Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование морфологических понятий о русском глаголе у младших школьников

valeravan 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.06.2022
Изучив психолого-педагогическую и лингвистическую литературу, я пришла к следующим выводам. В младшем школьном возрасте у ребёнка наглядно - образное мышление, хорошая память, преобладает механическое запоминание и непроизвольное внимание.
Введение

Актуальность темы исследования. В России школа должна удовлетворять требования государства и общества, то есть должна быть создана школа будущего – школа, которая будет эффективно функционировать. Среди современных требований к школе, когда перед педагогом стоит задача научить каждого обучающегося учиться самостоятельно, а также особое значение имеет вопрос о сформированности навыков грамотного письма обучающихся. Школа должна дать детям знания по русскому языку и применять их в речевой практике. При этом нужно вести обучение на соответствующем уровне. Грамматика – это самый большой раздел в русском языке. Данное понятие объединяет в себе морфологию и синтаксис. В курсе морфологии изучаются части речи, включающие в себя три большие темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол – концентрически представлены в каждом классе начальной школы. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах обучающиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. В процессе изучения темы «Глагол» младшие школьники могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д. Таким образом, в обучении глаголу в начальных классах наблюдается ряд трудностей. Глаголы занимают второе место после существительных по числу употребления. Поэтому изучение глагола является самой сложной темой в русском языке для обучающихся младших классов. Всё вышеизложенное предопределило актуальность темы нашего исследования. Степень разработанности темы. При работе над темой я обратилась к научным трудам, посвященным проблеме формирования лексикографических навыков у младших школьников. Во все периоды развития русского языка глаголу уделялось значительное внимание учеными – лингвистами: Ф.И.Буслаевым, В.В. Виноградовым, А.Х. Востоковым, Ф.Ф. Фортунатовым, А.А. Шахматовым и др. Проблемой обучения глагола в начальных классах занимались Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, О.В. Сосновская и другие. Цель работы заключалась в теоретическом и методическом обосновании, а также в практическом совершенствовании путей, направленных на преодоление трудностей изучения темы «Глагол» в 4 классе. Исходя из цели исследования, были определены его задачи: 1. Изучить лингвистические основы изучения глагола в начальных классах. 2. Выявить психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике 3. Исследовать методические основы изучения темы «Глагол» в начальных классах, определить трудности его изучения в 4 классе. Подготовить и провести экспериментальную часть дипломной работы. Объект данного исследования – процесс обучения младших школьников русскому языку. Предмет данного исследования – методика работы над глаголом в начальной школе. Методологическая основа исследования. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ фундаментальной литературы, исследование данных смежных наук и современного состояния вопроса, метод эксперимента, анкетирование, метод контроля, метод статистической обработки, метод обобщения данных, полученных эмпирическим путём. Гипотеза исследования: преодолению трудностей изучения темы «Глагол» будет способствовать совершенствование дидактических материалов к урокам, широкое использование наглядных пособий и занимательных упражнений. Научная новизна: ? рассмотрены морфологические категории глагола; ? охарактеризована программа УМК «Перспектива» по русскому языку Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной; ? определены психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста; ? проанализированы методы и приёмы заданий по теме «Глагол»; ? обоснованы исследования исходного уровня знаний у младших школьников по данной теме; ? проведена оценка результатов исследования; ? проанализированы методические рекомендации по формированию морфологических понятий о русском глаголе. Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем расширении знаний о глаголе у младших школьников и развития личности в процессе формирования умения учиться на уроках русского языка. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций, упражнений, заданий, способствующих преодолению трудностей изучения глаголов в 4 классе. Апробация работы. Основные положения и выводы данной работы применялись автором на практике при расширении сферы формирования морфологических понятий о русском глаголе у младших школьников. Использовались автором на научно-практических конференциях по проблематике реализации практических технологий формирования морфологических понятий о русском глаголе у младших школьников. Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель исследования и основные задачи, подлежащие решению, указываются объект, предмет исследования. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по поставленным задачам. В списке использованных источников приводится перечень источников, необходимый при написании работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ................................... 7 1.1. Глагол как часть речи................................................................................... 7 1.2. Морфологические категории глаголов...................................................... 9 1.3. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста................................................................................................................ 15 Выводы по первой главе.................................................................................... 22 ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....................................................................... 24 2.1. Анализ общеобразовательной программы по русскому языку для начальной школы .............................................................................................. 24 2.2. Методы и приемы, используемые в начальной школе при изучении темы «Глагол» .............................................................................................................. 27 Выводы по второй главе...................................................................................... 35 ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.......................... 37 3.1. Констатирующий эксперимент................................................................... 37 3.2. Формирующий эксперимент....................................................................... 40 3.3. Контрольный эксперимент.......................................................................... 46 Выводы по третьей главе.................................................................................... 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 52 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................... 55 ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................... 59
Список литературы

1. Алексеева Т. В, «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». –2000. -№9 –с.7-9. 2. Алексеева Т. В. «Обобщение знаний о глаголах»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. –№9 – с.11-12. 3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 2001. – 606с. 4. Богоявленский Д. Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике. В сб.: Вопросы психологии и усвоения грамматики и орфографии. М.: Учпедгиз, 2010. - 252 с. 5. Богоявленский Д.Н. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 2002. – 333 с. 6. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 4-ий класс (1-4). - М.: «Балас», 2011.- 210с. 7. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. – М.: Учпедгиз, 1959.- 625с. 8. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове: Учебное пособие для вузов/Отв. редактор Г. А. Золотова. – М.: Высшая школа, 1986.- 640с. 9. Голованов И.Г. Морфология современного русского языка – Изд.-2-е. – м.: Высшая школа, 2001.-285с 10. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка. //Начальная школа. 2001. №11. с. 93. 11. Жуйков С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 2004. - 184 с. 12. Климанова Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе. В 2 частях, часть 1 /Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева; Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение, 2014.– 127 с.: 13. Климанова Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе. В 2 частях, часть 2 /Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение, 2014. – 129 с.: ил. 14. Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, часть 2/Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос.академия наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение. М.: Просвещение, 2011.– 144 с.: ил. 15. Климанова Л.Ф. Русский язык.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, часть 2/Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. 16. Климанова Л.Ф. Русский язык.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, часть 2/Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.: ил. 17. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 2006. - 304 с. 18. Лоншакова А. А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка//Начальная школа. 2002. №4. с. 38-44. 19. Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка. М.: «Просвещение», 2003. 228 с. 20. Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка. М.: «Просвещение», 2003. 228 с. 21. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших пед.учебных заведений. М.: «Академия», 2000. 464 с. 22. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Составитель Т. П. Сальникова. М.: ТЦ «Сфера», 2000, 240 с. 23. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. М.: «Академия», 2000. 456 с. 24. Полякова А. В. Русский язык: 4 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 1998. – 60с. 25. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2000. 320 с. 26. Рамзаева Т. Г.,Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». М.: Просвещение, 2009. - 431 с. 27. Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе: Учебник для педагогических училищ. 5-е издание, переработка - М.: Просвещение, 1963. 368 с. 28. Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, А. П. Кысин и др., Под редакцией Л. Л. Касаткина. М.: «Академия», 2001. 768 с. 29. Русский язык. Часть2 /Под ред. Максимова Л.Ю. М.:» Просвещение», 2009. - 287 с. 30. Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, А. П. Кысин и др., Под редакцией Л. Л. Касаткина. М.: «Академия», 2001. - 768 с. 31. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.:» Госполитиздат»,1998. - 257 с. 32. Современный русский литературный язык: Учебник для филол. спец. педагогических институтов// П. А. Лекант, Н. Г. Гольцова, В. П. Жуков и др.; Под редакцией П. А. Леканта. М.: Высшая школа, 1988. 416 с 33. Современный русский литературный язык: Учебник для филол. спец. педагогических институтов// П. А. Лекант, Н. Г. Гольцова, В. П. Жуков и др.; Под редакцией П. А. Леканта. М.: Высшая школа, 2001. - 416 с. 34. Современный русский язык. /Под ред. Валгиной Н.С. Изд.-6-е.- М.: логос,2001. 528 с. 35. Современный русский язык. Часть 1. /Под ред. –М.: Рольф; Айрис-пресс, 2000.-448с. 36. Современный русский язык. Часть II (Морфология, синтаксис)/Под редакцией профессора Е. М. Галкиной-Федорчук. М., 1994. 640 с. 37. Современный русский язык: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»/Р. Н. Попов, Д. П. Валькова, Л. Я. Маловицкий, А. К. Федоров. М.: Просвещение, 2001. 464 с. 38. Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды. В двух томах. Том 2. М.: Учпедгиз, 1957. 471 с. 39. Фролов Л. А. Обучение русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2002. 192 с. 40. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Учпедгиз, М.,1941. 248 с. 41. Шатилова Г. «I и II спряжение глаголов настоящего времени»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 9. с. 5-7.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 1.1 Глагол как часть речи в лингвистической литературе Лингвистические особенности глагола для обучающихся начальной школы очень сложные. В начальных классах они знакомятся только с некоторыми категориями, которые характерны для данной части речи. Части речи – это лексико - грамматические разряды слов, которые имеют разграничение по выражаемым значениям, морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по их синтаксическим функциям, входящих в состав предложений [35]. Определяя часть речи у какого-либо слова, нужно учитывать совокупность всех характерных черт. При отнесении слов к категории глагола, необходимо чтобы они обозначали действие (или состояние), а также выражали данное действие (или состояние) в формах числа, вида, времени, лица, залога и т. д. В русском языке, по мнению некоторых лингвистов, существует множество различий в описании глагола как части речи [1].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 98 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg