Глава 1 Методы компьютерной диагностики интеллекта
Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – способность мышления, рационального познания.
Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно за-нимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией – это вопрос является ли интеллект врожденным или формирует-ся в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестан-дартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.
Чтобы определить интеллект следует указать на степень сложности всех взаи-модействий когнитивных структур, т.к. интеллект включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.
С конца XIX века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного раз-вития – с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.
Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллекту-альности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. [4]
Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.
Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при опреде-лении способностей к различным видам деятельности. В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практиче-ского применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интел-лектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодей-ствие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.
Критика результатов тестирования с точки зрения когнитивной психологии бо-лее чем справедлива, т.к. коэффициент интеллектуальности IQ не учитывает когни-тивные компоненты, а учитывает лишь специфичные виды поведения. Хотя до сих пор когнитивные психологи при оценке интеллекта используют психометрический метод в качестве критерия точности когнитивных тестов.
Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обяза-тельно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творче-ские люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор об-щепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия. Способ-ность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами назы-вают креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар". [3]
Методы компьютерной диагностики интеллекта
В настоящее время в системе школьного образования появляется все больше возможностей для использования компьютеров в образовательном процессе. В шко-лах, как правило, сейчас уже в младших классах (иногда с первых) изучаются основы информатики, где ученики получают базовые навыки работы с компьютером. Это обстоятельство обеспечивает возможность для организации тестирования детей с ис-пользованием компьютерных форм психологического инструментария. Основные задачи при проектировании компьютерных тестов – точная передача на экране ком-пьютера стимульного материала методик, выявление и устранение всех побочных факторов, которые могут повлиять на результат прохождения теста. Это необходимо для обеспечения полного соответствия данных, полученных с помощью использова-ния компьютерной программы, результатам, которые показали бы испытуемые в случае использования бумажного варианта теста.
Тесты интеллекта представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одним из наиболее распространен-ных в психодиагностике. Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широ-кого класса мыслительных задач.
Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измере-ние интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциатив-ной памяти, др.). Например, в Гамбургской версии теста Векслера для исследования интеллекта у детей, когда весь тест проведен, его результаты представляются в виде 11-балльных значений, по одному значению на каждый субтест (11 субтестов). Ко-личественная информация по тесту представляется в виде профиля результатов, со-стоящего из результатов по каждому субтесту, выраженных в балльных значениях. Мерой оценки теста в целом может быть сумма этих значений или среднее значение данных всех субтестов. Как правило, тестологи ограничиваются тем, что представ-ляют результаты субтестов в виде баллов. Векслер предложил общий результат представить в виде значения IQ.
По мере развития математико-статистического аппарата интеллектуальных те-стов количественный показатель IQ был заменен стандартным IQ показателем. Векс-лер первым вводит шкалу стандартных IQ.
При интерпретации общего результата нельзя целиком полагаться на соответ-ствующий общий показатель IQ. Существенную информацию дает интерпретация профиля результатов по субтестам.
Следует отметить тот факт, что область средних значений шкалы IQ не дает представления о том, в каких субтестах результаты выше среднего, а в каких – ниже. Так, например, показатель IQ в 100 баллов может быть получен и в случае однород-ного профиля достижений (то есть когда по всем субтестам результаты выше средне-го значения), и в случае, когда по одним субтестам достигнуты результаты выше среднего, а по другим – ниже среднего.
IQ или любой другой показатель следует всегда приводить вместе с названием теста, в котором они получены. Тестовые показатели нельзя интерпретировать в от-рыве от конкретного теста.
"IQ не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окру-жающей среды. IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении. Интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Этим термином обычно обозначается ком-плекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в опреде-ленной культуре".
Фактор "G". Двухфакторная и многофакторная теории интеллекта. В исследо-ваниях Ч. Спирмана (автора двухфакторной теории интеллекта) было установлено, что между любыми тестами интеллекта существуют положительные корреляции. Ч. Спирман считал, что эти положительные корреляции обусловлены тем, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор. Этот фактор он назвал генеральным , или фактором "G" . Он полагал также существование других факторов, свойственных только одному виду деятельности (S-факторы).
В исследованиях Л. Терстоуна (автора многофакторной теории) было установ-лено, что корреляции между тестами не могут быть объяснены наличием в них толь-ко одного фактора ("G"). Им было выделено 12 факторов, которые он назвал "пер-вичные умственные способности", существующие помимо генерального.
Именно Л. Терстоун доказывал, что нет оснований для использования коэффи-циента интеллекта. Интеллект, считал он, необходимо представлять в виде профиля оценок по первичным факторам, в чем и состоит суть многофакторной теории ин-теллекта.
Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счет-но-математического, пространственных представлений, мнемического). Тест струк-туры интеллекта Амтхауэра – при составлении теста он исходил из двух предпосы-лок: 1) корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной, 2) корреляция между субтестами должна быть мини-мальной (но положительной).
Тест предназначен для испытуемых практически любого возраста (от 13 до 60 лет), Амтхауэром введены только возрастные нормы, он полагал установленной за-висимость социального опыта от возраста испытуемого.
По предположениям Амтхауэра, если наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, то у испытуемого развиты "теоретические способности". В том случае, когда результаты лучше по последним пяти субтестам, более развиты "практические способности".[1]
Школьный тест умственного развития – для выбора будущей профессии, по-мимо общего уровня интеллекта, важно знать, степень усвоения знаний, полученных на уроках, а также какие способности наиболее развиты у учащихся (лингвистиче-ские, математические или технические).
Психологический тест ШТУР позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися трех учебных циклов: об-щественно-гуманитарного, естественно-научного, физико-математического.
Данный психологический тест имеет две эквивалентные формы А и Б и вклю-чает 6 субтестов с различным набором заданий:
а) осведомленность (первый субтест).
б) осведомленность (второй субтест).
в) аналогии.
г) классификации.
д) обобщение.
е) числовые ряды.
Всего 119 заданий, которые должны быть выполнены за 44 минуты. Время на выполнение каждого субтеста ограничено. Индивидуальным показателем выполне-ния психологического теста в целом является сумма баллов, полученных при сложе-нии результатов решения всех наборов заданий.
Школьный тест освоенности мышления – большинство заданий этого теста ба-зируются на материалах школьных учебников. Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведом-ленность).
Все задания, представляют задачи закрытого типа. Каждый правильный ответ учащегося оценивается одним баллом. Освоенность понятийного мышления оцени-вается в процентах (процент правильных ответов от общего их количества). В ре-зультатах также содержится информация о проценте правильных ответов на вопро-сы, относящиеся к учебным предметам.[4]
Психологический тест ШТОМ имеет две параллельные формы – А и Б для проведения повторного тестирования и предназначен для изучения мышления школьников второго класса, третьего и четвертого (пятого) классов. Развитие поня-тийного мышления дает возможность упорядочить, анализировать и систематизиро-вать полученную информацию, относить ее к известным категориям, а также делать выводы и заключения.
Социальный интеллект – одним из наиболее распространенных исследований креативности является психологический тест Гилфорда. Согласно Дж. Гилфорду, со-циальный интеллект – это система интеллектуальных способностей, связанных с по-знанием поведенческой информации.
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для про-фессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельно-сти педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.
Субтесты диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения. Тест Дж. Гил-форда позволяет измерять общий уровень развития социального интеллекта, а также оценивать частные способности понимания поведения людей: способность предвиде-ния последствий поведения, адекватность отражения вербальной и невербальной экспрессии, понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимо-действия, понимание внутренних мотивов поведения людей.
Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Общее время психологического тестирования, включая ознакомление с инструкцией, со-ставляет 30-35 минут.[3]
Есть еще несколько тестов на интеллект, состоящих из геометрических фигур, деталей, которые нужно складывать определенным образом.
Например, самым известным таким тестом являются «Прогрессивные матрицы Равена». Он выявляет общие интеллектуальные способности человека14. Тест состо-ит из 30 матриц (геометрических фигур), которые нужно складывать в определенном порядке в зависимости от заданий теста.
Еще одним очень популярным и часто используемым у нас тестом на общую осведомленность, сообразительность является тест Вандерлинка или КОТ (короткий отборочный тест). Он удобен, невелик по объему и быстр в обработке. Поэтому хо-рошо подходит для тех случаев, когда из большого потока соискателей нужно сде-лать первичный отбор и определить, насколько заявленные данные кандидатов соот-ветствуют действительности.
Это тест на интеллектуальные способности с расшифровками по профессиям (сколько баллов должен набрать администратор, сколько программист и т.д.), но все эти требования не адаптированы к нашим условиям, поэтому четко следовать им не стоит. В целом же этот тест неплохо, выявляет общий уровень интеллекта.[2]