ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТАХ.
1.1. Понятие компенсационных выплат и их социальное значение.
Трудовая деятельность – это основной элемент жизни современного человека. Труд является средством обеспечения жизни, финансового благополучия, социализации. В Конституции РФ ст.37 говорится о том, что «каждый имеет право на вознаграждение за труд». На сегодняшний день чаще всего вознаграждение за труд проявляется в форме заработной платы. Трудовой кодекс Российской Федерации ст.129 объясняет, что заработная плата зависит «от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы». В той же статье ТК РФ описывается состав заработной платы, в которой предусмотрены кроме базовой части дополнительные выплаты, имеющие разное целевое назначение и основания их начисления. К ним относятся компенсационные и стимулирующие выплаты. Надо отметить, что данные выплаты не являются постоянной частью заработной платы и не связаны с оплатой за фактически отработанное время или фактически выполненную работу. Какова суть и значение данных выплат в заработной плате рассмотрю подробнее.
Слово «компенсация» в словаре русского языка разъясняется как возмещение затрат, понесённых убытков, расходов, вознаграждение за что- либо. Следовательно, компенсационные выплаты должны выплачиваться за какие-то затраты, убытки или расходы, понесённые в связи с трудовой деятельностью. ТК РФ ст.129 причисляет к компенсационным выплатам «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами». ТК РФ в статье 164 закрепил за понятием «компенсация» денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязательств. В науке трудового права компенсации определяются как выплаты, предназначенные для возмещения дополнительных материальных расходов, производимых работником в связи с выполнением им трудовых обязанностей, либо в связи с необходимостью прибыть к месту работы .
Таким образом, компенсационные выплаты начисляются работнику тогда, когда он понес какие-либо издержки в ходе осуществления трудовой деятельности. К ним относятся командировочные, выплаты за использование своего имущества или инструмента и его износ, переезды на работу в другую местность и др. Так же, выплаты компенсационного характера можно отнести к надбавкам в заработной плате работника, в случаях, когда его условия труда отличаются от «нормальных». Работник считается работающим в особых условиях, когда повседневные условия его трудовой деятельности отличаются какими-либо неблагоприятными факторами – производственными или климатическими. Некоторые ученые считают, что главное предназначение компенсационных выплат состоит в том, чтобы компенсировать вред работникам, чей труд связан с выполнением профессиональных обязанностей в условиях вредной и опасной среды, а также в условиях, отклоняющихся от нормальных .К подобным выплатам относятся:
— за тяжёлый, опасный или вредный трудом;
— выполнение трудовой деятельности в регионах, отличающихся особым климатом;
— работа с государственными секретами и шифрами;
— совмещение профессий, работа в ночное время и сверхурочно, в праздничные и выходные дни, а так же выполнение работы, условия которой отличаются от нормальных.
Как заметил П.А. Панов, «выплата компенсаций производится не столько в силу осуществления работником трудовых функций (хотя это и является обязательным условием их начисления), сколько по причине наличия каких-либо особенностей, связанных с трудом, из-за которых работник несет указанные убытки» . Надо отметить, что данные убытки могут проявляться в совершенно разных формах: отказ от отдыха или ежегодного отпуска, смена места жительства в связи со сменой места работы, работа на химических заводах, в горячих цехах и т.д. суть остаётся неизменной – работник намеренно принимает эти не совсем нормальные условия труда, для того, чтобы заработать. В связи с этим, компенсационные выплаты нельзя признать непосредственной компенсацией затрат работника — они являются способом привлечения работника на должность, на которой ему приходится нести такие затраты, способом вознаграждения за дополнительные усилия в труде . Например, работодатель может привлекать работников на специальность, которая пользуется меньшей популярностью, либо имеет неудобный рабочий график.
Подведя итог, можно сделать вывод, что компенсационные выплаты призваны не только возмещать трудовые расходы, но и являются привлечением для работы в «нестандартных» условиях. Этому даёт своё подтверждение высказывание Ю.Е. Галкиной, которая отмечает, что «система компенсационных выплат в любом случае является выражением рыночной ценности труда на конкретной должности и в конкретных специфических условиях» .
Нередкими бывают ситуации, когда при формировании заработной платы работодатель смешивает понятия «компенсации» и «гарантии» на основании того, что данные выплаты располагаются в одной статье 164 ТК РФ. В этом случае надо чётко разграничить целевые установки данных выплат. Компенсации предназначены для того, чтобы компенсировать затраты, расходы (здоровья, имущества, времени) работника в трудовой деятельности. «Гарантии» в ст. 164 ТК РФ определяются как «средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений». Их целевое назначение - предотвратить возможные потери в заработке в связи с тем, что работник отвлекается от выполнения трудовых обязанностей, или материально поддержать его в период, когда он оказался без работы не по своей вине. В связи с этим, в трудовом законодательстве следует внести более уточняющие и разграничивающие формулировки данных понятий, чтобы работодатель, устанавливающий и применяющий в пользу работника соотвествующие выплаты, без затруднений мог применять правовые нормы в локальных актах.
Процедура установления компенсационных выплат в значительной степени подвержена специальной законодательной регламентации. Важно отметить, что компенсационные выплаты при равных условиях труда должны выплачиваться работникам на одинаковых условиях и в одинаковом размере ТК РФ ст.22.
1.2. Правовое регулирование компенсационных выплат.
Правовое регулирование – прерогатива государства. С помощью определённых юридических мер государство регулирует общественные отношения. К правовому регулированию трудовых отношений относятся те средства и методы, при которых достигаются определённые условия для достижения оптимального согласия интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.
Правовое регулирование компенсационных выплат работникам в РФ осуществляется нормативными правовыми актами различной юридической силы: международными правовыми актами, ТК РФ, другими федеральными законами и законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащие нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативным актами работодателей. К международным правовым актам, опосредованно регулирующим компенсационные выплаты работниками, можно отнести Международную организацию труда (далее - МОТ), Европейскую социальную хартию, Всеобщую декларацию прав человека, Конвенции МОТ. Но, в нашей стране используются не все международные документы. Российская Федерация ограничивает свои обязательства в части компенсаций работникам, касающихся оплаты труда.
Компенсационные выплаты регулируются ТК РФ ст.146 - ст.158, где конкретизируется данная норма и законодательно устанавливается повышенный размер оплаты труда. Кроме Трудового кодекса, данные выплаты регулируются другими нормативно-правовыми документами, например, Приказом ФНС России от 12.03.2009 № ММ-7-5/114@ "О введении условий оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих" или Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554 "О минимальном размере повышения оплаты за работу в ночное время» . Так же, компенсации могут устанавливаться на уровне регионов самостоятельно, но не ниже установленных трудовым законодательством. Например, медицинским работникам, приехавшим на работу в Хабаровский край и имеющим высшее или среднее медицинское образование правительством Хабаровского края установлена единовременная компенсационная выплата в размере от 700 тысяч рублей до 1 млн. рублей при определённых условиях .
Надо отметить, что трудовое законодательство очень статично по сравнению с теми изменениями, которые происходят в современном мире. И многие законы сегодня не соответствуют действительности. Например, нормы трудового права регулирования оплаты труда лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, давно устарели, и требуют значительных доработок. Территории, в которых установлены районные коэффициенты, не менялись с 1967 года. Но, за это время природно-климатические условия значительно изменились.
Порядок установления выплат компенсационного характера определяется в соответствии с Разъяснением о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Министерством здравоохранения и социального развития России от 29.12.2007 № 822 . В соответствии с требованиями законодательства все виды выплат компенсационного характера должны быть предусмотрены в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах. Указанные документы должны соответствовать предписаниям законодательства, устанавливающим минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок, выплата которых является обязательной, что также следует из ст.135 ТК РФ. При этом в трудовых договорах с работниками должны быть учтены все компенсационные выплаты, что является обязательными условием трудового договора. Поскольку изменение условий трудового договора может производиться по обоюдному согласию сторон, работодатель, назначивший работнику компенсационную выплату, не вправе в одностороннем порядке отказаться от нее или уменьшить ее размер, т.к. этим нарушаются права работника .
1.3. Совершенствование законодательства в системе компенсационных выплат.
Сложившаяся в последние годы система социальных пособий, компенсаций и других выплат позволила стабильно компенсировать в определенной мере населению потери денежных доходов от высокой инфляции. Однако главный недостаток действующей системы в том, что социальные пособия и компенсации, выполняющие функцию социальной помощи, назначаются и выплачиваются без учета доходов семьи, безадресно. В связи с этим различные виды социальных пособий, компенсаций и других выплат, включая косвенные (бесплатные или льготные услуги), получает значительная часть граждан России, хотя реально нуждаются в них, прежде всего граждане, имеющие доходы ниже прожиточного минимума. Это привело к тому, что при значительных расходах на выплату социальных трансфертов, реальные размеры пособий и социальных выплат остаются очень низкими. Для обеспеченных слоев населения эти пособия и компенсации не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не гарантируют необходимой социальной защиты. В этом случае необходимо реформирование системы социального обеспечения. Целью реформ в этой области является формирование системы социальных пособий и компенсационных выплат, обеспечивающей помощь реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам. В ходе реформирования действующей системы социальных пособий и других выплат предстоит решить следующие задачи: повысить обоснованность предоставляемых социальных выплат с точки зрения их адресной направленности; определить степень участия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении мер по материальной поддержке малообеспеченных категорий граждан; усилить роль страховых принципов предоставления социальных выплат; обеспечить эффективный учет и контроль за движением денежных потоков, связанных с социальными выплатами. Совершенствование действующей системы компенсационных выплат и разработка единых принципов и критериев их предоставления по видам выплат. До завершения этой работы ввести временный мораторий на принятие новых федеральных норм по предоставлению тем или иным категориям населения социальных выплат без соответствующего финансового обеспечения. Предусматривается: при определении размеров компенсаций отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда; при назначении компенсационных выплат, выплачиваемых в порядке социальной помощи, учитывать среднедушевой совокупный семейный доход; законодательно закрепить право на получение только одного, наиболее выгодного для получателя, вида социальной помощи; обеспечить совершенствование механизма финансирования социальных пособий и выплат и их защищенность в бюджетах всех уровней. Совершенствование системы организации и управления социальными выплатами предусматривает следующее. Намечается передать полномочия, связанные с организацией и осуществлением социальных выплат, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. При этом предоставление целевых трансфертов субъектам Российской Федерации будет зависеть от эффективности исполнения ими собственных местных систем предоставления пособий на детей и социальных пособий. В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации предполагается развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи намечается определять с учетом сложившихся в регионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного минимума и демографической ситуации. Предусматривается осуществить меры по поэтапному введению в практику системы компенсационных выплат по нуждаемости. С этой целью будет подготовлена и начнет реализовываться пробная программа предоставления этого пособия в трех субъектах Российской Федерации с высоким уровнем бедности.
ГЛАВА 2. ВИДЫ, МЕХАНИЗМ И ПРОБЛЕМАТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ.
2.1. Виды компенсационных выплат.
Действующее российское законодательство устанавливает компенсационные выплаты различным категориям граждан. Среди них можно назвать следующие виды компенсационных выплат:
1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком;
2) на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
3) студентам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
4) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
5) отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание;
6) гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений;
7) инвалидам на содержание собак- поводырей;
8) членам семьи погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;
9) вынужденным переселенцам;
10) жертв политических репрессий;
11) затраты на газификацию жилья Волгоградской области;
12) затраты по установке телефона малоимущим инвалидам и малоимущим семьям с детьми-инвалидами Волгоградской области;
13) неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
14) отдельным категориям инвалидов, которые состояли на учете в ОСЗН для обеспечения транспортными средствами с медицинскими показаниями;
15) на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
2.2. Механизм реализации компенсационных выплат.
Механизм компенсационности заключается в следующем. Общей чертой компенсационных выплат, их характерной особенностью является то, что они являются не просто денежными выплатами, а именно компенсациями чего–то. Это что–то можно условно назвать объектом компенсации. «Объект компенсации» находится вне компенсационного правоотношения. Более того, представляется, что «объект компенсации» является частью иного правоотношения .
Исходя из этого следует, что для возникновения компенсационного правоотношения изначально должно существовать какое–либо иное материальное правоотношение, которое условно можно именовать как «первичное» по отношению к компенсационному правоотношению. В рамках данного правоотношения должны существовать обязательства, в соответствии с которыми лицо или имеет доход, или производит определенные расходы. Неполученный доход и существующие расходы и являются «объектами компенсации». При этом «первичные» правоотношения продолжают существовать, несмотря на воздействие, осуществляемое со стороны компенсационного правоотношения.
Примером правоотношения, в рамках которого лицо имеет доходы, может служить трудовое правоотношение, одним из элементов которого является обязательство работодателя по выплате заработной платы. В случае наступления временной нетрудоспособности работник определенное время не выполняет трудовую функцию и утрачивает доход в виде заработной платы. «Объектом компенсации» в данном случае является неполученный доход по причине временной нетрудоспособности .
В качестве примера «первичного» правоотношения, в котором лицо несет определенные расходы, является, например, жилищное правоотношение. Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане, собственники и наниматели жилых помещений имеют обязательство по своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Статья 159 ЖК РФ предоставляет право гражданам обратиться за субсидией в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно–коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Полагаю, что субсидия на оплату жилого помещения, так как она определена в ст. 159 ЖК РФ, является по своей сути компенсационной выплатой, компенсирующей расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае если указанные расходы превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, они в силу закона признаются социально значимыми и являются «объектом компенсации».
«Объект компенсации» может быть компенсирован полностью или в части, и это требует определения компенсируемой величины «объекта компенсации».
Кроме этого, признак компенсационности означает и то, что компенсационная выплата должна быть не просто сопоставима с «объектом компенсации» (например, с прежним заработком, доходом лица), но и сам размер компенсационной выплаты должен быть процедурно исчислен из суммы объекта компенсации в каждом случае назначения компенсации. Для этой цели или нормативно должна быть установлена компенсируемая величина объекта компенсации, или должен быть определен алгоритм определения компенсируемой величины .
Возвращаясь к примеру, связанному с пособием по временной нетрудоспособности, видим следующее. Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. предусмотрена процедура исчисления размера пособия из суммы средней заработной платы работника за два года, предшествующие году наступления страхового случая, в данном случае – временной нетрудоспособности. Объектом компенсации, как указывалось выше, будет являться неполученный доход в виде заработной платы в рамках трудовых правоотношений, компенсируемая величина устанавливается в размере 60%, 80%, 100% заработной платы в зависимости от страхового стажа.