Глава 1. Книжка-игрушка как вид издания
1.1. Назначение книжки-игрушки
Книжка-игрушка — это издание, которое имеет необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Это изда-ние позволяет ребенку не только читать и рассматривать его, но и играть с ним, рас-кладывать или раскрашивать его, делать поделки, слушать.
Игра — это важная деятельность дошкольника. Она влияет на формирование и развитие различных способностей ребенка. Игра рассматривается как форма обще-ния, проявление умственного развития. Ее процесс будет намного важнее для ребен-ка, чем победа или проигрыш. Возможность подключения своего разума, фантазии, работая синхронно, — все это происходит благодаря воспитательному потенциалу игры. Поэтому развивающая книжка-игрушка является одним из методов раннего развития ребенка.
Благодаря использованию книжек-игрушек детям можно развивать и улучшать личностные качества, контролировать психические свойства, овладевать творчески-ми способностями, адаптироваться к социуму и школьному обучению.
В настоящее время книжки-игрушки становятся привычным атрибутом мира детства, несмотря на свою дороговизну, появляются и в домашних библиотеках де-тей и в библиотеках дошкольных учреждений. И дело здесь не только в их внешней привлекательности.
Прежде всего, книжки-игрушки организуют детский досуг, развлекают и за-бавляют ребенка, вызывая положительные эмоции, вовлекают его в игру.
Взрослым следует учить ребенка играть с книжкой-игрушкой, показывать, ка-ким образом приводятся в действие игровые элементы ее конструкции и др. Это осо-бенно важно в младенческом и раннем возрасте, когда ребенок только знакомится с книжкой, и тогда, когда те или иные игровые действия заданы самим изданием и должны привести к ожидаемому создателями книги результату.
Книжки-игрушки знакомят детей с окружающей действительностью, миром, в котором им предстоит жить, и правилами поведения в социуме, учат застегивать пу-говицы и завязывать шнурки, различать цвета и формы, считать и измерять. Они стимулируют исследование свойств предметов, развивают восприятие ребенка, его анализаторы и мелкую моторику, внимание и память, мышление и воображение, пробуждают творческую мысль и страсть к исследованию мира.
В этом параграфе требовалось изучить назначение книжки-игрушки. В процессе изучения были сделаны следующие выводы: с одной стороны, книжка-игрушка играет роль досуга и развлечения для ребенка, а с другой стороны мы можем отметить, что книжка-игрушка влияет на формирование и развитие личностных качеств, творческих способностей ребенка, а также влияет на его адаптацию в социуме.
1.2. Специфика читательского адреса книжки-игрушки
Подготавливая такое издание, как книжка-игрушка, в первую очередь необхо-димо учитывать возрастные особенности детей, которым оно адресовано. Книжка-игрушка относится к изданию для детей дошкольного возраста.
Основное содержание книжки-игрушки для дошкольников формируется из со-четания текста и иллюстраций. Причем основная смысловая нагрузка ложится имен-но на изобразительный ряд, где небольшие тексты поясняют и дополняют визуальное сообщение. Такой подход к структурированию книжки-игрушки объясняется воз-растными особенностями дошкольника, который чаще всего еще не умеет читать. В развивающих книгах для детей до 3–4 лет 90 % основного содержания — иллюстра-ции, а 10 % — тексты, адресованные взрослым (сопровождающие статьи), которые объясняют суть каждого издания. Для детей 5–6 лет процент текста увеличивается примерно до 20 %, из которых 5 % адресованы детям: это буквы и звуки в схемах, иллюстрациях, отдельных словах. Следующая возрастная ступень — 6–7 лет. Здесь текст занимает уже примерно 30–35 %, причем уже есть слова и короткие предложе-ния для прочтения детям.
У ребенка дошкольного возраста происходит интенсивное психофизиологиче-ское развитие и начинает накапливаться социальный опыт. По отношению к развива-ющей книге ребенок выступает в роли слушателя. Она воспринимается им как иг-рушка, как предмет.
Внимание дошкольников в книжке-игрушке привлекают рисунки простейших предметов, фигур людей и животных.
Дошкольники отличаются упрощенностью мышления, неумением отличить главное от второстепенного. Причем часто ребенок переключается с главного на ме-нее значительное, забывая об основном. Логика дошкольника — логика, базирующа-яся на непосредственном сопоставлении фактов и впечатлений. Поэтому им более понятны рисунки, на которых часто опускаются детали, изображения делаются в об-щем виде.
В этом параграфе требовалось изучить специфику читательского адреса книж-ки-игрушки. Исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что книжка-игрушка адресована детям дошкольного возраста, так как в этом возрасте у детей привлекают различные предметы, игрушки. Основная смысловая нагрузка у дошкольников идет на изобразительный ряд книжки-игрушки, где небольшие тексты поясняют и допол-няют визуальное сообщение.
1.3. Требования ОСТа к изданиям для детей дошкольного возраста
При подготовке изданий для детей необходимо учитывать физиологию развития ребенка. Речь идет о полиграфическом исполнении продукции, которая должна отвечать определенным требованиям.
В России действует стандарт отрасли (ОСТ 29.127-96), который определяет общие технические условия подготовки изданий для детей. Этот стандарт разработан Ассоциацией предприятий, объединений и организаций полиграфической промышленности «АСПОЛ». В стандарте зафиксированы нормы Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Законов Российской Федерации «О стандартизации» и «О защите прав потребителей». Он введен с 1 июня 1996 г. приказом Комитета Российской Федерации по печати.
Данный стандарт распространяется на книжные издания, выпускаемые с использованием шрифтов русской и латинской графических основ. Он определяет нормативы изданий для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего (подросткового) школьного возраста.
Содержание стандарта охватывает гигиенические и конструктивные требования к изданиям, требования к материалам и оригиналам, раскрывает правила приемки, методы контроля, характеристики упаковки, маркировки, транспортирования и хранения изданий для детей. Ясно, что редактору необходимо хорошо знать подобные стандарты и использовать их в своей работе.
В рассматриваемом стандарте на основе психофизических особенностей отдельных категорий детей выделено четыре группы изданий:
• издания для детей дошкольного возраста до 6 лет включительно;
• издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;
• издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;
• издания для детей старшего школьного возраста (подростков) от 15 до 17 лет включительно.
Несколько позиций стандарта имеют запретительный характер. Так, среди гигиенических требований находим, что запрещается применять для изданий способ глубокой печати, способ скрепления блока шитьем проволокой, втачку для изданий в переплетных крышках, в обложках толщиной блока более 10 мм. Кроме того, запрещается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3. Эти позиции направлены на обеспечение удобочитаемости текста и предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) детей. В стандарте характеризуются кегли, длина шрифтов, шрифтовые выделения, условия использования цвета, объем иллюстраций и их расположение применительно к каждой из перечисленных групп читателей.
Данный ОСТ определяет конструктивные требования к изданиям: раскрывает способы скрепления блоков, перечисляет критические дефекты, которые не допускаются в издании, требования к материалам (например, к качеству бумаги) и оригиналам и некоторые другие моменты обеспечения необходимого уровня качества изданий для детей.
Конечно, редактор должен хорошо знать данный ОСТ, разбираться в основных требованиях к изданию и понимать их смысл, исходя из специфики читателей-детей.
Книжка-игрушка относится к изданию для детей дошкольного возраста. Рассмотрим требования ОСТа для этой категории издания.
1.3.1 Общие требования
В общих требованиях данного стандарта сказано, что:
• издание следует оформлять по требованиям для младшей из указанных в читательском адресе групп, если издание рассчитано на две возрастные категории;
• требования к шрифтовому оформлению не зависят от графической основы шрифта для изданий второй, третьей и четвертой возрастных групп;
• корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице должен быть не менее 10 мм;
• допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы;
• верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм, кроме страниц с полосными иллюстрациями;
• при печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков;
• при печати текста на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций оптическая плотность фона должна быть не более 0,3;
• в издании не следует применять шрифты узкого начертания, а также цветные краски на цветном фоне при кегле менее 20 пунктов и объеме текста более 200 знаков.
• шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.
1.3.2. Требования к шрифтовому оформлению
Для печати текста шрифтами русской графической основы на цветном, сером фоне, многокрасочных иллюстрациях необходимо применять следующее шрифтовое оформление:
• рубленые шрифты нормального или широкого полужирного прямого начертания;
• кегль шрифта не менее 18 пунктов при объеме текста на странице более 200 знаков и не менее 14 пунктов при объеме текста на странице 200 знаков и менее;
• увеличение интерлиньяжа не менее 4 пунктов;
Кегль шрифта должен быть не менее 16 пунктов для текста объемом более 200 знаков на странице и не менее 14 пунктов для текста объемом 200 знаков и менее на странице.
Для текста в данном издании не следует применять:
• цветные краски (кроме выделений);
• выворотку шрифта;
• многоколонный набор (кроме стихов);
• рисованные шрифты (кроме выделений).
Для стихов допускается двухколонный набор при расстоянии между колонками не менее 12 мм, считая от конца самой длинной строки в первой колонке.
Разрешается применение шрифтов следующих начертаний:
• полужирного — при использовании кегля не менее кегля шрифта основного текста;
• курсивного — при использовании кегля шрифта на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста.
При применении рисованных шрифтов их размер должен соответствовать шрифту кеглем не менее 20 пунктов.
При кегле шрифта основного текста менее 16 пунктов кегль шрифта выделений текста цветными красками должен быть на 2 пункта больше.
Линии шрифта текста и выделений относительно корешкового сгиба на развороте издания не рекомендуется располагать более чем в двух направлениях.
Площадь иллюстраций на полосе издания должна быть не менее 50%.
Общая площадь иллюстраций в издании рекомендуется не менее 75%.
На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения об их безопасности для здоровья.
1.3.3. Критические дефекты
В экземпляре издания не допускаются дефекты (по ОСТ 29.42), приводящие к искажению или потере информации:
• некомплектность или нарушение последовательности элементов блока: чужие, повторяющиеся, недостающие, перепутанные тетради, вкладки, вклейки, приклейки;
• некомплектность или нарушение последовательности страниц: пропущенные, перепутанные, перевернутые полосы, иллюстрации и подписи к ним, заголовки, неправильная последовательность полос в тетради, белые страницы;