертами: коммуникативная открытость сельского социума, низкая социальная и политическая активность жителей села, изолированность и территориальная удаленность села от других населенных пунктов, преобладание сельскохозяйственного труда над другими видами деятельности. Городская среда развивается динамично, зачастую стихийно, является недостаточно безопасной и комфортной, не учитывает психофизиологические, психологические особенности жителей, нередко представляет угрозу для их здоровья. Для жителей городов типична отчужденность, тревожность, низкая созерцательность, повышенная потребность в совершении разнообразных действий. Важнейшими социокультурными факторами, влияющими на психологическую готовность ребенка к обучению в школе, являются образовательный уровень родителей, материальное положение семьи и место проживания ребенка. Каждый из этих факторов формирует специфическую ситуацию развития. Проблема психологической готовности детей к обучению в городской и сельской школе теоретически изучена неполно, при своей несомненной теоретической и практической значимости. Существует определенное противоречие между потребностью теории и практики, которое вызвано недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ данной проблемы. В своем исследовании мы предположили, что конкретная социальная среда (городская и сельская) оказывает влияние на уровень психологической готовности детей к обучению в школе и существуют различия психологической готовности у дошкольников городского и сельского социума. Таким образом, цель нашего исследования заключается в изучении особенностей психологической готовности дошкольников, проживающих в городском и сельском социуме.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………с.3 Глава 1. Психологическая готовность к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………...с.10 1.1. Исследование проблемы психологической готовности к обучению в школе в зарубежной и отечественной психологии………….……………………….с.10 1.2. Характеристика видов психологической готовности к школьному обучению……………………………………………………………………...с.25 1.3. Условия формирования психологической готовности к школьному обучению……………………………………………………………………...с.38 Выводы по теоретическому анализу……………………………………………….с.52 Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению психолого-педагогической готовности у дошкольников городского и сельского социума…………………..с.58 2.1. Цель, объект, предмет, задачи эмпирического исследования……………….с.58 2.2. Характеристика выборки исследования………………………………………с.59 2.3. Методы и методики, используемые в исследовании………………………...с.60 2.4. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования……….с.76 Выводы по эмпирическому исследованию………………………………………с.108 Глава 3. Программа психолого-педагогического сопровождения психологической готовности к обучению к школе…………………………………………………..с.113 Заключение………………………………………………………………………....с.133 Список литературы………………………………………………………………...с.137
Список литературы

1. Абдулмананова, З.И. Психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка как условие психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе //Вестник науки и образования. – 2018. – Т2, № 7 (43). С. 88-92 2. Алхатова, Т.С. Психологическая готовность ребенка к школе / Т.С Алхатова, Д.В Лепешев // Наука и реальность. – 2022. - №1 (9). – С.69 - 72 3. Бабаева, Т.И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики [Электронный ресурс] // URL: http://www.kdp-spb.ru/pedagogika/problemy-pedagogiki-1.html (дата обращения: 25.10.2012). 4. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 5. Васильева, Ю.В. Развитие психологической готовности ребенка к обучению в школе в условиях школы будущего первоклассника/ Ю.В Васильева, С.Н Федорова // Заметки ученого. – 2020. - № 5. – С. 39-44 6. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению в школе: психолого – педагогические основы: учеб.пособие/Н.И. Вьюнова , К. М Гайдар, Л.В Темнова. – 2 – е изд. – Москва: Академический проект, 2020. – 256 с. 7. Волков, Б. С, Волкова Н. В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2008. 8. Веракса, Н.Е.Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/ Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 9. Венгер, Л.А. Как дошкольники становятся школьниками?/Л.А Венгер //Дошкольное воспитание, - 2006, - №8, - С.66-74 10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб.ст./ Психологогич. Ин-т Рос. Ак. Обр. Под. Ред. А.А.Леонтьева, А.В. Запорожца.- 1995. 11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо,2005 12. Гейци, Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования// Современные проблемы науки и образования. – 2005. 13. Григорьева, Г.Г. Проблема подготовки детей к школе в свете федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=7355(дата обращения: 25.10.2012). 14. Грудненко, Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности [Электронный ресурс] // URL: http://sibac.info(дата обращения: 24.102012). 15. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. 16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием [Текст] // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С.104-109. 17. Гуткина, Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития /Н.И Гуткина//Активные методы в работе школьного психолога. – СПб.: Питер, 1999. – 22 с. 18. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. 19. Жигимонт, С.Н. Особенности психологической готовности дошкольников, относящихся к разным социально – территориальным общностям городской и сельской местности //Научно – методический электронный журнал «Концепт». - 2018. – C.1981-1985 20. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» – М.: Флинта: МПСИ, 2000. 21. Загвоздкин, В. К Психологическая готовность к школе – общая задача семьи и ДОУ// Современное дошкольное образование. Теория и практика.- 2013. №10. – С.40 – 48. 22. Запорожец, А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе [Текст] Избр. психолог. труды: В 2т. - М.: Психология, 1986. - 188 с. 23. Ильина, М.Н.Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб.: Питер,2004. 24. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен.— М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.22-33. 25. Каражигит, Л.А. Физическое развитие детей, проживающих в городской и сельской местности / Л.А. Каражигит, Д.Т. Мустафаева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. - №7.1. – С.36-37 26. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с. 27. Копытина, М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников / М.Г. Копытина. - Ростов н/Д : БАРО-Пресс, 2004. 28. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе; Науч. -исслед. Ин-т дошкольного воспитания акад. Пед. Наук СССР.-М.: Педагогика, 1991. 29. Круглова, Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка [Электронный ресурс] // URL: http://lib.rus.ec/b/365358/read (дата обращения: 23.102012). 30. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / Под ред. Д.А.Леонтьева, А.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2009.С.174.18. 31. Лисина, М.И. Подготовка к школьному обучению и общение детей со взрослыми [Текст] / М.И. Лисина // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982. – С.97-100. 32. Литвиненко, Н.В. Особенности педагогического процесса на предшкольном этапе обучения [Электронный ресурс] // URL: http://www.orenport.ru/docs/281/kargap/litvinenko.htm (дата обращения: 25.102012). 33. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. [Текст] Спб.: Питер, 2009.С.76. 34. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн.для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение,1991. 35. Мухина, В. С Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 1999. 36. Нижегородцева, Н. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07: Москва, 2001. 37. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. ? М.: Педагогика,1988. ? 136 с. 38. Пантина, Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве.- М.:«Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),1996.22. 39. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О.В. Пастюк.? Ростов н/Д: Феникс, 2009.С.158. 40. Познавательные психические процессы/Сост. И общая редакция А.Г.Маклакова.- Спб: Питер,2001. 41. Пиаже, Ж Психология интеллекта.- Спб: Питер,2004. 42. Психология развития. ? Под.ред. А.К.Болотовой и О.Н. Молчановой.? М.: Черо,2005. 43. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. 44. Рубцов, В.В, Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования//Дошкольное образование сегодня: новые вызовы, новые подходы. – 2010. 45. Реан, А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. : Питер, 2008. 46. Савенков, А.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / А.И.Савенков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. 47. Сидячева, Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника школе: Автореф. Дис. …канд. псих. наук. М., 2006. 48. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб .для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 49. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. 7-е изд. М., 2009. 50. Тропина, Т. Д. Проблема психологической готовности к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/599933/ (дата обращения: 23.10.2012). 51. Усова, А.П. Обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца.- 3-е изд., испр.- М.: Просвещение,1981. 52. Урбанская, М.В. Образовательная среда как фактор формирования школьной готовности ребенка в условиях предшкольного образования: Автореф. Дис. канд.псих.наук. Санкт-Петербург.- 2010. 53. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 54. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. ? М.: 2009. 55. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности: Изб. Псих.труды.- – Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 56. Фельдштейн, Д.И. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 57. Чепцова, Н. А. Психолого - акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании: Дис. …канд. псих. наук/ Яросл. гос. пед. ун-т им.К.Д. Ушинского.- Яр. 2006. 58. Черданцева, А. П. Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект [Текст] / А. П. Черданцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 90-92. 59. Чуганова, К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе.- М.: МОСУ,2005. 60. Шевцова, Н.П.Проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе [Электронный ресурс] // URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VzKipu/2011_32/Part_I/2011_1_6.pdf (дата обращения: 24.10.2012). 61. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей/ [Текст] // Вестник Международной Ассоциации «Развивающее Обучение», 1992. - № 1. - С.18-21. 62. Юдина, Т.А. Проблема психологической готовности к школе в работах Л.И. Божович [Электронный ресурс] // URL:http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30164_full.shtml (дата обращения: 24.10.2012)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Исследование проблемы психологической готовности к обучению в школе в зарубежной и отечественной психологии Целью настоящего параграфа является исследование степени изучения проблемы формирования готовности детей к обучению в школе и оценка существующих теоретических теорий для ее решения. Психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, от этого зависит, как сложится отношение ребенка к дальнейшему обучению, насколько оно будет эффективным. Известно, что начальный период обучения в школе достаточно труден для ребенка, так как вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности в целом. Будущие первоклассники – особая категория детей, которая, зачастую, трудно адаптируется к новым условиям Важным шагом будет определить само ключевое понятие «готовность». Проблемой «готовности» занимается широкий спектр наук, и для каждой из них понятие «готовность» может, как и включать нечто общее, так и напротив, иметь различия. В педагогике «готовность» рассматривают «как многокомпонентную систему» (А.Г. Мороз, В.А. Сластенин), «как комплекс свойств и качеств личности» (В.А. Крутецкий), «как совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций» (В.А. Сластенин) [36]. Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно, однако понятие готовности к школе значительно шире и многообразнее. Совокупность показателей готовности детей к обучению в школе, можно условно представить в виде трех основных взаимосвязанных компонентов: умственное развитие, физическая и личностная (в том числе – психологическая) готовность. В психологическом словаре понятие «готовность к действию» определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» В психологической науке «готовность» Д. Н Узнадзе используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. «Диспозиция (предиспозипия) - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности». Так называемая «психологическая установка». Б.Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн говорили о готовности, «как о проявлении определенного уровня способностей и свидетельства самого их наличия», «как личностное новообразование» [5]. В своем исследовании мы будем опираться на понятие готовности к школе, данное психологом В. Загвоздкиным: «готовность к школе – это совокупность определенных психических свойств и способов поведения ребенка, которые необходимы ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий конкретной школы, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей» [21]. Традиционно начнем анализ понятия психологическая готовность к школе с зарубежной психологии. Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении» или «как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Что касается первого определения, то оно носит слишком общий характер, во втором определении смешаны компоненты психологической готовности [6]. Зарубежными психологами (А. Керн, Я. Йирассек, С. Штребель и другие) установлена взаимосвязь между различными физическими и психическими показателями развития детей, а также между развитием и школьной успеваемостью По их мнению, ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении. Мы видим, что в исследованиях зарубежных ученых нет четкого разделения понятий психологическая готовность ребенка. Одни авторы рассматривают готовность (Д. Эване и др.) как функцию возраста, то есть ребенок считается автоматически готовым к школе по достижению определенного возраста. Другие исследователи (Д. Озубел и др.) считают готовность к школе функцией поведения. Одни ученые критерием школьной зрелости считают расхождение паспортного и биологического возраста. (H.Oster,1969). Другие ученые считают объективное рентгенологическое обследование и установление костного возраста (Ch.Roche, G.Ritzel, 1968). В других случаях школьная зрелость отождествляется с умственными способностями ребенка(L.Winter, 1972). Й. Шванцара под готовностью к обучению в школе выделяет умственный, социальный и эмоциональный элементы психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким элементам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению, а также социального поведения. Для зарубежных психологов школьная зрелость означает достижение такого уровня развития, когда ребенок способен самостоятельно принимать участие в школьном обучении, она предполагает развитие педагогической и психологической готовности, потому как уровень развития умений и навыков, как чтение и письмо, не есть признак психологической готовности. Р.Заззо и Дж.Брунер, критикуя положения концепции «школьной зрелости», считают, что готовность к школе зависит в большей мере от социальных факторов: особенностей общественного и семейного воспитания, так как дети одного возраста отличаются друг от друга по уровню созревания и имеют различный социальный опыт. Некоторые зарубежные психологи предлагают путь адаптации к существующей системе требований современного обучения при подготовке ребенка к школе [6]. Основное внимание зарубежных психологов направлено на изучение интеллектуальных возможностей детей, что находит отражение в применяемых ими тестах и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса психологической готовности. Зарубежные психологи определяют школьную зрелость в единстве педагогической и психологической готовности. В отечественной психологии в решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков и психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать универсальным. Рассмотрим их более подробно. Педагоги разрабатывали проблему формирования готовности детей к обучению в школе, с тех пор как появились общественные учебные заведения. А. С. Симонович считала обязательным условием готовности детей к обучению систематическую подготовку дошкольников. Этой же точки зрения придерживались П. П. Блонский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский по их мнению признаком готовности детей к обучению в школе является интеллектуальная готовность. В. Н. Водовозова рассматривала подготовку детей к школе на основе возрастных особенностей, предлагая побуждать интерес к учению. Одни исследователи (Л. О. Каганер, В. Радина и др.) считали обязательным показателем готовности определенный уровень физического и умственного развития детей, их ориентацию в социуме. Другие исследователи (П. П. Блонский, В. Гилевич, Н. К. Крупская и др.) считали показателем «школьной зрелости» наличие внимания и интереса у ребенка к чтению. Я. А. Коменский сформулировал показатели готовности, такие как, знания в области окружающего мира, способность к логическому рассуждению, познавательную направленность и стремление к учебной деятельности. И. Г. Песталоцци, предлагал организовать при школах специальные классы, которые могли бы осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием [18]. С точки зрения отечественных педагогов готовность к обучению в школе подразумевает систематическую подготовку в умственном, физическом, нравственном развитии, наличие интереса ребенка к учебной деятельности. Изучение опыта отечественной педагогики по проблеме готовности детей к обучению в школе обнаруживает отсутствие единого взгляда на то, что можно считать критериями готовности. Таким образом, педагогический подход, основанный на определение готовности к школьному обучению, подразумевает систематическую подготовку по сформированности навыков учебной деятельности. Психологический подход в отечественной психологии к проблеме готовности к школе. Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают развитие комплекса психических качеств, которые являются предпосылками и источниками психологической готовности. Психологическая готовность заключается в сформированности психических качеств к моменту поступления в школу, и является основной задачей развития ребенка дошкольного возраста [28]. В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе. Помимо теоретических исследований, отечественными учеными проводится разработка методов диагностики психологической готовности к школе, которые показывают развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах и имеют несомненное практическое значение и хорошую прогностическую способность. Теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Он сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению в интеллектуальном отношении заключается в развитии у детей интеллектуальных процессов. Необходимый и достаточный уровень актуального развития для усвоения школьной учебной программы должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка [11]. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., выделяют наряду со специальной готовностью к предметному обучению, общую готовность. Содержанием общей готовности должны стать простейшие навыки умственной работы, определенный уровень развития мышления и речи, познавательного интереса и нравственно-волевых качеств, необходимых для успешных занятий учебной деятельностью. А. Н. Леонтьев тоже ввел новый термин «общая и психологическая готовность к обучению», выделив в нем такой существенный такой компонент, как умение дошкольника управлять своим поведением [10]. А. А. Люблинская и А. П. Усова расширили понятие «психологическая готовность» выделив в нем такой параметр, как «сформированность у детей познавательного отношения к окружающему миру», «желание заниматься», «интерес к учению». В отечественной психологии Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, Н.И. Гуткина, Г.А. Урунтаева, Г.Г. Кравцова и Е.Е. и др. рассматриваемая проблема психологической готовности отражает все аспекты индивидуального развития ребенка - биологический, психологический и социальный. Л.И Божович, К.В.Бардин, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Ю.Ф. Змановский, Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова и др., рассматривали проблему психологической готовности детей к обучению в школе, с точки зрения развития личностных качеств. Л.И. Божович включает в понятие «психологической готовности» развитие особенностей личности ребенка, которое выражается в отношении ребенка к школе, учителю, учению в школе. Автор считает, что под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка мотивации учения, позволяющий выполнять учебные задания. Сформированность учебной мотивации, складывается из познавательных, социальных мотивов и мотивов достижения, обеспечивает будущему первокласснику необходимый уровень произвольности поведения и учебной деятельности [56]. По утверждению Л.И.Божович, возникновение новообразования возможно лишь при достаточно высоком уровне развития познавательных и социальных потребностей, обусловленных возникновением потребности в общении ребенка со взрослыми на новом уровне [56]. В психологии активно проводятся исследования в области психологической готовности к школьному обучению, под которой обычно понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Так, по мнению Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова оценку готовности ребенка к школе проводят на основании концепции школьной зрелости [28]. Важное значение имеет взгляд на психологическую готовность будущих первоклассников Л.И. Божович, которая вводит понятие «внутренняя позиция школьника», которое призвано интегрировать все изменения личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту. В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основная роль отводится общению в развитии ребенка. Автором выделяются такие сферы, как: отношение к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе [28]. Обсуждая проблему готовности ребенка к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. М.И. Лисина, Г.И. Капчеля выделили общую подготовку детей к школьному обучению, включающую в себя запас знаний, умений и навыков, специальную подготовку детей к школьному обучению, то есть обучению дошкольников элементам учебной деятельности и положительное отношение к школе, учению, которые включают интеллектуальные, эмоциональные, волевые компоненты личности дошкольника. Лисина М.И говорит также о готовности как о сложившейся особой форме общения дошкольника с взрослым, которую, она назвала «внеситуативно-личностное общение». При таком общении взрослый должен стать непререкаемым авторитетом и образцом для подражания [31]. Я.Л. Коломинский ввел понятие социально-психологическая готовность связанную с изменением социально-психологического статуса. В.С.Мухина рассматривает основные направления психологической готовности, как желание стать школьником, высокий уровень волевого развития, произвольность познавательной деятельности, уровень развития познавательных процессов, мотивы поведения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками [35]. К определению психологической готовности к обучению в школе Н.Г. Салмина выдвигает необходимость формирования произвольности, работа по образцу, она считает, что одним из новообразований в дошкольном возрасте является овладение семиотической функцией влияющим на интеллектуальное развитие. А.В.Запорожец под готовностью к школе характеризует достижение ребенком новой стадии физического, умственного, нравственного и эстетического развития [22]. Л.А. Венгер и А.Л. Венгер пишут о том, что развитие умственной готовности выражается в умении слушать и выполнять указания взрослого, определенного уровня механической и логической памяти, владение понятиями и умения планировать свои действия, умение отличать слово от обозначаемого предмета, владение арифметическими операциями, готовность руки к письму [9]. Н.И. Гуткина считает, что психологическая готовность к школе является необходимым и достаточным уровнем психического развития для овладения школьной программой обучения в группе сверстников [15]. Н.И. Нижегородцева и В.Д. Щадриков отмечают, что психологическая готовность сложное структурное образование, которое включает в себя личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные знания, некоторые учебные навыки [36]. При всех различиях в формулировках авторов понимание готовности к обучению в школе выделяется как комплекс определенных психических качеств, являющихся предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка в результате всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. Важным аспектом является рассмотрение готовности с позиции возрастной периодизации. По мнению ряда исследователей (В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова, Д.Б. Эльконина, и др.), только тот ребенок готов к школьному обучению, который прошел кризис 7 лет [35]. Психологическая готовность к школе – особенный феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста [2]. Таким образом, проблему психологической готовности к школьному обучению следует понимать не как подготовку к существующим формам школьного обучения, а как проблему развития предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте. Опираясь на разработанную теорию возрастного развития отечественными психологами (Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейном и др.) психологическая характеристика предполагает анализ возрастных задач развития, таких как возрастные новообразования, социальная ситуации развития, противоречие возраста, физическое и физиологическое развитие ребенка. Учет возрастных задач означает переход к новому этапу психического развития, когда полноценно прожит, предшествующий и сформированы соответствующие новообразования. Основным возрастным новообразованием является формирование у ребенка произвольности (Н.Г Салмина). Почти все авторы, исследующие проблему психологической готовности к обучению в школе, уделяют особое внимание произвольности [40]. В плане психического развития оно выражается в произвольности психических процессов, умение сознательно ставить цели познавательных действий и находить средства их достижения. В плане личностного развития произвольность заключается в соподчинении мотивов, заключающееся в выстраивании их в иерархическую систему, в которой большее значение приобретают социальные мотивы. К началу школьного обучения ребенок должен научиться управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действие по образцу, на уроке слушать учителя и говорить с разрешения учителя. Наблюдения за поведением старших дошкольников позволяют зафиксировать произвольное подчинение правилам, но лишь тогда, когда ребенку предлагаемое задание (занятие) интересно или оно имеет для него огромное значение [1 ]. Слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе, но произвольность — новообразование младшего школьного возраста и развивается внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста. Н.И. Гуткина путем переосмысления сущности произвольности попыталась разрешить возникшее противоречие. Она предлагает рассматривать произвольность не как самостоятельную составляющую психологической готовности, а лишь как функцию мотивации. Понимание произвольности как функции мотивации, по мнению автора, позволяет судить о ее развитии по состоянию аффективно-потребностной сферы ребенка, что, в свою очередь, заставляет искать причину неуспеваемости первоклассников не в слабом развитии их произвольной сферы, а в недоразвитии аффективно - потребностной сферы. «Маленький ребенок не может сознательно выполнять то, что ему не интересно и не нужно, но как только деятельность приобретает для него смысл, появляется и сознательное управление собственным поведением» [16 ], если ребенок прошел все стадии развития игры и вступил в кризис семи лет, сопровождающийся появлением учебной мотивации, то у него как следствие, замечает автор, формируется психологическая готовность к обучению в школе. Развивая идеи Л.И.Божович, Гуткина Н.И, считает, что составляющими учебной мотивации являются познавательные и социальные мотивы учения, вместе представляющие собой новообразование старшего дошкольного возраста. Из этого следует, что развитие аффективно-потребностной сферы ребенка в первую очередь определяется уровнем развития произвольных форм общения, что связывает проблему психологической готовности детей к обучению в школе с другой проблемой — общения со взрослыми и сверстниками [15]. Рассматривая психологическую готовность в рамках генетического подхода, Е.Е.Кравцова выделяет три важнейших компонента психологической готовности детей к обучению в школе: общение ребенка со взрослым, взаимодействие со сверстниками и новое отношение к самому себе [28]. Таким образом, психологические особенности возраста необходимо учитывать для понимания физиологических и психологических механизмов, раскрывающую часть проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению. В возрастной ступени дошкольного и младшего школьного возраста главным является психолого-педагогический подход, раскрывающий часть проблемы особенностей психического развития детей, предпосылки формирующиеся в дошкольном возрасте являются главными в решении проблемы психологической готовности к школьному обучению. Проанализировав исследования авторов, которые изучали данную проблему, прослеживается признание всеми того факта, что эффективность школьного обучения будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые в учебном процессе будут развиваться и совершенствоваться, если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что зона его ближайшего развития не ниже требуемой для освоения учебной программы в школе[6]. Таким образом, существующие в современной науке определения позволяют сказать, что психологическая готовность это сложное, комплексное образование, представляющее такой уровень развития ребенка, который позволит успешно освоить школьную программу. Психологическая готовность к школе ? это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенности мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств до определенного уровня, способно обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе. Психические качества, определяющие готовность, взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности обучения в школе. Основным содержанием понятия психологическая готовность является готовность к учебной деятельности, способность принять и решить учебную задачу. Существуют отличных друг от друга подхода зарубежных и отечественных психологов к решению проблемы психологической готовности ребенка к школе. В подходе зарубежных психологов: «готовность к школе» отождествляется с наличием у ребенка некоторого круга знаний и представлений, необходимых для школьного обучения, развитие отождествляется со школьной успеваемостью, физиологическое развитие приравнивается к психологическим показателям. В зарубежных исследованиях проблема психологической готовности чаще всего рассматривается как функция возраста, с позиции «школьной зрелости». Иначе говоря, ребенок, достигший определенного возраста, тем самым уже считается готовым к школе (Д. Эване., Д Обузел). Здесь на первый план выходит интеллектуальные возможности дошкольников, что предполагает наличие запаса знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие познавательных процессов, сформированность предметно-специфических знаний (математические представления, речевая, пространственно-графическая подготовка). В подходе отечественных психологов: педагогическая готовность рассматривается как систематическая подготовка навыков учебной деятельности. Психологическая готовность к школьному обучению понимается как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте (Л.С Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, В.С.Мухина, и др.). Специальная подготовка детей к обучению в школе представляет собой формирование у старших дошкольников элементов будущей учебной деятельности: умения ориентироваться на систему правил в работе, сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умения слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу, контролировать свои действия и соотносить их с действиями партнера. Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, предпосылкой благополучного перехода от игровой деятельности к учебной является возникновение качественно нового психологического новообразования, созревающего в рамках ведущей деятельности дошкольного периода развития. Источником развития учебной деятельности является «единое, целостное психологическое новообразование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи» (Е.Е.Кравцова, 1991).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 65 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg